История «ипэшника»-оптимиста: как начинающий предприниматель в государственный универмаг со своими майками ходил

 
23 февраля 2016 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Александр Владыко. Фото: Максим Малиновский

От многих советских промышленных монстров осталось чуть-чуть производства и лофт — много пустого лофта. Где-то целые цеха арендуются под выставочные площадки, где-то открываются кафе, что-то ждет покупателя. В небольшой комнате одного из огромных зданий минского велозавода приютился Евгений. Сюда он приезжает после основной работы и день за днем — в основном в одиночестве — сжимает пружину своего стартапа. Минчанин решил помочь отечественному легпрому справиться с кондовым дизайном и делает первую партию собственных маек. О трудностях и надеждах молодого бизнесмена — в репортаже Onliner.by.

Евгению 29 лет. Он честно называет себя «одним из двоечников»: в школе звезд с неба не хватал, вуз по личным причинам оставил. Говорит, что всегда любил дизайн, рекламу. Но первый порыв к творчеству пропал вместе с заработанными деньгами, потраченными на какой-то проект, связанный с журналом об одежде в конце «нулевых». Потом был страх начинать новый бизнес. К 2015-му страх прошел.

— Предложил бы чаю, да нет ничего, — арендатор гостеприимно снимает амбарный замок и катит в сторону огромную железную дверь на колесиках.

За дверью — небольшая комнатушка. По периметру стоят несколько столов и банки с красками. В центре — натуральный «паук» — станок для нанесения краски на майки. Атмосфера спартанская — мануфактура в чистом виде. Велозавод честно берет низкие деньги за аренду, но так же искренне не предлагает никаких удобств.

— Я долго искал такое помещение. Да, здесь не очень уютно, но для работы годится. Главное, что дешево, — ничего не выдумывает Евгений.

Забежим вперед. Несмотря на обилие седых волос, Евгений — один из самых жизнерадостных индивидуальных предпринимателей в стране. А в это время, наверное, и самый радостный. В компьютерных играх этому чувству соответствует состояние «недавно сохранился», когда рисковать нестрашно, а терять особенно нечего. Работа у парня есть, аренда недорогая, в массовое производство он не лезет и оборудование достал совсем недорого: пока большинство белорусов мотались в Россию за автомобилями, Евгений почти задаром привез оттуда же трафаретный станок. Парень даже взял какой-то совсем не обременительный кредит — на партию маек и оплату сертификатов. То есть все, чем рискует Евгений, так это относительно мелкой суммой денег и потерянным временем.

С другой стороны, у Евгения есть жизненная установка, которой он честно старается следовать. И установка эта — как бальзам на национальную рану: белорусы могут и должны делать крутые вещи, а не везти все подряд из-за границы.

— У меня много привезенных маек. Я смотрю на них и понимаю, что могу делать ничуть не хуже. Зачем везти?

Не проводя никаких маркетинговых исследований, а вооружившись принципом «везут — значит, нужно рынку», Евгений на майках и остановился.

— Мне всегда хотелось рисовать и нравились нетребовательные к стирке красивые футболки. Было желание открыть свое дело. Зарегистрировался, приобрел станок, разобрался в технологии производства, купил несколько десятков белых маек и стал пробовать, приезжая сюда после работы. Кстати, жалко, что здесь не разрешают работать по ночам.

На днях Евгений сделал первую «коллекцию» из четырех принтов. Пока получается дорого, но и бизнесмен очень терпелив.

— В Беларуси выгодно шить самому: стоимость работы без учета материала составит 20—30 центов. Но для этого нужны объемы, которых у меня нет. Поэтому сначала я думал импортировать полотно и отдавать его здесь на раскрой и шитье. Но пока получается дорого: $2,5 за хлопок, столько же за работу швеи на чужом предприятии и столько же на принт. Кому нужны такие дорогие майки? Пока я остановился на покупке готовых однотонных. Если они не устраивают меня по фасону — нашел швею, которая доводит модель до ума. С учетом работы по нанесению рисунка и небольшой прибылью получается 140—150 тыс. за майку [без учета торговли, которая добавит свои процентов 30 — прим. Onliner.by]. С такой ценой я попадаю в среднюю категорию. Какие у меня козыри перед конкурентами? Да никаких, кроме того, что предлагаю с душой разработанный дизайн, который, надеюсь, покупатели оценят. Я не говорю, что вы без моей майки прожить не сможете, — но это же выбор, круто! Готов для начала по копейке зарабатывать, лишь бы дело развивалось.

Нанося на купленные и импортируемые майки рисунки, Евгений столкнулся с необходимостью доказывать право наносить на этикетку слова «Сделано в Беларуси».

