Разного рода инспекции внимательно контролируют белорусскую торговлю. Onliner.by поставил перед собой новую задачу: выбрать среди всех торговых сетей лучшую. Делать это мы будем с вашей помощью. На протяжении ближайшего месяца по понедельникам будут выходить обзоры двух магазинов крупных сетей. Журналист уже посетил восемь сетей с благородной миссией и в деталях расскажет о впечатлениях. Вам предстоит сделать выбор. Начнем с «люкса». Руководство магазинов может сколько угодно говорить о том, что все покупатели равны, но «Корона», работающая до двух ночи, уже стала одним из участников ночной жизни столицы, а ProStore в Arena City возле Дроздов только дизайном интерьеров намекает о премиуме.
Перед тем как читатель набросится на торговлю, хочу поделиться наблюдением. После внимательного обхода и изучения восьми торговых сетей мысль в голове оформилась окончательно: белорусская сетевая торговля находится на нормальном европейском уровне. С момента развала СССР это заново родившаяся и ставшая конкурентной отрасль (разговоры о том, что лучше: дефицит или недоступные цены, — оставим для кухонь). При этом почти все сделано своими руками: иностранные сети в Беларуси пока так и не появились. Только в Минске работает более десятка сетей, о которых слышал каждый житель, — и это не считая универсамов и небольших сетей (например, город сейчас собирает коммунальную недвижимость под крыло «Радзивилловского»).
При выборе восьми участников пришлось задуматься и отсеять некоторые известные сети. Но конкуренция — она ведь не только на асфальте, но и в мониторах.
Итак, первая «Корона» на улице Кальварийской открылась в 2006 году. С тех пор меняется только содержимое полок — проект магазина остается актуальным спустя почти 10 лет.
Гипермаркет стал зеркалом второй половины «нулевых», когда у населения появились деньги для того, чтобы приятно тратиться даже на такую обыденность, как продукты питания. С тех пор магазин не оставляет равнодушным: многие его любят, другие скептически презирают за то, что породил социальные нарядные образы «за хлебом на каблуках».
Отношения с журналистами у «Короны» тоже не всегда складывались гладко. В свое время местная охрана славилась как самая жесткая и боевая — сотрудники сети до сих пор укоряют прессу за раздувание скандалов. Мы с тех пор лояльнее не стали, но громкие случаи сошли на нет — значит, охрана «Короны» стала более цивилизованной. Как, впрочем, и покупатели.
ProStore в Arena City открылся в 2013 году как гипермаркет при огромном (88 тыс. кв. м) торговом комплексе. Даже внешне это оказался совершенно непохожий на остальные магазины сети проект. Вместо привычного красно-синего логотипа покупателя встречал черно-желтый, вместо светлого торгового зала — новое оборудование в темных тонах.
На дверях и «Короны», и ProStore висят наклейки, заставляющие вспомнить, что мы хотим пройти не куда-нибудь, а на территорию белорусской торговли! И здесь не балуют.
С парковкой проблем нет ни у тех, ни у других. В 2006 году еще можно было построить что-то в пределах второго кольца, чем «Корона» и воспользовалась. С тех пор разговоры о необходимости гипермаркетов настолько внутри города не прекращаются. Расположенные рядом станция метро и остановка наземного транспорта добавляют покупательского траффика. Движение по парковке хаотичное, «кирпичи» условны.
У ProStore с покупателями сложнее (зато с очередями проще). Кварталы вдоль проспекта Победителей еще не достроены до конца, а рядом — лишь дорогая частная застройка. Поэтому почти все покупатели добираются сюда на машинах. Парковаться можно на подземных этажах, места там вдоволь, а вот сверхузкие выезды из паркинга, судя по следам на стенах, зацепили не один бампер. Для начинающих водителей это настоящий стресс.
По траволатору покупатель поднимается в торговый центр. Вход в зал один, и он сразу приветствует покупателя разнообразием акционных предложений. Каждая полка пестрит рекламой акций.
