Девушка собирала «в пакет» деньги на лечение ребенка — так можно? Разбираемся, как не стать жертвой мошенников, помогая людям

16 апреля 2025 в 8:00
Автор: Светлана Белоус. Фото: архив Onlíner, cоцсети

Девушка собирала «в пакет» деньги на лечение ребенка — так можно? Разбираемся, как не стать жертвой мошенников, помогая людям

Автор: Светлана Белоус. Фото: архив Onlíner, cоцсети

Прямо сейчас в Беларуси несколько семей продолжают собирать огромные суммы на лечение детей — речь идет о миллионах долларов. Вы наверняка видели листовки с призывом о помощи в метро или соцсетях (у нас на сайте тоже регулярно выходят такие материалы). Могут ли волонтеры при этом просить у людей деньги прямо на улице — условно говоря, «в пакет», который потом обязуются передать родителям? Такая история недавно случилась в Гродно. Мама девочки, для которой объявлен сбор, заявила, что не давала согласие на такую акцию. Сама девушка назвала себя «начинающим волонтером» и заверила журналиста, что делала все по договоренности. Разбираемся в конфликте и выясняем, как убедиться в том, что ты помогаешь реальной семье, а не мошенникам.

«Не смогла пройти мимо»

Неприятная ситуация случилась в Гродно на позапрошлых выходных. На территории собора вместе с представительницей Белорусского детского фонда с опечатанной копилкой стояла Александра Стеценко. Ее сыну Ване на лечение нужна огромная сумма — $2,9 млн, поэтому семья пользуется любой возможностью для сбора денег, в том числе проводит благотворительные ярмарки по воскресеньям. Мама подчеркивает: для этого она получает разрешение местных властей, а на территории собора принимает пожертвования с согласия отца Григория.

Прикладываем фото того, как обычно проходят согласованные благотворительные ярмарки:

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Иван (@st_ivan_n22)

— Когда мы пришли, сразу же заметили женщину, которая стояла не на территории, а за воротами собора. Само по себе это вызвало у меня подозрение. Она стояла там с пакетом и плакатом Кати Виноградовой (этой девочке тоже нужны огромные деньги на лекарство — $1,8 млн. — Прим. Onlíner). Как раз в те выходные к нам привозили мощи святой Матронушки, и там было большое скопление людей, — рассказывает Александра. — Я засомневалась, потому что слышала о «недоволонтерах», у которых липовые документы распечатаны и которые тоже стоят с пакетами.

С мамой Кати Виноградовой Александра лично не знакома, но все родители, которые ведут такие крупные сборы, о существовании друг друга знают и стараются проявлять солидарность.

— Я не смогла пройти мимо, потому что знаю, что сама семья из другого города — из Кобрина. Мне хотелось удостовериться, реально ли это их волонтер. Я подошла и попыталась узнать у этой девушки номер мамы Кати Виноградовой, но его у нее не оказалось.

Таким образом в тот день начинающий волонтер собирала деньги у ворот храма

Через волонтеров Александра нашла номер мамы и выяснила, что о такой «акции» в Гродно женщина не в курсе. Было решено, что собранные неизвестной девушкой деньги (около 166 рублей) останутся у Александры, которая позже положит их на благотворительный счет.

— Она отдала мне этот пакет. Я его скрутила, даже не смотрела, какая там сумма. Потом я еще поговорила с этой девушкой. Она показала мне якобы переписку с мамой, сказала, что сама из Минска, часто ездит по разным городам, якобы она и другим детям помогала, и там тоже большие суммы собирали — все в пакетик… Я объяснила, что это неправильно — вот так собирать, что это не внушает доверия. У нас всегда копилки запечатанные, печати, росписи, а тут просто пакеты… Так мы с ней побеседовали, потом подошел патруль милиции, я к ним обратилась. У нее попросили паспорт, она сказала, что он у нее в машине, — на этом все. Я забрала собранные деньги и уехала.

Когда Александра уже вернулась домой, девушка, назвавшая себя волонтером, вновь позвонила ей и заверила, что поговорила с мамой Кати Виноградовой, — теперь не доверяют уже ей, Александре, поэтому нужно срочно возвращаться и отдавать деньги.

