Пока новшества не затрагивают глобальные вещи, такие как размер основной налоговой нагрузки или риски инвесторов. Но при этом члены рабочей группы предлагают отменить практику обратной силы законодательных актов, сделать меньше пеню и постепенно убрать повышающие коэффициенты. За какие нововведения ратует бизнес, читайте в нашем материале.
Читать на OnlínerСпециальная рабочая группа трудилась над Налоговым кодексом около полугода. В нее вошли 60 человек. Среди них известные в стране бизнесмены Александр Мошенский («Санта Импэкс Брест»), Валентин Байко («Конте Спа»), Андрей Сериков («Марк Формэль»), Александр Шакутин («Амкодор») и Николай Мартынов («Марко»).
Свои предложения вносили также и представители бизнес-союзов страны, в том числе и бывший мэр Минска Николай Ладутько, который сейчас возглавляет Минский союз предпринимателей и нанимателей.
Со стороны властей в обсуждении принимали участие первый заместитель премьер-министра страны Александр Турчин, министр по налогам и сборам Сергей Наливайко и его заместитель Элла Селицкая, а также заместитель министра финансов и замы председателя Госкомитета по имуществу.
Своим мнением по поводу кодекса делились также депутат Анна Конопацкая и экономист Ярослав Романчук.
Фактически сегодня прошла финальная встреча членов рабочей группы по поводу предложений об изменениях Налогового кодекса.
— Если подводить итоги, то правильно сказать, что Налоговому кодексу быть в новой редакции, — говорит директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.— Но остались проблемы, касающиеся не налоговых платежей, которые нужно будет упорядочивать. Главной же задачей работы над кодексом должно стать снижение налоговой нагрузки.
Жанна Тарасевич озвучила повестку и краткие итоги. Неожиданно единогласно за нее проголосовали все члены совета. Участники хвалили друг друга за хорошо проделанную работу, но при этом добавляли: работы непочатый край, улучшать кодекс нужно и дальше.
Итак, на каких предложениях в процессе переговоров остановились члены рабочей группы и какие изменения они предлагают?
— Как и в декрете №7, в Налоговом кодексе определены 7 принципов по налогообложению, среди которых презумпция добросовестности плательщика, равенства и справедливости, — отметила Жанна Тарасевич. — Это важные принципы, которые закладывают всю философию Налогового кодекса.
Из общей части Налогового кодекса исключена норма, которая регулировала вопрос придания обратной силы актам налогового законодательства. Более того, члены совета предлагают закрепить законодательно прямой запрет вносить изменения в течение финансового года в любые элементы налогообложения (ставки, налогооблагаемая база, сроки уплаты, плательщики и т. д.)
— При действии названного механизма налоговые органы не будут иметь права принимать решения о взыскании средств с имеющихся счетов, электронных денег в электронных кошельках, изымать наличные денежные средства и, самое главное, налагать арест на имущество, приостанавливать операции по счетам, электронным кошелькам, — отмечает она.
Предложен практически новый механизм по срокам уплаты налогов, сборов, пошлин и пеней — предоставление рассрочки или же отсрочки по решению налоговых органов. При этом обязательно должно быть обеспечение залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией.
— Также предлагаем изменить порядок исчисления пени. А именно: ее размер не должен превышать сумму доначисленного налога, — объяснила Жанна Тарасевич. — Мы, конечно, здесь шли немножко дальше и предлагали рассчитывать пеню с применением ставки рефинансирования на момент появления нарушения, а не на момент его совершения. Но пока в предложения его не включили.
— Мы поддержали инициативу налоговых органов по применению риск-ориентированного подхода в части своевременного исполнения налогового законодательства, — объясняет Жанна Тарасевич. — То есть если у плательщика в течение полугодия не было нарушений по уплате налогов, то в случае выявления нарушений приостановление по счетам не будет происходить в течение 10 дней после наступления срока уплаты. А если были такие нарушения, но их ликвидировали до 1-го числа следующего месяца, то 5 дней. Иногда у нас за пять копеек приостанавливались движения по счетам. Сегодня такой вопрос снят.
— Период налоговых проверок ограничивается 5-летным сроком. Этот срок перенесен из декрета №7. Понятно, что предложение поддержало все бизнес-сообщество, — отметила она.
— Особые споры вызвали предложения налоговых органов по трансфертному ценообразованию, — подчеркнула она. — Мы настаивали, чтобы оставить 5%-ный критерий расхождения цены. Но во время переговоров удалось найти только один компромисс — это увеличение суммового порога сделок, по которым будет применяться контроль трансфертного ценообразования: в 2 раза по стратегическим товарам и в 4 раза в отношении остальных сделок.
