Национальному преклонению перед иностранными ценностями уже столько поколений, что дети рождаются с убеждением в том, что продукты в других странах гораздо вкуснее и качественнее. И чем дальше, тем больше. Давайте проверим, соответствуют ли наши комплексы действительности. Может, и правда мировой сговор: сами съедают вершки, а нам корешки подсовывают?
Хотелось бы, конечно, проверить глобальные белорусские бренды: отличается ли «Аленка» от Alyonka. Но пока мировое признание у наших продуктов еще впереди. Слава глобализации — мировых брендов сегодня хватает и без нас. Мы съездили за границу и купили чипсы, газировку, шоколадные батончики и растворимый кофе, после чего приобрели те же продукты в Минске и пригласили опытных и уважаемых дегустаторов. Было поставлено две задачи: во-первых, подтвердить или опровергнуть утверждения глобальных корпораций о том, что их качество и вкус едины, а во-вторых, узнать свое место на этом празднике жизни.
Итак, сначала едим Lay’s, запивая Coca-Cola, а потом Snickers вместе с горячим Nescafe Gold. Заранее сообщаем: все выжили и отправились домой.
Наши дегустаторы
Lay’s
Чтобы заморить червячка, начали с чипсов. На столе два образца: Nature из Франции (28 500 рублей за 270 г) и «С солью» (10 100 рублей за 80 г) из подмосковной Каширы. Картошка, масло и соль. На пачке российских чипсов также написано, что «продукт может содержать незначительное количество порошка рыбы или морепродуктов». Соль, что ли, морская?
В таблице калорийности два продукта чуть расходятся. 100 г французских чипсов обогатят вас 555 ккал, а российских — 520 ккал.
И первая же импортоловушка срабатывает! Французские чипсы побеждают в одну калитку.
Пробуя чипсы вслепую, шесть наших дегустаторов поставили французские чипсы на первое место с разными аргументами. Кто-то говорил, что они менее соленые, кто-то — что более, но факт честного голосования заставляет нас смириться с этими результатами.
— Соль — это замечательно, обожаю соль, — восторгается Павел-мл. и ставит французов на первое место.
— Меньше соли, больше вкуса картошки, — напротив, отметила Ирина. — Возможно, у французов сбились настройки машины, которая сыпет специи?
Треть наших экспертов отметили, что большой разницы между образцами они не увидели.
Павел | Павел-мл. | Владимир | Андрей | Ян | Ирина | Александр | Александр | Итого | |
Nature | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 14 |
«С солью» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
Coca-Cola
(фото можно увеличить)
Популярная газировка, помимо отечественной (13 650 за 2 л), была представлена еще производителями из трех стран: Франция (20 800 рублей за 1,5 л), Германия (16 700 рублей за 1,5 л) и Польша (16 000 рублей за 2 л). В каждой бутылке есть национальный колорит, отличаются форма и даже цвет пробки. Что роднит эти напитки, так это рецептура и энергетическая ценность: каждый стакан Coca-Cola — плюс 105 ккал.
Интересно, различаются ли они? Оказалось, что да. Даже самые непривередливые участники дегустации разделили образцы хотя бы на две группы, привередливые же смогли найти отличия в каждом.
Все напитки были охлаждены до одинаковой температуры и открыты в присутствии дегустаторов.
4-е место — Германия
При попытках угадать в действие вступали стереотипы.
— «Бела-Кола»? — в шутку предположил Павел.
— Уверен, что это «наша», — заявил Андрей.
Остальные отзывы звучат еще хуже: слабогазированная, кисловатая, разбавленная.
Нашим дегустаторам заранее нравилась немецкая Coca-Cola, но по факту не понравился напиток в стаканчике под номером 3. Между тем это и была та самая немецкая кола. Удар по системе координат? Факт в том, что, по оценкам наших экспертов, отныне ехать за Coca-Cola в Германию не комильфо.
3-е место — Польша
Coca-Cola из страны-соседки тоже не очень впечатлила.
— Пустая какая-то, — отметил Владимир, пробуя содержимое пронумерованного стаканчика.
Польская кола понравилась Ирине:
— Сладенькая и не приторная, — резюмировала девушка.
2-е место — Беларусь
Единственный отечественный продукт (в остальных категориях за «наших» выступают российские производители) собрал много первых мест с комментариями наподобие «это немецкая, инфа 100%». Белорусско-американской газировке до 1-го места не хватило 2 баллов. Ну и самая социально защищенная кола — с акцизной маркой — наша.
Владимир почуял в напитке «неприятный привкус», а Павел-мл. пробовал образец после самого понравившегося, поэтому впечатлен не был.
«Сбалансированный вкус», «оригинальный вкус», «насыщенный вкус» — таковы комментарии половины группы экспертов.
1-е место — Франция
Любопытно, конечно, как использовать эту информацию, учитывая географическое расстояние между нашими странами, но победила Coca-Cola с ударением на последнем слоге. При этом большинство участников эксперимента утверждают, что этот вкус был очень знаком и приятен.
— Классика, простая и самая любимая, — открыл свое сердце образцу 11-летний Павел-мл.
— Такой знакомый вкус, скорее всего, это «наша», — не побоялся поддержать отечество Владимир.
Павел | Павел-мл. | Владимир | Андрей | Ян | Ирина | Александр | Александр | Итого | |
Германия | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 16 |
Польша | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 19 |
Беларусь | 3 | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 22 |
Франция | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 23 |
Snickers
На тарелки перед дегустаторами мы положили четыре образца (на фото сверху вниз): российский (за 5 батончиков по 40 г отдали 22 700 рублей), французский (7 штук по 50 г за 37 100 рублей), польский (4 штуки по 50 г за 17 800 рублей) и немецкий (50-граммовый батончик — 6900 рублей).
