Задам вам простые и, кажется, банальные вопросы: чего не хватает белорусским производителям для того, чтобы наша продукция стала конкурентоспособной? Что необходимо добавить в образовательный процесс нашим учителям и педагогам, чтобы выпускники школ и институтов становились звездами в научных кругах? Как сделать так, чтобы на дорогах не возникали пробки, а жилищное строительство не превращалось в «копипаст» многочисленных серых панелек? Ответ на все эти вопросы будет, по сути, один: пора начать думать.
Читать на Onlíner«Хватит впустую тратить государственные деньги!», «Неужели наши производители не могут создать что-то свое?», «Конкуренция появится только тогда, когда вы начнете шевелить серым веществом, а не бездумно (и бездарно) копировать!» — призывы включить мозги и увидеть мир по-новому летят в народные массы с трибун правительства, из-за стола учителя, из уст руководителей предприятий. Но вот результата, как правило, ноль. Почему? Об этом мы сегодня и поговорим.
По мере того как все большее количество стран переходят в стадию информационного общества, становится очевидно, что успех как отдельных людей, так и государств в настоящем и будущем зависит не от ресурсов, а от нашего мышления. С точки зрения нейрофизиологии существует несколько «командных центров», которые могут принимать разные решения в зависимости от условий. Поэтому один и тот же человек, как и гласит поговорка, может думать разными местами. А эффективность мышления очень сильно зависит от того, каким местом мы думаем. Если говорить упрощенно, то можно думать подкоркой (миндалина), слепо подражать (зеркальные нейроны) или мыслить осознанно (префронтальная кора).
Готовьтесь к тому, что дальше нам придется много прочитать и немало подумать. Поехали!
В глубине височной доли находится миндалина (не та, что в глотке). Это самый древний командный центр, который участвует в реакциях стресса, агрессии, страха. Его девиз: «Лишь бы выжить». Он активируется в условиях давления, стресса, иерархических угроз, опасной непредсказуемости. Миндалина срабатывает автоматически и очень быстро, часто еще раньше, чем человек успевает что-либо осознать. Все ее возможные реакции генетически жестко запрограммированы и укладываются в пять способов ответить на ситуацию (5F): замереть, чтобы осмотреться (freezing), нервное поведение (fidget), убежать (flight), вступить в драку (fight), а если ничего не помогает, то замереть и притвориться мертвым, впасть в оцепенение (faint). Ничего больше человек в условиях стресса не может придумать, если командование в его мозге перехвачено миндалиной. Более того, такой человек не воспринимает критику, часто ведет себя неадекватно и игнорирует долгосрочные последствия своих действий. Чем сильнее активна в мозге миндалина, тем сильнее подавлена префронтальная кора.
Чем сильнее «закручиваются гайки», усиливается давление, неопределенность, тем сильнее возбуждается миндалина. Поэтому в условиях стресса весь креатив исчезает, а в голове остается только «убежать, ударить, прикинуться мертвым». Конечно, подобное животное мышление работало в каменном веке, но сейчас этого явно недостаточно. Люди, которые озабочены тем, чтобы «бить первым», или чтобы их «не нагнули», демонстрируют пещерный способ мышления. В современном сложном мире это уже не работает. Если вместо рабочих моментов вы слышите надрывные разговоры о статусе, стабильности, межличностных отношениях (уважение), справедливости, независимости, то вы можете быть уверены, что обращаются не к коре вашего мозга, а к миндалине. Угрозами можно заставить перепахать поле, но не создавать инновации.
Следующая командная структура — это зеркальные нейроны, сеть которых распределена по височным, теменным и лобным долям. Эти нервные клетки, как и следует из их названия, участвуют в процессах распознавания эмоций и действий других людей и их повторении. Ведь подражание и копирование — это самый простой способ научиться чему-либо новому. Именно зеркальные нейроны отвечают за обучение. Даже древние знали, что лучший способ обучения — совместная работа с человеком, владеющим мастерством.
К сожалению, подражание дает сбои, если мы говорим о сложных системах. Копирование без понимания процесса перерождается в смешную пародию. Самым забавным примером слепого копирования является «культ карго» — особая религия, возникшая в Меланезии во время Второй мировой войны. На этих островах временно размещались военные аэродромы США, при этом туземцам попадала большая часть гуманитарной помощи. После ухода военных возник культ карго: аборигены верят, что западные товары были созданы ду́хами предков и нужно проводить ритуалы, которые похожи на действия белых людей, чтобы получить гуманитарную помощь. Туземцы строят из пальм и соломы копии аэропортов, вышек, самолетов. На вышках дежурят «диспетчеры», которые слушают «ду́хов» через соломенные наушники. Сейчас выражение «культ карго» используется, когда люди слепо копируют внешние проявления без понимания внутренних движущих сил какого-либо явления. Именно поэтому так нелепо звучат обращения в адрес белорусских предприятий «скопировать» западный опыт. Увы, слепое копирование не пройдет.
