Снам всегда придавали большое значение. В них общались с богами, получали советы и предостережения от умерших родственников, кошмары пугали и заставляли отказываться от амбициозных проектов. Всю свою историю человечество пытается понять, что происходит с нами треть жизни, на какую планету, в какую параллельную реальность мы отправляемся каждую ночь.
Читать на OnlínerЛюди, претендующие на право толкования сновидений, были всегда, но их понимание происходящего носило мистический окрас и граничило с шарлатанством или в лучшем случае с желанием на примитивном уровне объяснить необъяснимое. Прорыв в этой области произошел больше столетия назад, когда Зигмунд Фрейд выдвинул теорию бессознательного и попытался объяснить, каким образом в нашей голове возникают сновидения.
Если я убил кого-то во сне, стоит ли беспокоиться, что я способен на это в сознании? Надо ли стесняться того, что во сне переспал с женой друга? Почему некоторые сны кажутся нам вещими? В новом выпуске проекта «Сон», который мы запустили совместно с производителем матрасов Ritmo, обсудим сложную тему: попробуем понять природу наших снов и выяснить, может ли информация, которую мы вспоминаем, проснувшись, быть полезной. Поможет нам в этом психотерапевт и психоаналитик Елена Карачун.
А еще хотим напомнить, что мы запустили «Марафон жаворонков» и даже создали специальный канал в Telegram, где ежедневно публикуем только полезную информацию, ведем хронологию и проводим опросы. Марафон стартовал 19 октября, и мы думаем, что он может стать для вас поводом завести полезную привычку в кругу единомышленников. Вместе с каналом открылся чат для жаворонков, где мы обсуждаем возникающие сложности и предлагаем их решение. Это группа для неформального общения и поддержки.
— Начнем с базовых понятий. Что такое сны с точки зрения медицины и психоанализа?
— Клиническая медицина считает, что сновидения — это своего рода побочный продукт разрядки нейронов, и возникают они в фазе быстрого сна. Однако известный нейробиолог и психоаналитик Марк Солмс утверждает, что сновидения нужны, чтобы отвлечь наш головной мозг от внешнего мира, и дают возможность организму отдохнуть. Он сравнил сны с мультфильмами, которые показывают маленьким детям, отвлекая их, пока родители занимаются важными вопросами. В нашем случае важными вопросами занимается мозг, восстанавливаясь, создавая новые нейронные связи и обрабатывая накопившуюся за день информацию.
Фрейд говорил, что сны — королевская дорога к бессознательному, и, по сути, психоанализ начался с его книги «Толкование сновидений», где он не только объяснял сны и как к ним относиться, но и вывел определенные законы, по которым работает наше бессознательное: например, «смещение», при котором важный для нас смысл смещается на какой-то незначительный образ или действие, или «сгущение», когда в одном образе, который мы увидели во сне, содержится сразу несколько смыслов.
Мы постоянно соприкасаемся со своим бессознательным, но во сне иногда видим его более отчетливо. По сути, Фрейд через сны открыл существование бессознательного и уже после этого стал замечать его проявления в нашей обыденной жизни. Все мы знаем об этих наблюдениях: вспоминаем про «оговорки по Фрейду», когда человек на первый взгляд нечаянно оговаривается, ошибается в действии, но, если разобраться, эти действия выдают работу бессознательного. Также сон выдает скрытые мысли того, кто видит этот сон.
— Почему мы так часто и быстро забываем сны?
— Часто мы забываем сны потому, что работает защитный механизм психики — «вытеснение». Разум далеко не всегда готов столкнуться с нашим бессознательным, теми фантазиями, тревогами и переживаниями, которые беспокоят нас и которые участвуют в формировании снов. И тогда внутри рождается решение не пропускать определенную информацию наружу или по крайней мере попридержать ее до лучших времен.
Трудно представить, как человек смог бы пережить встречу со своим бессознательным «лицом к лицу», увидеть свою скрытую сторону. Для кого-то это могло бы обернуться катастрофой.
Таким образом, мы запоминаем лишь отголоски той работы, которая происходит ночью во время сна, и далеко не всегда можем по вырванным из общего контекста крупицам понять, о чем они говорят.
Конечно же, помимо этого сны содержат эмоциональные отпечатки, которые наложились на нас за период бодрствования, — так называемый «дневной остаток». Также в сон могут прокрасться звуки или ощущения из реального мира: например, сосед шумит, а вы слышите звон колокола; под одеялом слишком жарко, а у вас фантазии о том, что вы сидите у костра, и так далее.
— По сути, психоанализ позволяет человеку заглядывать в свое бессознательное?
— Символы, которые мы видим во сне, говорят о наших желаниях и воспоминаниях. Например, мы увидели обычную заколку или скатерть, которые напрямую связаны у нас с образом давно умершей бабушки. С ее смертью в нашем детстве связан первый тяжелый опыт потери. Но, проснувшись, мы можем помнить только абстрактную заколку или непонятную скатерть. Трудные переживания детства резонируют с настоящим, и мы до сих пор не готовы переварить их.
