В конце ноября «БПС-Сбербанк» заявил, что планирует запустить бесконтактную оплату банковской карточкой в 2020 году. «Минсктранс» же объясняет: в этой системе оплаты есть ряд недостатков, из-за которых предприятие будет нести финансовые потери. Также перевозчик считает, что банк пытается через общественность надавить на него.
Напомним, с 23 мая в столичном трамвае №6 началось тестирование оплаты проезда банковскими карточками. А уже 28 ноября исполнительный директор «БПС-Сбербанка» Марина Осиповская рассказала, что с 2020 года систему можно будет внедрить во всем городском транспорте Минска. Однако, как выяснилось, «Минсктранс» с этим не согласен.
— Проблема в том, что «Минсктранс» не видит, сколько же точно пассажиров воспользовалось банковской карточкой. А не видит это количество, значит — не видит, сколько денег ему должны перечислить, — рассказал Onliner заместитель главного инженера «Минсктранса» Михаил Слодинский. — Вот и получается у нас нестыковка. Мы банку написали уже три письма по поводу предложений по исправлению этой проблемы. И ничего. Они пытаются просто на нас надавить и пытаются через общественное мнение повлиять на запуск этой системы. Вы поймите, если сейчас эта система запустится, то эти проблемы будут проблемами «Минсктранса».
— Проблема в технологии или в чем-то еще?
— Именно в технологии. Классическая технология — это онлайн-авторизация. Когда вы прикладываете банковскую карточку, сразу же идет соединение с сервером и подтверждение, есть ли деньги, валидна ли карта и так далее. Скажем так, уже эту транзакцию ни подделать, ни удалить — ничего с этим поделать нельзя: она засветилась в межбанке. Банк же предлагает отложенную онлайн-оплату. Ее суть в том, что, когда вы приложили карточку, валидатор временно сохранил информацию про эту карточку у себя в памяти. А когда появился канал связи, он пытается повторить эту онлайн-транзакцию. За это время, пока хранилась эта информация, она может удалиться, исчезнуть. Но что хуже всего, ею могут воспользоваться мошенники. Могут пострадать пассажиры. Также и «Минсктранс» не видит этого, не контролирует ситуацию. Он не знает, сколько же этих транзакций было, нет механизма.
— Почему такая система работает в метро?
— В метрополитене есть альтернативный счетчик — турникет. Они в крайнем случае всегда могут показать свои данные и сказать: «Ребята, турникеты открылись 100 раз, вот за 100 поездок и заплатите». У «Минсктранса» турникетов нет, альтернативной системы подсчета тоже. Какие цифры они нам дали, за то мы и получили деньги.
— Но ведь подобная система есть и на городских линиях железной дороги?
— У них такая же проблема. Я их предупреждал об этом, о возможности такой проблемы, но они решили рискнуть. Мы провели опытные ситуации, и увидели, что данные, которые получаем мы и банк, разнятся. У нас они вообще другие. Грубо говоря, у нас есть 100 транзакций, у них — 120. Из этих ста 90 есть и у них, и у нас, остальные частично есть только у нас, частично только у них. Да, банк потом нам оплачивает эти поездки, после того, как мы показываем эти разночтения.
Но хуже всего то, что транзакции приходят с опозданием. К примеру, сегодня приходят вчерашние и даже позавчерашние данные, бывает такое, что сейчас вот пришли данные за июнь. В общем, к системе есть еще масса вопросов.
Мы наняли стороннюю организацию для того, чтобы она провела аудит. И этот аудит подтвердил, что «Минсктранс» не может контролировать поступление информации. А значит, наше предприятие будет нести финансовые потери.
— Вы предлагали банку перейти на классическую технологию? Какие в ней есть минусы?
— Да, предлагали. Чем это чревато? Тем, что некоторые пассажиры не смогут оплатить проезд. Не будет канала связи — валидатор не сработает. Да, мы жертвуем каким-то удобством пассажиров. Я тут всегда привожу пример. Вы приходите в магазин. Там висит табличка «Банковская карточка не работает». Вам разве без налички отдадут товар? Нет. А почему мы должны?
Вы ж поймите, мы должны контролировать эти данные. Грубо говоря, это «Минсктранс» должен прийти в банк и сказать, что у нас было 10 тысяч пассажиров, отдайте нам эти деньги. А выходит наоборот: банк нам говорит, сколько у нас было пассажиров, и платит за них деньги. Но как мы подтвердим эти данные, а вдруг там неточности? Именно эта технологическая система не позволяет контролировать нам эти данные. Опять же, а что будет, если у человека на карте нет денег? Банк обещает нам оплачивать такие поездки. Но где гарантия, что эти данные не потеряются или их никто не удалит?
Когда будет онлайн-оплата, данные не будут теряться, никто ничего подделать не сможет, данные будут у всех. Вы поймите, мы не против, мы только за эту технологию. В Москве, Питере, Лондоне, Нью-Йорке она реализована в классическом онлайне. Зачем банк полез в эту отложенную онлайн-оплату? Возможно, они заинтересованы в таком режиме, так как в таком случае они могут стать монополистами и никакой другой банк не сможет нам предложить ничего.
Подытоживая, скажу, что пока отсутствие контроля за полнотой и достоверностью данных — это главная проблема. Повторюсь, мы готовы запускаться, но система должна быть каким-то образом переделана. Или банк не может это сделать, или же не хочет, тут уж мы не знаем. А их заявление о запуске системы в 2020 году не согласовано ни с «Минсктрансом», ни с Мингорисполкомом. Мы считаем, что это была попытка додавить «Минсктранс».
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!