35 289
730
28 июня 2020 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: архив Onliner, носят иллюстративный характер. Иллюстрации: Валерия Седлюковская

Запреты в торговле, наркологи, ЛТП и специальные программы. Как государство борется с пьянством

В среднем один пьющий человек наносит прямой или косвенный ущерб минимум 9—10 человекам из своего непосредственного окружения. Даже исходя из официальных данных, 242 тысячи злоупотребляющих негативно влияют как минимум на 2,1 миллиона человек. А если по совету бывшего главного нарколога умножить число злоупотребляющих на два, то цифра будет еще более впечатляющая — 4,2 миллиона белорусов. Сегодня в очередном выпуске цикла «Бухло» поговорим о том, какие меры принимает государство в борьбе с алкоголизмом.

Алкогольная проблема касается многих сфер жизни белорусов, а значит, так или иначе затрагивает практически все министерства страны. Но больше всего работают с этой проблемой два из них — Минздрав и МВД.

Планировали снизить потребление ниже 8 литров на душу населения

Один из главных документов по борьбе со злоупотреблением алкоголя в нашей стране — это программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы (до этого была программа по предупреждению пьянства на 2011—2015 годы). В ней есть подпрограмма 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма». Ответственный заказчик которой — Министерство здравоохранения.

В подпрограмме по борьбе с алкоголизмом четко отмечено: главная задача — снижение потребления алкоголя до 7,9 литра на душу населения и уменьшение негативных последствий от злоупотребления алкоголем.

За пять лет на борьбу с алкоголизмом должно быть выделено 16,9 миллиона рублей. Из крупных трат — укрепление материально-технической базы учреждений, которые оказывают наркологическую помощь населению, строительство наркологического центра в Минске, капитальный ремонт 8-го корпуса РНПЦ психического здоровья и так далее.

В целом же предлагается 60 различных мероприятий, среди которых не только информационные. Сюда включены также проведение социологических исследований, разработка программ лечения и реабилитации людей с зависимостью и так далее. Есть в перечне и следующие моменты, многие из которых обсуждались, но не нашли поддержку:

  • стоят задачи постепенно прекратить выпуск плодово-ягодных вин с низкой стоимостью, повышая качество этого алкоголя;
  • сокращать объемы отгрузки спиртного на внутренний рынок, одновременно переориентируя производства на экспорт;
  • установить фиксированную минимальную отпускную стоимость алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
  • внести предложение о запрете продавать алкоголь на заправках (кроме дорогостоящей сувенирной продукции отечественного производства);
  • полностью запретить рекламу слабоалкогольной продукции и пива в СМИ;
  • ввести единое время реализации алкоголя — с 9:00 до 23:00;
  • рассмотреть целесообразность норматива: 1 магазин, торгующий спиртным, на 5000 населения;
  • запретить торговать спиртным вне изолированных отделов в магазинах площадью свыше 1500 «квадратов».

Если судить по прошлому году, то главная цель — снижение потребления чистого алкоголя до 7,9 литра на душу населения — не была достигнута. Более того, если в 2016 году потребление чистого алкоголя на душу населения (с 15 лет) составляло 9,7 литра, то уже в 2019-м — 10,4. Произошло увеличение потребления на 0,7 литра. Однако будет честно сказать, что срок реализации программы еще не закончился. Не исключено  в конце 2020 года эта цель будет достигнута.

Несмотря на то, что снизить потребление до 7,9 литра пока не удалось, в РНПЦ психического здоровья отмечают общий эффект от мероприятий программы.

— Об эффективности мероприятий, проводимых в данном направлении, свидетельствует снижение показателей смертности населения от случайных отравлений алкоголем и других причин, связанных с употреблением алкоголя, — говорит заместитель директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья Оксана Колбасова. — По информации Национального статистического комитета, смертность от случайных отравлений алкоголем за январь — март 2020 года снизилась в стране в целом в 3 популяциях населения: в общей популяции — на 7,5%, в общей городской популяции — на 5,3%, в общей сельской популяции — на 10,9%.

Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (кроме случайных отравлений алкоголем), за данный период времени также в целом по республике снизилась в 3 популяциях населения: в общей популяции — на 7,5%, в общей городской популяции — на 9,8%, в общей сельской популяции — на 1,9%.

