08 апреля 2022 в 11:39
Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич, Александр Ружечка
Спецпроект

«Смотришь в зеркало: вчера этого еще не было!» Что происходит с телом, когда стукнуло 40 (или хотя бы 35)

Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич, Александр Ружечка

Страх старости и миф о красоте, который требует — ни больше ни меньше — вечной молодости и бессмертия, вынуждают многих из нас ждать 40-летнего юбилея с тревожным сглатыванием слюны. А ведь ВОЗ официально называет всех, кому не исполнилось 45, «молодыми». О том, какие системы в организме начинают сбоить, когда стукнуло сорок, и что с этим делать, говорим с терапевтом Еленой Михневич. Минчанка Нина честно рассказывает, что изменил в ее жизни 35-летний рубеж. Onlíner продолжает совместный спецпроект с медицинским центром «Кравира».

«Все-таки 40 лет — это не новые 20. И это нужно осознавать»

Заведующая филиалом, терапевт высшей категории медицинского центра «Кравира» Елена Михневич призывает всех, кому исполнилось 40, обязательно пройти чекап. Почему? Читайте сами.

— Кто ваши пациенты?

— Самые разные люди — от 19 до 80 лет. Очень многие после ковида. Столько последствий… Раньше мы боялись одного: «Не умереть бы от пневмонии». Сегодня уже ясно, что так называемый «постковидный синдром» — это большая проблема. Нужно бдеть. Смотреть за сердцем и щитовидной железой. Если до ковида у вас были какие-нибудь хронические заболевания, например доброкачественные опухоли, стоит относиться к этому бережно: делать обследования через три, шесть, двенадцать месяцев. Как говорят патологоанатомы, вирус — это «ключ, который открывает все, что плохо хранилось в организме». Все тайные сбои системы, о которых мы сами не знали. Ковид омолодил гипертонию и нарушение ритма сердца — даже у детей.

— Как позаботиться о здоровье, когда стукнуло 40?

— Вообще по классификации Всемирной организации здравоохранения «молодыми» считаются люди до 44 лет (улыбается. — Прим. Onlíner). Но в сорок, к сожалению, мы видим манифест многих проблем и заболеваний. Геронтологи в своих исследованиях отмечают, что на 25% снижается реакция, начинает ухудшаться память.

— Какие именно системы начинают сбоить?

— Давайте пройдемся сверху вниз. Глаза: развивается дальнозоркость, патология сетчатки и глазного дна. То есть к сорока годам обязательно побывать у офтальмолога.

Сердечно-сосудистая система. Она связана с питанием и обменом веществ, который замедляется к сорока годам. В итоге мы кушаем столько же, сколько привыкли, но получаем лишние килограммы. Еще в организме есть такая штука — гипоталамус, который отвечает за насыщение. Он перестает быть таким чувствительным. Кушаешь, кушаешь, чтобы насытиться, но никак не удается, и в результате — ожирение. Это повышает риски сахарного диабета, атеросклероза, гипертонии и даже остеопороза (большой вес дает нагрузку на суставы).

Гипертония — это, пожалуй, основное, что беспокоит, особенно после ковида. Люди в 35, 36, 37 лет приходят с повышенным давлением.

Половая система. У женщин после сорока лет начинается менопауза: нарушается образование гормонов эстрогенов. Плохо и когда их слишком много, и когда их слишком мало. Гормональный сбой может случиться уже после 38, что повышает риск рака молочной железы. Поэтому посещение гинеколога с развернутой сдачей всех гормонов по фазам цикла — это обязательно, как и осмотр маммолога вместе с УЗИ молочных желез.

Из-за неправильной работы эстрогенов из женского организма вымывается кальций. Это опасно. Мы снова приходим к проблеме остеопороза. Именно поэтому женщинам после 40—45 лет всегда советуют сделать денситометрию — исследование, которое показывает процент вымывания кальция из костей.

У мужчин тоже не все гладко: снижается уровень тестостерона. Может развиваться простатит и аденома предстательной железы. Сейчас помолодела онкология предстательной железы, мочевого пузыря.

Кроме того, начинает сбоить варикозная система. «Жучки», «паучки», «сеточки» на ногах — это повод сходить к флебологу и сделать УЗИ, посмотреть проходимость вен. Склеротерапия хорошо убирает косметические дефекты. Если проблема более серьезная, назначаются таблетки либо лазерная коагуляция.

— Какие обследование стоит пройти мужчине и какие — женщине в 40 лет?

— Вот какой чекап я вижу для женщины. Обязательный минимум — общий анализ крови, развернутый, с формулами, общий анализ мочи, развернутая биохимия (глюкоза, гликированный гемоглобин, инсулин, индекс HOMA , холестерин, липидограмма и т. д.); УЗИ щитовидной железы, брюшной полости, почек, органов малого таза, сердца; гормоны щитовидной железы и половые гормоны; ЭКГ; флюорография; консультация терапевта, гинеколога, эндокринолога, кардиолога.

Для мужчин — общий анализ мочи, крови (обязательно — ПСА), развернутая биохимия, полный спектр по щитовидной железе, ЭКГ, флюорография, УЗИ брюшной полости, почек, предстательной железы, мочевого пузыря, сердца, иногда — велоэргометрия и холтер. Потому что у мужчин проблем с сердечно-сосудистой патологией гораздо больше. Инфаркты помолодели. Если есть жалобы, в чекап нужно включить фиброгастроскопию, ведь онкологию желудка никто не отменял. Обязательна развернутая консультация уролога со всеми анализами — мазки, посев мочи и т. д.

— Что насчет маммографии?

— По маммографии мнения расходятся: кто-то говорит, нужно делать в 40 лет, кто-то — в 45. В любом случае берется анамнез конкретной пациентки. Если в роду были доброкачественные или злокачественные образования молочных желез, то, конечно, стоит сделать маммографию в 40 лет или даже раньше. Но для начала существует УЗИ. Если врачу что-то не понравится на УЗИ, он отправит женщину на маммограмму. Обязательная маммография — это 45+.

— А онкомаркеры?

— Я всегда говорю пациентам: да, онкомаркер CA-125, который вырабатывается при раке яичников, — достаточно показательный. И все равно гинекологи смотрят в комплексе. А на онкомаркеры рака молочной железы, CA-15-3 и РЭА, опираться ни в коем случае нельзя. Они могут быть абсолютно идеальными у пациентов с третьей стадией рака. Поэтому нельзя рассуждать, мол, я сдала онкомаркеры, поэтому мне не нужно ни УЗИ, ни маммография.

У мужчин ПСА — достаточно показательный анализ.

— Колоноскопия нужна?

— Она больше касается мужчин. У них на втором месте среди онкозаболеваний — колоректальный рак. Опять-таки, нужен сбор анамнеза, подробные жалобы. Если у родственников что-то было, плюс нарушение стула, поносы, запоры, вздутие живота… Проктологи даже говорят: «Если мужчине сорок лет — дарите ему бесплатный абонемент на колоноскопию» (улыбается. — Прим. Onlíner).

— Нужно ли включать КТ в стандартный медосмотр?

— Нет, категорически нет. Если мы заподозрили что-то на флюорографии и нужно более детально изучить часть органа, — тогда пожалуйста. В остальных случаях достаточно УЗИ, которое сегодня можно делать с контрастированием. В любом случае решать должен доктор.

— Регулярно проходить чекапы — это ответственность, взрослость или некая ипохондрия, паранойя?

— Нет, это точно не паранойя. Мне очень нравится практика страховой медицины в США: если ты не прошел чекап за страховой период и после этого заболел, то лечение не оплатят. Страховой агент посчитает, что ты не интересуешься своим здоровьем. А если человек не несет ответственность за собственное здоровье, то почему страховая должна?

При простом чекапе часто выявляют проблемы со щитовидкой и даже пороки сердца. А человек жил и ничего не знал.

Я думаю, что до сорока, если нет патологии, можно проходить чекап, скажем, раз в два года. А после сорока — уже каждый год.

— Что скажете о витаминах? Купить все возможные, выпить — и сорока лет как не бывало!

