Суд оставил приговор по делу журналисток «Белсата» без изменений

 
UPD
4727
23 апреля 2021 в 9:20
Автор: Дарья Спевак. Фото: belsat.eu, AP
Автор: Дарья Спевак. Фото: belsat.eu, AP

Сегодня в Минском городском суде прошло рассмотрение обжалования приговора журналисткам телеканала «Белсат» Дарье Чульцовой и Екатерине Андреевой (Бахваловой). Приговор оставлен в силе. Напомним, их осудили на два года лишения свободы за стрим с «площади Перемен».

18 февраля Андрееву и Чульцову признали виновными по ч. 1 ст. 342 УК — «Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления». Ни одна, ни вторая не признали своей вины.

После оглашения приговора присутствующие в зале кричали: «Позор!» Дарья и Катерина отреагировали на приговор улыбками. Девушки обнялись и послали воздушные поцелуи всем, кто был в суде.

Суд над журналистками «Белсата», которые вели стрим с «площади Перемен»

Напомним, белорусок задержали в ноябре в одной из квартир на «площади Перемен», когда они вели прямую трансляцию с места событий. Санкция по ч. 1 ст. 342 УК, которую вменяют Чульцовой и Андреевой, предполагает штраф, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок. Вчера прокурор Касьянчик запросила для журналисток по два года лишения свободы.

Апелляция

Заседание началось. Адвокаты ходатайствовали, чтобы Андреева и Чульцова присутствовали на заседании. Прокурор против. Суд отклонил ходатайство: нет оснований для этого. Адвокат Екатерины Андрей Мочалов просит ознакомиться с агентурно-оперативным делом — прокурор против. Суд не удовлетворил ходатайство.

Что говорит защита?

Вот доводы защитника Сергея Зикрацкого (он был адвокатом Екатерины Андреевой, но в конце марта его лишили лицензии).

  • Нет доказательств, что протесты были не мирными. Граждане, звонившие по номеру 102, лишь выражали недовольство, что протестующие доставляют им дискомфорт и неприятны им, а не нарушают общественный порядок.
  • Не установлен факт неповиновения законным требованиям сотрудников милиции — нет доказательств, что они предупреждали граждан разойтись.
  • Не доказан размер ущерба «Минсктрансу», не предоставлены сводки ГАИ о перекрытиях и другие сведения от госструктур.
  • Не были допрошены участники протеста: чтобы они пояснили, на чьи призывы реагировали и т. д.
  • Судом не было установлено, что журналистки активно участвовали в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (об этом говорит то, что большинство участников не были привлечены к уголовной ответственности, проходили по административным статьям).
  • Призывов в стриме журналисток не было: об этом говорят лингвистические экспертизы.

Защитники Бахваловой и Чульцовой просят приговор отменить, производство по делу прекратить.

— Приговор суда построен на субъективной оценке и вынесен из того, что они прочитали в текстовой версии стрима, — считает новый адвокат Бахваловой Андрей Мочалов. — Следствием была собрана слабая доказательная база, которая не может говорить о виновности моей доверительницы.

11 белорусских журналистов находятся за решеткой. Как у них дела прямо сейчас

Мочалов напомнил, что недавно в законодательство о массовых мероприятиях начали вносить изменения о запрете ведения стримов с несанкционированных массовых мероприятий и о приравнивании журналистов к участникам. Адвокат задал вопрос, зачем было закреплять такие изменения, если за похожие действия уже были осуждены люди.

— Среди журналистов есть такая поговорка: если падает самолет, то журналист виноват в падении этого самолета. <...> В данной ситуации Бахвалова и Чульцова просто, как зеркало, отражали действительность: журналисты просто передавали картинку происходящего. Мы же не виним зеркало за то, что оно отражает действительность, — отметил Мочалов.

Адвокат Чульцовой Александр Хаецкий напоминает: в материалах дела и в тексте приговора говорится, что 15 ноября на Червякова проходил именно митинг (несанкционированное массовое мероприятие), а не «групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок» — именно за их организацию и активное участие в них осудили журналисток.

По мнению защитника, единственное, к чему могла понуждать трансляция, — оставаться дома, а не приходить туда. Вывод сделан из того, что силовики применяли спецсредства и имели в руках дубинки. Вряд ли после таких действий люди горели желанием идти на «площадь Перемен».

Позиция обвинения

Прокурор Герасимович полагает, что виновность Екатерины и Дарьи полностью доказана. Гособвинитель считает приговор суда обоснованным.

  • По ее словам, сведениями «Минсктранса» и показаниями представителя этой организации подтверждена остановка транспорта в тот день — 15 ноября.
  • Также прокурор ссылается на звонки в милицию и подтверждает, что движение было заблокировано. Герасимович вспоминает слова свидетеля (жителя одного из домов неподалеку), который не мог выехать из двора в день митинга.
  • Гособвинитель считает необоснованными жалобы адвокатов о том, что Чульцоваа и Бахвалова выполняли свои профессиональные обязанности. По ее словам, МИД опровергает эти сведения: СМИ не аккредитовано на территории Беларуси, его журналисты не имеют права работать здесь согласно белорусским законам.

Прокурор заключает: суд первой инстанции был прав. Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, по ее мнению, нет.

Суд решил оставить приговор Бахваловой и Чульцовой без изменений, апелляционные жалобы — без удовлетворения.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро