Отменят ли оплату карточками в наземном транспорте? О чем спорят «Минсктранс» и «БПС-Сбербанк»

Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий, фото носит иллюстративный характер
14 882
03 февраля 2020 в 15:39

О том, что в 2020 году в наземном транспорте Минска заработает оплата банковскими картами, мы узнали в ноябре 2019 года. Об этом сообщил «БПС-Сбербанк». Но не прошло и месяца после заявления, как «Минсктранс» раскритиковал эту систему. Предприятие заявило, что в таком виде, как предлагал банк, ее вводить не будет. Сегодня стало известно, что «Минсктранс» собирается отменять оплату карточкой в тестовом трамвае №6. Неужели оплата карточками в наземном транспорте отменяется совсем?

Читать на Onlíner

— Мы написали письмо в «БПС-Сбербанк» о расторжении договора. Они начали процедуру расторжения. Она не быстрая, все может растянуться на неделю, если не больше, так как есть множество технических нюансов, — рассказал Onliner заместитель главного инженера «Минсктранса» Михаил Слодинский. Точной даты отмены пока нет, обещают сообщить дополнительно. Правда, оговариваются, что ждут все-таки окончательных предложений от банка по исправлению системы оплаты.

Напомним, основная претензия «Минсктранса» к банку — это вопросы со статистикой. Как объяснял Слодинский в декабре, технология, которую хочет внедрить «БПС-Сбербанк», — это отложенная онлайн-оплата. Суть ее в том, что, когда пассажир приложил к валидатору карточку, тот временно сохранил информацию про нее у себя в памяти.

«Минсктранс» о бесконтактной оплате в наземном транспорте: «Банк пытается продавить недоработанную систему»

— А когда появился канал связи, он пытается повторить эту онлайн-транзакцию. За время, пока хранилась эта информация, она может удалиться, исчезнуть, — рассказывал специалист. — Но что хуже всего, ею могут воспользоваться мошенники. Могут пострадать пассажиры. Также и «Минсктранс» не видит этого, не контролирует ситуацию. Он не знает, сколько же этих транзакций было, нет механизма.

«Минсктранс» заявлял, что нанял стороннюю организацию, чтобы провести аудит, и он подтвердил: предприятие не может контролировать поступление информации.

Предприятие предлагало вернуться к классической технологии онлайн-авторизации. Ее суть в том, что, когда вы прикладываете банковскую карточку, сразу же идет соединение с сервером и подтверждение, есть ли деньги, валидна ли карта и так далее.

— Скажем так, уже эту транзакцию ни подделать, ни удалить — ничего с этим поделать нельзя: она засветилась в межбанке, — заявлял Слодинский.

По его словам, за шесть месяцев тестовой работы системы в трамвае №6 ни разу не сошлась статистика.

— Даже тем цифрам, которые они нам предоставляют, мы не можем верить, потому что нет альтернативы подсчета. Мы писали в банк в сентябре, потом в декабре. В декабре дали им еще раз месяц, чтобы рассмотреть все варианты на перестроение системы. Получили ответ, что не правы мы и все работает. Но ничего не изменилось. Мы еще надеемся, что банк все-таки что-то еще предложит. Поэтому пока ждем, — заявил сегодня он.

Что говорит банк?

В пресс-службе «БПС-Сбербанка» ответили на резкую критику со стороны «Минсктранса».

— Текущие заявления не подтверждены официальными письмами в банк. У нас нет информации о том, «что цифры не сходятся», — отметили в банке.

Что касается претензий «Минсктрнса», то «БПС-Сбербанк» объясняет: с сентября по декабрь система работала на маршруте №6 без нареканий. Это значит, что систему можно внедрять во все виды наземного транспорта. При согласии городских властей банк обещает сделать это за четыре месяца. И объясняет: на введение такой системы из бюджета не потребуется ни копейки.

«Из системы не исчезло ни одной оплаты»

— Каких-либо технических проблем нет. Мелкие доработки по запросам «Минсктранса» были сделаны еще в первые недели после запуска пилотного проекта. За последние месяцы фактических данных о каких-либо несоответствиях в работе системы и передаваемых данных о транзакциях перевозчик нам не предоставлял, — отмечают в пресс-службе банка. — Исключением стал единственный факт отложенной передачи данных о поездках, который был следствием некорректных действий с установленным оборудованием в трамвае.

Также в банке уверяют, что запись транзакций из валидатора исчезнуть не может, так как хранится в энергонезависимой памяти.