— Уже заканчиваю оформление документов и сертификатов, в которых написано, что производитель — я. В некоторых инстанциях пришлось объяснять на пальцах. Если МАЗ ставит двигатель от Mercedes, он же не становится от этого менее МАЗом, верно? Так же работают во всем мире — размещение заказов на стороне и сборка.

Получив документы, Евгений начнет свою маленькую экспансию рынка. Казалось бы, самое сложное позади: вот документы, вот национальная прописка, вот дизайн, по которому тоскуют все модники.

Идеологически защищенный, Евгений на днях набрал номер, по которому один из минских государственных универмагов приглашал поставщиков.

— На сайте у них прочитал, приходите, мол, рады вас видеть. Я воодушевился, позвонил: белорусский производитель, хочу принести показать образцы своей продукции. «А что делаете?» — спрашивают. Отвечаю: «Футболки». Мне: «Футболок у нас нет». Кто-то бы растерялся, но я сразу понял: футболок у них нет, а фуфайки по номенклатурному перечню есть. «А, фуфайки? Ну приходите», — говорят.

Фуфайки так фуфайки. В оговоренное время Евгений пришел в магазин. Кто-то из друзей советовал сразу идти «с интересом», но наш предприниматель молод и идеалист: говорит, не понесет ничего принципиально.

— Милая женщина встретила меня, и я обрадовался, но рано: она лишь привела меня в кабинет, где сидела такая суровая тетка, у которой просто на лице написано «Я здесь главная». Сел, поздоровался, достаю образцы. Она смотрит и говорит: «Вы кто? Если предприниматель, то откуда взяли майки?» — «Произвел, у меня есть документы». — «Вы не можете быть производителем. Майки вы купили?» — «Сами майки купил, затем нанес рисунок — белорусское производство. Я готов предоставить вам все документы, накладные и так далее». — «Покажите мне и те накладные, по которым фуфайки покупали». — «Это цирк. Эти документы не должны интересовать вас. Кроме того, это коммерческая тайна». — «Тайна? Открывайте свою сеть магазинов и там торгуйте…»

На любой мой аргумент она повышала голос. Я чувствовал себя как школьник у доски. Стало так обидно, что пропали слова. Встал и, едва сдерживаясь, вежливо попрощался. Товарищи, которые сталкивались с этим, посмеялись надо мной, но я хочу пройти все сам. Уверен, что и в этом сегменте торговли есть более прогрессивные закупщики. Мне же не деньги нужны в первую очередь — пусть висит, продается, покупатели пробуют. Если совсем не получится, открою какую-нибудь лавку по продаже или повезу в Москву. Мне для развития нужно в месяц делать полторы тысячи футболок — это разве много для рынка?

Учитывая, что Евгений работает пока сольно, в день он может сделать 100—200 маек. Пока ни одной не продал: собирает коллекцию, чтобы в магазин можно было везти сразу небольшую партию.

— Ха-ха! Да какой склад!? У меня же только начинается все, и хранить пока нечего.

Даже торговую марку предприниматель пока не зарегистрировал.

— Не боитесь, что умыкнут?

— За регистрацию знака нужно платить полторы тысячи долларов. Я не вижу смысла делать регистрацию, а затем смотреть, что получится с производством. Поэтому у меня свой порядок. На майках написано «Урбан» — кому это может понадобиться? Это же ничего не стоит. Украдут — стану писать «Субурбан».

— Как у вас впечатление на старте? Не слишком государство опекает? Насколько пока легко?

— Пока легко. Мне никто не мешает. Сертификаты — окей, делаю. Стоит 21 млн на три года — это для всех моих футболок. Если открою точку, терминал заставят поставить? Так он стоит копейки — около 1 млн рублей в квартал. Все понимают, что большинство жалоб оттого, что предприниматели привыкли использовать серые схемы. В бухгалтерии так вообще интересно получилось: я оплатил услугу (официально) консультанта в налоговой. Всего 200—400 тыс. в квартал за заполнение и консультации по декларированию — это что, много? Я более чем доволен.

У государства наверняка есть потенциал для совершенствования законов. Но еще больше возможностей — в самих людях, которые перестали верить в свои силы. Я смотрю на все позитивно, поэтому, может, и кажется, что мне легче. Вышел тогда после этой тетки из универмага, купил мороженое и все забыл.

Если ничего с майками не выйдет, так хоть получу знания, которые смогу продать более ловкому бизнесмену в качестве наемного работника.

Внимание!

Вы молоды и горячи? Onliner.by собирает для публикации истории молодых бизнесменов, которые интересны и работают вопреки всем трудностям. Чем уникальнее дело и ярче человек, тем с большей долей вероятности мы приедем к вам в гости. Пишите на va@onliner.by.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by