Заключительный бой за выход в финал мы решили провести в Мекке торговли — столовой факультета, откуда вышли многие менеджеры, заведующие производством в магазинах и ресторанах, администраторы. Здесь их учат правильно торговать и хорошо готовить. Смогут ли участники полуфинала не посрамить честь факультета экономики и управления торговлей БГЭУ? Еду из гипермаркетов на этот раз пробуют замдекана и одни из лучших студенток.
Сегодня утром стало известно имя первого финалиста конкурса: «Корона» победила «Виталюр». В течение недели вашим прямым голосованием ей будет выбран достойный соперник: «Евроопт» или «Гиппо».
Оба участника легко преодолели предыдущий барьер, разнеся соперников в щепки. Тем интереснее будет сравнить их друг с другом.
Будем выбирать отличную от первого полуфинала еду. Отправляемся в квартал Лошицы, один из центров минской сетевой торговли. Здесь в визуальной близости друг от друга находится сразу четыре сети. «Гиппо» и «Евроопт» вообще заняли целый квартал, и разделяет их узкая полоска земли, на которой что-то достраивается. Зачем городу такая плотность гипермаркетов — вопрос к начальникам.
«Евроопт» на улице Гашкевича был открыт в конце прошлого года в рамках нового проекта «Е-сити». Не ах каких размеров этот «сити», но он очень хорошо подчеркивает достоинства нового вида «Еврооптов» (которые уже не дискаунтеры): новое оборудование, никаких коробок и ящиков на верхних полках, свет и чистота.
«Евроопт» и кулинария — сочетание относительно новое. Мало кто из публики, ценя сеть за низкие цены, готов купить готовый салат вместо набора продуктов, его составляющих. Любопытно проверить, что у них получается.
Зона кулинарии представлена весьма короткой витриной. И ее содержимое удивления не вызывает: проверенные блюда, которые есть везде.
После того как «Евроопт» взялся за раскрутку проекта от французского повара, за хлебный отдел его можно похвалить. Выпечка лежит в деревянных ящиках и в большом ассортименте. Цены — ни разу не французские, доступные. Будем пробовать.
Рядом стоит «остров», по периметру которого расположены витрины со сладостями: торты, пирожные, конфеты. Во время совершения нашей покупки от одного угла к другому металась единственный продавец. Очереди, соответственно, были в каждом углу.
«Гиппо» появился в Лошице на два с небольшим года ранее — летом 2012-го, став восьмым магазином сети в Минске. При этом вы одинаково хорошо узнаете и первый гипермаркет в Серебрянке, и магазин здесь.
Как разделяются покупательские потоки из соседних домов, неизвестно. В обоих магазинах примерно одинаковое количество покупателей. А вот наполнение немного отличается. Кулинарная витрина в «Гиппо» намного больше. Хлеба и булок с тортами примерно столько же, хотя места для них отведено меньше.
На первый взгляд цены здесь повыше.
Обе сети предлагают скидки на кулинарию в конце рабочего дня. «Евроопт» бесплатно отдает контейнеры в кондитерском отделе (в других отделах — за деньги).
Но цены в кулинарии обманчивы: один и тот же салат можно сделать как из дорогих, так и из дешевых продуктов. Поэтому мы покупаем одинаковый набор в двух гипермаркетах и отправляемся в самое старое здание БГЭУ — на улице Свердлова, где и расположен факультет экономики и управления торговлей.
Наши дегустаторы — заместитель декана факультета Ольга Ефимова и две студентки 4-го курса, будущие экономисты торговли и общественного питания Екатерина и Анастасия. Им предстояло на себе проверить то, что делают выпускники торговых и кулинарных учебных заведений страны.
На этот раз мы сделали акцент на кулинарных традициях: оливье, винегрет, фаршированные куриные ножки, птица в сыре, рулет из скумбрии и обязательные к столу беляши. Заесть это можно было круассанами и медовыми пирожными. Образцы условно закодировали цветами: синяя шпажка — «Евроопт», оранжевая — «Гиппо».
Винегрет (39 900 в «Евроопте» и 46 900 в «Гиппо»)
— Так, давайте для начала оценим внешний вид, — наши эксперты сразу приступили к дегустации, применяя системный подход.
«Оранжевый» образец понравился больше: «синий» показался слипшимся.
— Компоненты винегрета классические. Кто-то добавляет капусту, но все почему-то забыли про фасоль, — сетует Ольга Петровна.
На вкус винегрет из «Евроопта» дегустаторам не понравился.
— Что это за привкус? Наверное, уксус от огурца. А может, и свекла маринованная. В любом случае он просто кислый, — говорит Анастасия, и остальные соглашаются с ней. — Салат из «Гиппо» лучше и внешне, и по вкусу. Берем его.
Оливье (49 900 в «Евроопте» и 64 900 в «Гиппо»)
— За границей этот салат называют русским, а у нас он по-прежнему оливье, — улыбается замдекана.
В «Евроопте» салат заранее расфасован в контейнер и украшен зеленью, в «Гиппо» майонез добавили уже в пакет.
— «Синий» салат никогда бы не купила, — говорит Екатерина, отведав первый образец. — Сухой горошек, странная морковка, послевкусие просто неприятное.
— Продукты вроде одинаковые, но в этом салате большую роль играет майонез. Думаю, заправляют его, к сожалению, не всегда лучшим по качеству, — говорит Ольга Петровна.
В оливье из «Гиппо» наших экспертов неприятно поразила нарезка.
— Слушайте, ну нельзя же так резать, — все обратили внимание на огромные куски лука. — Красота салата не только во вкусе, но и во внешнем виде. Так не годится. Колбаса здесь тоже невкусная. Этот образец получше, чем в «Евроопте», но ни тот, ни другой мы бы друзьям на стол не поставили.
Дегустаторы впервые потянулись к стаканам с водой.
Фаршированные куриные ножки (85 000 в «Евроопте» и 109 900 в «Гиппо»)
Внешне обе ножки, фаршированные мясом птицы и грибами, понравились. Внутри они незначительно отличаются по цвету: в «Гиппо» фарш розовее.
— Почему? Сложно сказать. Это зависит и от рецептуры, и от степени приготовления, и от оборудования, — говорит Екатерина.
Начали с «Гиппо». Попробовав, Катя кладет на тарелку маленький кусочек косточки.
— Вроде бы куриный фарш, но по вкусу ни о чем. Дома можно сделать намного вкуснее только за счет специй.
— Ножка из «Евроопта» вкуснее, мягче, зажаристее, — объясняет свой выбор Анастасия. — И грибов здесь побольше. Выбираем ее.
Куриное филе с грибами, запеченное с сыром (89 100 в «Евроопте» и 115 900 в «Гиппо»)
…С сыром и майонезом, хочется добавить в название блюда. Майонез давно стал полноправным хозяином кулинарий и столовых. Со стороны кажется, что повара попали в плен.
— Однажды послу Франции в Беларуси задали вопрос: «Как вам мясо по-французски?» Она ответила замечательно: «Мне кажется, его придумали не французы», — шутит Ольга Петровна.
— Откуда такая страсть к майонезу? Ведь это все советские разработки. Мясо было невкусным?
— Нет, как раз мясо было вкуснее. Но тогда майонез был редкостью, блюда с ним часто подавали в ресторанах. А теперь майонезная индустрия развернулась очень широко.
Образцы из магазинов одинаковы по названию, но внешне отличаются. Под сырно-майонезной подушкой из «Евроопта» может поместиться не только курица, но и яйцо.
— Да, это перебор. Огромное количество недожаренного лука под майонезом просто захватывает рецепторы — больше никакого вкуса не чувствуется, — говорит Анастасия. — Сыр тоже явно не из лучших, остается прогорклое послевкусие.
Птица из «Гиппо» была «наряжена» более изысканно: в меру сыра, грибов и лука. Она и побеждает.
Беляши (50 800 в «Евроопте» и 65 600 в «Гиппо»)
Еще одна национальная загадка. Беляши были, наверное, во всех кулинариях СССР и с успехом пережили империю. Хотя с успехом ли?
— Честно? Оба так себе. В «Гиппо» аккуратнее выглядит, потому что обжаривался с двух сторон. Но тесто внутри сырое и на вкус кислое. Беляш из «Евроопта» сдулся, когда его разогрели в микроволновке. Выглядит похуже, потому что жарили его в масле, будто это пончик. Здесь больше начинки, но такой запах… Может, туда субпродукты добавили? — студентки высказались еще жестче насчет фарша. Но не пойман — не вор.