Раньше в ProStore были большие тележки, маленькие корзины и корзины побольше, на колесиках. От последних, судя по всему, отказались. Все, что осталось, новое и отлично выглядит. На тележках есть специальные «стопы» для спуска на траволаторах.
В торговом зале очень комфортно. Мягкий свет и легкая спокойная музыка. Хотя в 18:00 обычно можно включать что-то пободрее, но торопить здесь некого: покупателей мало.
В торговый зал «Короны» есть два входа. Один — парадный, с широким выходом на «проспект» между аптекой и акционной зоной. Второй — «черный», который сначала утыкается в корм для животных и обменник, а затем не покидает ощущение, что ты плывешь против течения.
Теоретики магазинного уклада любят рассказывать, как важно зацепить покупателя с первых минут. Например, запахом свежей выпечки. В ProStore хлеб выкладывается по диагонали, в дальнем углу от входа. А первая продуктовая витрина, которую видит покупатель, — рыбная.
— Почем черная икра? — спрашиваем у продавца.
— У нас нет черной икры, — разбивает продавец наши попытки придать сети премиальный лоск. Нет черной икры в пешей доступности от Дроздов! Или всю съели?
У «Короны» тем временем свой «фейл» — ужаснее телеги мне не попадалось давно. Она ехала вперед так, как считала нужным, заставляя прикладывать силу. Вроде бы десять лет назад это были дорогие тележки, но учитывая нагрузку и их возраст, гипермаркет мог бы пощадить хотя бы покупательниц.
Акционная зона на входе большая, но меняется крайне редко. Одни и те же соки, макароны, конфеты. На полках акционные продукты дублируются с заметными красными ценниками, поэтому «накладываться» сразу на входе смысла нет.
У ProStore полки с акционными товарами уставлены и эксклюзивным продуктом — профессионалы называют это собственными торговыми марками (СТМ). Это, например, вода ProStore, консервы ProStore или кетчуп ProStore. Обычно они чуть дешевле аналогов от других производителей. Назвать СТМ именем всей сети обычно сразу не рискуют, потому что все ошибки по качеству немедленно перенесут на образ сети. Но, похоже, в ProStore в своем кетчупе уверены.
Для того чтобы проверить честность при оплате набора продуктов, мы немного закупились, заодно выбирая похожие товары, чтобы сравнить цены.
По телевизору показывают, что в стране много овоще- и фруктохранилищ. Значит, будем искать белорусские яблоки. Обойдя все магазины, могу однозначно сказать: белорусские яблоки не в почете. Производители тут могут говорить, что торговле невыгодно продавать нашу продукцию, магазины — что яблоки не пользуются спросом. Обычно правда где-то посередине. А факты таковы: даже в октябре выбор из импортных яблок, которые в разы дороже белорусских, намного шире. Наши яблоки выглядят намного хуже или стоя́т где-то на отшибе.
Огурцы — еще хуже. Лежат на центральном месте, стоят под 25 тыс. за кило, но настолько вялыми могут быть только пожилые овощи с полным отсутствием амбиций. Цены на фрукты и овощи в двух магазинах примерно равны.
В ProStore рядом с овощами оформлен акционный прилавок — здесь продаются товары с 50-процентной уценкой. Это могут быть зрелые бананы или «подуставшие» помидоры.
Через колбасу идем к мясному прилавку. В «Короне» выбор колбас визуально больше и более предсказуем. Например, в Беларуси Гродненский мясокомбинат является одним из лидеров по производству вареной колбасы.
Но в ProStore его продукции нет. Пришлось вместо сравнения купить разной — прошу нарезать на слайсере. В обоих гипермаркетах колбасу режут без всяких недовольств (за мной небольшая очередь). Продавец в ProStore даже предупреждает, что будет некрасиво. Отвечаю, что покупаю колбасу не для любования.
Чуть позже в офисе заново взвесим то, что нам продали. В «Короне» разбежка оказалась в пределах 1—2 граммов. В ProStore все как в аптеке.
С мясным прилавком в обоих магазинах все в порядке — мяса много. Но цены в «Короне» выше: шейная часть свинины здесь стоит почти 122 тыс. рублей, а в ProStore — на 20 тыс. дешевле. В остальных частях разница не столь ощутимая, однако присутствует.
