39 159
18 августа 2022 в 11:00
Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич
Спецпроект

«30 лет — самый популярный возраст, чтобы прийти к проктологу». Все, что вы хотели знать о геморрое, но стеснялись спросить

Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич

Огромное табу лежит на всем, что связано с нашими, уж простите за прямоту, попами. Вряд ли вы спокойно подойдете к коллеге и скажете за чашкой чая: «Знаешь, Василий, я вчера был на приеме у проктолога с геморроем…» Но в 2022 году это совершенно нелогично. Люди воспринимают как обыденность походы к другим «стеснительным» врачам — урологам и гинекологам, человечество изобрело таблетки с видеокамерами, чтобы осматривать кишечник, Илон Маск отказался покупать Twitter, а белорусы до сих пор стесняются произнести слово «геморрой». На все вопросы об этой «неловкой» болезни сегодня отвечает проктолог Сергей Гмир. Почему белорусы медленно расстаются со страхом? Как подготовиться к осмотру проктолога? Отчего с людьми случается геморрой? Чем так важна клетчатка и 2 литра воды в сутки?.. Onlíner продолжает совместный спецпроект с медицинским центром «Кравира».

— Кто ваши пациенты?

— Ко мне обращаются люди совершенно разного возраста, пола и профессий. 20—40 лет — самый популярный возраст, чтобы прийти к проктологу. Пациентов постарше почему-то меньше. Хотя приходят все. Самому маленькому пациенту, которого я консультировал, было четыре дня.

— Отчего у белорусов столько страха и стыда перед проктологами?

— Тут не в национальной принадлежности дело. Сама по себе эта область считается постыдной — причем архетипически, в разных культурах. Например, индусы верят, что после смерти у хорошего человека душа выходит через рот, а у плохого — через анус.

Сегодня мужчины могут гордиться тем, что консультируются у уролога. Женщины приучены бывать у гинеколога. Но когда дело доходит до проктолога, включается обычная человеческая стеснительность.

Еще пятнадцать-двадцать лет назад на консультацию к проктологу в частный медицинский центр приходили единичные пациенты. А потом их становилось больше, больше, больше… Сейчас есть интернет, множество ресурсов, которые популяризируют нашу специальность. Со временем общество меняется и раскрепощается.

Из моего опыта, люди старше пятидесяти лет обладают большей стеснительностью. А тридцатилетние пациенты идут совершенно спокойно. Некоторые начитаются про рак и приходят даже без жалоб: «Хочу убедиться, что у меня все в порядке, доктор». Но чаще всего пациентов, конечно, гонят боль и страх.

— Как именно происходит осмотр? Это больно? Как подготовиться?

— Почему-то люди довольно часто верят в ложное утверждение, мол, осмотр проктолога — это болезненная процедура. Нет. На самом деле все не так.

Процедура осмотра — безболезненная. Да, пожалуй, не стоит ожидать от нее прямо приятных ощущений, ведь в анальном канале есть нервные окончания, а в прямой кишке — чувствительные к давлению рецепторы. Но чаще всего пациент вообще ничего не ощущает и, когда осмотр закончен, с удивлением спрашивает: «Что, уже все?» Многое зависит от психологического настроя.

Я обычно провожу осмотр в положении на левом боку или на гинекологическом кресле. Сначала — визуальный контроль, потом — пальцевое исследование, затем в анальный канал вводят специальный прибор — аноскоп, и, наконец, проводят ректоскопию, чтобы исследовать всю прямую кишку на 15—20 сантиметров. Еще раз повторю, осмотр, который включает в себя пальцевое исследование, аноскопию и ректоскопию, полностью безболезненный.

При необходимости пациентам отдельно назначают колоноскопию. Это очень важное исследование. Колоноскопия необходима людям старше сорока лет, а если есть показания — то и в более молодом возрасте. Ее повторяют раз в пять лет.

На мой взгляд, особой подготовки к осмотру проктолога не требуется. Если пациент сходил с утра в туалет, то до вечера кишка будет пустой и ее можно посмотреть. Если есть острая проблема, что-то болит, зудит, то вообще не нужно никак готовиться. Просто сходить в туалет и подмыться.

