Журналист Onliner.by Никита Мелкозеров: давайте откажемся от стриптиз-клубов в пользу такого футбола, как у Исландии

21 066
08 июля 2016 в 8:00

Я люблю белорусский футбол. И это подчеркнуто мазохистская любовь. Она заставляет меня страдать. Я так страдаю, что скоро начну пить валериановые капли черпаком и просить добавки. И только Скарлетт Йоханссон да стабилизация белорусского рубля смогут меня хоть как-то утешить.

Читать на Onlíner

Вообще, будь проклят тот день, когда я потянул своего деда на «Жданики» с молитвенной просьбой купить мне футбольную майку. Я был мелким и хитрым, как голодный мопс. Обещания получить четвертную пятерку по математике конвертировались в кусок синтетики с надписью Beckham и седьмым номером на спине. Тот солнечный день я считаю официальным началом наших отношений с футболом. Кстати, к майке прилагались шорты совершенно не из того комплекта, с массивной резинкой. Она больно жала, но смешно шлепала по пузу, издавая мелодичный звон.

И знаете, в нынешних моих страданиях виноват отнюдь не рынок «Ждановичи», Дэвид Бекхэм или Скарлетт Йоханссон. Хотя к ней есть несколько вопросов. Во всем виновата Исландия. Это такая страна. Она фантастически далеко. Это как Меркурий или Шабаны для жителя Кунцевщины.

В общем, я весь в зависти к исландцам. Да весь Twitter в зависти к исландцам! Не только потому, что у них полицейские не носят оружия из-за почти полностью отсутствующей преступности. И не потому, что у них нет «Макдональдсов» как дополнительного источника подкожного жира. И даже не потому, что у них не существует комаров… Наверное, все исландцы ходят между своих вулканов, не искусанные да счастливые, и учатся с первого раза произносить Эйяфьядлайекюдль.

Эйяфьядлайекюдль Эйяфьядлайекюдлем, но зависть определяется именно футболом, которого сейчас очень много по телевизору из-за чемпионата Европы. Да, исландцы уже закончили свое выступление на турнире. Но закончили в четвертьфинале и стали одной из главных его сенсаций.

В 2008-м у них был экономический кризис. Вулканы депрессивно сопели, мужчины пили, чемпионат покидали сильные иностранные игроки. Перспективы рисовались так себе. В Беларуси же в то время существовала господдержка. Футболисты зарабатывали в среднем по несколько бюджетных тысяч долларов и хорошо себя чувствовали. Наша национальная сборная стояла в мировом рейтинге выше исландской.

И тогда эти ребята из страны вулканов и певицы Бьорк решили, что надо почесать загривок и как-то выйти из положения. Вышли. Стали инвестировать свои не самые выдающиеся деньги в инфраструктуру, заимели модель развития и принялись ей прилежно следовать.

Как итог — красивая летняя история о том, что в футбол можно побеждать не только баблом, но и грамотным расчетом вкупе с ядреными эмоциями и зрительской поддержкой. Для иллюстрации: матч исландцев против венгров посмотрело 98% населения страны, а  за игрой с французами ее президент наблюдал с фанатского сектора.

Это примерно как наши «Крумкачы». Только в национальном масштабе и не в Беларуси. Простые ребята без особых денег играют в совершенно искренний футбол так, что за них хочется переживать.

Да, это те самые «Крумкачы», что не пользуют государственных рублей и собирают их где только могут. Вообще, каждый раз покупая талончик в метро, я думаю, что часть моих денег отходит игрокам футбольного клуба «Минск». Нет, это не значит, будто поутру мне нечем занять голову. Просто футбольный клуб «Минск», как и метрополитен, является государственным учреждением. Деньги работникам поступают из городской казны, которую мы чуть пополняем своими налогами.

В футбольном клубе «Минск» хватает симпатичных людей, но я бы все равно предпочел, чтобы мои деньги уходили, допустим, дворникам, учителям или даже водителям троллейбусов, которые могут не подождать меня, когда я гонюсь за ними с сумкой и языком на плече. Они как-то полезнее для города.

Деньги — это, конечно, прекрасно. Но когда в футболе их становится ненормально много, возникают вопросы. По этому поводу еще одна история о чемпионате Европе. Российская на контрасте с исландской.

Соседская сборная отыграла чемпионат Европы так плохо, что экраны телевизоров шли истеричными трещинами. Правда, подобное бесславие не помешало двум игрокам команды (Павлу Мамаеву и Александру Кокорину) после рвануть в Монако и, по разным данным, просадить на одной из тамошних вечеринок $ 250 000 на шампанское и прочие плюшки. Естественно, рунет закипел гневом… В данной ситуации пугает даже не цифра, а абсолютнейший пофигизм игроков на реакцию болельщиков. Хотя нет, цифра тоже пугает.

Белорусские футболисты зарабатывают чуть меньше. Много меньше. Но выступающие в России имеют серьезный достаток. Я слышал историю о парне, который оказался в Минске, забыв паспорт дома. Дом был в глубине страны. Но ехать обратно либо ждать, чтобы документы кто-то привез, человек поленился. В итоге отправил домой таксиста. Наверное, то была одна из самых дорогих транспортировок бумаги в истории страны. Таксист наварил в районе 300 евро.

Нынешние времена в белорусском футболе считаются нищими. Игроки высшей лиги за вычетом представителей столичного «Динамо», «Шахтера» и БАТЭ в среднем получают тысячу долларов. Безусловно, раньше было жирнее.

При этом количество зрителей, которым хоть каким-то боком интересен белорусский футбол, тоже уменьшается.

По весне наша национальная сборная играла со сборной Армении. Сыграла со счетом 0:0. Было скучно и вообще никак. После игры тренера нашей команды спросили, планирует ли сборная реабилитироваться в глазах болельщиков. Ответ был следующим: «Мнение болельщиков пусть останется при болельщиках. Сильно оно нас не беспокоит».

Для справки: футбол — это в идеале игра для людей. Люди приходят, им нравится, они тратят деньги на атрибутику, билеты и прочие ништяки — клуб или федерация футбола зарабатывают. Поэтому в болельщиках следует быть заинтересованным. Тем более стоит учитывать, что многие белорусы просто ненавидят профессиональных спортсменов и в принципе не понимают, как людям, которые в свое удовольствие передают друг другу мяч, шайбу или что-нибудь еще из магазина «Спорттовары», можно платить денежку, и денежку по меркам страны о-го-го какую. Так что изначально негативное отношение надо хотя бы пробовать улучшать.

Какое-то время мы пытались двинуться по русскому пути. Пытались строить коммерческий футбол. Много планировали, заявляли, декларировали и тратили. Теперь пора пожить как исландцы. Включить голову и средний расчет, признать свой наполовину любительский статус и понять, что больших денег наш спорт пока не заслуживает.

С 2010 года в Исландии нет стриптиз-клубов, зато их футболистов после чемпионата Европы встречают чуть ли не всей страной. Случись что-то такое у нас, я не был бы против.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by