Ночная торговля спиртным. Как в Беларуси последние 15 лет то вводили, то отменяли запреты

Речь о том, чтобы прийти к запрету ночной торговли алкоголем, идет уже давно. Именно МВД долгое время выступало за введение этой меры. В разное время об этом высказывались министры внутренних дел. Поддерживал идею и Минздрав. К мнению двух министерств прислушивались местные власти, которым дали право решать этот вопрос. На протяжении последних 15 лет чиновники исполкомов принимали различные ограничения в сфере торговли, но потом их же и отменяли.

Вспомним историю. К примеру, Мингорисполком. В 2005-м была попытка ограничить продажу водки, пива и плодово-ягодных вин с 23:00 до 8:00. В 2009 году запрещали торговать пивом и слабоалкогольными напитками в палатках, киосках и павильонах на остановках общественного транспорта. Запрет продержался год.

В 2009 году за запрет продажи водки, плодово-ягодных вин, слабоалкогольных напитков и пива с 22:00 до 9:00 голосовали столичные депутаты. Министерство юстиции их не поддержало, и решение не вступило в силу.

В 2013 году некоторые районы Минска (Первомайский и Фрунзенский) ограничивали торговлю алкоголем с 22:00 до 8:00. В июне 2015 года практику распространили на все районы столицы. Но запрет продержался чуть больше двух месяцев: после совещания с производителями алкоголя все вернулось на круги своя.

С 2011 по 2014 годы в регионах также работали разные варианты запретов продажи спиртного. Так, к примеру, в Витебске запретили ночную продажу алкоголя в круглосуточных магазинах. В Рогачеве на месяц перестали продавать алкоголь с 19:00 до 10:00. Ошмянский и Слуцкий районы ввели двухмесячный запрет на продажу плодово-ягодного вина. В сельских магазинах Поставского района спиртное нельзя было купить в день зарплаты.

В Брестской области запрещали ночную продажу алкоголя дешевле 1,5 базовой, в Гомеле — дешевле 1 базовой величины. Все эти ограничения продержались недолго. Хотя правоохранители отмечали, что эффект от них есть: даже на первых этапах значительно снижалось число пьяных преступлений.

«Чернила» молодости нашей: пьяница о том, как плохое вино стало символом эпохи

В конце 2016 года общереспубликанский запрет на торговлю алкоголем с 22:00 до 9:00 обсуждался на уровне Совета министров: соответствующий документ на обсуждение в правительство представило МВД. Позиция министерства была следующей: государство лишь выиграет от таких мер, так как доходы от продажи алкогольной продукции в два раза меньше расходов на ликвидацию последствий ее вредного потребления. Тогда против активно выступили торговые сети. Закон так и не был принят.

В 2018 году снова вернулись к теме запрета на торговлю алкоголем в ночное время. Главное управление потребительского рынка столицы выступало с заявлением, что на круглосуточные магазины поступают жалобы десятков минчан. Также местные власти говорили о росте преступности и о том, что алкоголь составляет 40% покупок, сделанных после 23:00.

Именно поэтому столичный исполком принял решение: с 1 октября 2018 года алкоголь в магазинах нельзя будет продавать с 23:00 до 7:00. Предполагалось, что спиртное ночью можно будет купить только на разлив в заведениях общественного питания. Но это был самый короткий запрет за всю историю страны. Буквально на следующий день его отменил президнт.

К вопросу об ограничении ночной торговли спиртным с того времени не возвращались. Сейчас масштабные запреты на продажу спиртного существуют лишь пару дней в году: во время последних звонков и выпускных.

В РНПЦ психического здоровья до сих пор считают, что запрет на ночную торговлю — это одна из целесообразных мер по снижению потребления спиртного.

— Международная практика и результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют, что на уровень распространенности потребления алкоголя существенное влияние оказывают объем производства и реализации алкогольных напитков, а также их доступность для населения, — говорит Оксана Колбасова.

Со своей стороны МВД подчеркивает, что на местном уровне сейчас ничего не мешает ограничивать продажу алкогольных напитков.

— У местных органов власти есть законное право на то, чтобы с учетом оперативной, демографической обстановки, во время проведения мероприятий вводить определенные запреты по времени и месту продажи, — объясняеьт заместитель начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Сергей Красуцкий. — Некоторые исполкомы во время проведения уборочной и посевной кампаний вводят запрет на торговлю алкоголем, кто-то во время выпускных и так далее. Заставить мы их, конечно, не можем, но если так пробуют бороться с алкоголизмом, то мы в целом поддерживаем такие инициативы.

Повышение цен и уход от спиртного в продуктовых магазинах

В конце 2015 — начале 2016 года МВД активно продвигало вопрос о повышении цен на алкоголь и изменении акцизов. Об этом говорили и медики. В частности, бывший главный нарколог Минздрава Иван Коноразов отмечал, что в структуре потребления белорусов преобладают крепкие спиртные напитки. По его словам, потребление крепкого спиртного ведет к более тяжелым социальным последствиям: люди совершают необдуманные поступки, правонарушения, преступления. Врач также выступал за то, чтобы менять акцизную политику и повышать цены на крепкий алкоголь в большей степени, чем на пиво.

— На определенном этапе обсуждался вопрос повышения цен, — объясняет Сергей Красуцкий. — С чем здесь возникли проблемы? С тем, что, как только начнут повышаться цены на крепкий алкоголь, это сразу же автоматически повлечет серьезное расширение нелегальной торговли. Здесь нужно соблюдать паритет.

Конечно, неплохо, чтобы алкоголь стоил дорого, но, как только паритет начинает изменятся в сторону существенного роста цен на алкоголь в официальной торговле, тогда более выгодно становится нелегально гнать самогон или ввозить алкоголь, спирт и так далее. Сразу же спрос переходит в область нелегальной торговли. Здесь наскоком вопрос решить сложно. Опыт других стран показывает, что к этому нужно идти постепенно, резких телодвижений делать нельзя.

Фантастические самогонщики и где они обитают. Репортаж из района, в котором промышляют подпольные династии

В 2016 году, когда вышла та самая программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», в ней шла речь о том, чтобы изолировать отделы спиртного в магазинах площадью свыше 1500 «квадратов». Позже на уровне Совета министров уже обсуждался вопрос о создании обособленных отделов со спиртным в магазинах площадью больше 400 «квадратов» или вовсе вынесение спиртного в отдельные магазины. Это предложение не поддержали: торговые сети стали активно выступать против.

— Мы длительное время рассматривали этот вопрос с очень разных ракурсов, с точки зрения разных предложений и форматов реализации. Нужно пытаться двигаться в этом направлении, как-то обосабливать эту торговлю, — считает Красуцкий. — Тем не менее мы понимаем, что нельзя идти только по пути ограничения и не предлагать человеку каких-то альтернативных возможностей — к примеру, бесплатные занятия спортом или безалкогольные кафе, куда можно пойти.

— На определенном этапе муссирование этого вопроса немного сошло на нет. Может быть, мы не смогли где-то объяснить некоторые моменты проблемы. Опять же, проводили опросы, и мнения о целесообразности этих ограничений разделились 50 на 50. Поэтому на сегодняшний день говорить о том, нужны или не нужны те или иные меры, одному ведомству сложно. Нужно более комплексно решать эти вопросы.

Также МВД поддерживало и предложение ограничить продажу спиртного до 21 года, о чем говорил Минздрав.

— Это довольно неоднозначный вопрос, мы к нему уже давно не возвращались, да и он был очень косвенно озвучен, — отмечает Сергей Красуцкий. — Некоторые исследования показывают, что есть определенные моменты, когда с 18 до 21 года человек становится совершеннолетним и чувствует себя наиболее свободным. Есть вопросы по совершению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения. Это критический возраст, когда совершается много преступлений.

— На этот вопрос мы смотрели в нескольких аспектах. Есть некое несовпадение с тем, что с 18 лет человек может пойти в армию, создавать семью, обладает всеми правами и обязанностями, а мы в этой части ограничиваем его право покупать алкоголь, поэтому мы не нашли полной поддержки. На своем сайте мы проводили интернет-опрос по этому предложению. Большинство (примерно 70% опрошенных) высказались против даже рассмотрения вопроса об этом ограничении. Поэтому мы к нему больше не возвращались.

Специалисты РНПЦ психического здоровья, тем не менее считают, что вышеперечисленные меры стоит всё-таки внедрить. А также добавить запрет на продажу алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива на заправочных станциях и в магазинах жилых домов. Кроме этого рекомендуется снизить число магазинов, торгующих алкоголем, до 1 на 5000 человек и полностью запретить рекламу алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

— Ограничение доступности алкогольных напитков мотивирует население к изменению стиля потребления алкоголя, что в дальнейшем будет способствовать снижению алкоголизации населения и, значит, сокращению негативных последствий, с ней связанных, — говорит Оксана Колбасова.

Как влияют на алкоголиков и лечат их

Лечением алкоголизма в стране занимаются чуть больше 1400 наркологов и 10 наркологических диспансеров. Здесь лечат как бесплатно с постановкой на учет, так и анонимно.

— В Республике Беларусь государственная политика в области оказания психиатрической (наркологической) помощи населению направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья, улучшение морально-психологического положения лиц, страдающих зависимостью от алкоголя, — объясняет заместитель директора по медицинской части РНПЦ психического здоровья.

— Наркологическая помощь включает в себя обследование психического состояния, диагностику расстройств (заболеваний), лечение и профилактику обострений, медико-социальную адаптацию и реабилитацию граждан. Данная помощь оказывается в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств лекарственными средствами или методами оказания медицинской помощи, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством.

Как было отмечено в начале статьи, сегодня на наркологическом учете и наблюдении стоит 242 тысячи человек.

— Анализ показателей здоровья населения за последние 5 лет (2015—2019 гг.) свидетельствует о снижении общего числа пациентов с синдромом зависимости от алкоголя, находящихся под диспансерным наблюдением, на 7,6%, — отмечают в РНПЦ.

— Выполнение комплексных мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма, постоянная работа всех заинтересованных органов государственного управления по снижению алкоголизации населения позволили стабилизировать ситуацию с заболеваемостью синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом) в Республике Беларусь, — говорит Оксана Колбасова. — В рейтинге стран по уровню потребления алкоголя (World health statistics 2018: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals) Беларусь находилась на 27-м месте.

— Отмечены положительные тенденции по снижению уровня потребления алкоголя населением республики. Так, в 2010 году уровень потребления зарегистрированного алкоголя населением Беларуси на душу населения в возрасте 15 лет и старше составлял 13,3 л, а в 2019 году — уже 10,4 л.

Активную позицию по борьбе с пьянством занимает МВД. Оно и неудивительно: пьяные создают серьезную нагрузку на правоохранительную систему страны. Третья часть всех преступлений в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения. 86% тяжких и особо тяжких преступлений тоже дело рук нетрезвых лиц.

В МВД отмечают, что в первую очередь работают с теми, кто систематически совершает правонарушения, кто стоит на учете в милиции. На сегодня это свыше 38 тысяч человек. По закону на профилактический учет человек попадает после того, как трижды нарушил закон в состоянии алкогольного опьянения.

Сумка с конечностями в Свислочи, тело ребенка в холодильнике и 155 ударов. Как алкогольная эпидемия в Беларуси принимает чудовищные формы

— После двух правонарушений человек предупреждается о том, что может попасть к нам на учет. Если он совершает третье, то мы осуществляем за ним профнаблюдение, —  рассказывает Сергей Красуцкий. — В чем заключается профнаблюдение? Сотрудник органов внутренних дел посещает человека по месту жительства, пытается его вернуть в нормальную трудовую деятельность, если это нужно. Мы работаем совместно с органами соцзащиты, с местной властью, привлекаем к этой работе общественность, советы общественных пунктов.

Есть и другие меры. Мы можем инициировать вопрос об ограничении дееспособности лица, злоупотребляющего алкоголем. К примеру, у него есть семья, какие-то близкие, и мы можем через суд ставить вопрос о том, чтобы заработную плату получали они. Чтобы у злоупотребляющего не имелось соблазна, а эти деньги оставались в семье.

«Лечебно-трудовые профилактории — это не панацея и не самоцель»

Одна из масштабных сфер работы МВД — направление белорусов в лечебно-трудовые профилактории. К слову, такие остались в Беларуси, Туркменистане и непризнанном Приднестровье. По словам Сергея Красуцкого, отправка человека в лечебно-трудовой профилакторий — это крайняя мера.

— Сначала мы пытаемся человека предупредить и направить на другой путь, — объясняет он. — Но когда он начинает создавать серьезные проблемы в первую очередь семье, когда он постоянно вызывает семейные скандалы, не работает и становится асоциальным лицом, конечно же, мы должны применить такую меру. Прежде всего для того, чтобы он не совершал правонарушения в отношении близких и соседей, а также чтобы и у алкоголика что-то изменилось в жизни. Как правило, в ЛТП отправляют на год. После выхода у определенного процента все-таки идут подвижки в сознании, они начинают вести другой образ жизни.

Лечат ли в ЛТП? В МВД объясняют: лечебно-трудовые профилактории в Беларуси на сегодняшний день — это все-таки больше мера ограничительного характера, чем лечебного, так говорится в законе. Однако, если человек добровольно захотел лечиться, срок пребывания может быть сокращен до полугода.

