23 048
274
12 июня 2019 в 9:40
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова
В электричках теперь можно оплатить проезд карточкой или смартфоном. Наивные вопросы по новой технологии

Кто запрыгивал в вагон электрички за минуту до отправления, тот знает, как напряженно приходится ждать, кто первым придет — кондуктор или контролер с проверкой билетов. А уж если налички в кошельке нет, так и вовсе пиши пропало: штрафа не миновать. Но с сегодняшнего дня в Беларуси появились первые электрички, в которых можно будет купить билет по карточке. Что это за технология, как все выглядит и работает, читайте в материале Onliner.

Что вообще происходит?

БЖД совместно с «БПС-Сбербанком» запустили с сегодняшнего дня систему по оплате билетов на электрички карточками, смартфонами и другими устройствами, поддерживающими технологию NFC. Программное обеспечение разрабатывала компания IBA.

— Мы точно знаем, что в СНГ нет такой возможности — оплачивать проезд банковской карточкой в режиме самообслуживания внутри поезда, — отметил директор технического отделения IBA Minsk Вадим Смотряев.

— Новую технологию мы запустили в беспрецедентно короткие сроки: два месяца назад мы начали переговоры с «БПС-Сбербанком», и вот уже сейчас началось ее использование, — заявил заместитель начальника пассажирской службы БЖД Александр Казачок. — Понятно, что до этого было сделано очень много в этих поездах: установка системы валидации, установка системы для дифферинцированных тарифов, это и мероприятия по созданию устойчивой связи в этом поезде. Городские линии обеспечены технологией Wi-Fi и своей системой усиления связи.

Как это работает?

Пока система работает только в рамках одной тарифной зоны и только на городских линиях бизнес-класса. Увы, пока на обычных «электронах» или «собаках» ее не будет.

Не важно, едете вы одну остановку или больше. Пока дальше Михановичей, Заславля (станция «Беларусь) и Городища система не работает.

— До конца этого года мы планируем расширение зон оплаты, — отметил Александр Казачок. — Дальше мы планируем продлить возможность оплаты на конечных пунктах городских линий. Это Руденск и Смолевичи. Соответственно, когда мы запустим четвертое направление на Барановичи, там тоже будет реализована эта возможность оплаты. 

Система работает просто: нужно приложить карту, смартфон или часы с системой NFC к валидатору (аналогично, как и в автобусе), дождаться сигнала и надписи «Аплачана». Вот и все.

При расширении других тарифных зон карту к валидатору нужно будет прикладывать дважды: один раз на входе, второй — на выходе. Если не приложить карту на выходе, то система спишет стоимость поездки от начальной до конечной точки.

Сколько стоит билет?

Разовый билет единый, и за него придется отдать 90 копеек. Также можно оплатить проезд и попутчикам. Система позволяет расплатиться по одной карте до 5 раз за одну поездку.

Оплаты будут агрегироваться точно так же, как и в метро (SMS будет приходить сразу за три поездки). Просмотреть отчеты о поездках можно в личном кабинете пользователя, который нужно завести на paybycard.by. Там же будут отчеты о всех бесконтактных оплатах, будь то оплаты в метро, трамвае или на городских линиях.

А как контролеры проверят оплату?

По словам Александра Казачка, система проверки оплаты по бесконтактным картам не будет отличаться от системы проверки смарт-карт, которые существуют сейчас.

Ревизоры имеют специальные устройства и с их помощью на входе считывают у валидатора информацию об оплате: с каких карт были оплаты и в какое время. Дальше при помощи этой информации идет проверка. Также выступать контрольным устройством может и сам валидатор, который переводится в другой режим.

— Зайцев быть не может. Белорусы очень ответственные люди и свои поездки оплачивают регулярно. У нас такой острой проблемы нет, — отметили в БЖД.

Что будет, если пропадет связь?

— Система очень устойчива ко всем нюансам. Есть связь, нет связи — она работает бесперебойно, проблем никаких быть не должно, — уверенно говорит Александр Казачок.

Во сколько обошелся запуск этой системы для БЖД?

— Ничего дополнительно не приобреталось, — отметил Вадим Смотряев. — Та система, которая работает 5 лет, сохранилась: ровно те же самые устройства и те же самые подходы. Они теперь начинают жить по-новому, это новая жизнь системы. Дополнительных инвестиций от транспортников не потребовалось.

Представители Visa и MasterCard: «В метро уже зафиксировано 13 миллионов бесконтактных платежей, 190 банков-эквайеров и 65 стран мира»

На запуске новой системы оплаты присутствовали представители международных компаний Visa и MasterCard. Они отметили, что система оплаты бесконтактными картами в Беларуси становится все более и более популярной.

— Нас радует и удивляет Беларусь в контексте других стран Европы, — говорит региональный менеджер MasterCard по Армении, Беларуси и Казахстану Нина Виллемс. — По картам MasterCard более 70% бесконтактных карт в Беларуси. В метро очень хорошие показатели по оплате, каждый месяц транзакции растут, мы видим, что это решение очень популярно.

— За 7 месяцев, по нашим данным, в три раза выросло количество уникальных держателей карт, которые начали оплачивать проезд банковскими картами в метро, — добавляет директор по развитию инноваций в СНГ и Юго-Восточной Европе компании Visa Анжела Кашперук.

— Уже зафиксировано 13 миллионов платежей, 190 банков-эквайеров и 65 стран мира. Это то, что мы зафиксировали в метрополитене, — отметила исполнительный директор «БПС-Сбербанк» Марина Осиповская. — Эта статистика показывает, что мы двигаемся семимильными шагами.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова