Рэп-батл, в котором Гнойный плюет в лицо Oxxxymiron’у, а Oxxxymiron мажет проникновенной лирикой мимо ушей судей, уже набрал больше 19 миллионов просмотров на YouTube. Сейчас это глобальный восточноевропейский тренд, на который обращают пристальное внимание даже из-за океана. В рубрике «Неформат» разбираем очередное противостояние рэперов с доктором филологических наук и ищем в этом явлении культурологическую ценность.
Читать на OnlínerАнатолий Андреев — доктор филологических наук, профессор, писатель. Анатолий Николаевич — литературовед и занимается теорией литературы, изучает ее систему ценностей и, по его словам, достаточно быстро расшифровывает культурные аранжировки. Автор многочисленных художественных произведений и культурологических работ, среди которых книга «Психика сознания: два языка культуры».
— Я смотрел это видео не для того, чтобы получить удовольствие, — просто интересно было, потому что говорят об этом много: миллионы просмотров. Мне любопытно, насколько все это может иметь отношение к культуре, но второй раз я бы такой батл никогда не посмотрел.
— Это ваша зрительская эмоция?
— Да, эмоция. А вот с когнитивной точки зрения это интересно: приходит же народ вменяемый, что-то говорит, Гумилева цитирует.
— Давайте тогда сразу определимся: какую-то культурологическую ценность это представляет?
— Я попытался разобраться, а сделать это бывает очень сложно, потому что очень много ложных ходов, знаков, каких-то трендов. Но в данном случае, честно говоря, мне было не очень сложно. Стоит сразу оговорить, что я не эксперт в рэп-батлах: там свои правила и история, свой мейнстрим, лидеры и кумиры. Говорят, что-то даже на издыхании уже находится, но я об этом понятия не имею. Я новый человек — просто пришел и посмотрел.
Что сразу бросается в глаза… Первое: сленг, причем очень плотный. Поколение чуть старше пятидесяти не поймет две трети озвученного. База этого сленга — английский язык, с «медведковским» акцентом, полунижегородский. Второе: очень много культурного флера. Как я уже говорил, там цитаты из Гумилева, даже Пастернак был — они же процитируют тебе все что хочешь, еще и Сталина с Путиным приплетут. Оруэлл, Замятин… Перечислять можно довольно долго, и, видимо, чтобы цитировать, нужно эти вещи прочитать. А Фрейд! Архетип, коллективное бессознательное… Кстати, дядюшка Фрейд — ключ к ним, но ребята понятия об этом не имеют. Это просто стеб. И третье: весь этот антураж, инструментовочка бьет исключительно в одну точку — ниже пояса. Без этого, мне кажется, никакого рэп-батла просто нет.
Я посмотрел, схватил это все, а теперь собираю в один пазл. То, что все эти вещи скопированы с Запада, никто не скрывает. Туда же отсылает нас и лексика. Стремление выделиться любой ценой здесь настолько на поверхности, что это можно воспринимать как не очень афишируемый девиз. Зачем тебя пускать туда, если ты не продемонстрировал желания? А это желание должно быть агрессивным: нужно поработать локтями, дать броский панчлайн в лобешник, иначе тебя просто не увидят. А что за этим стоит? А стоит за этим одна простая вещь: ориентация на силу. Кто силен, тот и прав — закон джунглей. А что такое «закон джунглей» в современной цивилизации? Деньги. Вот она, мера всех вещей.
По форме рэп-батл — это энергия протеста. Но по смыслу все по-другому: дайте мне мой кусочек, потому что я страшно оригинальный. Когда это понимаешь, все становится на свои места. Понятно, почему все шутки ниже плинтуса — просто иначе ты потеряешь аудиторию.
Мне могут возразить, мол, там же энергия протеста. Но социальный протест был в рок-культуре: «Идите вы к чертовой бабушке со своими ценностями». Уже неплохо! А здесь даже такого посыла нет.
— Есть мнение, что хип-хоп — это и есть панк-протест XXI века.
— Как бы. Квази. Лже. На самом деле, это имитация протеста. А против кого вы протестуете? «Дайте мне мою долю бабла» — это протест разве? Разве что по форме, потому что это способ выделиться. Никто не говорит: «Я отметаю деньги как меру всех вещей». А это протест! Но тогда нужно платить. Готов? Вперед! Но я ни одного такого не видел. И это в принципе невозможно, потому что идет вразрез с законами жанра. Есть, конечно, такая позиция: «Тебе нужно бабло, значит ты готов продаться». Но это всего лишь маркер: ты выделился, и тебе за это положены деньги. И где тут культурная начинка? Это пустота, но очень звонкая.