Под узнаваемой на прилавках любой страны этикеткой таится немного разный продукт. Это видно даже снаружи: обратите внимание, насколько шоколад в немецком батончике светлее.
(фото можно увеличить)
Внутри все похоже: на месте орехи, нуга, карамель…
Калорийность идентична — 484—485 ккал на 100 г. Разве что подмосковный Snickers чуть выбился вперед — 495 ккал.
Наши дегустаторы внимательно опробовали шоколадки и вынесли свой вердикт.
4-е место — Германия
Удивительное рядом: немцы продолжают заваливать экзамен. Где-то батончик подвели субъективные показатели (Павлу не понравились слишком мелкие орешки), но в итоге почти все поставили этот образец на предпоследнее место. Стабильное немецкое качество. Почему образец по сумме баллов оказался на последнем? Это одно из чудес, на которые способна статистика.
3-е место — Россия
А вот этот образец оказался самым выдающимся, собрав больше последних мест, чем немецкий. «Наш» Snickers узнаваем. Пока что не как «отечественный», а как «какой-то суховатый», «чуть менее похожий на остальные» и так далее. Батончик отличается, хотя спорный вопрос, в лучшую сторону или в худшую.
Павел-мл. сразу распознал отечественный образец. Андрей, признав шоколад «суховатым», уточнил: именно такой он и любит.
«Жесткий», «не чувствуются ингредиенты», «сухой», «слишком легкий» — вот над какими недостатками стоит работать технологам компании-производителя.
2-е место — Франция
Вслед за чипсами и колой французский производитель занимает высокое место и в шоколадных батончиках. Настоящий французский повар смог приготовить почти правильный Snickers: «сбалансированный», «ароматный», но «с какой-то горечью», как отметили два дегустатора.
— В этом образце чувствую и поджаренные орехи, и сам шоколад вкусный, — отметил Ян.
1-е место — Польша
Наш лидер показал себя относительно мягким и тягучим. И даже в меру сладким. Как заметил Андрей, «возможно, в жару такой образец „поплывет“ быстрее, но вкусно».
Павел | Павел-мл. | Владимир | Андрей | Ян | Ирина | Александр | Александр | Итого | |
Германия | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 17 |
Россия | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 18 |
Франция | 4 | 1 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 20 |
Польша | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 25 |
Nescafe Gold
(фото можно увеличить)
Кофе — обязательный товар для переброски через нашу границу. Причем чем из более далекой страны он привезен, тем выше ценится. Сколько бы глобальные корпорации не твердили об одинаковом производстве, белорусская-то покупательница знает: польский кофе лучше российского, но в подметки не годится немецкому. Сейчас проверим.
Пробуем Nescafe Gold из тех же четырех стран: французский (45 900 рублей; здесь уточним, что во Франции Nescafe Gold не продается, зато продается его аналог — Nescafe Special Filtre), немецкий (69 500 рублей), польский (57 500 рублей) и российский (56 350 рублей). На каждом образце указана стоимость баночки весом 100 г. Кроме, к сожалению, российского. Здесь в такую же банку недосыпают — всего 95 г.
Российская банка отличается еще двумя любопытными деталями: здесь сэкономили на удобной мембране (в остальных мембрана открывается легко, стоит лишь потянуть за «язычок»), зато сделали текстурной надпись Gold — наш покупатель должен чувствовать «золотой» статус на ощупь.
4-е место — Франция
Вероятно, французы настолько любят натуральный кофе, что растворимый остается уделом маргиналов.
— Какой-то странный напиток. Без вкуса. Сначала я подумал, что мало насыпал, и добавил ложку. Появилась лишь дополнительная кислота во вкусе, — так рассказал о французском кофе Владимир.
Кофе на самом деле почти не пахнет даже в банке.
3-е место — Германия
Немецкий кофе, оказалось, тоже пока рано причислять к лику святых. Он ароматнее французского, но вкус «критично неприятен».
2-е место — Польша
Павлу кофе из Польши показался хорошим, даже похожим на натуральный. Владимир также похвалил напиток за вкус и аромат. Правда, нашлись и противники.
Так, Ирине кофе из Польши напомнил дешевый напиток из пакетиков.
1-е место — Россия
Многим в очередной раз будет трудно поверить, но 95 г кубанского кофе в 100-граммовой банке понравились нашим экспертам больше всего: мягкий и приятный вкус и один из самых сильных (пусть и не самых аппетитных — по запаху польский понравился всем больше) ароматов.
Павел | Павел-мл. | Владимир | Андрей | Ян | Ирина | Александр | Александр | Итого | |
Франция | 1 | — | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 11 |
Германия | 2 | — | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 16 |
Польша | 4 | — | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 20 |
Россия | 3 | — | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 23 |
Резюме
Кто-то назовет это совпадением, «криворукостью» экспертов или (традиционно) рекламой, но в лидерах оказались два «местных» продукта из четырех.
Наша экспертиза подтвердила, что какие бы одинаковые рецептуры ни придумывались глобальными брендами, две хозяйки варят один и тот же борщ по-разному. Сильно или в оттенках, но вкусы продуктов различаются. Для этого даже не нужно одну колу пить на остановке, а вторую — из бокала на Лазурном берегу.
Другой вопрос, что эти отличия не несут целенаправленного ущерба: некоторые белорусско-российские продукты оказались вкуснее аналогов — и точка.
Записываемся на дегустации Onliner.by здесь.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by