Когда проблема беспокоит пациента длительное время, есть несколько вариантов подготовки. Самый комфортный — французская микроклизма объемом 5 миллилитров за два-три часа до осмотра. Эти штуки недавно появились у нас в аптеках, они очень удобные. Второй вариант — свеча для очистки. Третий — спринцовка на 150—200 миллилитров, которая покупается в аптеке, наполняется теплой водой и вводится в прямую кишку за два-три часа до приема. Все! Никаких сильных жидких слабительных, как при колоноскопии, пить не нужно. Никаких очистительных полуторалитровых клизм (кружек Эсмарха) не требуется. Подготовка должна быть удобной, легкой, быстрой.

— Отчего с людьми случается геморрой?

— Смотрите, тут важно различать хронический геморрой и острый, ведь это две разные формы одной болезни.

Сейчас будет краткая анатомия анального канала (улыбается. — Прим. Onlíner). В анальном канале, маленьком конечном отделе пищеварительного тракта, есть две зоны геморроидальных сплетений: внутренняя и наружная. Сама геморроидальная ткань выглядит как гроздь винограда. Сосуды похожи не на длинные вытянутые вены и артерии, а на круглые шарики.

При хроническом геморрое увеличивается либо внутренний, либо наружный компонент ткани. Причина — недостаточная удерживающая способность связывающего аппарата геморроидальных сплетений. Вот она, основная проблема — генетика! Хронический геморрой — это генетика. И тогда под воздействием провоцирующих факторов (тяжелый физический труд, долгое сидение, беременность, запоры и натуживания) ткань увеличивается и начинает выпадать из анального канала. Так что в случае хронического геморроя ответ на ваш вопрос — это генетика плюс провоцирующие факторы.

Острый геморрой — совершенно другая история, не связанная с генетикой. Здесь дело в резком нарушении кровоснабжения. Человек натужился, выпил алкоголь, поднял тяжелое… И вот из-за нагрузки происходит разрыв каверны — сосуда геморроидальной ткани, она рвется, и возникает шарик.

Пациенты часто путают два этих состояния. Приходят на прием: «Доктор, у меня хронический геморрой!» — «А как вы поняли?» — «Периодически шарик возникает». — «Тогда это острая проблема».

Бывают люди, у которых есть одновременно и хронический, и острый геморрой.

— Пациенты любят самостоятельно ставить себе стадии геморроя?

— Конечно. У острого геморроя три степени, а у хронического — четыре стадии, есть где разгуляться (улыбается. — Прим. Onlíner).

Многие приходят, говорят с ходу: «Доктор, у меня геморрой четвертой стадии!» — «Почему вы так решили?» — «Прочитала в интернете». Смотришь, а там банальная анальная кожная бахромка. То есть очень часто стадии геморроя существуют исключительно в голове. Четко определить стадию может только доктор, но никак не Google.

При первой стадии геморроидальные узлы не выпадают, хотя кровь чуть-чуть выделяется. Вторая стадия — узлы немного вываливаются при натуживании, но сами заправляются обратно. Третья стадия — узлы настолько выпадают, что их приходится вправлять руками. Ее, кстати, стало гораздо меньше. Сейчас люди не доводят себя до третьей стадии, приходят к проктологу вовремя. А четвертая стадия, очень редкая сегодня — это когда человек идет, чуть-чуть натужился или чихнул, и у него — шлеп! — узлы вываливаются.

— Есть ли какие-то стопроцентные признаки, по которым сразу можно сказать: «Э, батенька, у вас геморрой»?

— Острый геморрой случается внезапно, когда возникает болезненный шарик в области анального канала. Это самая частая история. Люди, кстати, склонны думать, что шарик — это наверняка опухоль или какая-то другая, более серьезная проблема.

Признаки хронического геморроя — выделение алой крови, дискомфорт, ощущение, будто что-то выпадает. Но боли нет.

