Вы ошибаетесь, если считаете, что сгущенку придумали в СССР как лакомство. Официальный «отец» сгущенки — американец Гейл Борден. В середине XIX века он и не думал, что своим патентом заложил мину, которая сегодня разрывает наши сердца и разум: глубокская или рогачевская?
Читать на OnlínerБорден придумал консервацию молока, чтобы продлить ему жизнь — до появления холодильников «Атлант» оставалось еще около ста лет. Ждать, рискуя здоровьем, было нельзя.
А потом началась Гражданская война, которая подняла бизнес Бордена на невиданный уровень. Тушенка, сгущенка, растворимый кофе — без спроса армии неизвестно, где сейчас находились бы эти продукты.
Но мы собрались в офисе Onliner не для того, чтобы сдувать пыль с истории. Нам предстояло решить более важные задачи.
Для их выполнения мы отправились собирать ассортимент по всему городу. И вот что: если вы любите сгущенку, но не из Глубокого и не из Рогачева, то я вам не завидую. Замучаетесь искать. С другой стороны, вас не существует. Иначе магазины бы заметили.
В день дегустации мы купили в магазинах восемь образцов сгущенки. Открыли их. Я делал по две дырки в банке, но это отличный повод для важного опроса.
Восемь сгущенок разлили по стаканчикам, выдали по ложке — погнали. Представляем рейтинг в порядке очередности, обогащенный комментариями дегустаторов.
Третий производитель сгущенки в Беларуси. На Комаровке найти ее не удалось, что невольно свидетельствует об уровне популярности. Большинство знает эту сгущенку по пластиковому стаканчику, в который ее разливают. Нашлась в «Короне».
У сгущенки совершенно канонический состав и жирность: молоко, сахар, 8,5%. Почему же она не разделила триумф с двумя лидерами рынка? Допустим, потому, что Березовский — это сыродельный комбинат, а не молочноконсервный.
— Я чувствую сладость, и все. Хотелось бы чего-то более насыщенного, — резюмировал Андрей.
Роман, истосковавшийся в Израиле по сгущенке, был более лоялен и признался: съел бы банку целиком. Но дальше он будет еще более влюбчивым. А вот Алеся предположила, что это «Березка», — и угадала.
Российская компания «Балмико» уже более десяти лет занимается замечательным делом — показывает белорусским производителям, как нужно работать. Сайт компании не функционирует. Группа в социальной сети рассказывает о том, что миссия «Балмико» — снабжать каждую российскую семью замечательной белорусской молочной продукцией. То есть россияне размещают заказы на белорусских предприятиях (разных) и упаковывают обычные продукты в свою торговую марку «Милава» с логотипом ладошки на морде коровы.
Один из партнеров — Глубокский молочноконсервный комбинат.
ГОСТ, отличный состав — все на месте. То есть если верить этикетке, перед нами глубокская сгущенка. Что она в таком виде делает на прилавках белорусских магазинов — вопрос. Возможно, остатки какой-то партии, сделанной для российского рынка. Если глубокскую банку (380 граммов) на Комаровке продают за 1,6 рубля, то 300 граммов в этом дой-паке в магазине стоят 1,99 — надбавка за маркетинг (который часто «не нужен, потому что у нас натурально и качественно»).
— Это Глубокое, точно! Классическая, — узнала любимый продукт Анна.
Также сгущенка понравилась Андрею, Богдану и Роме. Даже Алеся голосует за и ставит ее на 1-е место со словами «Похоже на рогачевскую».
Но мы отвлеклись, пора опускаться на дно.
Производитель — Алексеевский молочноконсервный комбинат Белгородской области. Название — признак компромисса. По «тому самому» ГОСТу российский производитель не имеет права назвать свой продукт «сгущенным молоком».
Жирность на месте. Давайте смотреть состав.
Теперь понятно, почему нельзя называть это сгущенным молоком: в банке просто нет молока. Как и белка — 1% (в классическом продукте — около 8%). Жирность обеспечили наполовину сливочным маслом, наполовину растительным. Стоит недорого — меньше 1,5 рубля. При этом обращаем внимание, что Алексеевский МКК — вполне себе хороший производитель, который делает и отличное сгущенное молоко по ГОСТ 31688-2012. Так что не забрасывайте его шапками. У нас тоже такие примеры есть, листайте дегустацию дальше.
Что касается образца №3, то он жидкий. Это сразу настраивает внимательного дегустатора на низкие оценки.
— Чистый сахар, больше ничего, — сказал Андрей. Алеся отказалась доедать свою порцию, Анна тоже. Трое из пяти поставили этот образец на последнее место.
Катимся дальше. На очереди — самый дешевый продукт из тех, что мы нашли. «Сгущеночка» — еще одно название, настраивающее на внимательность. Этот продукт отыскался в «Светофоре» — около 2 рублей за 900 граммов. Производство — Нижнекисляйский МКК (Воронежская область). Вы не поверите, но на сайте тоже есть «правильная сгущенка», но для какого-то Росрезерва. Это не мы.
