Детские продукты в гипермаркете: макаем сосиски без усилителей в кетчуп без крахмала

09 октября 2017 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Детские продукты в гипермаркете: макаем сосиски без усилителей в кетчуп без крахмала

Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Детские продукты — одна из самых спекулятивных тем, какие только можно найти на полках магазинов. С одной стороны — беснующиеся родители, готовые искупать собственные огрехи в воспитании более дорогими продуктами («у меня нет времени на ребенка, поэтому куплю ему супертворог»). С другой — регулятор с лозунгами «Все лучшее — детям», хотя дети хотят не получше, а повкуснее. Есть еще сами малыши, которые вообще всему предпочитают яркость картинки на упаковке. И производители, которые иногда так хвалят свое детское, что становится страшно за то, что они делают для взрослых.

Большинство из вас не вспомнит, когда это началось. Кажется, еще недавно под детским подразумевалось лишь питание (порошки, пюре, консервы). А теперь вот стоит мускулистая детина 30 лет от роду и выбирает между детскими творожками, «потому что там белка больше». А рядом — еще кто-то, кто уже не малыш, но боится колбасы с усилителями вкуса.

Старый добрый «Алфавит» юридически никакого отношения к детскому питанию не имеет. Фактически — икона поколений.

В этой статье нет никакого морализаторства. Детство у всех по возможностям. Мы просто сходили в гипермаркет, набрали в тележку всего того, что похоже на детское (да-да, мимикрия под детское — популярный ход). А чтобы не было скучно, добавили к этому взрослые аналоги. И все попробовали.

Самый популярный сегмент, где царят милые рисунки, — это молочная продукция. Здесь есть где разгуляться ответственным и доверяющим рекламе родителям.

Для начала пробуем молоко. Оба образца — от ГМЗ №1, одинаковой жирности, прочие показатели тоже сходятся. Главное отличие, которое можно определить по пачке, — сроки годности. «Взрослое» молоко хранится 5 дней, детское — 2 месяца. Причина — стерилизация вместо пастеризации плюс асептический розлив. В этой части могут высказаться те, кто считает более глубокую переработку молока убийственной для его свойств. Но безопасность прежде всего.

Несмотря на идентичные характеристики, вкус молока различается. Детское погуще, и послевкусие у него подлиннее. Но это вкусовщина полная, конечно.

Похожая ситуация и с кефиром: данные по энергетической ценности и составу одинаковые. Но детский «Депи» хранится в два раза меньше — неделю. По вкусу он мягче и «глаже».

Разница в цене между детским (0,52 рубля за молоко) и «взрослым» (0,81 рубля) аналогами невелика и большей частью приходится на фасовку (0,25 и 0,5 л): чем она мельче, тем продукт дороже. Если вы покупаете молоко литрами, а потом выливаете испортившееся, детские порции сократят ваши расходы.

— Чем отличается детский? Всем, — так на Рогачевском молочноконсервном комбинате хотели рассказать о своем твороге.

Эти 100-граммовые баночки стоят дорого (50 копеек) по сравнению с любым другим мягким творогом. Но многие взрослые съедают их, не оставляя детям. Продукт крутой. Мы попробовали его вместе с 4%-ным творогом минского производства (в Рогачеве не делают пастообразный творог для взрослых) — ребенком быть лучше.

— Как вам объяснить… — продолжала сомневаться в журналистских способностях технолог из Рогачева. — Пастообразный творог получается методом ультрафильтрации. Для детского мы используем только молоко сорта экстра (высший в белорусском сельском хозяйстве сорт). Обычный творог для взрослых может производиться из молока высшего сорта. Знаю, что многие взрослые используют его вместо сметаны: привлекает низкий процент жирности.

Еще один яркий пример — два творожка от «Савушкина продукта». Взрослый с вишней немного тяжелее и оттого дороже. Оба сделаны из творога, а творог — из молока. Но вместо стабилизаторов с длинными научными названиями в детской версии присутствуют кукурузный крахмал и желатин. На вкус это, конечно, не ощутить: «вишня» и «земляника» делают свое дело весьма агрессивно.

