Отразится ли каким-то образом деноминация на работе предпринимателей? Такой вопрос мне задают не в первый раз, и сегодня я хотел бы вкратце рассказать, с какими проблемами придется столкнуться нам, представителям малого бизнеса, а через нас опосредованно и покупателям.
Читать на OnlínerВ первую очередь хотелось бы отметить, что большинству предпринимателей придется менять кассовые аппараты — об этом стало известно вчера со слов представителей Министерства торговли. Нам рассказали, что кассы, которые не поддерживают работу с копейками, могут использоваться легально только до 31 декабря этого года, а уже с 1 января 2017-го они будут вне закона. Стóят новые кассовые аппараты немало, и эти растраты лягут на плечи предпринимателей. Необходимо учитывать, что дополнительные средства и время придется выделить еще и на их регистрацию.
В целом более каких-то значимых технических вопросов по переходу со старых цен на новые нет. Но даже старые данные в накладных будут актуальны еще полгода: именно такой срок дается на адаптацию. При этом стоит оговориться, что с 1 июля новые первичные документы должны заполняться с использованием деноминированных цен. Помимо этого, в ценнике должна будет указываться и старая, и новая цена.
Самая важная проблема, которую отмечают мои коллеги, заключается в том, что практически никто из нас достоверно до сих пор не знает, как выглядят новые деньги. Вполне вероятно, что этим моментом постараются воспользоваться мошенники, и первое время на рынках и в торговых центрах может наблюдаться всплеск распространения фальшивок. Развивая тему, предположу, что, получив на руки фальшивые деньги, предприниматель с чистым сердцем может передать их вскоре следующему покупателю и невольно стать источником проблемы. Естественно, никто в этом не заинтересован.
До деноминации осталось две недели, а данный вопрос до сих пор не решен. Мне кажется, что госструктурам уже давно пора массово донести до работников торговли, как будут выглядеть новые деньги. Сделать это можно в нескольких формах: провести собрания на рынках, выпустить цветные буклеты и т. д.
Многие опасаются, ссылаясь на общемировую практику, что в момент деноминации немного подрастут цены. Я специально обсудил этот вопрос с несколькими предпринимателями — все как один они заявляют, что конкуренция на рынке сегодня настолько велика, что любой шаг к росту цены практически обрекает продавца на то, что он будет сидеть без покупателей. Более того, опять же в борьбе за клиента каждый из тех, с кем я общался, готов округлять копейки в пользу покупателя. Давайте говорить начистоту: сегодня не та ситуация, когда можно привередничать. Заплатите за товар стоимостью $500 в эквиваленте одними копейками — будем только рады! Принесете порванные или постиранные деньги — никаких проблем! Это сегодня позиция большинства: мы готовы идти навстречу клиенту до последнего.
Конечно, кривить душой не стоит: копейки в частности и деноминация в целом действительно на некоторое время усложнят нашу жизнь. Но на фоне масштабных экономических проблем деноминация выглядит настолько незначительно, что отступает на второй и даже третий план.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by