30 апреля 2021 в 11:00
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка. Карточки: Максим Тарналицкий.
Спецпроект

Инженер-электроник: «Программисты работают только с кодом — „душой“ техники, а мы еще и с „телом“»

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Александр Ружечка. Карточки: Максим Тарналицкий.

Итак, Onliner снова в поиске настоящих, не оторванных от жизни и реальности, героев. Совместный цикл с проектом «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» — при поддержке Европейского союза — продолжается. В нашем объективе — мастера своего дела, которые умеют работать руками. Если у вас за плечами профессионально-техническое или средне-специальное образование и вы готовы рассказать свою увлекательную историю, пишите на psh@onliner.by.

Сегодня спрашивать «Что у тебя на рабочем месте?» будем у 24-летнего Глеба Козела, выпускника Минского колледжа электроники и ведущего инженера-электроника «Интеграла». Все, что вы хотели, но стеснялись узнать о дизайне плат и дымке над паяльником, — в нашем материале.

— Глеб, почему сначала колледж электроники, а не сразу БГУИР?

— Я решил, что лучше получить профессию, которая может прокормить, пойти на работу, а уже там заочно учиться на высшем. Хотелось зарабатывать деньги. Да и за четыре года в колледже квалификация оттачивалась. В итоге все сложилось хорошо: я попал на WorldSkills — сначала как участник, потом как один из организаторов национального конкурса. А в БГУИРе, кстати, для тех, кто закончил колледж электроники, обучение короче. Я учился на мехатроника и мог при поступлении выбирать из нескольких специальностей. В итоге пошел на «информационные технологии и управление в технических системах» на заочное в БГУИР, отучился три с половиной года — и вот я ведущий инженер-электроник.

— В колледже к тебе относились по-особенному из-за того, что ты сын директора?

— Ну, люди разные… Одногруппники и мой отец относились как к обычному ученику. А те, кто меня не знал, ребята с других потоков думали, мол, блатной, ему все легко дается. Были конфликты, но мы разобрались. Я стал старостой, а группа иногда может напортачить. Помню, однажды отец пришел в лабораторию и начал отчитывать меня как старосту, а не как сына. Так и обращался — «староста такой-то». Одним словом, не было никакой предвзятости. Учился как обычный парень.

Я, если честно, раньше не думал, что буду заниматься электроникой. Хотя с детства любил разбирать приборы, какой-нибудь старый фонарик, например, лазить в них, смотреть, что внутри, какие фиксики. Мне нравились конструкторы. Оказалось, у меня хорошее пространственное мышление. Это потом помогло в дизайне плат.

— В советское время колледж электроники (тогда еще училище №76) считался фактически цехом «Интеграла». А что сегодня?

— «Интеграл» по-прежнему наше базовое предприятие. Колледж электроники готовит для него будущих сотрудников. Хотя выпускников распределяют не только сюда. Если еще девять лет назад у колледжа было одно базовое предприятие, то сейчас их 18.

— Некоторые белорусы считают, что «Интеграл» давно умер. Что ты на это ответишь?

— Все достаточно неплохо, хоть времена и непростые. Много конкурентов на рынке появилось, особенно со стороны Китая. Мы пытаемся выживать и развиваться: запускать новые разработки, экспериментальный цех, где будут, как я слышал, даже свои процессоры создавать. Для всего этого, конечно, нужно финансирование. Но, в принципе, все хорошо. Заказы есть, предприятие работает.

— Кто такой инженер-электроник сегодня? Чем именно ты занимаешься?

— Объясню по-простому. Есть какой-то прибор, например датчик движения. Или телефон. Или компьютер, неважно. Внутри него — электроника. Первое, что должен знать человек, который занимается электроникой, — как все эти элементы работают, как связаны между собой (это уже схемотехника). Тогда можно создать новый прибор или починить сломанный. Условно, датчик движения не работает — берешь его, проверяешь, заменяешь элементы — и вуаля, заработало! Это простая аналоговая электроника.

А есть еще электроника, которая требует программирования. Тут уже потяжелее. Всем занимается контроллер. Нужно знать языки программирования, уметь связать код, схемотехнику и дизайн платы.

Вообще, электроника повсюду, просто порой вы ее не видите. Вот, например, бегущая строка в автобусах — это разработка «Интеграла». Холодильники, телевизоры, стиральные машины, роботы, датчики света, да хоть автоматическая поливалка помидоров в парнике — все это может программировать и собирать инженер-электроник.

— Тогда в чем разница между электроником и программистом? 

— Программист не разрабатывает сам прибор. Он работает только с кодом — «душой» техники. Без нее любое устройство работать не будет. А инженер-электроник не только запрограммирует, но еще и подберет детали, свяжет их между собой… Одним словом, он работает не только с «душой», но еще и с «телом».

— Что у тебя на рабочем месте?

— Во-первых, паяльник. Тут, думаю, ничего объяснять не нужно. Все и так знают, что это. Во-вторых, мультиметр, который измеряет напряжение, сопротивление, силу тока и т. д. Раньше было сложнее: для напряжения, например, использовали отдельно вольтметр, для силы тока — амперметр… Теперь жизнь стала проще. В-третьих, осциллограф, который работает с напряжением. Видите пачку импульсов, которые передаются на наш дисплей? Это и есть результат программирования, совмещенного с радиоэлектроникой. В-четвертых, блок питания, он как розетка для нас, только здесь можно менять напряжение и ток по желанию. Все работает не от стандартных 220 В, а от разного напряжения. В-пятых, разумеется, компьютер, на котором разрабатываем дизайн плат и «кодим». Плюс обычные инструменты: пинцет, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, оловоотсос, скальпель…

— Сколько может зарабатывать отличный спец по электронике в Минске? 

— До бесконечности (улыбается. — Прим. Onliner). Зависит от того, насколько он спец.

— Я видела вакансию ведущего инженера-электроника с зарплатой $2000. Это реально?

— Это выше среднего. Но даже в моем возрасте, в принципе, можно рассчитывать на такую зарплату. Хотя люди с опытом ценятся больше. Нужно понимать, что электроника — наука непостоянная. Многие фирмы ищут людей для работы с конкретными контроллерами, каждый из которых программируется по-разному. Тут начинается узкая специализация.

Я в среднем зарабатываю 1500 рублей. Когда идет подготовка к WorldSkills или занимаюсь разработкой автоматизированных систем для «Интеграла», то выходит больше.

— В любой вакансии инженера-электроника написано «знание английского». Почему?

— Это сегодняшняя реальность. Без технического английского — никуда. Даже мы на WorldSkills в Беларуси, хотя и могли бы давать задания на русском, пытаемся соответствовать международным стандартам и делаем все на английском. То же самое касается программирования: если знаете «инглиш», будет легче. Плюс на многие радиоэлементы, те же контроллеры, заводскую информацию дают на английском — какие команды, какому регистру, куда обращаться… Даже «Интеграл» пишет и на русском, и на английском.

— Ты был на стажировке в Германии? Чем профессиональное образование там отличается от нашего?

— Да, хотя поездка была короткой, дней пять, я многое увидел. На самом деле, сильно отличается. Я был в Ремесленной палате Лейпцига. В учебных заведениях акцент больше на практику. Преподают по профессиям: машиностроение, строительство, плотницкое дело… И для всего этого на своей территории огромные лаборатории, куда приходят мастера с производства и рассказывают, как что устроено. Например, будущие автослесари осваивают диагностику машин. «Фольксваген» каждый год дает несколько автомобилей — и лево-, и праворульные — пожалуйста, учитесь. Экзамен проходит не в письменной форме, когда все сидят за партами и отвечают на вопросы, а приходит мастер, ломает что-то в машине, в моторе, скажем, и говорит: «Почините!» Все. Так проходят зачеты. А у строителей, например, есть площадки, где они начинают возводить фрагмент стены. WorldSkills очень приближен к этому.

— Что тебе дало участие в WorldSkills?

— Рабочее место (улыбается. — Прим. Onliner). Я ведь попал в хорошее место на «Интеграле», занимаюсь именно тем, что нравится — готовлю новых участников для WorldSkills, автоматизирую системы, ремонтирую приборы. Набираюсь опыта. Хочу для производства придумать что-то полезное. Коллектив очень доброжелательный, всегда готов помочь в обучении. Смотрите, у нас по всей лаборатории висят награды. Работодатели на это смотрят, им интересно. Одним словом, WorldSkills открывает больше дверей, а еще позволяет ездить на международные конкурсы, увидеть мир. Самое главное — дает опыт.

Вообще, в этом году мы должны были полететь на международный конкурс WorldSkills в Шанхае, но из-за коронавируса его перенесли на 2022 год.

— А что дальше? Каким видишь свой путь?

— Я такой человек, вдаль не люблю заглядывать. Хотелось бы пойти на более высокооплачиваемую должность. Но пока есть возможность, набираюсь опыта. В электронике есть миллиард вариантов, куда можно устроиться. Хотя IT все равно оплачивается лучше (улыбается. — Прим. Onliner). В Минске выгодно быть разработчиком систем безопасности для частных домов и квартир, например.

— Высшее образование отличается от среднего мифической престижностью?

— Если честно, какой-то особенной престижности я не почувствовал. На мой взгляд, образование отличается лишь незначительно. Многие предметы, которые изучали в БГУИР, я хорошо знал благодаря колледжу. Ничего нового. Но были и важные для меня, неизвестные прежде дисциплины. Преподаватели в БГУИР более квалифицированные, с этим не поспоришь. Но в самой системе образования разницы не чувствуется.


А теперь — блиц. Пять несерьезных вопросов электронику и ответы на них в карточках.


Получить специальность, связанную с  электроникой и приборостроением, можно во многих белорусских учебных заведениях, в том числе:

Прием документов начнется 20 июля, а закончится 12 августа. Узнать подробности можно, позвонив на горячую линию Министерства образования: (8 017) 222-43-12.


Проект «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» направлен на адаптацию системы профессионального образования в Беларуси под потребности современного рынка труда. Проект финансируется Европейским союзом и на протяжении трех лет совместно с Министерством образования и Министерством труда работает над повышением качества профессионального образования Беларуси, развивает сеть ресурсных центров в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, готовит педагогов и специалистов для внедрения новых технологий в обучение и создания инклюзивной среды в колледжах и лицеях.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by