19 июля 2022 в 11:00
Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич
Спецпроект

«Правильные» кроссовки стоят минимум $300? Спросили у травматолога-ортопеда

Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Даже если вы ни разу в жизни не ломали ни одну конечность, травматология и ортопедия — ближе, чем вы думаете. Каждому белорусу нужно правильно выбирать обувь, разбираться с походкой и осанкой, а после долгого и изнуряющего отпускного забега по условному Риму — пожинать плоды в виде ноющей коленки. С травматологом-ортопедом Артемием Боровицким мы поговорили о weekend warriors — «белых воротничках», не могущих даже разок отжаться, но дерзко врывающихся в большой спорт на выходных, что обычно заканчивается травмами; о том, как отличить перелом от обычного ушиба; сколько должны стоить «правильные» кроссовки; каждому ли пригодятся ортопедические стельки и как эмоциональный стресс влияет на позвоночник. Onlíner продолжает совместный спецпроект с медицинским центром «Кравира».


— Кто ваши пациенты — особенно летом, когда нельзя поскользнуться на льду или упасть на снегу?

— С точки зрения травматолога лето — очень горячий сезон. Да, гололеда нет, зато есть отпуска, хорошая погода, люди ездят на дачу, на природу, решают хозяйственные вопросы. Становится больше именно ран: человек порезался болгаркой, циркулярной пилой или бензопилой, упал на острые предметы, купался в диких местах и наступил на кусочки стекла или гвозди. Это первый момент.

Второй момент — прекрасная погода, и белорусы садятся на велосипеды, электросамокаты. Как следствие, падения, столкновения и повреждения. На самом деле, лето — это даже более активный период для травматолога, чем зима. Зимой сложные именно первые дни гололедицы, когда люди еще не привыкли передвигаться по скользкой поверхности. Потом все выравнивается. А лето — это перманентный поток пациентов с травмами.

Что касается работы ортопеда, то здесь обращения одинаковые на протяжении всего года: проблемы дегенеративного характера, артрозы голеностопных, коленных, тазобедренных суставов. Воспалительные заболевания могут быть связаны с перегрузкой, потому что люди работают на дачах, в деревнях, занимаются активными видами спорта. Есть такое понятие weekend warrior, когда человек по жизни имеет низкий уровень физической активности, но вдруг в свободный день решает срочно заняться спортом. Без подготовки сплавляется на байдарках — и получает тендовагинит, бежит играть в футбол — и получает разрыв либо тендинит ахиллова сухожилия. Таких проблем вполне себе хватает.

Планово-амбулаторные моменты тоже никто не отменял: справки для детей в школу и в детский сад. Лето — самое время для медосмотров.

— Как вы делите пациентов с артритами и бурситами с врачами-ревматологами и неврологами?

— Если это впервые возникшая патология сустава, без явных провокационных факторов вроде травм или перегрузок, то ей занимается врач-ревматолог. А травматолог-ортопед — консультант в таких случаях.

Вообще травматолог-ортопед лечит все, что связано с травмами и ортопедическими патологиями: деформации конечностей, дисплазия тазобедренного сустава, косолапость, врожденная мышечная кривошея и т. д. К ортопеду направляют, когда нужно делать инъекции прямо в сустав или решать вопрос о хирургическом лечении.

Неврологи вообще не имеют никакого отношения к бурситам и артритам. Но бывает, пациент обращается с болью в конечностях, и в процессе выясняется, что проблема не суставная, а неврологическая, например, причина боли скрыта в шейном отделе позвоночника. Тогда человек должен лечиться у доктора-невролога, и это действительно даст хороший результат.

Бурситы — это обычно острые состояния, по классификации МКБ-10 они связаны с нагрузкой и перегрузкой, но бывают посттравматическими либо инфекционными. Эту вотчину ортопеды уже скорее делят с хирургами.

— Когда не нужно иди к травматологу-ортопеду? Например, упал, ударился, две недели поболело и само прошло. Или приехал в Рим, обычно ходишь пять тысяч шагов в день, а тут находил по ступенькам двадцать тысяч, и заболела коленка…

— Смотрите, есть относительные и абсолютные признаки переломов (если говорить про «упал-ударился»). Боль не является абсолютным признаком чего-либо, она слишком субъективна. Каждый воспринимает ее по-своему. Кому-то обычный ушиб болит куда сильнее, чем другому пациенту — перелом со смещением.