Эксперты от бизнес-сообщества дополнительно настаивают на сокращении контроля трансфертного ценообразования по сделкам, совершаемым с взаимозависимым лицом — налоговым резидентом, который применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, не затрагивая другие режимы (например, СЭЗы или тех, кто не является плательщиком налога на прибыль и т. д.).
— Особенное недопонимание у бизнес-сообщества вызвала статья №15 Налогового кодекса, в которой прописан механизм признания иностранных организаций белорусскими налоговыми резидентами, — объясняет Тарасевич. — То есть иностранные компании, согласно этому пункту, могут быть признаны белорусскими компаниями и должны будут платить налоги на территории страны. В рамках переговоров удалось договориться, что эта статья остается в редакции статьи 14 действующего Налогового кодекса.
— Не удалось ликвидировать возможность предоставления индивидуальных льгот, — объясняет Жанна Казимировна. — И скорее всего, нам необходимо в дальнейшем будет посмотреть эффективность их использования. Также не удалось внести изменения в исчисление пени. Мы предлагали начислять пеню по итогам проверок на разницу переплаты и недоплаты, которые указываются в акте налоговой проверки.
— Опять же, одним из дискуссионных моментов был выбор метода по отражению выручки ( по оплате или по отгрузке), — сказала она.
После дополнительных обсуждений вопрос был частично снят за исключением предоставления такой возможности индивидуальным предпринимателям. При этом для ИП значительно увеличен критерий по обязательному применению НДС. Для улучшения финансового состояния субъектов хозяйствования поддержано предложение от бизнеса по формированию резерва по сомнительным долгам, что частично решает проблему. Единственное, что для субъектов малого бизнеса и ИП практически разрешено право выбора — отражать выручку непосредственно по отгрузке или по оплате.
Увеличить размер инвестиционного вычета: по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам с 10 до 15%, а по машинному оборудованию и транспортным средствам — с 20 до 30%. Снизить ставку налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет — до 6%, в течение пяти лет — до нуля процентов.
По предложению бизнес-сообщества в кодекс введено такое понятие, как нормируемые затраты, все виды которых включены в отдельную статью. По отдельным видам таких затрат плательщики получат право их учитывать по нормативу — 1% от выручки от реализации продукции с учетом НДС.
— Это практически убирает обязательную процедуру установления норм расходов автомобильного топлива, которые действуют сейчас, — объясняет Жанна Тарасевич. — Кроме того, плательщики будут иметь право самостоятельно утверждать нормы потерь от недостачи и порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей. Только если такие нормы отсутствуют в законе.
— Сняты ограничения на включение в затраты технологических потерь при производстве и транспортировке товарно-материальных ценностей, — говорит она. — Теперь в отношении таких затрат нет ограничений для их налогового учета. Вместе с тем предусмотрено ограничение по отнесению в затраты стоимости управленческих услуг. Вполне возможно, изменятся и подходы в определении командировочных расходов и отражении их в бухучете, а также ведение первичной отчетности по их расходам.
— Предусмотренное проектом НК ступенчатое снижение повышающих коэффициентов начиная с 2019 или 2020 года не решает проблем бизнеса. По результатам анализа данных предприятий реального сектора установлено, что за последние 5 лет темпы роста платежей по имущественным налогам превышают темпы роста себестоимости реализованной продукции в 2,5 раза. Если брать по земельному налогу, то это 2,2 раза, по налогу на недвижимость — 1,96 раза. Это обусловлено разными причинами, это и курсообразование, и индексирование, и новый механизм оценки кадастровой стоимости, определение рыночной стоимости и так далее. Сохранение этих повышающих коэффициентов на уровне 2,5 для субъектов хозяйствования является достаточно ощутимой мерой, — подчеркнула она и добавила, что в случае роста кадастровой стоимости и применения коэффициентов налоговая нагрузка будет только расти. Поэтому предлагается вернуться к уровню хотя бы 2, а начиная с 2020 года постепенно переходить к отмене.
— Бизнес-сообщество заняло отрицательную позицию по этому поводу. По нашему мнению, отчисления в ФСЗН дают возможность сегодня удовлетворить те цели и задачи, — уверена представитель бизнес-сообщества.
— Что касается применения упрощенной системы налогообложения, то из списка тех, кто не мог ее применять, исключаются предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины.
Помощь бухгалтеров в сервисе «Onliner. Услуги»
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!