Кстати, в мае этого года в первом чтении депутаты приняли изменения в закон «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них». Из новшеств законопроекта — появление новой категории граждан, которых могут туда отправлять.

— Речь идет о трудоспособных неработающих лицах, ведущих асоциальный образ жизни, — уточнили в Департаменте исполнения наказаний МВД. — Кроме того, планируется разделить ЛТП на два вида в зависимости от условий принудительной изоляции. Первый — для нахождения граждан, впервые направленных в ЛТП. Второй — для ранее судимых, а также направленных во второй и более раз. При этом отдельно от других категорий граждан предлагается размещать изъявивших добровольное желание излечиться от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании и давших согласие на оказание им наркологической и психотерапевтической помощи в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Насколько в принципе эффективны ЛТП? По данным МВД, примерно треть возвращается в профилакторий второй и третий раз. Есть случаи, когда в профилакторий попадают по 56 раз.

— Конечно, лечебно-трудовые профилактории — это не панацея и не самоцель. Наоборот, сейчас у нас наблюдается тенденция к тому, чтобы удержать от направления туда, дать возможность как-то исправиться, — объясняют в МВД. — Но есть и другая сторона.

— Мы видим факты, когда семьи, в которых постоянно происходят пьяные дебоши, иногда просто просят: сделайте что-нибудь. Годовая изоляция человека в профилактории позволяет семье вздохнуть. Благо в стране до сих пор имеется такая возможность повлиять на человека.

В МВД говорят, что ежегодно в ЛТП отправляется примерно 5000 человек. Еще 1520 тысяч останавливаются в шаге от профилактория и больше в пьяном виде не нарушают закон.

— Решение о помещении человека в ЛТП принимает суд. Бывает масса примеров, когда суд решает не отправлять человека туда и дать ему шанс, — говорит Красуцкий. — Также много историй, когда после таких судов люди уже не совершают никаких правонарушений. Повторюсь, конечно же, направление в ЛТП — не панацея, весь смысл в том, что мы как-то можем приостановить противоправные деяния злоупотребляющего.

Сергей Красуцкий подчеркивает, что после правоохранители также работают с вышедшими из ЛТП и их семьями.

— Когда человек выходит оттуда, он не остается один на один. За две недели — месяц до его освобождения из ЛТП к нам, в органы по труду и социальной защите, в местные органы власти, приходит информация об этом, — говорит Красуцкий. — В первую очередь включаются органы внутренних дел. Мы работаем с семьей, предупреждаем ее о возвращении. Говорим, что готовы обеспечить защиту, если будут конфликты.

— Самому вышедшему из ЛТП сотрудник органов внутренних дел напоминает о правилах поведения, рассказывает, какую помощь и где можно получить. К примеру, трудоустроиться, восстановить трудовую книжку, удостоверение инвалида или пенсионное, а может быть, и получить какую-то материальную помощь. Эта процедура позволяет ему восстановиться в обществе.

Какие страны могли бы стать примером для Беларуси в борьбе с алкоголизмом?

— Сложно сказать, какая страна может быть примером по борьбе с алкоголизмом для Беларуси. У всех разный менталитет, — говорит Сергей Красуцкий. — Хороший опыт скандинавских стран — Норвегии и Швеции. Но Норвегия шла к тому состоянию, которое имеет сегодня, примерно 80 лет. До этого Норвегия была самой пьющей страной в мире, а сейчас — самая малопьющая страна. Поэтому неправильно взять норвежский опыт и резко насаждать его в Беларуси.

— В целом же меры по борьбе с алкоголизмом примерно одинаковы для всех стран. Все равно придется вводить какие-то ограничения и по месту торговли, и по ценам, и по времени продажи. Но это должно идти поступательно, не ежеминутно и в комплексе с иными мерами — когда не только вводятся запреты, но и предоставляются альтернативные возможности.

— В борьбе с пьянством и алкоголизмом Республика Беларусь идет своим путем. Сравнивать между собой антиалкогольную политику разных стран не совсем корректно, поскольку должны учитываться социально-культурные особенности каждой страны, традиции и обычаи, а также климатические условия, — говорит заместитель директора по медицинской части РНПЦ психиатрии Оксана Колбасова.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Настасья Занько. Фото: архив Onliner, носят иллюстративный характер. Иллюстрации: Валерия Седлюковская
Без комментариев