— Ну… У меня к витаминам особое отношение. Поливитаминные комплексы не всегда оправданы.

Конечно, анализ на витамин D раз в год нужно делать. Показатель должен быть не ниже 35, а лучше 40 и выше. Потому что витамин D защищает нас от онкологии, помогает в обменных процессах, работе щитовидки, отвечает за чувство усталости, сонливость, состояние кожи и волос… И в то же время он способствует избыточному усвоению кальция. Поэтому, прежде чем бежать за ним в аптеку, обязательно нужно сдать анализ.

Конечно, если для профилактики выпить весной или осенью комплекс поливитаминов, особого вреда не будет. Но я предпочитаю моновитамины. Например, Омега-3 (не меньше 1500 единиц в сутки) в сочетании с витаминами группы B. Или, скажем, придет на прием молодой человек с угревой сыпью — ему назначу цинк.

— «Сорок — это новые двадцать», так принято сейчас говорить. Вы с этим согласны?

— И да и нет. Я уже перешагнула сорокалетний рубеж, но с удовольствием хожу в тренажерный зал минимум два раза в неделю. Ощущаю себя энергичной, сильной, молодой. И все-таки — это не «новые двадцать». Есть опыт прожитых лет, устойчивость нравственных и моральных представлений, ценностей и — увы, его никто не отменял — багаж болезней. Это нужно осознавать. Бежать в сорок лет без обследования и подготовки 21-километровый марафон я бы не советовала.


«Надеюсь, в сорок в моей жизни все только начнется»

36-летняя минчанка Нина смеется, шагая по парку Горького: «Вот шла к вам на интервью и думала: „Нужно купить тонометр“. Возраст же! Пора мерить давление». С Ниной мы говорим о том, как меняется тело, и незаметно переходим к вопросам метафизическим — старости, культу красоты и способности человека выдержать собственную неидеальность.

— 35-летний рубеж что-то изменил в ощущении своего тела?

— Принципиально — нет. А вот тридцатилетний рубеж я почувствовала. После 30 появилось ощущение, что уже не с такой бодростью встаешь по утрам. Нет той легкости, что была в 25 или 29. Начинаешь считать новые морщинки… Смотришь в зеркало: вчера этого еще не было, а сегодня уже есть.

Что касается здоровья, наверное, я нетипичный человек. Не хожу на обследования и чекапы, обращаюсь к врачу, только когда что-нибудь уж совсем начинает болеть. И подружки мои — точно так же. Думаю, наше, перестроечное поколение — такое. Заботимся о здоровье, когда уже что-то произошло. Начнет болеть желудок или голова, воспалится лимфоузел, ищешь таблетки, думаешь: «Это надо было раньше делать…» Я не знаю, какое у меня давление или уровень холестерина в крови. Последний раз сдавала анализы в октябре. «От случая к случаю» — вот моя позиция. Наверное, это неправильно.

Единственное регулярное обследование — у стоматолога. В остальном я спонтанный пациент. Но если уж попадаю к терапевту, стараюсь сделать ЭКГ, флюорографию, биохимию и остальные анализы — убедиться, что все хорошо.

Осенью и я, и муж прошли медобследование, потому что заболели ковидом. Муж переносил плохо, у него была пневмония. А я — хорошо, практически без последствий. Делала дыхательную гимнастику, очень много гуляла по улицам, паркам и болотам, глубоко дышала. И все же… Говорят, ковид приводит к когнитивным нарушениям. Мы с мужем стали забывать слова, фамилии, вместо одного слова произносим другое, переставляем слоги. Решили, что дело не в возрасте, а в коронавирусе (смеется. — Прим. Onlíner).

Во время обследования мне сказали: все показатели в норме. Вот так ковид стал удобным случаем проверить здоровье.

Пока болели, купили пульсоксиметры, регулярно мерили уровень кислорода в крови. Это единственный медицинский прибор, который есть у нас дома. А, подождите, еще градусник! (улыбается. — Прим. Onlíner). Наверное, пора купить тонометр. Возраст же! Хватит дарить на день рождения бесполезные подарки. Теперь только полезные — сковородку, тонометр… Пора становиться взрослыми серьезными людьми.

