Наверняка вы сталкивались с тем, что крайне важные идеи и мысли возникают в совершенно необычных местах. Сюда, конечно, прекрасно подходит легенда про Исаака Ньютона, на которого якобы свалилось яблоко, и он сразу же понял, в чем вся суть силы притяжения. Но есть масса других подобных историй, в какой-то степени изменивших ход истории. И этим текстом совместно с Betera мы начинаем цикл материалов о неожиданных озарениях и изобретениях, повлиявших на нашу жизнь. А начнем с японца Момофуку Андо, придумавшего лапшу быстрого приготовления.
Стаканы и пачки с сухой вермишелью появились на нашем рынке чуть больше 20 лет назад и буквально сразу оказались в общажных шкафчиках студентов. Но история у нее более глубокая, чем может показаться. Началось все в первой половине прошлого века в Восточной Азии. Тайвань на тот момент принадлежал Японии, и в 1933 году в поиске заработка местный житель Момофуку Андо отправился в Страну восходящего солнца. В Момофуку текла кровь предприимчивого человека: параллельно с учебой в университете он открыл компанию по производству одежды, позже с товарищем выращивал касторовые бобы, а после Второй мировой войны решил попробовать себя в пищевой промышленности.
Япония, как союзник Германии, оказалась проигравшей стороной, и после окончания боевых действий для страны настали суровые времена. Она была фактически разорена, а промышленность — почти уничтожена.
Кризис затронул, кроме прочего, и продукты питания. Чиновники пытались убедить людей вместо привычной лапши есть хлеб. Почему? Производители просто не могли справиться с теми объемами, которые ждали от них потребили. В итоге Андо решил заняться продовольствием и начал выпускать соль. Однако что-то явно пошло не так, и по причине неуплаты налогов его на несколько лет посадили в тюрьму. За время, проведенное за решеткой, с идеей он не распрощался и после выхода из тюрьмы вновь нырнул в бизнес. На этот раз его одолевало желание начать выпускать недорогую лапшу.
А повлиял на это решение случай. Прохладным днем на черном рынке под Осакой он увидел, как люди мерзли в очереди только для того, чтобы заполучить миску лапши рамен. И тогда в голову бизнесмена пришла мысль выпускать такую вермишель, которую мог бы позволить себе человек любого достатка.
Момофуку хотелось выпускать продукт с продолжительным сроком хранения, и на эксперименты с ним ушел примерно год. В результате Андо пришел к способу высушить лапшу, начав обжаривать на масле сваренную вермишель. В итоге получился весьма похожий на нынешнюю лапшу быстрого приготовления продукт под названием Chikin Ramen, заваривавшийся всего две минуты. Выпускала его компания Nissin Foods, главный девиз которой — «Мир придет к миру, когда у людей будет достаточно еды».
Это сейчас подобные макарошки, прозванные в народе бич-пакетом, можно приобрести всего за каких-то 90 копеек, а тогда лапша из-за новизны считалась роскошью, и позволить ее себе мог далеко не каждый. Тогда за продвижение продукта взялась компания Mitsubishi, и за несколько лет лапшу удалось сделать крайне популярной далеко за пределами Японии.
На этом достижении Андо не остановился. Однажды он заметил, что американцы едят его рамен совершенно по-своему: они ломали брикет пополам, клали его в бумажный стакан, заливали кипятком и для еды использовали не палочки, а вилку. Такая смекалистость вдохновила Момофуку, и в 1971-м он запустил производство лапши Cup Noodle, хранящейся в водонепроницаемых стаканчиках из пенопласта.
На распространение нового продукта Андо повлияло одно трагическое событие. Спустя год боевики взяли заложников в горном домике в регионе Нагано и до зачистки силовиками держали их больше недели. Последний день осаду в режиме нон-стоп транслировало японское телевидение NHK, и в объективы камер нередко попадали полицейские в момент перекуса, державшие в руках стаканчики с лапшой. Таким образом у лапши сложился образ еды, употребляемой в чрезвычайных ситуациях.
С годами лапша быстрого приготовления заполнила прилавки магазинов во всем мире. Как подсчитали сотрудники Nissin Food Products Co., конкретно их лапша продается более чем в 80 странах, а с 1971 по 2015 год по всему миру продали 40 млрд стаканчиков с супом, не считая реплик, которые выпускают другие компании. В Японии этот продукт так уважают, что в Йокогаме даже открыли музей, посвященный блюду в стакане.
Момофуку прожил очень долгую жизнь и скончался в 96 лет от сердечной недостаточности. У него, естественно, нередко спрашивали о долголетии, и он частенько отвечал что-то вроде такого: «Я играю в гольф два раза в неделю и каждый день в обязательном порядке ем куриный рамен». По воспоминаниям очевидцев, свой последний суп он съел за несколько дней до кончины в компании сотрудников.
По некоторым данным, его состояние оценивалось в $100 млн.
На церемонии прощания с Андо присутствовало 6,5 тыс. человек, включая двух бывших премьер-министров. Так прощались с человеком, подарившим миру одно из самых востребованных изобретений XX века.
Пристегнитесь и стартуйте в Aviator! Главная краш-игра уже доступна в онлайн-казино Betera. Всем новым игрокам — 50 BYN и 50 фриспинов. Залетайте!
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by