Генеральный продюсер радио «Би-Эй» Дмитрий Смирнов: «Мужику 30 лет, а он в маршрутке боится попросить притормозить на следующей остановке!»

27 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Генеральный продюсер радио «Би-Эй» Дмитрий Смирнов: «Мужику 30 лет, а он в маршрутке боится попросить притормозить на следующей остановке!»

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Дмитрий Смирнов — генеральный продюсер радио «Би-Эй», ведущий эфира, бизнес-тренер, автор курсов ораторского искусства. На радио — больше 10 лет: провел в прямом эфире интервью более чем с двумя тысячами гостей.
В наших школах дети на протяжении 11 лет, по сути, каждый день выступают перед аудиторией — с таким опытом все выпускники должны быть великими ораторами. Откуда тогда берутся люди, которые готовы не пойти на свадьбу только потому, что боятся произнести тост? Почему, завидев журналистов с камерой, многие переходят на противоположную сторону улицы?

Знакомый, которому уже за 30, как-то признался, что в маршрутке ему каждый раз приходится перебарывать себя, чтобы попросить водителя остановиться. Причем часто преодолеть страх не получается — и он едет до конечной, а потом полчаса добирается домой пешком.

Мужчина с двумя высшими образованиями никак не может устроиться на работу и обижается, что его багаж знаний и гениальность не ценят «глупые» работодатели. А как все это можно оценить, если на собеседовании от кандидата слышат только невразумительное мычание?!

— Какие обязанности вы выполняли на предыдущем месте работы?

— Ну, как бы много… ну, разное… вот.

Еще один «оратор» переживает, что у него нет друзей: «Как-то так жизнь сложилась, видимо, не судьба». При чем тут судьба? Что ты можешь дать друзьям? О чем они будут с тобой разговаривать, если за всю жизнь у тебя слова ни разу не сложились в предложение?

Моя любимая тема — презентации и стартап-конференции: их участники, выходя на сцену, почему-то старательно пытаются похоронить свои проекты. Они как будто специально делают все возможное, чтобы их не слушали: «Наша компания основана в 2014 году. Ну как основана? Мы как бы тогда встретились. И вначале ничего не получилось…» А потом десятиминутная история, в которой полно драматизма, но ни слова о продукте, ради которого все собрались. При этом ребята абсолютно уверены: проект гениальный, поэтому его просто обязаны оценить. И неважно, как о нем рассказываешь, — «идея сама себя продает». Но почему-то каждый раз оказывается, что «сама себя» не срабатывает…

Так откуда все это? Почему многочисленные школьные выступления не превращают людей в гениальных ораторов? Потому что привычные ответы у доски, если на все это посмотреть со стороны, выглядят как массовая шизофрения. Ученик пересказывает одноклассникам то, что они сами вчера прочитали в учебнике и что позавчера пол-урока объяснял учитель. Ребятам, разумеется, это абсолютно не интересно, поэтому они даже не пытаются слушать. А значит, по сути, выступающий разговаривает сам с собой, да еще и на глазах у двух десятков человек. И этот опыт остается с ним на долгие годы — каждое выступление уже во взрослой жизни он воспринимает так же, как ответ у доски: скорее бы отмучиться и сесть на место. Отсюда жутко скучные речи на совещаниях и конференциях, взгляд в пол во время выступлений… Никому не нужные тосты о здоровье и счастье, кстати, тоже отсюда.

Причем в школьных программах, методических рекомендациях о «формировании устной речи» написано много, но, к сожалению, все это отходит на второй план. Тем более сейчас, когда детей нужно готовить к централизованному тестированию.

О том, как должно быть, написаны сотни книг, — приведу только один пример. Знакомый педагог регулярно предлагает ученикам готовить проекты. Допустим, тема «Экология». Школьники рисуют плакаты, приклеивают листья, собранные в парке, вырезают картинки из журналов, а потом выступают у доски. То есть не просто зачитывают скачанные родителями рефераты, а рассказывают о том, что проработали, пропустили через себя. Для одноклассников это новая информация, поэтому они с интересом слушают. Жаль только, что пока такие форматы основными в школе не стали.

Но даже не это самое печальное. Когда человек хочет изменить фигуру, он садится на диету и идет в тренажерный зал. А когда проблемы с речью, не делает ничего, потому что уверен: «Вот такой я уродился», «Не повезло с темпераментом», «Говорить — это не мое». В итоге всю жизнь избегает выступлений, отказывается от сотни возможностей, не может продать ни себя, ни свои идеи.

Но не все так трагично. Хоть и медленно, но ситуация меняется: многие поняли, что ораторское искусство — это не «что-то из Древней Греции», а навык, необходимый каждый день. Причем первыми на тренинги массово отправились программисты, которым нужно общаться с клиентами, работать в группах… Думаю, скоро за ними потянутся и остальные.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by