Как Беларусь добывает суверенный газ

25 815
08 ноября 2022 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Дмитрий Сапов

Как Беларусь добывает суверенный газ

Автор: Андрей Рудь. Фото: Дмитрий Сапов

Вроде бы у нас не обнаружено месторождений природного газа — все разобрали Россия, Туркменистан, Америка… При этом мы все же как-то исхитряемся добывать газ. Так он есть или его нет? Белорусские нефтяники почему-то непрерывно и страстно говорят про попутный нефтяной газ. Пора разобраться: это что вообще? Почему он попутный? Чем они так возбуждены?.. И куча других вопросов. Продолжаем жадно перебирать наши невеликие и оттого такие дорогие нам ресурсы в цикле «Недра». Итак, у нас уже есть уран, алмазы, золото, янтарь. А теперь к ним — еще и собственный газ. С помощью «Белоруснефти» выясним, откуда он взялся, как извлекается и для чего нужен.

Нефть — это газировка

Прежде чем добыть наш суверенный газ, надо определиться, что это такое. Россия же гонит нам миллиардами кубов свой природный газ — это то же самое? Нет, это другое.

Все, что нам досталось, — это так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), побочный (попутный) продукт нефтедобычи. Представляет собой смесь газов, растворенных в нефти (как углекислота растворена в вашем лимонаде). И да, он похож на российский природный газ — «только меньше и другой».

При добыче нефти содержащиеся в ней газы испаряются естественным образом и могут быть просто потеряны без пользы. Когда-то попутный газ был скорее проблемой для первых нефтяников. Его просто сжигали из соображений безопасности, убивая экологию. Да и сейчас можно найти красивые и очень шумные факелы на некоторых нефтерождениях в слишком богатых и самонадеянных странах.

Вот картинка из США:

Фото: AFP

Основа ПНГ — метан, его в смеси около 60% (для сравнения: российский природный газ, который горит в вашей конфорке, почти полностью состоит из метана). Еще намешано два десятка других компонентов, но нас сейчас будут интересовать в основном пропан (C3H8) и бутан (C4H10) — на них приходится, грубо говоря, почти пятая часть. В природном газе, в отличие от ПНГ, их совсем мало, доли процента.

Если пропустили этот абзац из-за сложных букв, вам нечем будет блеснуть в беседе с дамой.

Итак, наша задача — при добыче легендарной белорусской нефти выпустить из нее газы и собрать их с минимальными потерями. А затем как-то отделить от собранного пропан и бутан. Выпускай, собирай в огромные красивые емкости — там разберемся, что с этим делать.

Нефть — отдельно, газы — отдельно

Чтобы отделить нефтяные газы и грамотно ими распорядиться, нужна очень дорогая и сложная инфраструктура. У нас как раз есть.

Как из породы на глубине нескольких километров выдавливают нефть с помощью океана слизи, мы уже показывали. Из скважин эта черно-бурая, полная примесей газировка отправляется по трубам на вот эту установку по подготовке нефти.

Говорят, это необъятное нагромождение труб и резервуаров в штатном режиме обслуживает смена из шести человек. Причем делают это в основном удаленно: создан виртуальный «аватар» установки — через него и управляют.

Мы помним, что, вообще-то, «Белоруснефть» мечтает создать полную виртуальную копию нашей нефти — вместе с качалками и прочей инфраструктурой — чтобы управлять всем с условного смартфона. Что-то (далеко не все) уже оцифровано и красиво смотрится, мы рассказывали, как это работает.

Центр, откуда планируют управлять всей белорусской нефтью

Вернемся к установке. Нефть, которая стекается сюда, содержит, помимо большого набора газов, также воду и другие примеси. Все это надо разделить.

Пройдя многочисленные сепараторы и блоки обезвоживания, подготовленная к переработке товарная нефть отправится в свою трубу и на нефтеперерабатывающий завод. Нам с нею сегодня не по пути.

Нас интересует попутный нефтяной газ. За год белорусские нефтяники добывают его около 200 млн кубометров. За все время разработки белорусской нефти (с 1964 года) добыли около 17 млрд. Много это или мало, попробуем понять позже.

ПНГ — это тоже смесь, в которой, как мы помним, до 60% метана, также есть этан (до 15%), пропан (до 20%), бутан (до 5%), прочие газы и вещества в малых дозах. Эти доли могут сильно плавать и зависят от исходной «газировки». Ни одна дама не сможет устоять, если подкрасться и жарко прошептать ей это прямо в ухо.

Метан, конечно, всем хорош и будет использован для получения энергии. Но в масштабах страны такое количество все равно погоды не сделает. Больший интерес для нас представляют пропан и бутан. Надо их как-то отделить.

Отправляемся вслед за газовой смесью на следующий объект.

Газ есть, нужны потребители

В неприметном месте под Речицей есть огромное предприятие. Это Белорусский газоперерабатывающий завод. Стоит там с 1976 года, но его мало кто видел, он в стороне от трассы. Там как раз круглосуточно сортируют и упаковывают весь белорусский газ.

Недавно завод прошел очередную модернизацию, поэтому тут все очень модно.

Основной продукт, ради которого это все затеяно, — как раз сжиженный пропан-бутан автомобильный (ПБА). На него приходится две трети объемов производства.

Еще «пакуют» другие технические газы, вырабатывают электроэнергию, которой хватает на собственные надобности и на поставки наружу.

Ясно, что от качества автомобильного газа зависят КПД двигателя, его износ, экологичность. Исходная смесь проходит стадии очистки, сепарации, ее избавляют от серы. Современный белорусский пропан-бутан по содержанию сернистых соединений соответствует европейскому стандарту EN 589:2018. Читай: меньше серы — чище выхлоп.

В финале, после нескольких ступеней сжатия пропан-бутан принимает сжиженную форму. Осталось разлить его в специальные автоцистерны и под давлением развезти по заправкам.

Напоследок любопытный факт: как раз смесь пропана и бутана находится в копеечных зажигалках (с невероятно высокой добавленной стоимостью). Собственно, через прозрачный пластик можно наглядно увидеть, как выглядит этот пропан-бутан. То есть им можно не только машины заправлять.


Нефтяники утверждают, что автомобильного газа, который они производят, с запасом хватает на обеспечение всех автомобильных газовых заправок страны (с учетом растущего спроса). «Белоруснефть» вообще сегодня вовсю топит за перевод автомобилей на газ. Доказывают, что это очень выгодно, что самого газа у нас с избытком, он дешевый, экологичный, заправок по стране уже около 300. Применяют маркетинговые стимулы, помогут перевести машину на газ… Но это отдельная песня.

Смотрите, что еще есть в наших недрах:

32" 1920x1080 (Full HD), частота матрицы 60 Гц, индекс динамичных сцен 1000, Smart TV (Samsung Tizen), Wi-Fi
50" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR, Wi-Fi

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by