Но есть чувства, которые не репрезентированы, у нас нет для них символа, аналога, если хотите, хранителя ассоциации с произошедшим. И тогда это чувство живет в нашем бессознательном в несвязанном виде, как первозданная энергия. И эта энергия порой запоминается нам в очень причудливых, зачастую пугающих образах.
— Кто-то видит красочные, абстрактные, фантастические сны, у кого-то они бывают очень приземленными. От чего это зависит?
— Конкретные сны часто бывают у людей, страдающих психосоматикой. Как правило, про свой сон они могут рассказать только следующее: «Шел снег» или «Я прогуливался по дороге». В них нет символического, они очень простые, на них не возникает никаких ассоциаций. О чем это говорит? Иногда — о том, что человек не способен видеть символизм в своих снах, осмыслять и принимать полученный опыт, переживать травмы. Все это вытесняется. Скатерть и заколка из примера выше остаются просто скатертью и заколкой, человек не может понять, почему они могут быть чем-то бо́льшим. Но обмануть себя не получится. Неосмысленные боль и переживания также становятся чем-то очень конкретным — например, болезнью. Потому что все аффекты и импульсы, оставаясь неосмысленными и нереализованными, уходят в тело, получают разрядку через него.
Болеющий психосоматикой человек часто вообще не может говорить о своих чувствах, распознавать их, для него рассказать всю жизнь как историю — титанический труд. Для него она — это просто набор фактов и событий. Так и сны для него — это набор картинок, о которых не стоит и задумываться.
— А яркие красочные сны — наоборот, проявление глубокого понимания себя?
— Не всегда. Важно, как сновидящий вообще говорит о своем сне. Может ли он эту информацию обрабатывать, возникают ли у него ассоциации с образами и так далее. Бывают сны, нагруженные целым миксом событий, которые, если разобраться, не имеют никакого смысла. Их задача — просто снять сильное напряжение. Их сложно расшифровать символически.
— Как определить «качество» сновидений, понять, что бессознательное проделало хорошую работу?
— Конечно, это будет максимально утрированно, но по тому, можно ли этот сон понять в дальнейшем, заставляет ли он задумываться. Но даже если сюжет запутан и обрывочен, польза от него заключается в том, что он снимает напряжение. Есть сны, которые мы не помним, но при этом просыпаемся утром с определенным чувством: радости, тревоги, возбуждения. Вероятно, именно это переживание прорабатывалось в течение сна.
— Например, возник конфликт с начальством. Как это может отразиться на сне?
— Вы можете подавить и вытеснить неприятные мысли из сознания. Но если ситуацию не пережить, они не исчезнут, а останутся на уровне бессознательного и впоследствии могут дать о себе знать. Все зависит от того, какие чувства вы испытали во время конфликта: ярость, унижение, обиду — и как это было связано с опытом прошлого.
Человек может потом бессознательно отыграть эти чувства на знакомых, близких: сработает защитный механизм, и он уже сам выступит в роли агрессора. Но возможно, что он переживет ситуацию во сне, и тогда в нем могут возникнуть сцены унижения, агрессии, насилия. Бессознательное прорабатывает переживание, которое вас затронуло.
— Что такое ночные кошмары? В чем их причина? Что они обозначают?
— Когда нас кто-то или что-то преследует во сне, происходят пугающие сцены насилия, велика вероятность, что это отражается, как в зеркале, часть нашего бессознательного, которую мы боимся в себе увидеть, — агрессия или зависть. Людей иногда пугают поступки, которые они совершают во сне. Важно понять, что для нашего бессознательного не существует понятий «хорошо» или «плохо», «страшно» или «весело» — оно пытается обработать опыт всеми доступными способами, не оглядываясь на их «приемлемость». Поэтому сюжеты снов могут формироваться самым причудливым образом и пугать.
Фрейд говорил, что еще одна очень важная функция сна — исполнение желаний.
Мы реализуем во сне наши неосознанные фантазии или желания. Иногда это даже убийство, насилие. Это дает нам определенного рода разрядку, потому что в жизни наше бессознательное сталкивается с принципом реальности, и становится понятно, что определенные вещи осуществить невозможно.
Сновидение иногда позволяет получить желаемое. И тогда сон — это не глубокий символ происходящего с вами, а скорее прямая реализация каких-то фантазий.
Но такие сны не всегда связаны с агрессией. Например, пациенту приснился кошмар, что он занимается людоедством, причем употребляет в пищу плоть близкого человека. Он просыпается в холодном поту, пугается себя, считает чудовищем, начинает задумываться о своем психическом здоровье. Но на самом деле эти неприятные картинки показывает нам бессознательное. Переживая разлуку, мы хотим быть рядом с близким, насколько это возможно. Помните, как молодые мамы говорят своему маленькому ребенку «Ты такой сладенький, хочется тебя съесть»? Так что такой каннибализм во снах может быть не про «ужас-ужас», а про очень сильную любовь.
— А если тебя убивают во сне?
— Если во сне вы умираете или вас убивают, попробуйте отстраниться и посмотреть, какие сигналы услышали от своего подсознания, существующего, напомню, за гранью добра и зла, времени и морали. Чаще всего смерть — это качественный переход, принятие решения о том, что некоторые вещи в вашей жизни завершаются. Или осознание этого факта.
Даже повышение в должности может в зависимости от структуры личности вызвать тревогу и опасение не справиться с поставленной задачей, а эти мысли во сне — вылиться в образы, как будто тебя убивают или преследуют.
— Часто во сне мы видим умерших родных и близких. О чем это говорит?
— Когда вам говорят, что умерший остается с нами навсегда, это не только красивая метафора. В психоанализе есть такое понятие, как «внутренний объект». Это слепок того, каким мы запомнили любого человека и как мы представляем себе отношения с ним. Многие из этих образов остаются с нами на всю жизнь, они существуют в бессознательном и порой влияют оттуда на то, как мы строим отношения, в том числе с самим собой.
Все эти объекты постоянно являются частью нас, просто иногда сон, будто прожектором, высвечивает один из них, и тогда мы рассказываем, что увидели во сне умершего дядю или бабушку, поговорили с ними. Но такой диалог на самом деле происходит постоянно, и в то время, когда мы бодрствуем. Например, вы идете по магазину и хотите купить себе красивую куртку. Но что-то внутри говорит, что вещь дорогая и с приобретением можно повременить. Параллельно с этим подключается еще одна цепочка аргументов: вы так много работали, и пора бы уже себя поощрить.
Если очень сильно утрировать, можно сказать, что в этот момент вы слушаете не только себя, но и строгую, уже десять лет назад умершую бабушку, и маму, которая вам так часто потакает. Вот такой семейный совет.
— Эротические фантазии во сне — это только либидо играет или есть что-то большее?
— Действительно, Фрейд придавал очень большое значение сексуальности. Но я бы разделила обсуждение этого вопроса на отдельные аспекты: «эротический сон» и «эротизированный сон». Разница между ними заключается в том, какие желания реализуются. Например, психоаналитик может присниться некоторым пациентам рядом в постели. Но если исходить из периода в анализе, контекста того, о чем мы говорим с пациентом в это время, и массы других обстоятельств, можно говорить, что эти образы не про эротику, а про желание быть рядом с терапевтом максимально близко, про потребность в утешении.
Помните, как маленьким ребенком вы ночью залезали к родителям в кровать и чувствовали себя максимально безопасно? Вот и здесь речь идет примерно о таких же ощущениях. Просто взрослый человек не может позволить себе представить себя ребенком, и поэтому он видит эротизированные сны.
Иногда сон может вызвать у человека настоящую оторопь, потому что объектом сексуального влечения в нем выступают близкие родственники или даже родитель противоположного пола. Успокойтесь, вы не извращенец. Вероятно, возникло архаическое желание инцеста: порой ребенок таким образом наивно хочет обладать своим родителем. У девочек иногда есть фантазия родить от папы. Потом ребенок вырастает и сталкивается с реальностью. Но иногда во сне мы замечаем отголоски бессознательного, связанные с нами — маленькими детьми.
А может быть реальный эротический сон, и он отражает очень конкретные сексуальные фантазии. Причем далеко не всегда в нем будет присутствовать очевидная эротика. Во сне вас может зажать какой-то механизм, но это будет приносить не боль, а удовольствие, или жар от костра будет не доставлять мучения, а вызывать возбуждение. Это реализация мазохистических желаний и фантазий.
— Что обозначают повторяющиеся сны?
— Это очень важный показатель. Как правило, о повторяющихся снах я спрашиваю пациентов на первых встречах. Благодаря таким признакам психоаналитик может узнать о травматическом событии в жизни человека, о конфликте или переживании, которые он не в силах преодолеть.
Навязчивое повторение события во сне — ситуация, при которой мы постоянно пытаемся вернуться в какую-то точку, преодолеть ее и, возможно, пойти по другому пути. Но у нас не получается, мы погружаемся в «день сурка».
Повторяющийся сон — это неразрешенный конфликт или какое-то травматическое событие в жизни человека. Один из первых моих преподавателей сравнивал эту ситуацию с той, когда муха бьется о стекло окна до изнеможения, в то время как рядом находится открытая форточка.
— И все-таки есть ли определенные универсальные образы или сцены во снах, которые позволяют эти сны трактовать?
— На эту тему есть монографии, но говорить об универсальном толковании бессмысленно, его попросту нет. Я приведу примеры типичных снов и обобщающее, поверхностное их значение. Повторюсь, не надо воспринимать их на веру или буквально, это всего лишь одна из возможных интерпретаций.
Повышенный уровень комфорта, элегантный дизайн каждой модели, отражающий ее функциональность, инновационные решения и натуральные материалы — пожалуй, это главное, что вам стоит помнить о матрасах бренда Ritmo.
А еще то, что идеального матраса для всех не существует. Именно поэтому мы разработали широкий ассортимент моделей, среди которых вы найдете свою, и она точно будет соответствовать вашим предпочтениями и потребностям.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by