Если мы видим боль, выраженный отек, появление кровоподтека (то, что в народе называют «гематома»), явное нарушение функций (тяжело ходить), вообще не можем наступить на ногу, видим деформацию конечности, чувствуем хруст — это самое что ни на есть прямое показание сиюминутно, немедленно обратиться к дежурному травматологу.

Если же нет выраженных ограничений функций и деформации, можно выбрать выжидательную тактику. Дать покой конечности, приподнять ее, наложить эластичный бинт (но без фанатизма — сильно накручивать не нужно), приложить лед, принять любой анальгетик. Помните, что гели вроде гепарина не обезболивают.

Про Рим и коленку. Если нагрузку уменьшили, но болевой синдром не проходит, начинает усиливаться, появляется отек, меняется температура ноги, то нужно обязательно обратиться к травматологу-ортопеду. Есть патологии, которые развиваются медленно, в обычной жизни нас никак не беспокоят, но при провоцирующем факторе (той же повышенной нагрузке) вызывают обострение и ухудшение. Если вовремя не займемся коленкой, то потом можно получить не очень хорошие последствия.

— Яблоко раздора ортопедов-травматологов: нужны ли каждому человеку ортопедические стельки?

— Нет, не нужны. Ортопедическая стелька — это лечебное устройство. Лечебное. Естественно, используют ее строго по назначению, а не с целью профилактики. Ортопедическая стелька нужна, чтобы разгрузить стопы и голеностопный сустав, убрать боль. Но, например, при мобильном плоскостопии организм сам приспосабливается, правильно распределяет нагрузку, чтобы комфортно передвигаться. Здесь не нужны ортопедические стельки. Не нужно ломать то, что не сломано. Когда же речь идет о ригидном плоскостопии и у пациента боль, отеки, проблемы с выбором обуви, то ортопедическая стелька помогает.

— Крамольный взгляд на плоскостопие заключается в том, что его… не существует. Мол, нет идеальной формы ног, все мы разные. У кого-то распластанная стопа, у кого-то — заваленная, у кого-то — высокий жесткий свод, но если нет боли, то и патологии нет. Что скажете?

— Все же я с этим не согласен. Существуют «золотые стандарты», под которые подходит здоровая стопа. Да, плюс-минус возможны отклонения, кривая распределения Гаусса, 86% — среднее арифметическое, а отклонения в ту или другую сторону не являются нормой. Высокий свод стопы («полая стопа») — вообще не норма. Вопрос в том, что вызвало эту патологию. Врожденные неврологические проблемы? Родовые травмы?.. Если мы возьмем мобильную плоскую стопу, о которой я уже говорил, то это адаптация, не патология. Но если у человека с плоской стопой появляются неприятные ощущения при ходьбе, болезненные натоптыши, то нужно лечить.

Просто по картинке условно «здоровое» и «патологическое» плоскостопие не различить. Нельзя скинуть доктору фото своих ног онлайн и сказать: «Посмотрите, тут у меня такая стопа…» Нужны специальные клинические тесты, осмотр в положении без нагрузки и под нагрузкой, исследования вышележащих суставов. На самом деле, все куда сложнее, чем кажется.

— Как правильно выбрать кроссовки? Обязательно ли покупать «оригиналы» минимум за $300? Нужно ли брать на полразмера больше, чтобы не было проблем с ногтями?

— Очень важный момент: никогда не нужно экономить на обуви. Но я не призываю бежать и покупать кроссовки за $300. Сама по себе цена ничего не гарантирует. Самая потрясающая дорогая обувь может дать отвратительный ортопедический эффект. А можно купить кроссовки за 100 рублей и получить замечательный эффект. Важно смотреть на качество материалов. На жесткость подошвы: она не должна быть мягкой, тряпичной, но и жесткой, абсолютно недеформируемой тоже быть не должна. В идеале — полужесткой, способной переносить нагрузки, компенсировать их и гасить. Передний отдел стопы должен быть приподнят, чтобы обеспечивать анатомический перекат. Потому что, когда мы ходим, стопа не опускается полностью, как при марше. Идет плавный перекат с пятки на носок, перераспределение веса. Если обувь абсолютно плоская, она нормальный анатомический перекат не обеспечивает. Должен быть хороший задник, который фиксирует пяточную кость.