Сразу сделаю оговорку: это все не стопроцентные варианты. Одни и те же проявления, например, могут быть у острого геморроя и у парапроктита — совершенно разных болезней, которые принципиально по-разному лечатся. Разобраться с этим может только опытный проктолог.

— Почему геморрой случается после родов?

— Действительно, после родов обостряется хронический процесс, если он имел место, причем неважно, было кесарево или естественные роды. Острые формы геморроя мы тоже регистрируем на фоне беременности начиная со второго-третьего триместра.

Когда женщина вынашивает плод, у нее растет матка, меняется отток крови из вен нижней половины тела, из-за гормональных изменений ткани параанальной области становятся более эластичными. В итоге мы часто видим тромбоз, отек геморроидальных узлов. А после рождения ребенка пациентки приходят потому, что сам процесс родов — мощный провоцирующий фактор, серьезное нарушение кровоснабжения, когда женщине приходится тужиться.

Предотвратить эту проблему у беременных и кормящих женщин практически невозможно. Лишь уменьшить последствия. Рекомендации здесь такие же, как и при других формах геморроя: избегать запоров и плотного стула (фрукты, овощи, 1,5—2 литра воды в сутки, препараты клетчатки), подмываться водой комфортной температуры, меньше натуживаться при дефекации.

Очень часто острый геморрой после родов исчезает через один-два месяца, как будто ничего и не было. Порой остаются висящие наружные узлы — это зачастую исключительно эстетическая проблема для женщин. С точки зрения физического здоровья она никак не беспокоит. Хирургически эта ситуация легко решается, операция очень распространена, примерно как блефаропластика.

— В каких случаях геморрой лечат консервативно, а в каких — хирургически?

— Я вам скажу так. И острый, и хронический геморрой — это не смертельная болезнь (улыбается. — Прим. Onlíner). Я отношусь к врачам, которые стараются подобрать терапию так, чтобы она помогла пациенту, но при этом не навязывают свою точку зрения. Я слушаю человека и что-то рекомендую. Но выбирает тактику он сам. Сам! Это важно.

Например, острый геморрой. Можно удалить узел, можно сделать тромбэктомию, можно назначить консервативную терапию свечами и таблетками. Ты беседуешь с пациентом: «Насколько сильно беспокоит проблема? Боитесь ли вы хирургического вмешательства?» Если пациент пришел с острой формой, с шариком, в первый день болезни, то ему очень больно. Объясняешь: «Сейчас сделаем маленькую операцию — вам сразу станет легче». Он согласится. Если же человек перетерпит боль и придет на третий день болезни, то при словах о «маленькой операции» будет мотать головой: «Нет-нет-нет!» Нужно слушать пациента и в зависимости от его пожеланий находить выход. В конце концов, консервативное лечение возможно и при остром геморрое, и при хроническом.

Вот приходит ко мне на прием дальнобойщик, у которого кровит геморрой второй стадии, и говорит: «Резать — сразу нет!» Я отвечаю: «Значит, остается всего два варианта. Первый — консервативная терапия, когда периодически нужно пить таблетки, ставить свечи. Второй — склерозирование. Это самый щадящий способ лечения, что-то между консервативной терапией и хирургией. Делается укол в геморроидальные узлы, дискомфорта никакого, кровотечения проходят, узлы перестают выпадать. Но это не радикальный способ. Возможно, подчеркиваю — возможно, через пять-десять лет вам придется повторить процедуру».

Если человеку больше нравятся консервативные варианты, мы выбираем консервативные. Если инвазивные — то инвазивные. Вот и все.

— Сейчас отовсюду доносятся три волшебных слова — «лигирование геморроидальных узлов». Что это такое?

— Это метод лечения внутреннего хронического геморроя, когда узел захватывается специальным прибором и на него, словно удавка, накидывается латексное кольцо. Метод довольно популярный, быстрый, офисный: пришел в клинику — и через десять минут все готово. Но я им уже практически не пользуюсь, потому что у пациентов, во-первых, зачастую возникают неприятные ощущения после процедуры, а во-вторых, через 3—4—5 лет симптомы геморроя чаще всего возвращаются. На мой взгляд, склерозирование — отличная замена лигированию, причем куда более эффективная, если делать ее правильно.