Еще одним «багом» зеркальных нейронов является наша врожденная склонность копировать поведение окружающих. Древним людям это обеспечивало координацию членов группы во время охоты на крупную дичь и в военных действиях. Но в современном обществе сильная сплоченность коллектива может дорого ему стоить. Если конформизм сильнее, чем желание принять верное решение, то люди склонны проявлять групповое мышление, быть «как все».
Понять, что вы в ловушке группового мышления (думаете «как все»), помогут следующие признаки: иллюзия непогрешимости группы, игнорирование последствий своих действий, закрытость от внешней среды, ненависть к оппонентам, стремление к единогласию, обвинение в нелояльности любого члена группы, который подвергает сомнению ее решения, принятие молчания как согласия и некоторые другие. Парадоксально, но каждый из участников группы может мыслить разумно по отдельности, но если при коллективном обсуждении главным является сплоченность коллектива или авторитет лидера, то общее решение группы может быть на порядок глупее решения отдельного члена группы. Поэтому «решать всем миром» не поможет думать правильно, а единообразие мнений — верный признак ошибочного пути.
Следующая наша «думалка» — префронтальная кора. Если посмотреть на себя в зеркало, то можно увидеть, что у человека нет клыков, чешуи, яда или крыльев. Мы выжили и покорили мир благодаря умению придумывать «инновации» — новые знания, которые помогали изменить внешний мир. Все это стало возможно благодаря наиболее развитой части нашего мозга. Префронтальная кора — это наш «человеческий» командный центр, который находится прямо за лобной костью. Именно префронтальная кора делает нас людьми, она играет главную роль в креативности, создании сложных когнитивных схем, принятии решений, умении воспринимать критику и учиться на своих и чужих ошибках. Цивилизация и возникла благодаря умению людей придумывать новые решения и поддерживать взаимовыгодные связи с соседями, искать компромиссы вместо противостояния.
Наилучшие условия для работы префронтальной коры создаются, если стимулировать открытый диалог, критическое мышление, диспуты, состязательность. Конечно, очень важно отсутствие постоянного стресса и жестких ограничений, которые часто выдаются за дисциплину. Префронтальная кора тесно связана с самоидентичностью, поэтому любовь к своему делу, профессионализм, автономность, индивидуальная оценка труда и внутренняя ответственность способствуют творческому мышлению и инновациям. Чем выше интерес и любовь к работе, тем более гибким и инновационным будет мышление человека.
Все эти приемы известны еще с античных времен. Именно поэтому появление демократии совпало с расцветом культуры, науки и военного дела. Маленькие и конкурирующие между собой греческие города не только заложили основу современной западной цивилизации, но и защитили ее, разгромив многократно превосходящие по силам персидские войска. В историю вошла фраза «Бей, но выслушай», и именно благодаря умению слушать и договариваться было выиграно решающее сражение.
Собственно поэтому IT-компании создают наилучшие условия для активности префронтальной коры у своих сотрудников. Поощряется открытость, одновременное существование разных точек зрения, индивидуальность, что позволяет избежать ошибок группового мышления. Работникам предоставляется широкий уровень свободы: от удаленной работы и гибкого графика до возможности экспериментировать и антистрессовых офисов. Поощряется самообразование, а выражение «самый умный» является комплиментом и лишено того негативного оттенка, который можно услышать в иерархичных структурах. Также важным является и то, что продуктивность ценится намного выше лояльности. Отсутствие жесткой иерархии, активные рабочие группы и открытое обсуждение проектов, поиск компромисса в переговорах заказчиков и исполнителей улучшают когнитивные способности и содействуют росту продуктивности.
Таким образом, для продуктивного и креативного мышления, рождающего инновации, важно создать питательную среду. Даже самые умные люди, помещенные в среду стресса, запретов, закрытости, конформизма и страха, не смогут придумать ничего стоящего. Можно заставить человека бояться, но нельзя заставить его думать. И если начинается разговор об инновациях, то помните о дилемме: послушный запуганный малоинициативный работник или продуктивный творческий нонконформист-новатор?
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by