Нас пожирает попс? Разговор о «хорошей» и «плохой» культуре в мире, где каждый имеет право испортить вам настроение
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
198
11 марта 2016 в 16:13
Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков. Иллюстрация: Олег Гирель

Ваши уши кровоточат от нового интернет-героя, а глаза вытекают после просмотра высокобюджетного голливудского блокбастера? Что ж, это ваши проблемы. В мире современной поп-культуры никто никому ничего не должен. Но вот вопрос: калибрует ли навязчивый информационный шум спектр наших пристрастий или же, наоборот, предоставляет полную свободу? Об опопсевших хипстерах, набивших оскомину «вышимайках», смельчаке Шнурове и проблеме морального выбора говорим с культурологом Максимом Жбанковым в рубрике «Неформат».


Кто это?

Максим Жбанков, пожалуй, главный белорусский специалист в сфере современной культуры. Культуролог, преподаватель, публицист, кандидат философских наук, который с одинаковым интересом рассуждает о творчестве Сергея Шнурова и Джона Кейджа, фильмографии Джима Джармуша и «вышимайках», современной белорусской литературе и сочных поп-персонажах.

* * *

— Французский математик Джонатан Тобул при помощи формул доказал, что все «луки» хипстеров отвечают определенным канонам. То есть вот очередная субкультура вышла в тираж? Растворилась в поп-культуре? 

— В нашей схеме реальности, мозаичной, лоскутной, нелинейной, любая новая субкультура крайне важна и ценна, потому что это потенциальный источник новых «фишечек» и гаджетов. Вот возникает какая-то тусовочка хипстеров 2.0 (если вспомнить, что изначально хипстеры — это приджазованные наркоаутсайдеры рубежа 50—60-х годов прошлого века) и превращается в тренд, определенную модную игру, которой следовать просто, потому что достаточно усвоить набор простых маркеров: кедики вот такого цвета, шнурочки в них вот такого, бородка, фотоаппаратик на груди непременно и очочки. Нормально, теперь я хипстер. Что произошло? Фактически, мутация «лука», не более того. Вот поэтому я решительно против всех нынешних «вышимаечных» истерик, ведь это то же самое. Никак не смена сознания. Оттого, что, простите, бездельник надел на себя «вышимайку», он не стал Максимом Богдановичем. И никогда не станет. Потому что это всего лишь «лук» — все то, что можно отдать в стирку. С хипстерами произошло то же самое, что в свое время хипстеры совершили со своими предтечами. Поп-культура построена на адаптации маргинального субкультурного опыта для нужд индустрии «луков». Происходит определенная корректировка, выхолащивается реальная личностная драма, поле проблем и неудобства, потому что попс — это тиражирование комфортного пространства. Это то, что дается без труда, и поэтому оно так манит.

Любая новация в культуре начинается как субкультурный радикальный эксперимент, чтобы затем попасть в поле зрения попса и приобрести товарный, годный к широкому тиражированию формат. Это нормальный путь любой новации, которая проходит путь усвоения элитами, апгрейда, масс-культурного тиражирования и превращения в банальность. Сейчас уже «вышимайками» никого не удивишь — это просто неинтересно. Парадокс усвоения в том, что материал отрабатывается очень быстро. То, что год назад было cool, сейчас уже никого не волнует. Отработанный дизайн вымывается новыми трендами и постоянно обновляется — в этом принципиальная обманка тех, кто считает, что с этого «вышимаечного» декора начинается национальное самосознание. Для большинства оно на этом и заканчивается.

Но субкультуры и поп-культура друг другу необходимы: первая дает креатив, а вторая за это платит «бабло».

— Есть теория, что высокая культура умерла с появлением «Гуттенберговой галактики». Мол, с появлением печатного станка резко изменилось предназначение книги как таковой. Она вышла в тираж и фактически обесценилась. 

— Я вообще не люблю термин «высокая культура» и считаю, что он сейчас абсолютно исчерпан. Деление культуры на высокую и низкую достаточно успешно было давно похоронено. Я понимаю, почему вы отталкиваетесь от Гуттенберга: идея тиражирования культурных текстов, универсальное образование и все, что с этим связано. Но высокая культура во многом развивалась именно благодаря Гуттенбергу.

Если для Средневековья классический пример высокой культуры — «Исповедь» Августина Блаженного, то для индустриального общества — это «Улисс» Джойса или «Игра в бисер» Гессе. То есть речь идет о создании текстов принципиально иной степени сложности, о замысловатой системе гиперссылок, цитат и способов активизировать вокруг текста контент. Любой элитарный текст в классическом варианте предполагает не только высокообразованного автора, но и подготовленного читателя. Это не книга в единственном экземпляре, которую двадцать лет переписывают монахи. Но число людей, которые знают, что делать со 100 тысячами экземпляров «Улисса», все равно остается минимальным. Это люди, которые берут на себя труд регулярных интеллектуальных усилий. Для них культура, в отличие от поп-сферы, не зона комфортности, а территория интеллектуального вызова. Им интересно распиливать смыслы, сопротивляться материалу. Этот момент риска и неочевидности и делает культуру элитарной — тиражи тут ни при чем, как мне кажется.

Когда высокая культура начала терять свои позиции? Я считаю, что это связано с рубежом 50—60-х годов прошлого века. Главным могильщиком высокой культуры стал Элвис Пресли: впервые возникла всемирная истерика по поводу дилетанта. Это был удивительный культ человека без диплома, который даже нот не знал. Он вышел из-за баранки своего грузовика, пришел в студию к полковнику Филлипсу и хриплым голосом чего-то намурлыкал для мамочки. Возникает сенсация, и вслед за этим 60-е порождают волну дилетантской культуры. Оказалось, что рок может играть каждый, у кого есть гараж и гитара, а ребята с улицы, которые съездили в Индию и купили ситар и пару арабских пластинок, могут задвигать вещи невероятной силы и становиться лидерами продаж. Когда оказалось, что техники, культурной загрузки и образования уже больше не нужно для массового успеха и после Фрэнка Синатры — идеальной машины развлечений — на сцене стали появляться какие-то Сиды Вишезы и прочие непонятные недоумки. Случилась радикальная ломка привычного канона. Это была, на мой взгляд, мощная культурная революция, которую, возможно, никто не заметил, а если и заметили, то не поняли до конца. Умники перестали быть в топах, образованцы перестали рулить — культура стала управляться совсем по-другому.

— Наш герой-хипстер с одинаковым успехом может восхищаться Джоном Кейджем и отрываться в «Минск-Арене» под песню о «лабутенах». Только Кейдж создавал те самые смыслы, а Шнуров ими умело жонглирует. 

— Я вообще не люблю, когда обижают Шнурова, и не понимаю этих наездов. Дело в том, что такой расклад — то самое порочное деление на «высокое» и «низкое». Мол, есть что-то достойное, а есть шлак: фу, он матерится, он небритый. Он про яйца и щетину поет. Знаете, это издержки образованщины. Мы ведь сами для себя устанавливаем пределы допустимого, иерархию ценностей и сами себе обустраиваем личный иконостас. И это никак не связано с тем, знаем ли мы Кейджа по «4:33» или просто прочитали ссылочку в «Википедии». Есть разные уровни работы с материалом и разные степени честности по отношению к нему. Не будем делать вид, что все изъясняемся исключительно стихами Шекспира в переводе Маршака. Есть реальная среда низовой культуры — те самые субкультурные течения, о которых мы говорим — и ее живой язык. И мат — это один из его реальных оттенков, хотим мы этого или нет. Люди, в нашем понимании высокообразованные, с особым сладострастием используют эту лексику после двух шотов виски. Или в ситуации предельного восторга.

Фактически мы создаем иерархию в своем воображении. А в реальности жестких границ между высоким и низким, между изысканной лексикой и вульгарным словарем нет. Мы работаем с культурой ситуативно, и важно понять, что низовая культура — это один из необходимых культурных слоев. В этом плане Шнуров ничуть не хуже Джона Кейджа, но и ничуть не лучше.

Хотел бы я увидеть хипстера, который знает Кейджа. Но если гипотетический наш герой его знает и при этом идет на Шнура, это не капитуляция и не измена высоким идеалам. Это означает, что в данный момент в данной ситуации ему важна как креативному юзеру культуры именно эта опция. Он хочет именно матерных куплетов с небритым Шнуром. Он может это получить, он готов за это заплатить деньги. Все хорошо, все правильно. Самые большие проблемы начинаются, когда мы начинаем делить культурных героев на правильных и неправильных. Еще бóльшие проблемы начинаются, когда мы с этими героями начинаем сражаться. Вот это реальная головная боль. И это — наша головная боль.

