39 943
23 июля 2021 в 11:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова
Спецпроект

«Сегодня электрик — это не мастер из ЖЭСа, который поменяет лампочку, а человек, умеющий программировать умные дома»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Анна Иванова

Кого мы можем назвать героем нынешнего времени — программиста, человека из продакшен-студии, может быть, главу хедж-фонда? А как насчет умелых рук и мастерства более основательного, укорененного, понятного? Затертые в СССР клише «рабочий» и «пролетарий», кроме всего прочего, исказили нашу оптику: на людей ручного труда мы смотрим то ли со святым обожествлением, что уводит от реальности, то ли сверху вниз, со снобским выпячиванием губы: «Фи, работяга». Onliner вместе с проектом «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» — при поддержке Европейского союза — продолжает серию статей под названием «Что у тебя на рабочем месте?». Мы хотим показать профессионалов своего дела — строителей, электроников, озеленителей, столяров, парикмахеров — настоящими. Чем они живут, почему выбирают именно это, сколько зарабатывают, как относятся к ремеслу, что думают о «судьбах родины»…

Владиславу Кравцову 22 года. За этот срок он уже успел стать лучшим в Беларуси электромонтажником, побывать на международных чемпионатах WorldSkills, поработать на стройке, отслужить в армии… Сейчас Влад преподает в Минском государственном профессионально-техническом колледже монтажных и подъемно-транспортных работ. О том, как меняется его профессия, почему 2000 рублей — это хорошие деньги,  реальны ли в Беларуси умные дома и как добиться уважения бригады на стройке, читайте в сегодняшнем интервью.


— Я родился и вырос в Минске. До девятого класса учился в гимназии №19, а потом ушел в Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ. Закончил два уровня (ССО и ПТО), получил две специальности («электромонтажник» и «техник-электрик») — в общей сложности это заняло пять лет. Остался здесь работать, параллельно готовлю студентов на соревнования WorldSkills. Сейчас учусь в БНТУ на заочном.

— Из гимназии — в колледж… Необычная рокировочка. 

— Сказать честно? Я не хотел оставаться в гимназии. Не мог вытерпеть этой заученности. Все гнались за оценками. А я больше практик, не теоретик. Решил найти такую профессию, чтобы работать руками.

— Почему именно работа с электричеством? 

— Случайность. Я вообще-то хотел идти в колледж на слесаря по ремонту автомобилей, но меня вовремя переубедили поступать на электромонтажника. Отец говорит, что я пошел в деда: он тоже работал с электрикой и хорошо знал английский язык.

Колледж дал мне базу — не только знания, но и работу с коллективом. Помню, как сам учился здесь еще со старым оборудованием, программирования в глаза не видел. Я пытаюсь вносить в наше обучение более жесткие и современные стандарты WorldSkills.

В колледже много популярных профессий, не только электромонтажники, но и сварщики, стропальщики, крановщики. Забавно, что у нас учат профессиям, которые очень востребованы на рынке (прямо звонят и требуют специалистов все заводы!), а на них не идут студенты. Непонятно. Те же самые машинисты козловых кранов могут зарабатывать от 2000 белорусских рублей в месяц. На днях поступал 27-летний мужчина, говорит: «Это ж востребованное дело! Только сейчас понял. Иду учиться».

— Что у вас на рабочем месте?

— Проводочки, куда без них (улыбается. — Прим. Onliner). Плоскогубцы. Шуруповерт. Клещи для снятия изоляции: по стандартам любой многожильный провод, который находится в зажиме, нужно сделать одножильным, для этого и нужны клещи, а еще — прессовочная гильза. Затем поворотное стусло, чтобы отпиливать короба, кабеленесущие системы под нужным углом (например, 60 градусов) аккуратно, красиво, без зазоров: по промышленным стандартам должно быть не больше двух миллиметров зазора — чтоб не прошли две пластиковые карточки. Щит управления, который работает не только с обычным «квартирным» напряжением — 220 вольт, но и с промышленным — 380 вольт. С его помощью учим студентов. Затем мультиметр — он проверяет целостность и напряжение в сети. Универсальный инструмент! Может одновременно измерять силу тока в амперах и напряжение в вольтах. Нужен безопасности ради. Кроме того, мегаомметр — измеряет сопротивление цепи и изоляцию. Подходит, чтобы убедиться: нигде нет короткого замыкания или пробоя. И наконец, диэлектрические перчатки — выдерживают напряжение до тысячи вольт.

—  Сколько может зарабатывать хороший электромонтажник в Минске?

— Электромонтажник — очень широкая профессия. Одни налаживают оборудование на заводе; другие прокладывают проводку на стройке с самого нуля, от подстанции до выключателей, которые находятся в квартирах; третьи работают в «Беллифте», а потом в ЖЭСе — ремонтируют и настраивают лифты, если что-то выходит из-под контроля… И все это — электромонтаж.

Самая сложная и высокооплачиваемая сфера — программирование умных домов. Мы учим этому студентов для соревнований WorldSkills, потому что без таких знаний сегодня никуда. Именно программирование промышленных микроконтроллеров и щитов управления — самая узкая и сложная работа. За нее в Минске заплатят около 2000 рублей в месяц, я полагаю.

— Современный электромонтажник должен уметь программировать, ведь электрическая начинка домов и квартир становится все более сложной?