— Я решила, что мне такие проблемы точно не нужны: вдруг потом скажут, что я чьи-то деньги забрала? Приехала, при этой девушке перевела всю сумму на благотворительный номер МТС, сфотографировала чек и отправила маме Кати (она в тот момент была в прямом эфире в TikTok, поэтому созвониться мы не могли). И дальше я в этой истории уже не разбиралась, у меня своих дел много, — объясняет Александра.

«Волонтеры не стоят с пакетами, не ходят по квартирам»

В разговоре с журналистом Onlíner мама Кати Виноградовой Оксана подтвердила, что с ней на связь накануне действительно выходила неизвестная девушка, которая просила листовки. По словам мамы, она не пересылала их и сбор денег «в пакет» в Гродно не согласовывала.

— У нас волонтеры так деньги не собирают — с пакетами, не ходят по квартирам, — удивляется Оксана. — В основном проводятся ярмарки, волонтеры подписывают бумаги, это все официально. Еще копилки стоят в магазинах — опечатанные. Вскрываются они только в присутствии в комиссии, это все не просто так. А она даже мой номер не знала. Не понимаю, где она взяла эти листовки, потому что я их ей не отправляла. < …> Она мне, кстати, на днях звонила, сказала, что я порчу ее репутацию, что она будет подавать в суд на меня и моих волонтеров, говорила, что просто хотела помочь моему ребенку.

Катя Виноградова с мамой Оксаной

Со сбором матери помогают несколько проверенных волонтеров, одна из них — Татьяна. Она подтверждает: с пакетами крупные сборы сейчас не ведутся.

— Когда наши волонтеры работают, то все остальные в курсе. А эта женщина никого не поставила в известность и назвала себя волонтером. И это, кстати, не единичная история. Также недавно нам сообщили, что неизвестные люди в Дрогичине и Иваново ходили по квартирам и собирали деньги якобы для Кати. Но волонтеры никогда не ходят по домам или торговым центрам, им просто некогда таким заниматься. Не практикуется такое в Беларуси, — предупреждает Татьяна.

Команда Оксаны Виноградовой записала видео, в котором рассказала о ситуации, и выложила в свои соцсети. В милицию с заявлением не обращались: ни у мамы, ни у волонтеров сейчас нет времени на разбирательства, нужно заниматься сбором.

— У Оксаны тут недавно украли качельку и камеру. Сколько ее потягали… Если мы сейчас пойдем писать [заявление], всех волонтеров начнут тягать. У нас времени на это нет.

Действительно хотела помочь?

Мы также созвонились с девушкой, которая назвала себя «начинающим волонтером». Она заявила, что обо всем договорилась с мамой по телефону, а в ответ Оксана якобы сбросила ей листовку — девушка обещала прислать подтверждающие скриншоты, но прислала только такой фрагмент переписки:

— О том, что надо было связываться с волонтерами, мама мне ничего не сказала, — объяснила свою индивидуальную акцию в Гродно собеседница.

— А вы в первый раз решили собирать деньги?

— Да, в первый раз, вообще!

— А почему выбрали именно Катю Виноградову?

— А это первое, что мне попалось. Суббота-воскресенье были выходные, нечем было заняться, и все.

— И откуда у вас такой интерес к благотворительности?

— Ну так, нечем заниматься на выходных. Думаю помогать.

— А вы же вроде бы из другого города?

— Да, из другого города.

— А почему решили поехать в Гродно?

— Поехали посмотреть город, на экскурсию. С двумя девчонками поехали.

— А почему решили помогать именно таким образом? Говорят, сейчас волонтеры такое не практикуют, не стоят с пакетами.

— А я не знала… Мама дала добро. Пусть бы она сказала про волонтеров, дала их номера телефона, но она ничего не сказала.

— А как вы узнали про Катю?

— А нам дали листовку, девушки ходили по улице, листовки давали «Помогите, нужны волонтеры» (команда Оксаны Виноградовой отрицает существование таких листовок. — Прим. Onlíner).

— А вы раньше помогали кому-то?

— Ну так, копейки скидывала на счет.

Девушка искренне возмущена тем, что ее «назвали мошенницей», и обещала принять меры.

— Сейчас я в больнице лежу, выйду из больницы — это так не оставлю, — пригрозила она.

Кому доверять, а кому нет? Спросили у представителей фондов

Решение пожертвовать деньги часто бывает импульсивным: мало кому хочется проводить перед жестом добра дотошный «ресерч». Но есть моменты, которые точно должны насторожить. Об этом мы поговорили с представителями благотворительных фондов.