— Таким образом, своевременный обмен данными обеспечивают транспортники, и это важный элемент корректной работы сервиса. Ведь если память валидатора переполнена, то он просто не будет принимать карточки к оплате. Сама же транзакция полностью безопасна: данные передаются в зашифрованном виде, как при расчете карточкой в магазине, — объясняют в «БПС-Сбербанк». — Из системы не исчезло ни одной оплаты. Исключение подобных ситуаций — одно из ключевых требований тех же международных платежных систем для соответствия жестким критериям сертификации.

Потеря хотя бы одной банковской транзакции недопустима и стала бы чрезвычайным происшествием для банка с последующим детальным расследованием. Так, все случаи предполагаемой «потери транзакций» во время пилотного проекта на трамваях после проверки оказались ситуациями запоздалой выгрузки транзакционных данных из валидаторов, которую допускали наши партнеры. Реальной потери банковских транзакций выявлено не было. Не возникало таких ситуаций и в минском метрополитене.

«Отложенная авторизация также используется, например, в Лондоне, Нью-Йорке, Москве и других мегаполисах»

Что касается системы отложенной авторизации, которую критикует «Минсктранс», то в банке заявляют: сервис обеспечивает абсолютную точность, прозрачность и конфиденциальность данных о поездках.

— В режиме отложенной авторизации точные цифры можно получить, если провести анализ транзакций с учетом временного интервала задержки и проверить, все ли устройства производили обмен. «Для полноты информации перевозчик должен обеспечить четкий регламент выгрузки данных в предпроцессинг, а также обеспечить подключение оборудования и его работоспособность». Такое пояснение дают специалисты банка, которые использовали мировую экспертизу и сознательно отошли от онлайн-авторизации, чтобы избежать толкотни у входа в транспорт, — отметили в пресс-службе.

— Сейчас скорость оплаты проезда составляет около 0,3 секунды, а если ждать подтверждения банка-эмитента — речь уже о нескольких секундах. Пассажиры бы толпились у валидатора, что чревато массовым недовольством. Кроме того, обработка каждой транзакции по отдельности увеличивает расходы транспортников на комиссию за эквайринг, которая сейчас установлена на минимально возможном уровне, чтобы покрывать транзакционные расходы банка.

Режим отложенной авторизации является единственно возможным, это позволяет обеспечить нужную скорость обработки данных. Кстати, «отложенная авторизация» также используется, например, в Лондоне, Нью-Йорке, Москве и других мегаполисах. Так что это не наше ноу-хау, а мировой опыт, — подчеркнули в банке.

«Технология, которая сейчас внедрена в Минске, разрабатывалась при участии и с учетом рекомендаций компании Visa»

Банк приводит комментарий от компании Visa: «Технология, которая сейчас внедрена в Минске, разрабатывалась при участии и с учетом рекомендаций компании Visa и соответствует мировому уровню для транспортных решений с фиксированным тарифом, а также полностью готова к внедрению дифференцированного тарифа. Эффективность принципа отложенной авторизации на транспорте уже проверена десятками городов мира, включая Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Москву, Киев.

Более того, она уже успешно работает и в минском метро, обеспечивая более двух миллионов транзакций в месяц. Отложенная авторизация и правила агрегирования транспортных транзакций являются стандартными требованиями международной платежной системы Visa к обработке транспортных транзакций. Агрегирование позволяет объединить несколько поездок пассажира в одну оплату с сохранением деталей всех поездок.

Они отображаются в личном кабинете пассажира. Безопасность решения обеспечивается сертификацией валидаторов и проверкой на соответствие международным требованиям стандарта PCI DSS всех вовлеченных систем „БПС-Сбербанка“ и провайдера технического решения. Быстрый рост числа пассажиров метро, оплачивающих проезд банковской картой, доказывает удобство для пассажиров оплаты проезда в одно касание банковской картой, без необходимости покупать жетон или пополнять транспортную карту.

Оплата банковской картой позволяет снизить операционные расходы транспортного оператора на сбор оплаты проезда за счет экономии на сборе и инкассации наличных, на выпуске и продаже билетов и транспортных карт, инфраструктуре их пополнения. В транспорте Лондона такая экономия составила 40% и многократно перекрыла банковские комиссии».

Читайте также:

Пробить талон в минских автобусах можно будет только во время остановки

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 300 Вт, запас хода 45 км, аккумулятор 12.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 14.2 кг
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!