Чемодан, базар, балетки: «ипэшникам» предложили торговать белорусской обувью и показали какой

 
01 марта 2016 в 9:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

После введения обязательной сертификации товара многие прилавки на рынках опустели. Арендаторы принялись печатать обидные объявления про невозможность исполнения легендарного указа №222. Нынче местные власти предпринимают ожесточенные попытки состыковать «осиротевших» коммерсантов и белорусских производителей, которые до этого друг о друге не подозревали. В Гомеле для «ипэшников» презентации продукции легпрома проводят не впервые. Вчера позвали смотреть белорусскую обувь и галантерею. Мы понаблюдали за реакцией.

Вопреки ожиданиям, стороны по-прежнему не всегда согласны видеть друг друга. Одни сетуют на заведомо высокие цены и неподходящий дизайн, другие вообще демонстративно не замечают мелких торговцев, имея иные, наработанные веками способы сбыта.

На этот раз конференц-зал оптового госпредприятия «Диалог-Гомель» не ломился от разнообразия. Да и коммерсантов пришло не много: десятка полтора смирно сидят на стульях, слушают. Порой протягивают руку, чтобы потрогать черную остроносую туфлю из экспонатов.

Есть стеллаж с тапками почему-то из Краснодара. Разложены белорусские кожаные ремни. Пару столов заставлены отечественными туфлями неброского вида. После предисловия торговцы отправляются исследовать товар.

— А где же «Марко»? Где «Неман»? «Белвест»? — к этим производителям есть немало интимных вопросов про фасоны, цены, качество.

— Звали — не приехали, — разводят руками организаторы.

Собралось бы тысячу-две «ипэшников», может, и согласились бы. А на 25 человек тратить время считают нецелесообразным.

Не прислал представителей даже расположенный под боком гомельский «Труд», который специализируется на армейской и специальной обуви. У этого предприятия имеется и линейка «гражданской» продукции, однако ему, видимо, интереснее централизованно обувать военных.

Возможно, у такого отношения есть чисто математическая логика: с крупными партиями мороки меньше. Кроме того, у всех больших производителей есть собственные или партнерские магазины. А предприниматели убеждены: при прочих равных покупатель к ним не пойдет, если то же самое есть в магазине. Покупатель хочет дешевле, чем в магазине, или чтобы в магазине такого товара не было вообще. Но так не бывает. Какова эволюционная роль ИП в цепочке «производитель — потребитель», опять непонятно. Тупиковая ветвь получилась. Иногда создается ощущение, что «ипэшникам» сейчас просто пытаются найти занятие.

Тем временем представители оптовиков и производителей терпеливо рассказывают о том, что имеется в наличии: мужская, женская, подростковая обувь, продукция нижней ценовой категории. То есть то, что могло бы заинтересовать ИП. Вот тапки российского производства — хорошие, с узорами. От 65 тысяч.

— Ох, а мы торговали по 60… — вздыхает предпринимательница средних лет, вежливо слушая эти рассказы.

Представители продавца уточняют: интерес все же есть, вот уже 13 человек контакты оставили. Хотя люди и понимают, что прежних цен уже не будет — потому что сертифицированная продукция не может стоить дешевле. Ассортимент, говорят, широчайший, хватит, чтобы заполнить вакуум по части тапок. Значит, не пропадем…

«Ипэшники», которые специализируются на обуви, вообще ведут себя несколько более сдержанно, чем давешние продавцы одежды (с ними производители встречались пару недель назад). У тех кровь горячая — претензии в себе не держат, за словом в карман не лезут, все нервы снаружи.

Но и продавцы обуви рано или поздно заводят универсальную песню:

— Мы бы с удовольствием это купили, товар нормальный. Но с такими ценами мы работать не сможем. У вас вот эти тапки, к примеру: 80 тысяч — это только закупка, а в супермаркете похожие по 45 лежат.

Женщины перебирают небогатую экспозицию туфель и кроссовок «Сивельги», а также лидской фабрики.

— Есть «молодежка», без каблука. Есть чисто дамская коллекция, нарядная обувь. И новые тенденции учитываем, — представительница компании демонстрирует женские туфли из лакированной кожи.

— Если смотреть на внешний вид и качество, то тут действительно есть модели, которыми мы могли бы торговать. Но цены… Вот, к примеру, такую пару мы продавали за 350 тысяч рублей. А сегодня только закупка 495. Если бы хоть 300, нам был бы смысл дергаться. А так — как нам это продать?..

Но опять же никто не отменял легенды про умопомрачительные накрутки, которыми, дескать, промышляют коммерсанты. Те все отрицают.

— А сколько вы обычно накручиваете? — перебиваем женщину, которая уже минуты две, не выпуская из рук ботинок, сетует на высокие закупочные цены.

— Ну процентов 30, наверное. Но уж точно не 100 и не 200. Да больше и не поставишь: никто не возьмет.

У Елены точка в торговом центре «Секрет». Ее ценовой диапазон — выше среднего, специализируется на польской обуви (сертифицированной). К тому, что представлено здесь, относится скептически:

— Вы такое наденете? Я такое брать не буду. Вот эти замшевые, скажем: очень похоже, что скопированы с польских моделей. Оригинал-то хороший, но… А вот эта черная кожа, предполагаю, будет краситься. Можно привезти российскую сертифицированную обувь не хуже по качеству, она мне с НДС получится по той же цене, что здесь закупка.

— Конечно же, здесь представлено далеко не все. На складе и в каталогах можно выбрать, заказать, — объясняют организаторы.

«Галантеевские» сумки выглядят довольно, скажем так, разнообразно. Дорожные варианты вполне добротны и продуманны. Опять же любителей украшательства к ним не подпустили. Заверили: ручка без причины не отвалится, колеса держатся на совесть, не дешевка. Рядом прекрасный кожаный саквояж без единого узора… «Ипэшники» смотрят на все это уважительно, но близко не подходят: пугаются цен.

Вообще, если смотреть на лица предпринимателей, то выходит, что все плохо и хуже быть не может. (Но стоит помнить, что у них уже много лет такое выражение лиц.) Директор ОАО «Диалог-Гомель» Ирина Шевелева, наоборот, утверждает, что по итогам предыдущих подобных встреч с предпринимателями статистика получается вполне жизнеутверждающая:

— Мы видим, что в таких ярмарках есть смысл. Например, после первой выставки в тот же день через кассу нашего предприятия было приобретено товара почти на 50 млн рублей. Впоследствии с 12 предпринимателями из числа присутствовавших мы заключили договоры. За две недели с тех пор мы отгрузили ИП товара уже на 300 млн. Они в основном берут очень маленькими партиями, пробуют. Что-то уже продалось, некоторые приезжают за новым товаром. Вообще-то, мы и раньше проводили такие ярмарки, еще до выхода указа. Планируем продолжить, например, к летнему сезону. Нам важно заинтересовать предпринимателя и не упустить его.

Перемещаясь по кругу, мы неизбежно возвращаемся к столам с обувью.

— Вот типичный пример: вроде нормальные, приличные балетки, — потенциальная покупательница Карина вертит в руках неброские кожаные туфельки, заглядывает в этикетку. — Кожа хорошая. И цена терпимая, даже если немного накрутить. Но кто-то взял и в последний момент пришпандорил на каблук вот эту серебряную накладку! Испоганил неплохую вещь. И так во многих случаях с нашей обувью. Да и не только с обувью…

На такую «вкусовщину» у наших производителей всегда готов ответ: твердят, что это «такая ниша». Вот вы, мол, воротите нос, а народу нравится. Ну хоть в этой нише у нас уже изобилие.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by