В Минске родители 4-летней девочки будут судиться с врачами за изменение диагноза на неправильный, что привело к инвалидности. И это не все

11 января 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко

В Минске родители 4-летней девочки будут судиться с врачами за изменение диагноза на неправильный, что привело к инвалидности. И это не все

Автор: Александр Владыко

Эта история — не про ошибки, а про самоуверенность: в специализированном отделении минской детской больницы врачи отменили верный диагноз своих коллег из областной больницы и инфекционки и заменили своим. Родители девочки находятся в шоковом состоянии. Информацией поделился друг семьи.

Семья девочки К. живет в Минске: папа, мама и сама К. 2015 года рождения. Отец занимается бизнесом, недостатка в средствах нет. Родители соблюдали все рекомендации врачей с рождения ребенка, ходили на прием в частные центры, делали плановые прививки — никакой самодеятельности.

— В мае 2018 года, когда ребенку было 2 года и 11 месяцев, у девочки начался насморк, через день — жалобы на боли в ножках. На даче был батут, поэтому волнения не возникло: напрыгалась, — вспоминает Николай, коллега отца К. по бизнесу. — Сделали снимок — все цело. Педиатр и хирург местной поликлиники сказали принимать жаропонижающее — все пройдет. Но не прошло.

Родители с дочкой поехали в областную детскую больницу Минска. Сдали анализы, по результатам которых К. оставили в стационаре.

— С 5 по 23 мая 2018 года здесь провели большое количество исследований и взяли кучу анализов. Диагноз — реактивный артрит правого коленного сустава, анемия первой степени неуточненного генеза.

Ребенка выписали, родители забыли о проблемах и начали готовиться к детскому саду.

Простуда без конца

В августе К. опять простыла, и вновь появилась прежняя проблема — боли в ножках. При обращении в 7-ю поликлинику (по месту проживания) малышке опять был диагностирован реактивный артрит и выписано жаропонижающее. Но простуда не отступала. Стоило ребенку на пару дней прийти в себя или сходить в детский сад, как боли и температура возвращались.

— Дошло до того, что однажды жаропонижающее перестало работать. Взрослые обратились в детскую инфекционную больницу, где лечились с 7 по 23 октября 2018 года, — рассказывает Николай. — Они были довольны всем: и качеством лечения, и отношением врачей, которые сильно переживали за ребенка, за результаты пункции и вообще за лечение. Проводились все возможные обследования: КТ костей таза, пункция костного мозга, посев крови на стерильность и гемокультуру, протеинограмма, ревмопанель и многое другое для определения правильного диагноза. Проводились консилиумы в составе профессоров и доцентов. В результате диагностировали системный вариант ЮРА, ОРИ, ринофарингит, острый средний серозный отит.

Справочно: ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) — это артрит, которым страдают дети до 16 лет. Заболевание характеризуется воспалением и ограничением подвижности суставов.

Когда ЮРА стал основным диагнозом, К. перевели для дальнейшего лечения в специализированную 4-ю детскую городскую клиническую больницу. Это было 23 октября 2018 года.

— Перевели их с утра, но заведующая отделением смогла произвести осмотр ближе к концу рабочего дня — «в связи с большой загруженностью». Все были уверенны в диагнозе ЮРА, но, проведя осмотр, доцент и завотделением решили не соглашаться с двумя вышеупомянутыми больницами и поставили свой диагноз — острый и подострый инфекционный эндокардит.

Справочно: инфекционный эндокардит — это тяжелое инфекционное заболевание с первоначальным поражением клапанов сердца и пристеночного эндокарда, которое сопровождается бактериемией, деструкцией клапанов, поражением внутренних органов и без лечения приводит к смерти.

— До того, как пришли результаты посевов крови (метод лабораторной диагностики инфекционного эндокардита), К. прошла многочисленные курсы антибактериальной терапии. Потом пришли результаты посевов — стерильно. К. с мамой выписали 20 ноября, но уже через день они снова были доставлены бригадой скорой помощи в 4-ю ГДКБ.

23 ноября консилиум в составе доцента кафедры БелМАПО, завотделением и лечащего врача ставят диагноз: инфекционный эндокардит, вальвулит аортального клапана, острое течение, активность II степени, СН0-1.

Почему снят ЮРА? Ответ был следующий: «Потому что нужно чувствовать ребенка плюс многолетний опыт».

В связи с отсутствием лечения ЮРА заболевание медленно прогрессировало. После пройденного «курса ада» 5 декабря 2018 года К. выписали.