— Мы работаем в фонде почти 17 лет и слышали много разных историй о мошенничестве. Причем они проявляются в разных формах — на улице и через интернет, — рассказывает директор фонда «Шанс» Наталья Маханько. — Я всегда говорила и не устану повторять, что те, кто собирает деньги на улице, в подавляющем большинстве мошенники. Почему? Потому что на улице проще обманывать людей. И суммы там дают, как правило, небольшие. Насколько я помню, менее двух базовых величин (до 84 рублей. — Прим. Onlíner), полученных от физлица, считаются у нас мелким хищением, а за это предусмотрена только административная ответственность, то есть таких людей практически невозможно привлечь по уголовной статье.

Было много таких историй, когда люди ходили по подъездам, прикрываясь историями больных детей, а сама мама, законный представитель ребенка, об этом ничего не знала.

Скриншоты из соцсетей, где родители предупреждают подписчиков о мошенничестве

Вообще, сбор наличными — это абсолютно непрозрачный способ. И родители сейчас крайне редко оплачивают лечение в клинике или лекарство наличными деньгами, все это проводится безналичным путем. Но даже если сбор идет, как говорят у нас, «в скорбонку», это все равно будет урегулированный процесс. Должна быть создана комиссия, опечатан ящик, потом комиссия его вскрывает, считает деньги и переводит на счет. Одно физическое лицо стоять на улице с коробочкой вряд ли будет.

С представителем «Шанса» соглашается и председатель правления Белорусского детского фонда Людмила Кондрашова:

— Если мы открываем какие-то пикеты (а чаще всего мы делаем это в Гродно и Витебске, акция называется «Ангел в твоем сердце»), у нас всегда есть разрешение местных властей, — рассказывает о правилах сбора денег на улице специалист. — Заключается договор с банком, есть договор с мамой, и там официально будут находиться наши представители, вы найдете баннеры фонда.

Согласованная ярмарка с участием представителей Белорусского детского фонда

Если же у человека нет подтверждающих документов, что это официальный сбор, попросите телефон матери, переговорите с ней, уточните, действительно ли ей нужны наличные деньги. И все равно это непроверяемо — сколько человек соберет на улице и сколько в итоге отправит маме. Это неправильно.

Поэтому тут мы говорим прежде всего об уважении себя как благотворителя.

Если вы проходите мимо и оставляете деньги нуждающемуся человеку, который собирает деньги для себя, — это одно. Это ваше право — верить ему или нет. Другое дело, когда идет сбор для других людей. Это затрагивает честь волонтеров, которые осуществляют сбор. Именно из-за таких нечестных людей на улицах у многих складывается впечатление, что деньги на благотворительность идут непонятно куда. Но если говорить про официальные сборы, то каждое поступление всегда подробно освещается, спонсорам предоставляются подробные отчеты.

В фондах подчеркивают, что в некоторых случаях родители собирают деньги самостоятельно, и это нормально, особенно когда речь идет о крупных суммах. Не нужно бояться таких сборов, но перед тем, как перечислить деньги, проверка необходима.

Если волонтер собирает деньги на улице, вот как проверить сбор:

  • Уточнить, есть ли у человека официальное разрешение на сбор.
  • Если нет, задать уточняющие вопросы о диагнозах ребенка («как правило, уже на этом этапе мошенники начинают плавать»).
  • Попросить предоставить подтверждающие документы о заболевании и назначенном лечении.
  • Узнать контакт родителя, других волонтеров или фонда, с которым сотрудничает человек («у фонда „Шанс“, например, нет волонтеров, собирающих наличку, но время от времени такие люди находятся»).
  • Обратить внимание, каким образом собираются деньги (сбор «в пакет» — это первый признак возможного мошенничества).

Как проверить детский сбор в интернете:

  • Найти первоисточник — страницу семьи на сайте фонда или в соцсетях, изучить информацию о диагнозе ребенка.
  • Обратить внимание на актуальность медицинских документов, подтверждающих необходимость того или иного лечения.
  • Проверить наличие благотворительного счета в белорусском банке (чтобы его открыть, родители предоставляют подтверждающие документы).
  • Если семья ведет сбор самостоятельно, убедиться, что родители активны в соцсетях и регулярно публикуют отчеты о собранных деньгах.
  • Пообщаться с родителями лично, если сомнения все еще остаются.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by