Журналист Onliner.by Андрей Гомыляев: наши дилеры воют про обвал авторынка, но безразличны к своим клиентам

30 635
10 июня 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Журналист Onliner.by Андрей Гомыляев: наши дилеры воют про обвал авторынка, но безразличны к своим клиентам

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Андрей Гомыляев — корреспондент Auto.onliner.by, который обжегся на покупке машины за три месяца до падения цен, в декабре 2014 года. Когда начался всебелорусский автомобильный хапун и люди массово вывозили валюту в Россию, он, как истинный патриот, подсчитывал убытки от еще недавно казавшейся выгодной сделки. Журналист внимательно следил за метаморфозами рынка и принципиально не покупал новую «бюджетку» — исключительно из благородства, чтобы дать такую возможность другим соотечественникам. Момент настал, когда все граждане, имевшие нужные суммы, потратили деньги, и к дилерам потянулись очереди кредитополучателей.
Корреспонденты Onliner.by любят анонимно отправляться в разные места под маской тайного гостя — в санатории, медцентры, автохаусы и даже воспользоваться услугами такси. А вот при общении с менеджерами автодилеров скрываться даже и не нужно. У них сейчас все четко и стабильно: основных покупателей они уже потеряли, когда проиграли российским коллегам в войне валютных курсов, а тот, кто пришел за кредитом, не станет разворачиваться.

Конкуренция? Слово знакомое, но забытое на фоне одинаковых ставок (до 38% по кредиту, примерно 20% по лизингу). Дилер «подкормил» нас рассрочками под проценты, нанизал на крючок самые дешевые модели и забросил его в безденежный омут народного желания. Долго ждать не пришлось — клюет, черт возьми! При таких успехах ловцы определенно расслабились. Убедился я в этом на собственном опыте.

Всегда считал, что покупка нового автомобиля — это праздник. В моем случае торжество началось с уборщицы лизинговой компании. Женщина оказалась многопрофильным сотрудником: не выпуская из рук швабры, она поинтересовалась, к кому именно я пришел, и тут же отправилась на поиски нужного менеджера. Параллельно моя «провожатая» играла роль секьюрити, ревностно охраняя офисную уборную от вторжения «дорогих гостей». Говорят, незаменимых людей нет, а тут такой ценный универсальный кадр. Позже выяснилось, что она же следит и за передвижениями людей в офисе. Удивительно, как еще не поинтересовалась суммой сделки.

«Вы, наверное, единственный человек, который прочитал договор, — заметила девушка, специалист по работе с клиентами лизинговой компании, через 30 минут после того, как оставила меня в кабинете наедине с документами. Признаться, там была очередь. И все стояли за «бюджетниками». — Обычно все по-быстрому ставят подписи, расплачиваются и забирают машину».

Я на этом фоне оказался неожиданно дотошным клиентом. Меня интересовало, почему автомобиль должен находиться в одном и том же месте в неэксплуатируемый период, как действует безусловный залог (право компании без согласования с клиентом передать авто в залог в качестве обеспечения обязательств), почему предусмотрен штраф 3 базовые величины за отсутствие номерных рамок с логотипом компании и, в конце концов, каковы границы коммерческой тайны договора (надеюсь, я их не нарушил одним этим предложением). Вопросы, между прочим, достаточно важные, но менеджер в ответах конкретно плавала, ей пришлось даже обратиться за помощью к старшему коллеге. Ну и ладно, надо мыслить позитивно — ничто не должно препятствовать радости от приобретения новой машины.

Дальше — больше. Я пришел в шоу-рум. Но и в офисе дилера менеджер по продажам не излучала оптимизма. Почему? Наверное, потому, что нас, безденежных покупателей, много, а менеджеров мало — вот они и устают. Возможно, продававший мне машину сотрудник не получает бонусы от оформленных сделок. Как бы то ни было, торжественный момент приобретения авто выглядел весьма буднично, рутинно, с легким привкусом усталости. Я почти уверен, что присутствуй там руководство автохолдинга, даже оно начало бы зевать.

Довольно странными на этом фоне смотрятся жалобы по поводу смерти авторынка, спада покупательской способности, падения «ниже дна». Я видел своими глазами очереди в салоне, людей с пачками зеленых купюр (номиналом в 200 тысяч, конечно) в банке неподалеку. Бюджетные машины на самом деле берут, а в дни отгрузки — гребут. И ни о какой войне за покупателя нет речи. А ведь и биться нет смысла: белорус сам приползет. В качестве подтверждения — данные Белорусской ассоциации автомобилистов: «Доля покупателей новых легковых автомобилей в России за полгода сократилась втрое, без полной оплаты братья-славяне машины не раздают. А отечественные дилеры нынче вовсю предлагают лизинг и рассрочки».

В день получения машины я заканчивал заполнять нужные документы и стал случайным свидетелем местной разборки. Кто-то из начальников жестко отчитывал менеджера, сидящего по соседству: «Зачем ты здесь сидишь? Твоей мотивации недостаточно! Не понимаю, стоит ли на тебя вообще тратить время?» Весь спектакль проходил перед глазами посетителей, потенциальных покупателей. Хотелось сказать: «Ребята, мы вроде бы не в гастроном пришли, тут суммы несколько иные — нам бы сервис чуть качественнее, чем в продмаге». Но я просто вежливый.

О каких-то доплатах представитель дилера не вспомнил. Забыл, в конце концов, и о тест-драйве. Пробная поездка все же состоялась, правда, на другой (не той, которую выбрал я) модели.

И вот наконец из уст менеджера буднично звучит заученная фраза: «Поздравляю вас с покупкой нового автомобиля». Конечно, я рад. Рад в первую очередь потому, что все закончилось и я могу отсюда уехать. Приятный бонус — уехать на новой машине. Впереди ждет оформление и ТО. Пусть я и не владелец (таковым является лизинговая компания), но все эти процедуры нужно выполнить мне.

На этом фоне дилеры продолжают жаловаться на свое бедственное положение. «Их готовность дать клиенту не только товар, но и деньги на его приобретение, пока что обеспечивает относительный успех продаж, — говорят в Белорусской автомобильной ассоциации. — При катастрофическом падении общего рынка автодилеры символически увеличили продажи новых легковушек на 6% к апрелю прошлого года. Рост цен, высокие процентные ставки и падающие реальные доходы населения будут и дальше охлаждать рынок». Логичным было бы хоть как-то подогреть его качественным сервисом? Конечно да. Но нет.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by