От инфекционного эндокардита малышка «вылечилась» в январе 2019 года, после плановой госпитализации, и для дальнейшего наблюдения ее направили в свою поликлинику к кардиологу и педиатру. За все время педиатр неоднократно направляла ребенка к кардиологу из-за проблем после каждого ОРЗ с болями в ногах. Со стороны кардиолога с января по июнь не было сомнений в правильности постановки диагноза: «поликлиника доверяет больнице».

К. с января по июнь 2019 года продолжает часто болеть, сдавать анализы и получать ужасные показатели в крови, на что ей прописывают очередной антибиотик.

Выписали девочку в январе, и в эпикризе было указано явиться в больницу через три месяца — значит, в апреле ребенка должны были направить в больницу, чего не произошло, только в поликлинике были сделаны УЗИ сердца и кардиограмма.

Мало того, в апреле прошлого года педиатр отправила К. к иммунологу РНПЦ «Мать и дитя». Там малышку осмотрела врач-иммунолог и написала: «Перенесла инфекционный эндокардит, периодические боли в нижних конечностях, лейкоцитоз 21,5, СОЭ 21, тромбоциты 672». Диагноз — реконвалесцент инфекционного эндокардита, недостаточность Т-клеточного иммунитета. Было назначено три курса бронхомунала.

Мы уточняли: есть такая рекомендация — детям с ревматическими заболеваниями нельзя назначать иммуномодуляторы, потому что ревматические заболевания — это аутоиммунные болезни, то есть имеется проблема в иммунной системе, а иммуномодуляторы и иммуностимуляторы разогревают иммунитет и могут усугубить состояние.

В итоге хватило почти двух курсов бронхомунала, ну а дальше было следующее.

В июне 2019 года анализы ухудшились. В середине месяца ребенок проснулся, не смог сжать пальцы на руках и отказался вставать из-за боли.

— Прибежав в поликлинику и взяв направление, поехали в 4-ю ГДКБ. К счастью, заведующая отделением, а также доцент, отменившие ЮРА, находились в отпуске. Ребенка осмотрела и. о. заведующей, собрала консилиум в составе главного внештатного детского кардиоревматолога МЗ РБ, заведующей кафедрой педиатрии БелМАПО, к. м. н., доцента кафедры и заместителя главного врача больницы (им огромное спасибо за спасение девочки!), которые вернули правильный диагноз — ЮРА.

То есть с октября 2018 года по июнь 2019 года ребенок не получал правильного лечения, трехлетнюю девочку «травили» антибиотиками, она перенесла столько мучений, сколько не каждый взрослый пройдет за свою жизнь.

В связи с отсутствием лечения ЮРА медленно прогрессировал и к июню 2019 года достиг 3-й степени активности. С июля 2019 года ребенок является инвалидом II группы.

«Нашли недостатки»

Из-за поздней постановки диагноза пришлось применять агрессивное лечение в виде пульсовых доз гормонов, а затем биологическую терапию моноклональными антителами, чтобы достичь снижения активности заболевания и улучшения состояния здоровья ребенка. Чтобы проводить лечение, приходится каждые две недели ложиться в стационар, что происходит и по сегодняшний день.

— Никто до сих пор не знает, какие будут результаты того, что ЮРА так долго не лечили, ведь воспалительный процесс в организме все время сохранялся, и он, наверное, имеет свои последствия.

Родители написали жалобы в Минский городской исполнительный комитет, Комитет здравоохранения и прокуратуру Минска.

Со слов Николая, ознакомившись с документами, родители удивились: по ним, ребенка с мамой в больнице продолжали вести и наблюдать, хотя они уже были выписаны. Также они говорят о ряде изменений в документах, которыми сейчас занимается Следственный комитет. Родители предполагают, что это незаконно.

Получив ответы на жалобы, родители остались в шоке.

В отношении лиц, допустивших нарушения, администрацией учреждения здравоохранения «4-я городская детская клиническая больница» приняты меры дисциплинарного взыскания: заведующей педиатрического отделения №4 объявлен выговор, как и заместителю главного врача.

— Хотя я до сих пор не понимаю: за что? За участие в постановке правильного диагноза? Или за то, что она участвовала в консилиуме? Или все-таки за то, что была председателем комиссии при разбирательстве жалобы и в справке, которую выдали, написали правду? — возмущается Николай и показывает заключение комиссии, в котором через запятую перечисляются все ошибки. — Жаль, что в нашем здравоохранении работают отдельные врачи, для которых собственная выгода, самоутверждение за счет пациентов, спекуляция детским здоровьем являются приоритетом в работе. Страшно осознавать и то, что вышестоящие инстанции склоняют работников здравоохранения к взаимовыгодной коллегиальности.

Onliner будет следить за развитием событий.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by