Ищем белорусские алмазы. И находим!

07 марта 2022 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Владислав Борисевич, webmineral.ru, автор

Ищем белорусские алмазы. И находим!

Автор: Андрей Рудь. Фото: Владислав Борисевич, webmineral.ru, автор

Алмазная лихорадка в Беларуси возникает с периодичностью примерно раз в 10 лет. Кто-нибудь вспоминает про «кимберлитовые трубки» — и некоторое время мысль о наличии у нас алмазов щекочет публику. Большой конкретики в этих публикациях обычно нет, никто камень не видел — хотя, говорят, реальные находки были. Мы отправились искать полумифический белорусский алмаз без особой надежды на успех. Самое поразительное — нашли!.. Несмотря ни на что, продолжаем цикл об «экзотических» ископаемых страны. Когда-то они нам пригодятся.

Кимберлитовая трубка — это что вообще?

Разговоры о белорусских алмазах обычно начинаются с рассказа про кимберлитовые трубки, которые «являются спутниками этого драгоценного камня». Есть трубки — значит, могут быть алмазы.

Удивительно, но многие до сих пор слабо представляют, что такое кимберлитовая трубка. Некоторые верят, что это некий минерал: «Наверное, он в виде трубки…» Конечно нет.

Вот как выглядит классическая кимберлитовая трубка (разработанная).

Месторождение алмазов в Якутии: кимберлитовая трубка «Мир»

Эту яму люди рыли с 1955 года. Самосвалы по серпантину вывозят породу на переработку.

Грубо говоря, это вертикальный канал в земной коре, через который на поверхность миллионы или миллиарды лет назад прорвалась магма. Он выглядит как расширяющаяся кверху воронка с тонкой трубкой, уходящей в глубину на километры. Название этого геологического явления взято у города Кимберли в ЮАР — там похожая трубка была открыта в 1871 году.

Канал изначально не пустой, он заполнен вулканическим материалом (кимберлитом). В этой породе и могут встречаться алмазы (не только они).

Но есть нюансы. В общем виде прорывы магмы геологи называют диатремами, или трубками взрыва. И не всякая трубка взрыва кимберлитовая (читай, связанная с алмазами).

Посмотрите еще на юаровский шаблон и пойдемте посмотрим, как выглядит наша родная трубка взрыва.

Жлобинское поле экспериментов

Мягко говоря, никак не выглядит.

Мы в Жлобинском районе, здесь расположены самые перспективные (ну, так считается) белорусские диатремы. Сотни миллионов лет не прошли даром. С тех пор как минимум выросли дубы.

На самом деле, чтобы добраться до верхней части трубки, надо преодолеть сотни метров наслоений. На месте былой магматической активности теперь течет Днепр.

Пойма кое-где затоплена, к лету вода уйдет, поверх алмазов будут луга.

Вообще, то, что трубки накрыты толстым слоем осадочных пород, — обычное явление. Далеко не везде в мире алмазные диатремы внятно проявляются на поверхности.

Откуда берутся алмазы

Не запутаться в теории нам поможет ученый.

Ярослав Грибик

Кандидат геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией геотектоники и геофизики Института природопользования Национальной академии наук.

Для начала вспомним, что такое алмаз. Это углерод, уголек, который приобрел кристаллическую форму и стал самым стабильным материалом в мире при температуре не ниже 1100 градусов и давлении от 35 тонн на квадратный сантиметр. Такие условия у нас имелись миллиарды лет назад.

— Так называемый кимберлитовый магнетизм, который как раз связан с образованием алмазов, относится к концу докембрийского периода и началу кембрия, — объясняет Грибик. — Если говорить простыми словами, эта активность происходила у нас в промежутке от 300 млн до 1 млрд лет назад.

По факту выходы магмы с выносом коренной породы есть теперь, например, в Брестской и Витебской областях. Что конкретно вынесено — самый интересный вопрос. Важно понять главное: есть ли смысл копать? Для этого и существуют геологи.

Но самым интересным у нас считается так называемое Жлобинское поле диатрем. Трубки взрыва между Жлобином и Рогачевом были обнаружены в 1989—1992 годах в ходе изысканий с использованием гравитационной и магнитной съемки. Сопоставили данные с сибирскими трубками взрыва, предположили, что это похоже на кимберлиты.

— До начала 2000-х изучались геофизические свойства этих образований, были детализированы данные, — рассказывает Грибик. — Глубина залегания коренной породы там — 250—300 метров. В результате на площади около 600 квадратных километров отмечены 24 диатремы.

Детализированы — это значит, что определяли точки, бурили, доставали образцы. Но что внутри?

Некоторые находки со Жлобинского поля мы сегодня можем посмотреть благодаря геологам-энтузиастам, которые фиксировали образцы по собственной инициативе, просто из любви к науке.

Вот, например, белорусский аметист из тех мест.

Фото: Alex, webmineral.ru

Вернемся к алмазам. В СССР работала мощная геологическая кооперация. Образцы из Беларуси возили в Симферополь, где существовал Институт минеральных ресурсов (теперь его нет) с соответствующими специалистами и оборудованием. Там из образцов в зависимости от поставленной задачи пытались выделить искомое. В данном случае — белорусские алмазы.

«Белгеология» тогда тоннами отправляла породу в Крым, — рассказывает ученый. — И в результате действительно были выделены зерна алмазов в форме октаэдров, кубоактаэдров и близкой к ним. Размеры — от 0,17 до 0,27 миллиметра по наибольшему измерению.

Судя по всему, известно примерно о двух десятках зерен. Но снова есть занятные нюансы, о них ниже.

— В 2005 году состоялось совещание, на котором определялись с дальнейшей судьбой белорусских алмазов. Пришли к выводу, что «перспективы неопределенные». Конечно, пока о промышленной добыче речи быть не может, разве что чисто научный интерес… Возможно, с появлением более современных методов изысканий и обогащения появится смысл вернуться к теме.

Так где те алмазы?

Как бы то ни было, мы выяснили, что в Беларуси были найдены реальные алмазы. Которые вроде бы можно увидеть и потрогать. Это же чудо!

Где надо трогать? Нам удалось найти не сразу: многие просто не знают, где теперь спрятаны эти артефакты.

В музее НПЦ по геологии собрано много интересного и неожиданного. Тут не только белорусские находки, собраны образцы и из других частей Евразии. То, что есть, стараются систематизировать. Бо́льшая часть — из советской «геологической эпохи».

Некоторые из этих «камней» нам еще понадобятся в будущем.

Но пока нам требуются именно алмазы. То, что вы сейчас увидите, не видели даже многие белорусские геологи.

Крупинки зафиксированы на предметных стеклах для микроскопа. Выглядят слишком скромно для своего сенсационного статуса. Ни обстоятельств находки, ни имени безвестного симферопольского специалиста, который выявил при обогащении… Их даже обычным глазом толком не разглядишь.

По факту это мелкие песчинки. Большинство бесцветные, одно из зерен — желтоватое, еще одно — с зеленоватым оттенком.

Ну, по крайней мере не потерялись. Теперь мы страна, у которой, кроме урана, есть собственные алмазы.


Без конспирологии в таком деле, конечно, нельзя. В геологических и окологеологических кругах бродит пара занятных гипотез относительно найденных крупинок. Во-первых, о том, что никаких белорусских алмазов не существует, а эти зерна могут быть осколками алмазного бура. Во-вторых, якобы их кто-то мог подбросить, чтобы обосновать изыскания. Подтвердить или опровергнуть это, конечно, невозможно, но звучит красиво.

Читайте также:

Onlíner рекомендует
USB, Smart TV (Android TV), Wi-Fi, 4K, поддержка HDR
Onlíner рекомендует
вертикальный 2-в-1, сеть, потребление: 600 Вт, без регулировки мощности, шум 75 дБ

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by