Про них ведь не скажешь, что они бездари. Иногда там свежие метафоры, есть какая-то литературная одаренность. Но литература — это не умение выделиться. И здесь начинается главный «затык»… С помощью слова выражаются экзистпроблемы, а это высшие ценности — истина, добро, красота, любовь, свобода, счастье. Где вы слышали про это хоть раз? Рэп-батл — это про то, как посмачнее дать подсрачник. По-другому ты просто будешь неинтересен. Но чего ворчать? Интересно ведь, что там есть ритм, звукопись, панчлайны — то есть это достаточно талантливые ребята. Но если я из всего этого сотворю какую-то поэму, у меня сразу аудитория упадет до двадцати человек. А так двадцать миллионов! Поэтому литературная одаренность и утилизируется в рэп-батл. Они собирают толпу и сами ей становятся. Это революция в области формы — разговор ведь не про сам материал, а про его подачу. Энергии там хоть отбавляй, но она не катализируется в социальный протест. А что это значит? Хлеб и зрелище.
— Возможно, потому что у человека, который стоит на этой «арене», есть не неосязаемый враг, тысячеголовая гидра, а вполне конкретный соперник. И энергия направлена на его уничтожение.
— Да, но что это за установка — «замочи его»? Откуда ее корни?
— Вполне знакомая еще с античности установка.
— Так вот гладиаторские бои — это как раз про хлеб и зрелище. Это значит «я вас развлеку, но не просто так, а за деньги». Над этим можно было бы повесить лозунг: «умри ты сегодня, а я завтра». А это уже другой вариант субкультуры — культурой там и не пахнет. Это даже не язык антиглобализма, это язык бабла.
— Вот две фигуры: Oxxxymiron и Слава КПСС, он же Гнойный. Этих двух персонажей уже успели разобрать на составляющие. Первый олицетворяет Запад: получил хорошее образование в Англии, продвигает нехарактерные идеи, пишет концептуальные альбомы-антиутопии. Второй — воплощение Востока, очевидная отсылка с Советскому Союзу. Такой немного нескладный мужик, который потягивает пиво и рубит правду-матку ниже плинтуса. Вы увидели здесь эту символику?
— Это просто-напросто фишки. Ты будешь условно представлять западный вектор, а ты — восточный. Даже все эти шутки про евреев, они ведь не имеют отношения к сути — все это не для того, чтобы всерьез задеть оппонента, а для того, чтобы эпатировать аудиторию. Чтобы выделиться. Понимаете, можно быть личностью, а можно индивидуальностью. Индивидуальность — это выделиться любой ценой. Зачем? Бабло. А личность — это другая история. Личность — это про познание себя. А где в рэп-батлах познание себя? В каком сегменте? Если я приду с такой интенцией и вдруг начну рубить рэп с культурной начинкой, меня ногами вперед вынесут и правильно сделают.
Это неинтересно: не получится нужного толпе драйва. Здесь нужны подсрачники. И я могу маркироваться как индеец, как инопланетянин. Да как угодно! Это не имеет отношения к сути.
— Вот вы говорите про бабло, но ведь современная поп-культура на бабле и построена. Нельзя же отрицать, что она является феноменом, культурологическим в том числе.
— Почему нельзя отрицать?
— Потому что это всепроникающее явление.
— Да, просто культура начинается там, где речь идет о высших ценностях. Я их уже озвучивал: истина, добро, красота, любовь, свобода, счастье. К этому ряду надо прийти. Вы ведь с этим не родились, это будет ваше персональное достижение, если пропашете как следует очень много человеко-часов… А при чем здесь поп-культура? Это просто название, культура здесь — случайное словечко. Например, массовая литература. Ну какая же это литература? Это чтиво. То же самое и с поп-культурой — это имеет отношение только к индустрии развлечений. Мы вне культуры живем уже давно, поэтому и потерялись.
— Если рассматривать хип-хоп с момента развития, то можно увидеть крепкий субкультурный слой, который превратился в процессе развития в глобальный музыкальный и не только тренд. Разве с этой точки зрения он не представляет интереса?
— Рахманинов композитор? Тогда что такое хип-хоп? Причем здесь музыка? Это слово лишнее. Уберите его, и все станет на свои места. Это способ развлечься под ритм, под аранжировку, под танцы. Но к музыке это не имеет никакого отношения.
— Грани «высокого» и «низкого» в современном обществе стираются.
— А мне кажется, нет. Те, кому это выгодно, просто делают вид. И те, кто ниже плинтуса, всегда будут делать вид. Им и не нужна эта культура. Зачем? Это очень сложный способ реализоваться. Ты хоть трижды на лбу напиши себе что-нибудь, все это не имеет никакого значения для личности. Личность так не маркируется, у нее совсем другие способы самореализации.