— С другой стороны… Сколотили вы замечательный забор, долго подбирали доски из лучшей древесины, выкрасили его дорогой краской. Смотрите и понимаете, что он идеален. По вашему мнению, разумеется. Но кто-то думает иначе и пишет на вашем заборе слово из трех букв, которое вроде как дополняет ваш арт-объект. Действительно дополняет или все же портит? 

— А когда Моне Лизе авангардисты пририсовывали усы, это было хулиганство или эпатаж? На мой взгляд, второе. Дело в том, что ваш образ провокативен и неточен. Когда я выхожу на улицу и начинаю красить общественный забор, то вправе потратить свое время и свою краску. Но кто-то точно так же вправе прийти и изобразить граффити поверх моей мазни. Важно понять, что в публичном культурном поле ни у кого из нас нет копирайта, каждый вправе соучаствовать. И то, что 98 процентов моих текстов понимают неправильно и потом пишут идиотские комментарии, цепляются за слова и выискивают проколы, — совершенно нормальная ситуация. Я этому рад. Я рад, что меня читают и это как-то резонирует. При этом совершенно четко понимаю, что тот, кто меня читает, вправе задавать свои вопросы, выражать свое отношение и со мной не соглашаться. Простите, культура — это не чья-то частная собственность. Тот, кто так думает, непременно окажется перед очередным словом из трех букв на своем любимом заборе. А потом еще раз, и еще…

— Тем не менее в условиях «глобальной деревни» границы личного стираются все больше. Вторжение в вашу частную жизнь неизбежно. 

— Разумеется. И нельзя сказать, хорошо это или плохо. Это реальность, в которой мы живем. Конечно, вы правы, это некомфортно, потому что можно попасть под раздачу. С уровнем твоего присутствия в культурном поле повышается уровень непонимания и искажения того, что ты делаешь. Но такова реальность.

Современная культурная ситуация лечит от массы иллюзий. Это иллюзия собственной исключительности, иллюзии значимости того, что ты делаешь, и мыслей о том, что тебе кто-то что-то должен. В новой ситуации становится предельно ясно, что артиста никто не обязан любить и твоя страна тебе ничего не должна. Даже если ты вкладываешься, то все равно не имеешь никаких гарантий, что что-то получишь в ответ.

Ты творишь, потому что тебе неинтересно быть тупым «юзером», жить на чужих волнах и настраивать свой вкус по очередной раздаче премии «Оскар». Как только ты становишься свободным от этих условностей, моментально попадаешь в зону риска — и как автор, и как пользователь. И это удивительно здорово! Это то, к чему я, как бы пафосно это ни прозвучало, шел всю свою жизнь. Я прекрасно помню жуткую, затхлую, могильную атмосферу позднего брежневизма, бредовые, идиотские эффекты тогдашней советской поп-культуры... Это было скверное время, и культурный голод был очень сильным. Мои приятели получали запечатанные винилы из Нью-Йорка, надрезали краешек целлофана и дышали этим воздухом. Отношение к культуре было удивительно трепетным и серьезным именно потому, что ее остро не хватало.

Тогда возникали свои иконостасы, своя высокая культура, где, например, новый диск Дэвида Бирна или Брайана Ино оказывался важнее всех Джонов Кейджей вместе взятых. Это было то, что расширяло твое сознание и приходило к тебе крайне редко. А сейчас мы живем в ситуации, перенасыщенной потенциальными откровениями, вызовами, культурными катастрофами и триумфами. Этот опыт свободы становится все более травматичным и неочевидным. Погружение в этот культурный водоворот столь же увлекательно, сколько и невыносимо проблемно. И это еще вопрос, насколько мы готовы жить с этой трудной культурностью. Для кого-то очевидный выход — это Шнур. Или Михей Носорогов. Или «Серебряная свадьба» с ее декоративным кабаре. Потому что они свойские, домашние, камерные. Большинство белорусских героев — это наши карманные герои. Они очень маленькие — дворовые любимцы.

— Соглашусь. Беларусь почему-то очень редко порождает поп-персонажей. Навскидку мы сможем назвать Михалка, Серегу, Коржа… Почему их так мало? Кажется, картинки должны меняться одна за другой, а у нас один и тот же пейзаж за окном. 

— Я думаю, мы будем очень несправедливы, если предъявим претензии исключительно к артистам. Ведь грамотная поп-индустрия своих новых идолов старательно выращивает, последовательно поддерживает и выстраивает им истории успеха. Сам артист — это в нормальной истории поп-звезды только точка отсчета. Персонажа делает мощное, техничное окружение, которое берет на себя массу вспомогательных функций. И истории успеха Дэвида Боуи, Эминема или, скажем, Сэма Смита — это всегда истории мощной командной работы. Проблема в том, что у нас каждый сам себе и режиссер, и продюсер, и финансовый директор, и рекламный агент.

Тот же Михалок, та же «Серебряная свадьба» существуют в ситуации полной вынужденной самодеятельности. Вокруг них нет бригады успеха: дизайнеров, рекламщиков, стилистов, аранжировщиков. Проблема в том, что у нас нет индустрии, которая существует у соседей. Там есть те лифты, которые позволяют уличному персонажу стать поп-звездой. А у нас таланты существуют в условиях, когда все лифты отрублены и ты пожизненно живешь в подвале. И если хочешь куда-то подняться, то нужно поискать соседний дом, с функционирующими лифтами.

В Беларуси есть реально сильный авторский материал, но некому с ним работать: эффективного частного сектора шоу-бизнеса у нас нет, потому что в целом существует госмонополия на поп-культуру. А проблема госмонополии не просто в том, что она есть: в советские времена было то же самое, но тогда существовала глобальная красная сказка для миллионов, которую качали по культурным каналам. Через идейно выдержанные ВИА, народное кино, книжки про пламенных революционеров. Я не знаю, кто сейчас может пойти, допустим, на всебелорусскую премьеру фильма о жизни сталеваров. А тогда это происходило. Тогда был миф, который подлежал тиражированию. Сейчас ситуация иная: у государства по-прежнему монополия в сфере тиражирования поп-смыслов, но сказать ему нечего. Нет новой сказки — сверхидеи, которую безуспешно ищут наши идеологи. Полный вакуум, который не прокачивается по культурным каналам. А в таком случае по ним неизбежно начинает идти чужой контент: бесконечные Ваенги, Михайловы и прочие Киркоровы.

— Не сильно ли переоценено влияние поп-музыки в идеологическом плане в наше время?

— Идеологическая составляющая действительно стала меньше. В 60-х поп- и рок-звезды были лидерами мнений, эстетическими культур-революционерами. Была масса персонажей, которые в жизни не спели ни одной политической песни, но методами своей радикальной эстетики расшатывали мозги и пододвигали людей к активному действию.

На нашей сцене все самое важное происходило в 90-х, когда появилась волна социально озабоченных «свядомых» рок-н-ролльщиков. Возник наш собственный партизан-рок (задолго до того, как про него вспомнил Сергей Михалок). Это была первичная форма национальной идентичности. Тогда рок-н-ролл являлся самым передовым, фасонным и попсовым способом почувствовать себя белорусом. И эта белорусскость превращалась в пьянящий напиток. NRM на открытой площадке звучали так, словно боги сошли с Олимпа и выдали свой трехаккордный рок-н-ролл. Это был чисто локальный продукт, который мог существовать и быть значимым только в нашем контексте. В Берлине, например, он бы только напугал местную публику, которая обычно выбирает между Джоном Зорном и The Tiger Lillies. Как только закончились легенды «супраціву», начались совершенно другие расчеты: возникли вопросы к саунду, профессионализму, имиджу. По всем этим параметрам абсолютное большинство наших любимцев никуда не попадает.

А все, кто сегодня что-то у нас значит, — это продукты очень специфического, нишевого употребления. Когда срабатывает эффект звездности? Когда выходит чувак и поет то, что ты хочешь услышать. Ты этих слов еще не знаешь. Но слышишь и думаешь: «Черт, это же про меня!» И вот Шнур в этом плане — про абсолютное большинство наших ментальных лузеров. Которые живут в ситуации пустого неба, комы национальной поп-индустрии, потерянности между Нью-Йорком и Москвой. В этой ситуации оказывается самым простым вернуться на уровень базовых очевидностей. И матерные куплеты под электрогитару абсолютно четко сюда ложатся.

Да, такова наша базовая культурность. Мол, куда строить дальше, мы не знаем, но по крайней мере в этом подвале мы — короли. Шнур в данном случае создает то, что не может создать ни один из наших реальных артистов: чувство потрясающей ментальной комфортности. Мы наконец-то дома! Вот такой у нас дом — колченогий, грязненький… Но он наш! Разве есть что-то еще?

Вы что-то можете сказать про национальную идею? А кроме вышиванок у вас есть еще что-нибудь наше? Этно? Это очень специфично. Новая электроника? А где она? Кто ее знает? А нового Вольского, нормального такого сонграйтера, вы видели? Где белорусский Брюс Спрингстин? А нет его.

— Вот еще хороший вопрос. Поп-музыка очень давно успешно спекулирует на теме секса. Почему наша сцена настолько пуританская?  

— Может девочек с правильным размером нет? На самом деле, те монополисты культуры, которые определяют ее стиль, — люди застенчивой, провинциальной, колхозной стыдливости. Представьте себе, чтобы председатель колхоза в своем подведомственном хозяйстве устроил публичное стрип-шоу. Да никогда! Он скорее утопится, даже если получит такую директиву. У нас поле легальной, разрешенной культуры безнадежно отформатировано. Есть масса вещей, которые нельзя. Вспомним хотя бы давнее скандальное обсуждение гастролей Rammstein: а вдруг они начнут ругаться, а вдруг еще что-то не так пойдет? У нас административно контролируемая культура — зона перманентного перепуга. И упаси боже, если на сцене у кого-то свалится лифчик. Это же вообще будет полный кошмар.

Белорусская официальная культура в принципе асексуальна, в ней простых, ярких страстей вообще не должно быть, потому что она контролируема и существует по определенной программе. А в этой программе сексу отведено полчаса в супружеской постели. Фактически те базовые, нормальные вещи, на которых строится поп-культура, — секс, страсть, провокация, скандал, драйв — в нашем раскладе чисто по-советски оказываются за рамками. Вот поэтому все необычное и драйвовое оказывается маргинальным. Это в каком-то смысле вульгарное понимание высокой культуры. Потому что именно там герои, простите, не ходят в санузел, не занимаются сексом и не имеют представления о том, каков на вкус косяк. Это культура, которая не значит уже ничего для ее потенциальных адресатов: они живут совсем иными оттенками радости, горести, облома и кайфа.

Увы, набор рисковых номеров у нас отсутствует как класс. С этой позиции Шнур — молодец, он не боится. По каким причинам не боится, следует спросить у него: сколько стоит эта небоязнь? А вопрос к нашим ребятам такой: если вы хотите, чтобы вас любили, почему так себя бережете?

— В свое время обеспокоенные отцы и матери писали в Мингорисполком тревожные письма о том, что в Беларусь собирается коллектив Cannibal Corpse. Переводы текстов, изобилующих смертоубийствами и извращениями, прилагались. Так может, общество не хочет аттракции? Не хочет вот этого вызова? 

— Да, а если послушать в обратном порядке Black Sabbath, то можно услышать молитвы дьяволу! Или, послушав Мэрилина Мэнсона, можно наверняка сделаться серийным убийцей [смеется]. Это и есть вульгарное понимание смысла и цели культурной работы. Мы это уже переживали: в свое время считалось, что тот, кто носит длинные волосы, — обязательно диссидент и вообще прожженная сволочь. Периодически врагами народа оказываются за не ту музыку и за не те пристрастия. Это все произрастает из суждений, что культура должна направлять и указывать. Строить человека. И когда человек отстроен, тогда он по-настоящему культурен.

Это понимание культуры как бутылки водки: стакан опрокинул — и попал на волну. А ведь культура не работает в режиме очевидного, прямого действия. Она не рассчитана на быстрые реакции. Она создает не набор инструкций к действию, а определенный ландшафт твоего присутствия в мире. Смысл не в том, чтобы объяснить реальность, а в том, чтобы помочь эту реальность наполнить близкими тебе персонажами, идеями, стилистическими ходами, моделями поведения. Это то, что создает тебе комфортную среду. И если кто-то приходит и говорит: «Я тебе сейчас, падла, обустрою комфортную среду и только попробуй ее не любить!», любой более-менее культурный человек скажет: «Иди ты к черту!» Культура — это не рельсы, по которым катится тележка твоей судьбы. Это поле возможностей, территория дизайна твоей души, пространство выбора.

Если ты услышишь очередную людоедскую песню Cannibal Corpse, но при этом ты такое дитя цветов, существуешь в комфортном мире, всех любишь и коллекционируешь плюшевых мишек, с тобой не случится ровным счетом ничего. Иными словами, в культуре мы ищем не богов. Мы ищем себя, свои собственные зеркала. В конечном счете главное происходит не на сцене, не в книжках и не на экране. Главное всегда происходит внутри человека.