— Что с метаболизмом после 35? Есть «сюрпризики»?

— О, вопрос в яблочко. С десяти лет я привыкла измерять талию тремя обхватами своей ладони. И вот впервые трех ладошек не хватает! Это просто какой-то ужас. Раньше я знала, что зимой могу набрать два-три килограмма, но за весну они сами собой исчезали, никаких вопросов. Сейчас не ем сахар в чистом виде, устраиваю разгрузочные дни — и все равно не худею.

Любая съеденная еда моментально сказывается на лице. Поешь на ночь селедочки, утром встанешь — во-о-от такие глаза, лицо распухшее. Раньше такого не было. Тридцать пять плюс выглядят именно так. По крайней мере, для меня.

Наверное, поэтому стало больше дисциплины: встаю в 6:30 утра, пью воду, делаю разминку для суставов, обязательно завтракаю, обедаю и ужинаю в течение дня. В студенческие годы могла поесть только раз в день и даже не заметить этого, придя домой в три утра.

— Витаминами интересуетесь?

— Обязательно. Очень люблю и даже злоупотребляю витамином B (улыбается. — Прим. Onlíner). Еще курсами принимаю витамин C, D (прямо большими дозами — 10 000 МЕ), цинк и йодид калия. Витамин D очень выручил зимой: сразу появились силы, добавилась энергия, с удовольствием стала вставать по утрам. Чувствовала себя отдохнувшей, выспавшейся, а не как обычно. Одним словом, эффект есть.

— Сорок — это новые двадцать?

— Да, только устаешь больше. Мы живем в эпоху, когда доступна развитая медицина, витамины, средства по уходу. Сейчас очень много способов поддержать себя в тонусе. Раньше женщины рожали в 20, а в 45 уже были бабушками-старушками… Надеюсь, в моей жизни в сорок все только начнется (улыбается. — Прим. Onlíner).

У нас с мужем пока нет детей, и меня очень радует, что родители и близкое окружение лояльно к этому относятся, не требуют «выполнить долг». Лет в 27 был выбор: решиться стать мамой или продолжить карьеру? Тогда я чувствовала тревогу из-за давления общества. Все эти штампы на приемах у гинекологов: «будете старородящей», «рожайте немедленно!»… Это воспринималось мною болезненно. Но я приняла решение заняться карьерой. Это мое решение. Ребенка не рожают только потому, что посторонние люди говорят: «Пора!» Или: «Так принято». Каждый сам несет ответственность за свою жизнь и тем более за жизнь, которую планирует дать.

Я благодарна мужу за поддержку. Смотрю на жизнь философски: если нам суждено стать родителями — так тому и быть. А нет — значит нет, это не наш путь. Убиваться, рвать на себе волосы и впадать в депрессию из-за того, что не стала мамой, я не собираюсь.

— Вы боитесь старости?

— Да. Как и все. Боюсь, что не смогу делать привычные вещи: бегать, лазить по скалодрому или веревочному городку… Боюсь предательства тела.

— На женщин страх старости давит особенно, не так ли? Нам запрещено быть «старыми», «некрасивыми», седыми.

— Конечно. Есть грустный анекдот: «Жена стареет, а студентки первого курса — никогда». Давление существует, особенно в нашем обществе, которое пока перестраивается. Сейчас принято стареть красиво. Мы учимся воспринимать свой возраст адекватно. Не выглядеть в сорок на двадцать лет, а выглядеть на сорок, но при этом ухоженно. Принимать себя такими, какие мы есть. Видеть реальную внешность, а не отфотошопленную картинку из Instagram. Принимать себя неидеальными — со всеми морщинками и пятнышками. Я не хочу тратить три часа своей жизни, выясняя, какая сыворотка для лица лучше. Но это я такая. Для многих культ красоты по-прежнему существует.


Сеть клиник «Кравира» приглашает к сотрудничеству: корпоративное медицинское обслуживание — это перспективно и взаимовыгодно. Мы предлагаем качественные и честные медицинские услуги. Успешно работаем на рынке более 20 лет, имеем безупречную репутацию.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007 г.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by