Рулет из скумбрии (99 200 в «Евроопте» и 95 900 в «Гиппо»)
— Рулет с овощами — это с морковкой и луком, что ли? О нет, опять майонез! Ну зачем? Это и так жирная рыба, — эксперты в концу дегустации становились более эмоциональными.
Майонезом «порадовала» скумбрия из «Гиппо». Не только внутри, но и красивой сеточкой снаружи. Скумбрия из «Евроопта» показалась вкуснее.
— Овощи те же, но начинка вкуснее. Уже без майонеза вроде, — рассматривает образец Екатерина. — Зато косточки не все достали — это плохо для филе. И какое-то странное украшение из сыра на поверхности. Убрать сыр и кости — сгодится.
Французская выпечка (5500—6500 в «Евроопте» и 4900—6700 в «Гиппо»)
Ольга Петровна признается, что больше всего в Минске ей нравятся круассаны от француза на Комаровке.
— А в Brioche ходили, пробовали?
— Да, но там цены как в Париже. А доходы у нас не парижские. Хорошо, что такие заведения открываются, я желаю им процветания, но в их успешности очень сомневаюсь.
Но Brioche — далеко не самые «первые настоящие» круассаны. Год назад о «первых настоящих» говорил французский партнер «Евроопта», под чьим именем в магазинах продается выпечка. Разница в ценах на выпечку в хлебном бутике и торговой сети четырехкратная. Понятно, что кто-то лукавит.
На тарелочках лежат три посланника от Мишеля Галлойе.
— О, тут даже эскарго! — смеется Ольга Петровна. — Приятно, что дрожжевое тесто, все относительно свежее. Но вкус маргарина настолько отчетливый, что низкая цена становится понятной.
Круассаны из «Гиппо» в целом оставили дегустаторов равнодушными.
— Не плохой и не хороший, обычный магазинный круассан из замороженного теста, — говорят студентки. — Эскарго из «Евроопта» — самая вкусная из всех, хотя и маргариновая насквозь.
Медовое пирожное (59 900 в «Евроопте» и 95 900 в «Гиппо»)
Это бенефис «Гиппо». Ольге Петровне настолько понравилось сочетание медового торта с орехами и черносливом, что она готова была приравнять пирог к лекарству, полезному для здоровья. Конечно, на столе стояли разные продукты, объединенные лишь словом «медовое» в названии.
— Насколько «синий» дешевле? 35 тыс.? Не так много, если сравнивать по вкусу и внешнему виду, — решила замдекана. — Растительные сливки захватили наш рынок лет 15 назад и с тех пор никак не отпускают. Хотя уже столько слов сказано насчет полезности продуктов. Намного вкуснее и лучше крем из сметаны, как в «оранжевом» торте.
Студентки согласились с преподавателем, и в этом случае их сложно обвинить в поддавках. Впрочем, оба торта показались слишком сладкими: большое количество сахара остается фирменной чертой белорусской кондитерской промышленности.
Резюме
Вы можете сами сделать вывод про «хорошее или дешевое». По ценам «Гиппо» «Евроопту» не конкурент. Разница в пару десятков тысяч на одну и ту же еду — норма. Но одна и та же эта еда зачастую только по названию. Продукция с оранжевыми шпажками в большинстве случаев показалась экспертам вкуснее.
Со своей любительской колокольни хочется отметить большое количество девяток в ценах. Заканчивать ценники на «900» сети научились замечательно. И кулинария с ее относительно свободным ценообразованием становится жертвой экономической целесообразности. Когда добавить майонез нужно не для вкуса, а для цены. Конечно, этому не учат ни на Свердлова, ни на Партизанском проспекте, где находится кулинарное училище.
— Готовьте так, чтобы не стыдно было накормить друзей дома, — напоследок советует бывшим студентам Ольга Петровна.
Напоминаем, что место в финале достается не за вкусный торт или эскарго. Добавьте к нашим выводам свои давно сформированные впечатления о торговых сетях. Кто кажется вам во всех аспектах лучше: «Евроопт» или «Гиппо»? Голосуйте и помогите своему фавориту добраться до финала!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by