Выбирать на полразмера больше я бы не советовал: незафиксированная стопа, которая болтается туда-сюда, — так себе история. Но покупать кроссовки, которые не сдавливают передний отдел, — это да, правильный подход. Любая обувь с очень узким носом может привести к проблемам: Hallux valgus, молоткообразной деформации пальцев или вросшему ногтю.

— Ходить босиком, как наши первобытные предки, — полезно?

— Да, это действительно полезно. Люди ходили босиком еще до того, как стали Homo Sapiens. Вопрос лишь в том, что на улице в современном мире передвигаться босиком крайне опасно. Можно наступить на кусочки стекла или металла и оказаться в кабинете у травматолога. Но дома или на дачном газоне я бы прямо рекомендовал ходить босиком. Маленьким детям с плоскостопием врачи прописывают ходить дома босиком.

— В травматологии и ортопедии пассивное лечение, когда пациенту делают массаж, остеопатию, мануальную терапию, намазывают мазьками, дают пилюльки, ни к чему не приводит? Работает только активное лечение, когда человек меняет свою жизнь: упражнения, движение, питание, позы во время работы, качество сна?

— Все так и есть. Только активное лечение дает эффект. Если вы возьмете любые западные гайдлайны по лечению, скажем, артрозов (самой распространенной патологии, с которой обращаются к травматологам-ортопедам), то первой всегда идет не медикаментозная терапия. Самая высокая по уровню доказанной эффективности — это физиотерапия, но не в постсоветском смысле, не электрофорез и лазеры, а именно физическая реабилитация, то, что у нас называется ЛФК, аэробика и т. д. Правильные тренировки и баланс позволяют снять нагрузку с пораженного участка, перераспределить ее на здоровый, улучшить подвижность сустава и качество кровоснабжения и, в конце концов, улучшить качество жизни.

Если мы рассчитываем, что будем просто принимать таблетки, назначенные доктором, походим на «волшебные» капельницы, уколы, поделаем электрофорез, то сиюминутно проблему, конечно, решить можно — снять острый болевой синдром. Но в перспективе через месяц-два все вернется на круги своя. Дегенеративные изменения в суставном хряще и менисках нуждаются всего лишь в смене образа жизни, нашей ежедневной активности. Эффект будет куда более наглядным, чем только при лекарственной терапии.

Это банальные вещи, но еда и количество движения сильно влияют на суставы. Если вы «белый воротничок» и целый день проводите за компьютером, то организму это явно не по душе. Или когда вы трудитесь только физически — это другая крайность. Важно уметь балансировать. Устраивать 15-минутные перерывы каждый час работы: встать, пройтись, сделать упражнения, разминку. Обычная ходьба — это уже прекрасно. Или, наоборот, для физических тружеников: каждые пятнадцать минут посидеть, позависать в интернете, нагрузить чем-то голову.

Норматив в 10 000 шагов в день важен скорее для кардиологов. Я такого от своих пациентов не требую. Если это бабулечка восьмидесяти лет с ноющими суставами, разве будешь ее заставлять? Немного попахивает садизмом. Человека нужно любить, человека нужно жалеть. В спокойном темпе пройдитесь минут 40 в парке — и уже хорошо, неважно, сколько будет шагов. Уже польза для организма.

Огромное значение имеет сон. Если меняется его продолжительность, непрерывность или циркадные ритмы, то появляются ноющие боли вдоль позвоночника, головные боли, перманентный дискомфорт, ощущение «спазмов». Так что, если все в вашем теле начало хрустеть, тянуть и болеть, возможно, достаточно поменять режим. Попробуйте спать побольше. Не стесняйтесь признаться себе, что испытываете постоянный психологический стресс. Именно он вызывает болевой синдром в спине и боли неясного генеза во всем теле. Разрешите себе мини-отпуск, поменяйте обстановку, устройте информационный детокс (улыбается. — Прим. Onlíner). Можете даже сходить к психологу или психотерапевту.



Партнер проекта — «Кравира»

Сеть клиник «Кравира» приглашает к сотрудничеству: корпоративное медицинское обслуживание — это перспективно и взаимовыгодно. Мы предлагаем качественные и честные медицинские услуги. Успешно работаем на рынке более 20 лет, имеем безупречную репутацию.

Спецпроект подготовлен при поддержке ОДО «Медицинский центр „Кравира“», УНП 101477932, лицензия М-4797 №02040/4797 выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 26.09.2007 г.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by