Экономист Владимир Ковалкин: когда уже мы откажемся от планов по взиманию штрафов?

18 339
111
20 июня 2016 в 8:00
Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак

Экономист Владимир Ковалкин: когда уже мы откажемся от планов по взиманию штрафов?

Владимир Ковалкин — окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Основатель проекта petitions.by, аналитик BIPART и руководитель проекта «Кошт урада».
В нашей стране существует одна очень странная закономерность: чем чаще власти отрицают наличие планов по взиманию штрафов, чем больше говорят о сокращении числа проверок, тем быстрее растут доходы бюджета от этих самых штрафов. Парадокс?

На первый взгляд действительно парадокс. Посудите сами: на прошлой неделе на официальном сайте КГК появились новые координационные планы контрольной и надзорной деятельности на второе полугодие 2016-го. Так вот, по этим планам количество проверок должно сократиться на 13,5%, но при этом планы по доходам республиканского бюджета от взимания штрафов никто не отменял: они должны вырасти на 37% в этом году по сравнению с прошлым (не верите — изучите статью бюджета республики «штрафы» за прошлый год и этот).

Практика планирования штрафов в Беларуси существует давно, и закреплена она на законодательном уровне. Процесс начинается с того, что план по доходам от взимания штрафов закладывается в республиканский и местные бюджеты, после принимается депутатами разного уровня и спускается вниз к начальникам ГАИ, МЧС, санстанции, налоговой и прочих ведомств, обладающих карательными полномочиями. Что происходит дальше, обычные граждане и предприниматели знают по собственному опыту.

Бизнес-союзы неоднократно предлагали Минфину остановить эту практику и исключить из доходной части бюджетов статью «штрафы», но всегда получали отказ. И позиция Минфина, с одной стороны, понятна: деньги, полученные от штрафов, составляют отдельный источник доходов бюджета, а бюджет нужно как-то планировать. А без конкретных цифр доходы с расходами не сведешь.

А с другой — наличие плана по штрафам вызывает вопросы к характеру деятельности самих проверяющих. За что они будут бороться? За то, чтобы предупредить и не допустить правонарушений, или за то, чтобы содрать с нарушителей как можно больше штрафов?

В результате в последние годы возникла следующая ситуация: при ежегодном сокращении количества проверок планы по штрафам не только растут, но и существенно перевыполняются. Если не брать в расчет 2011—2012 годы, где вся динамика бюджетирования искажена ростом размера базовой величины с 35 до 100 тысяч белорусских рублей, к которой привязаны размеры штрафов, то получается, что планы по штрафам в среднем ежегодно перевыполнялись на 20%.

При этом растут как абсолютные, так и относительные показатели собираемости штрафов. Например, в 2009-м доходы республиканского бюджета от взимания штрафов планировались в размере 28,5 млрд рублей, реально же проверяющие собрали 30,8 млрд рублей, то есть план был перевыполнен на 8%. При этом доля штрафов в доходах бюджета была мизерная и составляла всего 0,07%.

А в 2016-м Минфин планирует собрать 1,18 трлн рублей штрафов, что в 41,5 раза больше, чем в 2009-м. При этом доля доходов бюджета от штрафов хотя и осталась незначительной, но по сравнению с 2009 годом выросла в 9 раз и составила 0,65%.

А вообще картина по штрафам в 2016-м складывается очень интересная: при росте базовой величины всего на 16% доходы республиканского бюджета от штрафов должны вырасти на 37%. И все это на фоне заявленного сокращения числа проверок на 13,5%! Соответственно, эти планы можно выполнить только при условии увеличения количества штрафов и их размеров.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Ведущий рубрики: Дмитрий Корсак
ОБСУЖДЕНИЕ