Вот эта бутылочка, в центре: «Суперцена», «выгодно! выгодно! выгодно!».
А вот она в ряду образцов. Слева направо — тот порядок, в котором мы и описываем процесс дегустации. Наша — четвертая, светленькая.
Вот, собственно. Еще раз простыми словами рецепт: берете дешевую (раньше ее сливали в канализацию, потом научились сушить) сыворотку, добавляете растительные жиры, муку для густоты (консистенция у «Сгущеночки» хорошая), краситель для цвета и ароматизатор для запаха. Не бойтесь, это должно быть безопасно.
Дальше самое интересное. Вот что говорят наши дегустаторы, обычные люди:
— Ой, какая-то вообще другая. У нее вкус мороженого, прикольно для блинов, — попробовал Андрей.
— Как пломбир, вкусно, — поддержал Богдан.
— Вкусная, да, — согласилась Анна.
И в конце наши участники вообще начали сомневаться: «А может, глубокская — это и не эталон, а только привычный вкус?»
Вот так вот.
Пока дегустаторы окончательно не ушли в другую веру, возвращаем их к корням, подсовывая одну из двух рогачевских банок — сначала с меньшей жирностью (то есть обычный состав, только нормализованную до 2,5%). Такая сгущенка — для худеющих (шутка, ее калорийность всего на 40 ккал меньше — 290 вместо 330).
Оценки дегустаторов настроили на позитивный лад — не все потеряно.
— Вкус детства, — Роман продолжил любить все нормальные образцы.
Разницу в жирности никто не ощущает, то есть нет возгласов типа «Отличная сгущенка, только я бы маслица под нее положил на хлеб». Образец выходит на 3-е место.
Анна верно определила Рогачев.
Теперь возвращаемся к одному из фаворитов, который, кстати, стоит весьма недешево. На Комаровке банка рогачевской копеек на 30 дороже глубокской. Хотя стандарт один и тот же. Банка вроде тоже.
А еще этот образец густой, что привело участников неэкспертной группы в смущение.
Алеся, которая любит рогачевскую, поставила ее на 2-е место (после глубокской), Богдан — тоже. А вот дайвер Роман долго-долго пробовал и в последний момент сообщил: «Эта — самая вкусная».
У этой сгущенки любопытная история. По крайней мере в ней слишком много совпадений для неправды.
Любители «Еврооптов» (а эта сгущенка делается специально для них и продается только в магазинах крупнейшего сетевого оператора Беларуси) помнят, что еще в прошлом году на полках была сгущенка «Советская классика». Под этой собственной торговой маркой была запущена целая линейка продуктов. Мороженое, газировка, майонез — до сих пор они предлагаются на полках или онлайн. А вот сгущенка изменилась. Интересно, почему?
Составы «Советской классики» и «Аленкиной буренки» совпадают за одним исключением: в последнюю добавили консервант (судя по информации на сайте продавца). А еще «Буренка» стала чуть дешевле.
Производится и старая, и новая сгущенка для «Евроопта» где? В Глубоком.
В общем, когда будете критиковать российскую сгущенку, вспомните, что есть и такой пример. Ничего личного, только бизнес.
А еще есть мнение, что сладкая рисовая каша не растворяется в воде, поэтому желательно не добавлять ее в кофе, например. Давайте проверим.
Растворилась. Получилась теплая сладкая молочная водичка. Возможно, если долго ждать, то рано или поздно осадок выпадет. Но это правило применимо даже к людям, не говоря уже о продуктах.
А что по вкусу?
— Странный какой-то вкус, — оставляет Роман. — Как и у №4 (пломбирное из «Светофора». — Прим. Onliner), есть необычный привкус. Может, таким образом производитель пытается что-то скрыть во вкусе? По консистенции жидкая.
Итоговое место — в последней трети рейтинга.
Если верить этикеткам, то это вторая порция одинаковой сгущенки, которую мы предлагаем дегустаторам (первый раз они ели ее, пробуя образец №2).
Работая на разные рынки и под разными торговыми марками, Глубокский МКК предложил нам вариант упаковки, выполненной на белорусском языке. Отлично!
Андрей — молодец. Он честно сказал, что очень похоже на №2. Но отказался признать, что это одно и то же, даже после того, как мы открыли, какие образцы скрываются за номерами. Анна и Алеся развели глубокскую. Если под маркой «Милава» им все понравилось, то в родной банке — нет.
— Мне нравится, — сказал Роман. Он поставил эту сгущенку на 3-е место после образцов №5 и №6.
Комментаторы-социологи скажут, что наши выводы смешны. Мы посмеемся и ответим: обычные люди рассуждают так же, как участники нашей дегустации. В целом победило качество, несмотря на то что химическая промышленность радует оттенками вкусов. И никакой уверенности в том, что в ближайшие годы наши вкусовые рецепторы не изменят мозгу, нет. Остается быть занудой и читать состав.
Но всем же интересно, кто победил в главной белорусской битве. Смотрите, какая любопытная ситуация у нас сложилась.
Кастрюли, чтобы варить сгущенку, надо?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by