Преподаватель Елена Михаленко: родители говорят школьникам об их правах и забывают напоминать об обязанностях

34 640
20 сентября 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий

Преподаватель Елена Михаленко: родители говорят школьникам об их правах и забывают напоминать об обязанностях

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Максим Тарналицкий
Елена Михаленко — учитель физики с 30-летним стажем работы, член Союза писателей Беларуси, автор 15 книг для детей и взрослых.
Вот и начался новый учебный год. Начался вроде как положено: школьные линейки, пестрые букеты, испуганные первоклашки. И все же… так, да не так. Праздничность этого дня с каждым годом постепенно убывала. Это ощутили учителя, родители, ученики. Медиапросторы переполнены дискуссиями о недостатках школьной системы. И участники этих дискуссий во многом правы. Вот только стрелочника не там ищут. Учитель из уважаемой личности становится мальчиком (чаще девочкой) для битья. Ребенка изображают невинным страдальцем, школу — местом, где живет серость и процветают поборы. Родители выступают армией защитников своих чад от произвола, а также спонсорами курсов и репетиторов, без которых заветная цель пристроить ребенка в вуз кажется недостижимой… Ну а поговорка «А кому сейчас хорошо?» стала самым популярным ответом на все вопросы.

Давайте попробуем разобраться, отчего все так нерадостно в отечественном образовании. Со школой я связана очень тесно: 10 лет была школьницей, 11 лет — мамой школьницы, 30 лет — учителем (в этой роли нахожусь до сих пор). Просуммировав, получаем целую жизнь. И если первые две функции свойственны многим, то с учительской точки зрения изъяны видят лишь профессионалы.

Да, современные ученики отличаются от своих предшественников. Дети физически слабее. И виной тому не только экология. Они мало гуляют на воздухе, практически не трудятся физически. Осанка и зрение угроблены сидением за компьютерами. Кроме того, их жизнь организована совершенно иначе: досуг малышей обслуживают целые телеканалы (с не всегда качественным контентом), компьютерные игры способны увлечь так, что ребенок забывает про еду. Что тянуло в школу мам и пап этих детей? Желание встретиться, пообщаться, поиграть на переменах, погонять мяч после уроков, бросить записку на парту красивой девочке… В нынешнее время, когда и игры, и общение, и признания в любви сместились в мир виртуальный, это не работает. Стремление к знаниям? Это удел единиц. Они существуют и сегодня, «знайки» и «умняши», они читают детские энциклопедии и смотрят познавательные передачи. Но с каждым годом те из них, которые не попали в элитные школы (а там свои проблемы), теряются среди общей серой массы (не читающей вообще), у них пропадает желание выделиться из нее. Зачем что-то учить, если всегда можно «загуглить»? И поступить в вуз теперь можно не за счет знаний, а банально за родительские деньги. Так что процесс учения лишен каких-либо мотиваций. Кроме отметок. А это вещь жестокая, не всегда объективная — по разным причинам.

Отличает нынешних детей и то, что выросли они в эпоху индивидуализма и в обществе потребительства. Получение новых игрушек — событие заурядное. Не надо ждать большого праздника, не надо стараться заслужить подарок: все покупается мимоходом и потому не ценится. Детям сейчас очень много говорят о правах, но почти ничего — об обязанностях. Семей, где у детей есть обязанности, все меньше. Да и школ тоже: мы сами убирали классы, ухаживали за пришкольным участком, шефствовали над ветеранами — и не чувствовали себя перегруженными. Я не призываю вручить школьникам швабры в руки (хотя не повредило бы), я о другом: не воспитывается чувство ответственности. А без него во взрослой жизни невозможно. Бывают совсем карикатурные случаи. Например, несколько лет назад у меня был ученик — восьмиклассник, ростом примерно метр восемьдесят и весьма нехлипкого телосложения. Так вот шнурки ему завязывала мама…

Есть и второй аспект разговора о правах. Говоря о них с ребенком, часто забывают упомянуть, что права есть и у других и что их тоже надо уважать. Ты считаешь, что можешь не слушать учителя, который тебе не нравится? А как быть с его правом на уважение и с правом других детей на получение знаний? Ведь классы, где по вине нескольких учеников практически не получается нормальных полноценных уроков, не редкость. И одноклассники таких детей не могут нормально учиться. Да и педагог нормально работать и отдавать ученикам все, что мог бы, не сумеет.

