Битва торговых сетей. Третий тур: «Виталюр» против «Алми»

 
02 ноября 2015 в 8:00
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

При выборе названий хозяева и «Виталюра», и «Алми», не сговариваясь, руководствовались общим принципом: нейминг должен быть личным, компания ведь строится на века. Александр Яцук подумал о сыновьях, а Александр Зарибко решил далеко не ходить и подарил будущей сети свои инициалы. Сегодня обе компании имеют примерно одинаковое количество магазинов и последние годы активно реформируются. Но начиналось-то у них все совсем по-разному.

Для начала подведем итоги второго тура: любители «Евроопта» со свистом обыграли поклонников «Рублевского». Разница в голосах получилась примерно в том же соотношении, что и в количестве магазинов у двух сетей. Крупнейший ретейлер страны уходит готовиться к полуфиналу, а «Рублевскому» желаем удачи в будущем.

А теперь вернемся к новым участникам. Это сегодня «Виталюр» — магазин, а еще несколько лет назад минчане узнавали за этим названием исключительно производителя рыбы. С 1995 года компания солит, коптит и импортирует ее. Торговая сеть для реализации продукции изначально строилась своими силами — это были обычные ларьки в проходных местах и на рынках.

Низкие цены от импортера собирали очереди, рыбной продукции «Виталюр» было не найти в других торговых сетях. Первый магазин появился рядом со складами — на выезде из Уручья. Широкого ассортимента не было, но он и не требовался: брали в основном рыбу и бакалею. На смену ларькам приходили небольшие павильоны, потом — магазинчики. В конце «нулевых» руководство компании сделало ставку на развитие торговой сети. Оставили «якорь» в виде рыбы и собственного импорта и добавили продукцию других поставщиков. Так эволюционным курсом сеть «Виталюр» доросла почти до 40 магазинов. При этом все новые — это большие универсамы.

Первый «Алми» открылся в 2007 году в Пинске. Именно здесь родился и жил маленький Саша Зарибко до того, как в восьмидесятых отправился поступать в Калининградское высшее инженерно-морское училище. Уже в начале девяностых самый западный регион развалившейся Страны Советов стал самым прогрессивным в торговле. Вместе с друзьями-«моряками» Зарибко создал компанию по розничной торговле «Виктория» — 10 лет назад она стала одной из семи федеральных системообразующих сетей России. В это же время Александр Зарибко запустил и свой личный проект «Алми», который сегодня насчитывает более 30 магазинов в России и более 40 в Беларуси. В Пинск Александр Михайлович теперь приезжает в качестве почетного жителя. Это звание он заслужил, в частности, за то, что не забывает малую родину и в прошлом году построил для города футбольную академию.

У «Алми» в стране два гипермаркета: один в Гродно, второй в Бресте. В Минске мы отправляемся в один из самых новых — тот, который был открыт на месте автостоянки в конце прошлого года.

Рядом метро, а для тех, кто на машине, имеется паркинг под крышей на 500 мест. Один из козырей многих «Алми» — работа допоздна. Этот супермаркет работает до часа ночи. Когда в Минске действовал запрет на продажу алкоголя вечером, ходить за покупками после 23 было приятно и похоже на индивидуальный тур.

В тамбуре супермаркета разместили стеллаж со шкафчиками для хранения личных вещей. В старых «Алми» установлены классические железные ящики. Здесь решили пофантазировать — теперь ячейки не только похожи на клетки в зоомагазинах, но и привлекают внимание содержимым. Напоминаем, что оставлять вещи вы не обязаны, так как магазин не несет ответственности за их хранение.

Тележки и корзины в супермаркете пока новые — пользоваться можно без пренебрежения.

«Алми», как и многие другие торговые сети, сразу набрасывается на покупателя акционной зоной. В нее можно попасть подготовленным, если взять у входа буклет.

За акционной зоной начинается любопытное — отдел фруктов и овощей. Над ними висит «убийца насекомых». Незаметная мелочь, но многие магазины на ней экономят.

Но гораздо больше порадовали весы самообслуживания. О них столько лет говорили и даже делали попытки, но всякий раз отказывались, обосновывая ростом воровства. Между тем продавцы таких весов всегда утверждали обратное: воровство компенсируется отсутствием необходимости платить зарплату весовщику. Что касается обмана, то по статистике сотрудники магазинов воруют больше покупателей.

Легко представить ступор первых покупателей, раз до сих пор пенсионеры побаиваются весов. Принцип прост. На каждом ценнике есть двузначный код. Для большего интереса код на весах подкреплен картинкой. Одно нажатие — и вы свободны. Еще одни весы самообслуживания находятся в кондитерском отделе, правда, не такие интересные, без картинок.

Теоретически можно доложить товар после взвешивания или вовсе пробить виноград по цене морковки. Чуть позже на кассе уточняю: много ли воруют и жульничают? Кассир была готова обидеться за всю страну: «Нет, у нас люди совестливые». Но видно, что девушка вооружена и весами для проверки, и внимательным взглядом, чтобы отличить виноград от морковки.