— Конечно. Код сначала пишется на компьютере или ноутбуке удаленно. Когда все проверено, можно приехать на производство и загрузить программу. Есть специалисты, которые занимаются только программированием. Другие же сами монтируют щиток, подводят цепи управления и нагрузок, программируют, загружают, проверяют, вводят в эксплуатацию. Понятно, что второй специалист стоит на рынке больше.

Что касается умного дома. Я проходил стажировку в компании Lon и многое увидел своими глазами. Три маленьких блока, которые отвечают за управление светом, загрузку программ и сенсорные выключатели, — одно лишь голое оборудование — стоят около 1,5 тысячи белорусских рублей. Это самое банальное, самое простое, что есть в «умном доме».

Более расширенный вариант — это когда датчики погоды считывают, какое освещение на улице, и свет сам подгоняется под нужную освещенность.

Ну а «полный фарш» — это когда человек, например, едет на дачу, звонит по определенному номеру, и к его приезду подготовлена горячая ванна желаемой температуры, открыты ворота, включен свет, подогрет пол (если на улице зима), чайник закипает. Или, например, вы проснулись — будильник это понял, свет включился, шторы открылись, по датчикам выставилась температура в комнате, закипятился кофе…

— Что вам дало участие в WorldSkills?

— Я прошел все этапы: от городского и республиканского уровня до международного в России, Китае и Арабских Эмиратах. И самое главное, что я привез с собой, это опыт. Особенно важным было участие в азиатском международном чемпионате China International Skills Competition 2017, ведь там я впервые столкнулся с программированием, умным домом. Я не понимал, что это, как и с чем едят. Запрограммировать банальный промышленный контроллер я умел, делал это раньше. А вот умный дом, который работает по абсолютно другим протоколам, был для меня темным лесом…

Как сейчас помню, меня вызвали на модуль программирования — на него отводили отдельный час в конкурсе. Прихожу, открываю: там все на английском, но это ладно. Главное: я не вижу древа оборудования и логических элементов, которыми всегда пользовался. Подхожу к главному эксперту (им был швед), говорю: «Excuse me, I don’t know this program. I never do that». — «Ни разу не делал?» — «Нет». — «Тогда, сам понимаешь, я тебе объективно ставлю за этот модуль 0 баллов. Хочешь — можешь погулять, а хочешь — я вкратце объясню, как это работает». — «Объясните вкратце».

Швед сел рядом и быстро показал, как все работает. Конечно, это было поверхностно, и только потом, вернувшись в Минск после китайских соревнований, перед мировыми, я пошел на стажировку в компанию, которая занимается умным домом. Там мне все объяснили. Оказалось, что каждое оборудование, каждый блочок программируется отдельно. Разная IP-адресация, и вообще все очень хитро работает.

— Почему вы стали мастером производственного обучения в колледже, а не ушли работать на себя?

— Чтобы работать с умными домами, нужно высшее образование. Именно поэтому ближайшие четыре года, пока я учусь в БНТУ на инженера-энергетика автоматизированных электроприводов, буду преподавать здесь, готовить следующее поколение к соревнованиям. Это мое искреннее решение. Меня не связывает с колледжем обязательная отработка, ведь я полтора года отбыл в армии, только недавно вернулся — этот срок идет в зачет отработки.

— Есть ли смысл делить людей на тех, кто получил высшее образование, и тех, кто выбрал рабочую профессию?

— Нет. Люди, которые сразу после одиннадцати классов идут на высшее, не всегда понимают азы работы. По сравнению с теми, кто сначала прошел профессионально-техническое обучение и только потом — высшее, вчерашние школьники ни опыта, ни практики, ни знания подноготной не имеют. Не понимают, чем живет обычный монтажник. Если выпускник БНТУ сразу пойдет прорабом на стройку, бригада будет его недолюбливать, потому что он не знает, как они работают и чем дышат… Это поймет только человек, который сам прошел все этапы с нуля.

Мне доводилось работать на стройке. Сначала была практика в «Белэлектромонтаже», на которой бригадир увидел, что я нормально разбираюсь в электрике, и предложил мне поработать летом, во время каникул. Я согласился и полностью прочувствовал, что такое стройка. Зарплата зависела от объектов. Когда мы, например, модернизировали камвольный комбинат, платили примерно 800 рублей в месяц. За капитальный ремонт детского сада — рублей 600. Больше всего выходило на Зыбицкой, когда строили отель Mercure: сроки подгорали, заказчик дал добро на сверхурочные, я выходил в субботу и воскресенье, в итоге заплатили выше тысячи рублей.

— Что дальше? О чем вы мечтаете?

— Я такой человек, не люблю загадывать.  Поживем — увидим.


А теперь — блиц. Шесть несерьезных вопросов специалисту в электромонтажных работах и ответы на них в карточках.


Получить специальность «электромонтажник» можно в нескольких учебных заведениях, в том числе:

Прием документов начался 15 июня, а закончится 20 августа. Узнать подробности можно, позвонив на горячую линию Министерства образования: (8 017) 222-43-12.


Уже сейчас стартовала рекламная кампания о профессиональном образовании. Все, кого вы увидите на плакатах, — это не модели, а участники республиканских и международных конкурсов среди молодых профессионалов WorldSkills International. Юные, красивые, умные и амбициозные, они ломают стереотипы о том, что такое профессиональное образование в современном мире.

Борды изготовлены в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» в партнерстве с Республиканским институтом профессионального образования и при финансировании Европейского союза.

Содержание данного текста является предметом ответственности героя публикации и не отражает точку зрения Европейского союза.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by