«Взрослые не хотят отказываться от усилителей»

Когда дети вырастут, кто-то из них станет вегетарианцем. Пока же все любят сосиски. На нашей тарелке лежат «Молочные», «Крепыш» и «Умка». Размер выдает с потрохами.

Первые две сосиски — производства Гродненского мясокомбината — побольше. По вкусу лучше первая. Усилители делают свое дело.

— Взрослые подсаживаются на продукты с ароматизаторами и вкусовыми добавками и не хотят их ни на что менять, — рассказали на производстве. — Детские сосиски — это для тех, кто еще не впал в зависимость. В «Крепыше» уменьшенное количество нитрита натрия (консервант и фиксатор красивого цвета), соли и нет фосфатных добавок, которые применяются для удержания влаги.

То есть если детские сосиски покажутся вам бледными, пресными и суховатыми — так оно и есть. Здесь на 10% меньше воды по сравнению, например, с «Молочными». Также на производство детских сосисок идет отборное сырье с высоким содержанием белка.

«Умка» от «Галереи вкуса» стоит почти в два раза дороже, и это птица… Зато в красивой упаковке. Здесь состав тоже относительно чист.

— На детских продуктах, в которых больше белка, сидят многие зожники, — рассказали в компании. — Вообще, нанести надпись с рекомендациями для детского питания сложно: работы и документов много. Цена детской продукции на 10—20% выше «взрослых» аналогов.

Надо сказать, что все сосиски вкусны, но «взрослая» вкуснее. Компенсировать недостаток усилителей в детских сосисках призвали кетчуп. Никто не говорит, что «Чумак» делает детские, просто «Нежный помидорчик» весь такой разноцветный и милый, что взрослому стыдно брать такой себе. Судя по составу, отличие детского заключается лишь в отсутствии загустителя-крахмала и присутствии большего количества специй. Содержание сухих веществ одно и то же. «Помидорчик» вкуснее, но стоит столько же, а весит меньше.

С вареной колбасой ситуация аналогичная (потому вареная колбаса — это большие сосиски). Разве что «Смешарики» чуть не рассмешили. Оставшийся в хвостиках оболочки фарш завернули в пленку. Вероятно, поэтому он не высох, а конкретно «загулял». Но почуяв (буквально) неладное при открывании желтого пакета, не торопитесь отчаиваться: сама колбаса в норме.

Не для детей, а для чемпионов

С детской водой ситуация продолжает оставаться запутанной. Белорусские производители пишут про рекомендации употребления с трех лет. Но это похоже на маркетинговый ход: вы искали что-то для ребенка — мы нарисовали вам жирафа.

Судя по информации на этикетке, в трех бутылках одинаковая вода из одной скважины.

Детская-детская вода представлена импортными образцами, но из-за постоянных провалов в тестировании и большого количества фальсификаций доверия к ним еще меньше.

Вот еще один хороший способ сделать воду детской (пока что так проще):

Ситуация с соками — тоже без интриги. Новорожденным их вообще нельзя. А как только исполнилось 4 месяца, производители тут как тут. Сок и сок, производство для детей и взрослых абсолютно одно и то же. Вопрос в доверии к бренду и вкусовых предпочтениях.


Детские продукты продаются без предъявления паспорта, поэтому все чаще играют примерно такую же роль, как «эко» или «био». То есть даже чайлдфри может захотеть колбасы без лишней соли и фосфатов.

Кроме того, все производители отмечают, что производство детских продуктов связано с дополнительной нагрузкой — не так просто взять и начать. Страна бдит о здоровье своих мелких граждан. При этом удивительно, но дифференциация по цене едва выражена. Не считать же таковой разницу в десяток копеек.

Ну и приз детских симпатий мы мысленно передаем в Наровлю. Там «Красный мозырянин» производит ирис, который называет просто «Детский». Или производство сладостей не упоминается в нормах о детском питании, или это уважение к традициям. Вряд ли на ирисе появится надпись «Рекомендовано для употребления детьми». Но мы рекомендуем вам обратить внимание на состав: сахар, сгущенка, патока, масло, какао и ароматизатор. Торопитесь попробовать, пока линию не модернизировали.

Поели? Велотренажеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by