Рэп-батлы представляют собой некий артефакт. Понимаете, какое дело… Если ты упомянул Пастернака в определенном контексте, значит, ты что-то сказал, вроде бы это культурная цитата, постмодерновый ход… Вроде бы по почерку это должна быть культура. Так расшифруйте этот посыл! А за ним опять же стоит бабло. Извините, до свидания. К Пастернаку это не имеет никакого отношения. Или Гумилев… Панчлайн для него не «бог» (в этом стихотворении есть слово «бог»). Это выброшено за ненадобностью. А вот «мертвые слова дурно пахнут» — это способ унизить.
То есть взять Гумилева и использовать его как дубину — шандарахнуть по голове оппоненту. А если прочитать Гумилева и задуматься, что он сказал, тогда мы уже пойдем в сторону от хип-хопа и всего остального.
Я надеюсь, что мои слова не превращаются в брюзжание, потому что брюзжание здесь ни при чем. Дело ведь не в «нравится — не нравится». Это же как цунами, которое нас накрыло. Нравится мне это или нет? Сильно меня кто-то спрашивает!
— Просто так случилось?
— Совершенно верно. Случилось, потому что у поколения нет ни времени, ни сил, ни условий. Где вы слышали месседж «престижно быть личностью»? Престижно панчлайном шандарахнуть оппонента, а написать стихотворение… Тебя просто читать никто не будет. Есть престижные способы самореализации сегодня, и если им является способ крайне антикультурный, то стоит подумать о том, что делает общество.
— У одной из популярных хип-хоп-групп есть фраза «он даже не сможет отличить от рэпа стихи». По-вашему, в чем разница?
— Внешне вроде бы различий нет. Ритмическая основа, звукопись… Но настоящие стихи работают не с умением цеплять слово за слово, делать внутренние рифмовочки-переклички и даже свежие метафоры. Поэзия начинается с попытки постичь те самые высшие ценности. А при таком раскладе все то, что является целью в рэпе, превращается в инструмент.
— Хип-хоп вроде бы и транслирует одну из тех глобальный ценностей, про которые вы говорите. Счастье. Счастье — в деньгах. К этому можно относиться по-разному, принимать или не принимать, но ведь эта точка зрения имеет право на жизнь.
— Я скажу очень задиристую вещь: не имеет. Потому что вся культура человечества показала: если вы хотите сохранить жизнь и цивилизацию, то должны отказаться от денег как меры всех вещей. От силы как меры всех вещей. Есть вещи, которые за деньги не продаются. А если есть такие вещи, то вы со своими деньгами просто зря проживаете жизнь. Вот, например, вы всерьез говорите, что Толстой, Пушкин или Шекспир — это хорошо? Да ладно, перестаньте! Если они — «хорошо», то вашу точку зрения про деньги как меру всех вещей можете на свалку рэперам подарить. Так получается. Другое дело, что если бы я всерьез бегал с этой своей точкой зрения и везде про нее кричал, то превратился бы в клоуна и маргинала.
— Означает ли это, что культура должна быть подвержена цензуре?
— Нет.
— Самоцензуре?
— Есть «золотая полка» с лучшими образцами мировой литературы. Возьмите оттуда любой образец — с удивлением обнаружите простейшую вещь. Там всегда автор задается вопросом: как из человека превратиться в личность? Как пройти этот путь? Что такое добро? Что такое зло? И так далее… Вы начинаете с этим разбираться, потом еще кто-то, потом еще. Получается некий закон, и он гласит: хочешь попасть на «золотую полку» — разберись с тем, что такое добро и зло. Скажите, это цензура? Цензура, да еще какая! Это колоссальный регламент. Вы говорите: «А мне наплевать, что такое добро и зло!» Тогда до свидания! Понимаете, это игра в фишки: самоцензура — не самоцензура. Если ты всерьез собрался познавать себя, то попадаешь в мир, где все состоит из законов. А законы — это самый репрессивный на свете инструмент. Но в то же время если ты хочешь быть свободным, то будешь жить среди законов. «А мне наплевать на законы!» Ты — раб природы, ты самый гнусный раб. Свобода — это познанная необходимость. Вот возьмите и отмените этот закон.
Вы же понимаете, что если я брошу смартфон, то он разобьется. Это регламент, цензура. Почему литература должна быть о добре и зле? Потому что это закон. Цензура? Да!
— Люди, имеющие отношение к хип-хопу, называют происходящее развитием батл-культуры. Подразумевается ли какое-то развитие от того, что они друг с другом сражаются? Как рыцари. Как поэты. Как гладиаторы.
— В этом смысле подразумевается. Но дайте человеку пистолет и дайте установку убивать других людей. Он станет киллером и 15 лет будет это делать, добьется солидных вершин. Он развивается? Если в этом смысл развития, то и хип-хоп культура развивается тоже. Есть техническое, технологическое развитие. Раньше друг друга, например, убивали из арбалета, а сейчас есть пистолет, атомная бомба. Но есть настоящее, человеческое развитие, и это штука, на которую, как мне кажется, и стоит тратить жизнь. Это познание себя. С чего ты взял, что стоит жить ради добра? А почему не ради зла? Это простые вопросы, но это высшая простота, за которой стоит очень много сложностей. Вот это развитие: от натуры к культуре. Развитие хип-хопа — это горизонтальное развитие. Вершин человеческих оно не достигает.