Говорят, даже биологически нынешние дети раньше созревают. Ну, это кто как. Да и трудно оценить, созрел плод или только имитирует зрелость, чтобы не отставать от насмотревшихся злачного видео сверстников. И не надо ругать только интернет! С телеэкранов льются потоки грязи. Там все: дедовщина, коррупция, криминал, насилие… И если бы это все было только в кино. Сегодня на уроке перед учителем может сидеть подросток, одурманенный психотропами, парень, подсчитывающий прибыль от продажи наркотиков, или девушка, гадающая, беременна она или нет. Понятно, что им не до учебы. И опыта работы с ними у нас нет. Беда, когда тон в классе задают асоциально настроенные подростки. А случается это все чаще и чаще.

Но я упрямо не соглашусь с тем, что виноваты учителя. Самая большая ответственность за детей лежит все же на родителях. Вот вам еще пример: разговариваем на родительском собрании (9 класс) об опасностях ранних отношений с противоположным полом. Одна из мам — весьма скромная женщина, имеющая двух дочерей, — вдруг изрекает: «Хватит того, что мы росли закомплексованными и счастья не видели. Пусть хоть наши дети все попробуют». И еще несколько мам, потупив глаза, кивают… А на замечание о том, что дети не должны ругаться матом, мне однажды объяснили: «Что вы от них хотите, мы так дома разговариваем». Семья была небедная, как говорится, «не из простых».

«Я на стороне своего ребенка!» — эту фразу, муссируемую на модных психологических сайтах, сегодня все чаще можно услышать от родителей. В глобальном смысле оно, конечно, верно. Мы должны всегда действовать с максимальной пользой для своих детей. Но вот трактуем мы эту фразу по-разному. Внутри семьи мы не всегда выбираем лучшее. Например, ребенку будет явно полезнее, если мы посидим с ним, почитаем умную книжку, а потом обсудим ее. Но ведь проще же включить ему мультик и заняться своими делами. А некоторые понимают так: во всех конфликтах надо отстаивать правоту своего ребенка. И они отстаивают, иногда с пеной у рта, правоту ребенка лет шестнадцати, когда тот оскорбляет учителя, унижает девочку, выдает чужую работу за свою… Вспоминаются наши родители, которые обязательно расспрашивали всех участников происшествия и выносили свой справедливый вердикт — не всегда в нашу пользу.

Сейчас довольно часто родители категорически не готовы слышать никакие замечания в адрес своего чада. К чему это приводит? 7 класс: «Обратите внимание, ваша дочь совсем не делает домашние задания».«Мы не контролируем, она большая, сама должна отвечать за себя». 8 класс: «Вы знаете, с кем дочь проводит свободное время? Это не лучшая компания».«У нас семья либеральных взглядов. Мы не вмешиваемся в такие вопросы». 10 класс: «Помогите, что нам делать? Дочь не ночует дома, хамит, требует денег». А чем-то помочь уже трудно. И между собой мы, учителя, нередко говорим: «Мы-то доучим и выпустим. А вот как родителям в старости жить?» Поверьте, это горький опыт. Моя коллега как-то встретила маму бывшего ученика. Он изводил весь класс и всех учителей. Теперь он пьет и бьет мать. Конечно, я не хочу сказать, что всякий ребенок, имеющий проблемы с поведением в школе, дойдет до такого. Но опытный учитель хорошо отличает детское озорство и гиперактивность от ростков хамства и вседозволенности.

Много интересного есть на сайтах для родителей. Например, дискуссия о том, надо ли делать с ребенком уроки и проверять домашние задания. Легче всего откреститься под девизом «Мы растим самостоятельную личность». Немного сложнее сесть и выполнить задание за ребенка (впрочем, выложив некоторую сумму за решебники, сделать это не так и сложно). А вот что действительно трудно — просто высший пилотаж — это научиться чувствовать, когда ребенку действительно нужна помощь, а когда он филонит; как помочь ему найти правильное решение, но не решить за него.

И еще один весьма обсуждаемый вопрос — можно ли критически обсуждать учителей при детях? На мой взгляд, этого стоит избегать. Особенно при малышах. Но если ребенок хочет услышать вашу оценку того или иного случая, ситуации, не уходите от диалога — конечно, без хамства и навешивания ярлыков («дура», «неудачница», «серая мышь» — от вольнолюбивых родителей можно много чего услышать в адрес учителей). Не забывайте: если ребенок потеряет уважение к учителю, он вряд ли сможет получить от него какие-то знания. Но фраза «Учитель всегда прав» мне тоже не по душе. Разные бывают учителя, разные ситуации.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by