Спецпроект

Увидел, как мерзнут люди в очередях, и создал прообраз «Роллтона». История мегавостребованного изобретения

Автор: Тарас Щирый. Фото: Влад Борисевич, wikimedia.org, v-tsushin.jp
33 805
17 июня 2023 в 10:00

Наверняка вы сталкивались с тем, что крайне важные идеи и мысли возникают в совершенно необычных местах. Сюда, конечно, прекрасно подходит легенда про Исаака Ньютона, на которого якобы свалилось яблоко, и он сразу же понял, в чем вся суть силы притяжения. Но есть масса других подобных историй, в какой-то степени изменивших ход истории. И этим текстом совместно с Betera мы начинаем цикл материалов о неожиданных озарениях и изобретениях, повлиявших на нашу жизнь. А начнем с японца Момофуку Андо, придумавшего лапшу быстрого приготовления.

Читать на Onlíner

Начинал с одежды и перешел к лапше

Момофуку Андо

Стаканы и пачки с сухой вермишелью появились на нашем рынке чуть больше 20 лет назад и буквально сразу оказались в общажных шкафчиках студентов. Но история у нее более глубокая, чем может показаться. Началось все в первой половине прошлого века в Восточной Азии. Тайвань на тот момент принадлежал Японии, и в 1933 году в поиске заработка местный житель Момофуку Андо отправился в Страну восходящего солнца. В Момофуку текла кровь предприимчивого человека: параллельно с учебой в университете он открыл компанию по производству одежды, позже с товарищем выращивал касторовые бобы, а после Второй мировой войны решил попробовать себя в пищевой промышленности.

Япония, как союзник Германии, оказалась проигравшей стороной, и после окончания боевых действий для страны настали суровые времена. Она была фактически разорена, а промышленность — почти уничтожена.

Кризис затронул, кроме прочего, и продукты питания. Чиновники пытались убедить людей вместо привычной лапши есть хлеб. Почему? Производители просто не могли справиться с теми объемами, которые ждали от них потребили. В итоге Андо решил заняться продовольствием и начал выпускать соль. Однако что-то явно пошло не так, и по причине неуплаты налогов его на несколько лет посадили в тюрьму. За время, проведенное за решеткой, с идеей он не распрощался и после выхода из тюрьмы вновь нырнул в бизнес. На этот раз его одолевало желание начать выпускать недорогую лапшу.

А повлиял на это решение случай. Прохладным днем на черном рынке под Осакой он увидел, как люди мерзли в очереди только для того, чтобы заполучить миску лапши рамен. И тогда в голову бизнесмена пришла мысль выпускать такую вермишель, которую мог бы позволить себе человек любого достатка.

Момофуку хотелось выпускать продукт с продолжительным сроком хранения, и на эксперименты с ним ушел примерно год. В результате Андо пришел к способу высушить лапшу, начав обжаривать на масле сваренную вермишель. В итоге получился весьма похожий на нынешнюю лапшу быстрого приготовления продукт под названием Chikin Ramen, заваривавшийся всего две минуты. Выпускала его компания Nissin Foods, главный девиз которой — «Мир придет к миру, когда у людей будет достаточно еды».

Это сейчас подобные макарошки, прозванные в народе бич-пакетом, можно приобрести всего за каких-то 90 копеек, а тогда лапша из-за новизны считалась роскошью, и позволить ее себе мог далеко не каждый. Тогда за продвижение продукта взялась компания Mitsubishi, и за несколько лет лапшу удалось сделать крайне популярной далеко за пределами Японии.

Одним из главных популяризаторов рамена стали полицейские

На этом достижении Андо не остановился. Однажды он заметил, что американцы едят его рамен совершенно по-своему: они ломали брикет пополам, клали его в бумажный стакан, заливали кипятком и для еды использовали не палочки, а вилку. Такая смекалистость вдохновила Момофуку, и в 1971-м он запустил производство лапши Cup Noodle, хранящейся в водонепроницаемых стаканчиках из пенопласта.

На распространение нового продукта Андо повлияло одно трагическое событие. Спустя год боевики взяли заложников в горном домике в регионе Нагано и до зачистки силовиками держали их больше недели. Последний день осаду в режиме нон-стоп транслировало японское телевидение NHK, и в объективы камер нередко попадали полицейские в момент перекуса, державшие в руках стаканчики с лапшой. Таким образом у лапши сложился образ еды, употребляемой в чрезвычайных ситуациях.

С годами лапша быстрого приготовления заполнила прилавки магазинов во всем мире. Как подсчитали сотрудники Nissin Food Products Co., конкретно их лапша продается более чем в 80 странах, а с 1971 по 2015 год по всему миру продали 40 млрд стаканчиков с супом, не считая реплик, которые выпускают другие компании. В Японии этот продукт так уважают, что в Йокогаме даже открыли музей, посвященный блюду в стакане.

А как дальше сложилась жизнь изобретателя?

Момофуку прожил очень долгую жизнь и скончался в 96 лет от сердечной недостаточности. У него, естественно, нередко спрашивали о долголетии, и он частенько отвечал что-то вроде такого: «Я играю в гольф два раза в неделю и каждый день в обязательном порядке ем куриный рамен». По воспоминаниям очевидцев, свой последний суп он съел за несколько дней до кончины в компании сотрудников.

По некоторым данным, его состояние оценивалось в $100 млн.

На церемонии прощания с Андо присутствовало 6,5 тыс. человек, включая двух бывших премьер-министров. Так прощались с человеком, подарившим миру одно из самых востребованных изобретений XX века.


Партнер проекта — Betera

Пристегнитесь и стартуйте в Aviator! Главная краш-игра уже доступна в онлайн-казино Betera. Всем новым игрокам — 50 BYN и 50 фриспинов. Залетайте!

Читайте также:

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by