В молочном отделе натыкаемся на абсолютное совпадение цен на молоко и сыр от «Савушкина продукта».
Минский биотворог в «Короне» стоит на 2 тыс. дешевле — 14 700. Правда, это акционная позиция — цены на отечественные продукты, в принципе, везде схожи.
А вот цены на кофе и алкоголь — нет. Бутылка популярного вермута в ProStore стоит менее 180 тыс. рублей, а в «Короне» — 256 тыс.
Вряд ли в такой разнице есть система. Возможно, это разные партии, поставленные в разное время. Но факт остается фактом: 75 тыс. разницы. Это намного больше, чем выгода от многочисленных копеечных акций и даже дисконтных программ.
Пачка дорогого кофе в «Короне» оказалась на 2,5 тыс. дешевле.
— Где у вас продается «Роллтон»? — обратился я к сотруднику «Короны». Он отвлекся от дел по выкладке товара и вежливо рассказал, куда идти. Даже припомнил, что сейчас какая-то акция. Плюс 200 очков в карму, несмотря на то, что «Роллтон» здесь стоит на 200 рублей дороже.
Также я купил кашу быстрого приготовления (минус 100 рублей в пользу «Короны») и сок ProStore — попробовать, что скрывается под крышкой. Сок импортный, разливается в Литве. Стоит почти 20 тыс., на вкус — обычный яблочный сок.
С небольшим набором продуктов иду на кассу. Время — около 18:00 буднего дня. В обоих магазинах работает примерно две трети касс (в «Короне» их 37, в ProStore 17). Но очередей нет. Максимум два человека, которые исчезают буквально за минуту-две.
Кассиры здороваются, спрашивают о наличии дисконтных карт. Про пакеты никто не заикается: в ProStore они находятся перед кассой и покупатель берет их сам (пакет стоит 1900), ну а «Корона»… С одной стороны, нельзя недооценивать то, как бизнес помог белорусам переболеть «совком». Вроде бы уже никто на пакеты не набрасывается. С другой — давайте считать: сколько бесплатных пакетов в цене бутылки вермута?
Допустим, что сумма вашей покупки составила 100 тыс. рублей. Сколько можно выиграть на дисконтных картах гипермаркетов?
На карту «Впрок» от ProStore зачисляется 1% баллов-денег (при покупке от 5 тыс. рублей). В нашем случае мы получили на карту 1000 рублей. В следующий раз этой суммой можно будет расплатиться за половину пакета. В зависимости от магазина карту можно получить бесплатно или купить за 9 тыс.
Дисконтная карта «Короны» стоит 20 тыс. Сумма скидки зависит от количества потраченных в «Коронах» денег за определенный период. Теоретически мы могли бы получить скидку в 5 тыс. (надо купить на 15 млн рублей в течение 90 дней).
Выходим из магазина и размышляем.
«Корона» остается магазином, за которым тянется шлейф дороговизны, хотя на самом деле это не всегда оправданно. Внешне поддерживать премиальность первому гипермаркету сети становится все сложнее. За такие тележки в других сетях форумчане порвали бы на тряпки, а здесь, наверное, прощают. В «Короне» одна из самых дисциплинированных команд персонала: порой автоматически, но здороваются, задают вопросы в правильном порядке и режут колбасу независимо от того, сколько надо покупателю и сколько останется на витрине. Ассортимент магазина остается одним из самых широких, а цены примерно схожи с ProStore, за исключением одной бутылки алкоголя.
ProStore визуально обыгрывает «Корону», как новое поколение обыгрывает предыдущее. Здесь по торговому залу ходят прекрасно одетые жители окрестностей (но как они обходятся без черной икры?!), есть очень большой отдел алкоголя. Но сказать, что магазин цепляет, сложно. Обычный ProStore, только чуть более нарядный.
А какой магазин больше нравится вам: «Корона» или ProStore? Через неделю мы подведем итоги вашего голосования — победитель выйдет в полуфинал.
В следующий понедельник — вторая пара участников.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by