— В то же время поп-культура — это то, что лезет к нам с экрана, кричит из каждого приемника, слепит нас стразами. Трясет за плечи и говорит: «Послушай меня скорее!» Сквозь этот шум порой сложно пробиться. 

— Вам сложно?

— Вопрос не в этом. Поп-культуру создаем мы или она создает нас? Или это вообще змея, которая кусает себя за хвост? 

— Последний вариант точно отметаем, потому что это фигура самоудовлетворения — в такой ситуации мы однозначно лишние. Что касается среды… Это путь сильного человека с уже отстроенным вкусом, не зашоренного в своих пристрастиях, для которого культура — постоянное расширение опыта. Не будем питать иллюзий: у нас таких крайне мало. С другой стороны, я соглашусь, что поп-культура работает в режиме вербовки, и с этим ничего не поделаешь. Но сейчас ситуация гораздо более благоприятная для формирования культурной идейности, чем прежде. Хотя бы потому, что сейчас отсутствует прежняя линейность тиражирования звезд.

Мы существуем в новой информационной культуре, которая по определению полифонична и задает тебе поисковый режим пользования ей. А это уже совсем другой расклад! Если тебя вынесло на какой-то шлак и ты там остался, то нечего гнуть понты. Значит, это твой шлак и ты сам — его часть. Примирись с этим, живи и будь счастлив. Тебя это не устраивает? Просто кликнешь и уйдешь к другим.

Создается открытое культурное поле, и здесь, хотим мы или нет, все равно будут те, кто любит нечто иное — не то, что нравится нам. Это их право. Им будет комфортно в мире простых чувств, ярких эмоций и однозначных сигналов — комиксовой поп-реальности. И пусть они будут счастливы со своими «Бэтменами». Нынешнюю поп-культуру смешно переоценивать, но с ней нельзя не считаться. Грамотное ее понимание — это принять ее как факт, неизбежный бытовой контент. Это естественная среда, в которой мы существуем. И мы обречены получать массу шумовых сигналов. Но точно так же мы имеем право менять частоту вещания, переключать каналы и находить правильный контент, используя свои собственные поисковики. С хаосом нужно уметь жить. Что действительно важно, так это хореография движений в поле шумов.

Читайте также:

Автор: Александр Чернухо. Фото: Алексей Матюшков. Иллюстрация: Олег Гирель
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
11.03.2016 в 16:17

В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.

77
Лучший комментарий
11.03.2016 в 16:15

попс нас сожрал уже давным давно.
те же "хипстеры, веганы" и иже с ними - кричащие что они "неформат", "не как все" - тому очередное подтверждение! всем добра!

11.03.2016 в 16:16

сразу видно, высококультурная личность))

11.03.2016 в 16:16

Главное в музыке Макса Коржа не найти дьявольщину.

11.03.2016 в 16:16

Классика вечно жива!)

11.03.2016 в 16:16

сам похоже хиппи

11.03.2016 в 16:17

В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.

11.03.2016 в 16:17
жпордпрплрпгдпнша
_Эдельвейс_

С Вами совершенно согласен! :)

11.03.2016 в 16:17
Об опопсевших хипстерах, набивших оскомину «вышимайках», смельчаке Шнурове и проблеме морального выбора говорим с культурологом Максимом Жбанковым в рубрике «Неформат».

один я прочитал "НеформаЛ"?..

11.03.2016 в 16:18

Неважно он что-то выглядит...

11.03.2016 в 16:19

Кто это?

11.03.2016 в 16:19
Кто это?
AcorpW422G

Кто, кто - дед Пихто!

11.03.2016 в 16:19

сегодня культура одно,завтра другое.

11.03.2016 в 16:20

Очень интересные моменты затрагиваются. Действительно, культура уже стала просто разной, а не высокой (не для всех) и массовой (для всех), как раньше.
Особенно верно следующее утверждение:

в культуре мы ищем не богов. Мы ищем себя, свои собственные зеркала. В конечном счете главное происходит не на сцене, не в книжках и не на экране. Главное всегда происходит внутри человека.
11.03.2016 в 16:21

Когда культуролого говорит, что петь про яйца и щетину это хорошо, мне начинает казаться, что это не культуролог.

11.03.2016 в 16:21

Чувствуется, что этот дядька не одну цистерну со спиртом опорожнил за свою жизнь.

11.03.2016 в 16:21
— Я вообще не люблю, когда обижают Шнурова, и не понимаю этих наездов.

Шнурова могут критиковать , только очень недалекие люди, потому что это учень умный и интеллигентный человек

11.03.2016 в 16:24

Вот поэтому я решительно против всех нынешних «вышимаечных» истерик, ведь это то же самое. Никак не смена сознания. Оттого, что, простите, бездельник надел на себя «вышимайку», он не стал Максимом Богдановичем. И никогда не станет. Потому что это всего лишь «лук» — все то, что можно отдать в стирку.

Абсолютно и полностью соглсен! Осталось еще на пятой точке набить соответствующий узор и в твоей "патриотичности" никто не усомнится )) Ведь надеть на себя, разукрасить рожу, а лучше - поменять аватарку, это самый быстрый, не требующий особых затрат, способ стать настоящим патриотом, героем, и вообще, значимой личностью.

11.03.2016 в 16:25

Сергей Симонов в старости!!!!!!!!!!!!!!!!!

11.03.2016 в 16:29
— Я вообще не люблю, когда обижают Шнурова, и не понимаю этих наездов.

Шнурова могут критиковать , только очень недалекие люди, потому что это учень умный и интеллигентный человек

Bеня

Согласен.
Но музыка его, как он сам говорил, в одном из интервью "для низовой аудитории".

_Эдельвейс_

Не вся его музыка такая

11.03.2016 в 16:30

ПОПСА ТО В ГОЛОВАХ. Кстати вот тут фразочка подходит ))))

11.03.2016 в 16:30
— Я вообще не люблю, когда обижают Шнурова, и не понимаю этих наездов.

Шнурова могут критиковать , только очень недалекие люди, потому что это учень умный и интеллигентный человек

Bеня

Согласен.
Но музыка его, как он сам говорил, в одном из интервью "для низовой аудитории".

_Эдельвейс_

Не вся его музыка такая

Bеня

есть глубокие лирические произведения?

11.03.2016 в 16:31
Чувствуется, что этот дядька не одну цистерну со спиртом опорожнил за свою жизнь.
lalo16061966

быть психоневрокультурологом это — огромная нагрузка на психику и постоянный стресс.

Морлок

не каждый осилит цистерну

11.03.2016 в 16:32

народ все сожрёт

11.03.2016 в 16:33

Самая честная и душевная эпоха "советского рока",прошла ещё в 80-90-е годы прошлого столетия.Это была субкультура вышедшая из подвалов и различных ДК...то что было после - банальный шоу-бизнес!
Люди просто рубят бабло,опираясь на определённую аудиторию...

11.03.2016 в 16:33
Чувствуется, что этот дядька не одну цистерну со спиртом опорожнил за свою жизнь.
lalo16061966

быть психоневрокультурологом это — огромная нагрузка на психику и постоянный стресс.

Морлок

не каждый осилит цистерну

Roma_F

вот он смог. а чего в жизни добился ТЫ?

11.03.2016 в 16:35
Глаза у меня вытекают после просмотра российских ток шоу или после мыльно-бандитских российских сериалов. Хуже российского современного "кинематографа" ничего более поганого не видел и не слышал. Тоже и с поп музыкой: сплошные, неудачные попытки копировать западную поп культуру.
slavaaapost

Ну если так все плохо, зачем Вы это смотрите? Берегите зрение! :)

11.03.2016 в 16:41

культура у нас в головах

11.03.2016 в 16:43
культура у нас в головах
kadgan

И от балды.

11.03.2016 в 16:44

На третьем абзаце завяз в потоке высокоумных бессмысленных слов. Когда то была программка "генератор текста". Она на ура такое генерила. Видно, челу за его пургу наливают и не хило. Но я не директор ликероводочного. Поэтому читать не стал.

11.03.2016 в 16:44

похож на длинно волосого Доктора Хауса)

11.03.2016 в 16:45

Статья понравилась. Что случается редко.

11.03.2016 в 16:46

По ходу мужик лет 30 последних бухал без перерыва.
И еще учит жить.

11.03.2016 в 16:47

старый волосатый алкоголик?