— Что такое геморроидэктомия по Миллигану — Моргану?

— Эта операция — золотой стандарт в лечении хронического геморроя второй — четвертой стадии. При желании пациента, при его согласии геморроидэктомия по Миллигану — Моргану позволяет решить проблему практически навсегда. Суть операции в том, что берутся геморроидальные узлы, которые увеличены, выпадают, кровят, и удаляется наружный и внутренний компонент. Миллиган и Морган в 1935 году предлагали удалять узлы ножницами, потому что ничего другого тогда не было. Сейчас для лучшей коагуляции существуют и ультразвуковой скальпель, и термостеплер, и другая современная аппаратура. Все не так болезненно и страшно, как в 1935-м (улыбается. — Прим. Onlíner).

Восстановление после такой операции длится в среднем пять-шесть недель. Если рана анального канала заживает до двух месяцев, это считается нормой. Геморроидэктомия по Миллигану — Моргану — хорошая радикальная операция, но нужно быть к ней готовым.

— Люди часто ищут сложные и запутанные причины своей болезни. Но, оказывается, в проктологии иногда дело лишь в том, что человек пьет мало воды…

— Именно. Для мягкого стула нужны 2 литра воды в сутки. Ведь человек почти на 90% состоит из воды. Для функционирования и жизнедеятельности нужно минимум — минимум! — 40—50 миллилитров воды в сутки на каждый килограмм веса. Вот откуда эти 2 литра. А человек теряет воду с потом, с дыханием… Очень много воды всасывается в толстой кишке. И если человек пьет мало жидкости, то организм пытается ее откуда-то взять — например, из кишечника, из толстой кишки. В итоге каловые массы становятся сухими, плотными.

Поэтому мы, проктологи, рекомендуем фрукты, овощи, 1,5—2 литра жидкости в сутки и при необходимости пребиотики и кишечные волокна — пшеничную клетчатку, волокна псиллиума, овсяные хлопья.

— Чем так важна клетчатка для пациентов проктолога?

— За границей после сорока лет клетчатку назначают просто рутинно. Это прекрасная штука! Клетчатка помогает сделать каловые массы не такими плотными — вот и все. Это шлаковое вещество, которое наш организм не может переработать. Клетчатка не нужна человеку, который ест достаточно фруктов и овощей, ведь они сами по себе содержат много клетчаточных волокон. Но если у пациента с этим проблема, ну не любит он фрукты и овощи, то нужно искусственно добавлять в рацион клетчатку, чтобы кишечник нормально функционировал.

— Подмывание водой вместо использования туалетной бумаги действительно помогает? Это не мракобесие, научный метод?

— Действительно помогает. Вопрос только в температуре воды (улыбается. — Прим. Onlíner). При некоторых патологиях, например остром геморрое, сработает именно прохладная вода. Она уменьшит неприятные ощущения. При хроническом геморрое, когда обостряется кровотечение, подмывание прохладной водой тоже замечательно действует.

А возьмем, например, хроническую анальную трещину, в основе которой — спазм сфинктера. Если добавить прохладную воду, то спазм может усилиться, человеку станет хуже. Поэтому здесь лучше теплая вода.

Универсальной рекомендацией станет комфортная вода: и не теплая, и не холодная, обычной комнатной температуры. Отказаться от туалетной бумаги и перейти на подмывание водой после дефекации — это идеальный совет проктолога, ведь туалетная бумага, даже самая мягкая, раздражает анальную зону.

И напоследок очень важное. Пожалуйста, не берите с собой гаджеты в туалет, чтобы не проводить там много времени. Это избавит вас от проктологических проблем в будущем.



Партнер проекта — «Кравира»
Сеть клиник «Кравира» приглашает к сотрудничеству: корпоративное медицинское обслуживание — это перспективно и взаимовыгодно. Мы предлагаем качественные и честные медицинские услуги. Успешно работаем на рынке более 20 лет, имеем безупречную репутацию.
Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007 г.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by