В магазине чистенько, играет веселая поп-музыка, полки пестрят объявлениями «Купи один и получи второй бесплатно» — новый тренд белорусского дисконта.

Вторая «фишка» «Алми» — собственные торговые марки. Политика такая же, как и у ProStore, разве что акцент делается на белорусском производителе. Можно только предположить, какие выгоды обещает ему магазин, толкая на это сотрудничество.

Один производитель — разная упаковка и… цена. Было бы любопытно взглянуть на статистику продаж одной и второй пачки чипсов.

Логотип «Коммунарки» легко проявляется

У «Виталюра» магазины в среднем поменьше, поэтому мы заехали в два, расположенных по соседству: поменьше на улице Голубева и побольше на улице Рафиева. Оба открылись на пару лет раньше «Алми», но уже в новом фирменном интерьере: синий и красный цвета, курсив на навигационных табличках под потолком, деревянный прованс в оформлении витрины собственного производства.

Вот здесь на входе установлены классические камеры хранения, в которых можно оставить и сумку Prada, и прозрачный пакет с деньгами: металл не просвечивается. Главное — не порвать пакет (как я, когда доставал): у ящика острые углы внутри.

«Виталюр» работает до 23:00 и окружен классической большой стоянкой. Вероятно, жильцы домов в Малиновке и на Юго-Западе не раз поблагодарили отца, сыновей и районный исполком за решение парковочного вопроса.

Бежевая плитка, металлоконструкции под крышей, обычные витрины и стеллажи — здесь правда сложно зацепиться за что-то взглядом: обычный магазин. Необычны металлические корзинки — примерно такие были в редких советских магазинах самообслуживания.

При этом открытие каждого нового «Виталюра» — это риск для здоровья перерезающих ленту от набегающих людей. Что они здесь находят? Цены. Вот, например, никому не известный производитель, рекламу которого не крутят по телевизору, — зато доступно.

В каждом магазине «Виталюр» предусмотрена большая площадь с морозильными ларями — мини-океан в магазине. Роль рыбы настолько велика, что при планировке магазина ее рискнули расположить рядом с… хлебом. И вроде ничего: в хлебе пахнет выпечкой, в рыбе — рыбой.

А стоит ли бегать за рыбой в «Виталюр»? Давайте сравним цены на рыбу здесь и в «Алми» (справа).

Если исходить из случайной выборки, можно сказать, что цены сопоставимые. Если в «Алми» (или в любом другом магазине) будет какая-нибудь акция на рыбу, то станет выгодно брать по акции. А вот выбор рыбной продукции в «Виталюре» — да, намного шире.

При этом в «Алми» есть аквариум с живой рыбой, а в «Виталюре» — увы.

А вот как выглядят цены на одни и те же продукты в двух магазинах. «Виталюр» слева, «Алми» справа.

В свое время я успел пожить по счастливому соседству с «Алми» на улице Скрипникова. Там считалось нормой, когда вместо восьми открытых касс работали две или одна. «А что делать? Кассиров нет», — разводила руками администратор в ответ на яростные крики покупателей, стоящих в длинной очереди. В супермаркете на Притыцкого тоже работало около половины касс, но очередей не наблюдалось.

В «Виталюре» очередей тоже не было. Как не было и никакого общения с кассиром: «здравствуйте», вопрос про пакет, «не найдется ли 200 рублей?», «спасибо», «до свидания». Про карточку никто не спрашивал, потому что сумма покупки была меньше 300 тыс. рублей (если больше, положена скидка по карте в размере 3% и в размере 5%, если сумма покупок больше 500 тыс. рублей). Карта выдается при покупке на полмиллиона рублей. Пенсионерам положена 3-процентная скидка на любую сумму при совершении покупки с 9 до 12 часов.

Дисконтная карточка «Алми» стоит 11 900 рублей, «включается» на 3% при сумме покупки выше 1700 рублей и имеет потолок в 7% — при покупке товаров на сумму от 500 050 рублей.

Резюме

«Виталюр» и «Алми» — отличные варианты магазина у дома. Хотя многие минчане по привычке еще могут представить себя едущими в «Виталюр» за рыбой. А вот ехать за чем-то в «Алми» — такое представить сложно.

Надо отметить, что я ожидал большей разницы в ценах: все-таки у «Виталюра» репутация магазина «дивных» ценников. Однако в действительности по большинству позиций разница символическая.

По уюту, интерьеру и ассортименту (если вынести рыбу за скобки) лучше выглядит новый «Алми»: магазин просто смотрится дороже.

А что больше нравится вам: «Виталюр» или «Алми»?

Читайте также:

  1. Битва торговых сетей. Первый тур. «Корона» или ProStore? Выбираем лучший магазин: ассортимент, цены, впечатления
  2. Битва торговых сетей. Второй тур: «Рублевский» или «Евроопт»? Ставим точку в вопросе, которому дюжина лет

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Какая сеть вам нравится больше
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь