Владелец такси «Пятница» Анатолий Музыченко: за несколько лет отдал $35 тысяч и создал две успешные компании с нуля

302
19 сентября 2016 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак

Владелец такси «Пятница» Анатолий Музыченко: за несколько лет отдал $35 тысяч и создал две успешные компании с нуля

Анатолий Музыченко — основатель и совладелец службы такси «Пятница», владелец службы доставки vozim.by. Вошел в топ-30 белорусских предпринимателей не старше 30 лет.
В детстве мне нравилось играть с конструктором, строить дома и замки. А мой младший брат любил все это ломать и разрушать, что меня очень злило. Но мама всегда успокаивала и говорила: «Не волнуйся, следующий дом ты построишь еще лучше!» И вы знаете, этот совет я запомнил навсегда, а когда вырос, неоднократно видел, как он подтверждается на практике. Каждое новое дело и каждый новый проект ты делаешь лучше и качественнее, учитывая приобретенный опыт.

Я, как и любой другой типичный предприниматель нового тысячелетия, начинал в 18 лет с небольших интернет-магазинов на крупных площадках онлайн-торговли. В то время я даже не знал таких понятий, как контекст и SEO. А свой сайт — это было что-то из области фантастики. Но в 21 год моя жизнь кардинально изменилась. Я в очередной раз уехал в Москву за товаром, где средь бела дня меня прямо на стоянке торгового центра «элегантно» обобрали крупные дядьки с «пушками».

Сумма составляла $50 тыс., из которых моих было всего около $15 тыс. и еще у поставщика в долг было взято товара на $35 тыс. (это был декабрь 2009-го, предновогодний пик продаж). В итоге я вернулся домой с пустыми карманами и с долгом в $35 тыс.! Для меня, мелкого пацаненка, это была просто нереальная сумма…

Через несколько дней мне начал звонить поставщик, чтобы уточнить, когда я смогу рассчитаться. Я попытался объяснить, что произошло, но он, понятное дело, не поверил и думал, что я решил его «кинуть», после чего прислал головорезов и обещал облить меня бензином и поджечь.

Что я испытывал в тот период, сложно объяснить: давление поставщика, бесконечный долг, потеря всего своего капитала, на накопление которого были потрачены лучшие годы. Спокойно чувствовал себя я только во сне. Просыпаться и возвращаться в реальную жизнь не хотелось вообще. В тот момент я понял людей, которые идут на суицид… И это все в 21 год…

У меня не было возможности подойти к папе и попросить решить мои проблемы. У нас была небогатая семья, о таких суммах мы даже не слышали. После нескольких недель пребывания в адовых психических расстройствах я взял себя в руки и решил идти дальше.

Подумал, что так это не оставлю, и поехал обратно в Москву. Там у меня был знакомый, который сумел разыскать этих людей и за половину готов был вернуть украденное. В итоге знакомый кормил бесконечными завтраками и обещал, что все будет. Так я прожил там около трех месяцев, растрачивая свои последние деньги на проживание, в ожидании возврата, но моя наивность снова подвела меня. Я думаю, украденное вернули, но только не мне. Я уехал домой — опять с пустыми карманами.

На время моего отсутствия в Минске я передал свои магазины хорошему другу. У меня были постоянные клиенты, неплохой поток заказов, и терять это не хотелось. Когда я вернулся и решил продолжить свою работу, он отказался мне их возвращать. А когда я обратился на площадки для восстановления паролей доступа, оказалось, что он переоформил их с моего ИП на свое без моего ведома. Как он это смог сделать, для меня до сих пор остается загадкой. Так я получил добивающий удар от «друга», с которым мы имели общие дела и общались более пяти лет.

После всего этого о ведении интернет-магазинов дальше и речи не было: не на что было закупаться, нечего было продавать, да и самих магазинов больше не было. Начинать все заново, перекупая товар у поставщиков без наличия своего товара на складе, было уже несерьезно. Проходить этот путь еще раз совсем не хотелось, кроме того, таким способом я отдавал бы долг лет двадцать, что убивало меня еще больше.

Нужно было придумать что-то новое — то, что не требовало вложений.

Я распродал остатки товара по цене чуть ниже закупочной, собрав на этом около $4—5 тыс., на эти деньги купил Fiat Punto и открыл службу доставки vozim.by, где первое время сам принимал заказы и сам развозил их. Это, кстати, была вообще первая служба доставки для интернет-магазинов в стране в 2010 году.

Без ложной скромности готов утверждать, что в итоге моя служба доставки произвела революцию на рынке e-commerce в Беларуси. Мы были первыми, кто вывел на рынок такое понятие, как доставка из интернет-магазина в любую точку страны за день! Раньше купить холодильник или мобильный телефон можно было только в локальном интернет-магазине, то есть если ты живешь в Гомеле, то отовариваешься у местных продавцов. Перед ними я готов извиниться, поскольку после того как наша служба изменила правила игры на рынке, большинство локальных продавцов просто смыло столичным трафиком. Правда, нашлись и те, которые, наоборот, воспользовались случаем, окрепли и теперь работают с нами на всю страну — и никто из клиентов даже не догадывается, что офис и склад находятся в Иваново или Бресте, например…

Спустя несколько лет благодаря доставке я отдал долг своему поставщику, и сейчас мы в дружеских отношениях, что для меня очень важно. А еще через какое-то время я смог запустить такси «Пятница» со своим другом Андреем Минским. У него был хороший опыт в IT, у меня — опыт, связанный с транспортом и организационными моментами. Опять же ниша была пуста. Пятитысячный столичный таксопарк, состоявший в основном из машин 1990-х годов выпуска, мы даже в расчет не брали, водителей в майках и шортах, слушающих шансон и курящих в салоне автомобиля, — тоже. Взяли за отправную точку, что конкуренции ноль. Потребность в хорошем такси была очевидна. В результате мы просто показали, каким должно быть такси в современном мире, и уже совсем скоро на столичном рынке пассажирских перевозок случилась революция. Мы стали такси, о котором говорят и на котором хочется ездить, — я в это верю. А наш последний ролик за неделю набрал 150 тыс. просмотров в Беларуси без единого цента на продвижение, что мало кто в Беларуси сможет повторить.

Спустя два года у нас уже есть клоны, поездка по таксометру становится стандартом, а у любого таксиста в городе есть Wi-Fi и детское кресло. А это хороший показатель того, что мы расшевелили болото.

Эти истории показывают, что все, что ни делается, — к лучшему. Но понимаешь это только спустя какое-то время. Главное — не сдаваться и идти дальше. Сложнее всего пережить кризисные моменты, с которыми молодым предпринимателям приходится сталкиваться достаточно часто.

Сегодня мне 28, я имею две топовые в своих нишах компании и готовлю к выводу на рынок новый онлайн-сервис. И кто его знает, может, если бы меня тогда не ограбили и не разрушили мой микробизнес, я бы так и остался рядовым «купи-продай». Поверьте, даже в самой тяжелой ситуации, когда уже, кажется, все рухнуло, есть не один, а десятки выходов, которые могут не просто решить ваши проблемы, а поднять вас на качественно новый уровень. Главное — найти в себе силы не погрузиться в пучину отчаяния и увидеть эти возможности.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак
ОБСУЖДЕНИЕ