— Вы привели интересную аналогию с киллером. Кого или что в таком случае убивает хип-хоп?
— Не знаю, что и кого он убивает. Просто есть некий канал, где сбрасывается энергия, — народ специально собирается, громко кричит. 18 миллионов просмотров — это гигантский человеческий ресурс! Уберите этот канал, перекройте его — и куда уйдет вся эта энергия? Что будет взамен? Футбол? Так он уже давно есть. Резиденты «камедиклабов»? Они тоже не первый день существуют. Все эти 18 миллионов бессмысленно заставлять читать Толстого. Они никогда в жизни не будут этого делать, потому что у них нет такой потребности. А потребность в самореализации, тусовках — ее не отменишь.
Один из батлеров говорит: «Смотрите, я даже не матерюсь». Да лучше бы ты матерился! В этом ролике такой уровень агрессии, который предполагает мат. Если ты не материшься в батле, это не делает тебя белым и пушистым: это всего-навсего показывает, что ты лишил себя очень ценного инструмента. У твоего соперника вот такой огромный кинжал, а ты сражаешься с перочинным ножиком в руках. Ты, конечно, герой, но вышел ведь на «арену». Так давай! Руби!
У вас есть досуг. И вы его на что-то тратите. Варианта всегда только два: выше пояса и ниже пояса. «Выше пояса» сегодня нет! Ты пойдешь послушать оперу не потому, что у тебя потребность такая возникла, а потому, что это либо модно стало в какой-то момент, либо халява, либо надо по делу. При чем здесь опера? Она тебя не трогает! Ты не выходишь оттуда с ощущением, что получил глубинную эмоцию. На рэп-батле ты ее получил, а в опере не получаешь. Мы можем рэп ругать сколько угодно, но дело-то не в нем. Дело в том, что почему-то обществу сегодня не нужна личность. Я не знаю, кто такой Oxxxymiron, он мне сам по себе неинтересен. Но набор фишек я оценил.
— Это личность?
— Это индивидуальность.
— Поясните разницу.
— Индивидуальность — это тот случай, когда тебя все будут узнавать. Вот хотите, я себе волосы в красный выкрашу и приду в аудиторию. Завтра же все будут говорить, что здесь какой-то сумасшедший профессор объявился. Давайте на него посмотрим! Я личность? Нет. Я просто придумал такой маркер, способ привлечения к себе внимания. Индивидуальность — это умение выделиться. Личность — это человек, который сумел познать себя.
— Сколько еще продлится весь этот хайп? Каков ваш прогноз?
— А он никогда не закончится. Вот, например, гладиаторская культура. Сколько уже времени прошло? Сегодня это рэп-батлы, завтра будет что-нибудь другое. Просто если достаточно хлеба, появляется потребность в зрелище. Батлы будут всегда, но потребность в них закончится только тогда, когда появится более престижный способ самоутверждения. Смотрите, вот общество говорит: «Этот мусор — за широкие ворота, а все остальные — сюда. Но очень круто, престижно и денежно — сюда, а не за широкие ворота». Вот тогда потоки начнут меняться. Понятно, что ты хорошо разбираешься в хип-хопе, но сегодня престижно писать стихи, сонеты — такая форма в почете, за это очень хорошо платят. И все 18 миллионов будут там. Вот тогда мы и ответим на вопрос: а зачем это обществу? Если человечество будет на грани выживания, оно начнет создавать условия для тех, кто может самореализоваться, — это и будет самым престижным.
А что такое рэп-батлы? Это тренировка установки «замочи его». Рано или поздно это закончится ядерной дубиной. Рэп, как и футбол, — это штука не безобидная.
— Любое соревнование — это штука не безобидная.
— Оттачивание когтей — это тренинг философии «подтолкни падающего», «кто сильнее, тот и прав».
— Но нас учили, что конкуренция — это двигатель прогресса.
— Какого прогресса?
— Если конкурент сильнее тебя, ты сам стараешься стать сильнее. Это битва технологий.
— Битва. Что такое культ денег? Это эквивалент силы. Чем больше их, тем ты сильнее. Но когда ты сильнее всех, что ты будешь делать? Ты будешь мочить других, чтобы они не стали сильнее тебя. Это значит, что я буду говорить о морали, но поступать аморально. Это путь в никуда, это выбор смерти как стратегии развития. Это разве прогресс? Нужна альтернатива. Если деньги — это не точка отсчета, тогда что? И здесь все просто: личность.
Спиннеры в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by