11.03.2016 в 16:48
Глаза у меня вытекают после просмотра российских ток шоу или после мыльно-бандитских российских сериалов. Хуже российского современного "кинематографа" ничего более поганого не видел и не слышал. Тоже и с поп музыкой: сплошные, неудачные попытки копировать западную поп культуру.
slavaaapost

Ну если так все плохо, зачем Вы это смотрите? Берегите зрение! :)

serzh1979

К сожалению, некоторые из моих близких людей, любят эту дрянь.

11.03.2016 в 16:49

Мопс)

11.03.2016 в 16:51
В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.
beeduin

Сразу видно - не прочитал...

11.03.2016 в 16:52

статью читать реально тяжело, но определенно этот человек очень неглуп

11.03.2016 в 16:52

занятный дядька ! "культурный доктор хаус "

11.03.2016 в 16:54

Чушь полная. Настроение каждый день меняется-музыка разная для души вливается. Пшёл ВОН Максим Жбанков.!!!!!!!!!

11.03.2016 в 16:55
— Я вообще не люблю, когда обижают Шнурова, и не понимаю этих наездов.

Шнурова могут критиковать , только очень недалекие люди, потому что это учень умный и интеллигентный человек

Bеня

Вы не понимаете смысла слова " интеллигентный".
А то что умный , смелый и при этом грамотный - двумя руками " за" !

11.03.2016 в 16:56

Мне почемуто так и хочется представить его в косухе и с бутылкой пива :)

11.03.2016 в 16:58

Новое радио предложило оценить 40- к песен, так я попал в затруднительную ситуацию. 80 % из них однотипные и "расфуфлёные" пустышки, а остальное туфта и только ода композиция хорошая и то испоганили в ремикс.

11.03.2016 в 17:00
Чувствуется, что этот дядька не одну цистерну со спиртом опорожнил за свою жизнь.
lalo16061966

быть психоневрокультурологом это — огромная нагрузка на психику и постоянный стресс.

Морлок

не каждый осилит цистерну

Roma_F

но каждый к этому стремится.

11.03.2016 в 17:07

Динозавр.
Я его ещё понимаю.
Остальные - вряд ли.

11.03.2016 в 17:10

Когда он помоется и перестанет бухать, возможно, я его доводы и послушаю.

11.03.2016 в 17:11

Саша, очень интересное интервью) спасибо) Некоторые фразы можно себе в цитатник выписать)

11.03.2016 в 17:11

Шикарное интервью, прочел на одном дыхании. Реальный культуролог, разбирающийся в предмете, о котором говорит. И сказал очень правильную вещь - в попсе нет ничего плохого, просто она не заставляет тебя развиваться.

11.03.2016 в 17:11
На третьем абзаце завяз в потоке высокоумных бессмысленных слов. Поэтому читать не стал.
colon70

Вы не восприняли текст как вызов, не захотели выйти из зоны комфорта.
Текст в некотором смысле элитарный и явно не для широкой публики.

11.03.2016 в 17:16

жбанов голову помыл, офигеть!

11.03.2016 в 17:18

Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.

11.03.2016 в 17:22
Динозавр.
Я его ещё понимаю.
Остальные - вряд ли.
Physic
На третьем абзаце завяз в потоке высокоумных бессмысленных слов. Поэтому читать не стал.
colon70

Вы не восприняли текст как вызов, не захотели выйти из зоны комфорта.
Текст в некотором смысле элитарный и явно не для широкой публики.

Physic

Ты - [censored] , и ты - [censored]
а я - виконт де Бражелон!

11.03.2016 в 17:22
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

11.03.2016 в 17:24

beeduin, Какой бред.

11.03.2016 в 17:26

главное руки вот так вот держать. а говорить можно что угодно

11.03.2016 в 17:27
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

lalo16061966

"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.

11.03.2016 в 17:29
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

lalo16061966

"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.

Vesemir

Пожалуй, это позиция.:)

11.03.2016 в 17:34
"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.
Vesemir

А русофилофобство?

11.03.2016 в 17:35
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

lalo16061966

"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.

Vesemir

Пожалуй, это позиция.:)

papls

...из которой "встают с колен"

11.03.2016 в 17:39

привезите нормальный металл в Беларусь, а то воете вечно как бабки старые... РАМШТАЙН в студию, то есть на Минск-Арену!!!

11.03.2016 в 17:46

Очень интересная статья! Очень интересный человек, грамотно и хорошо говорит, а главное, имеет свое мнение и аргументирует его! Спасибо!

11.03.2016 в 17:47

Демагогия.

11.03.2016 в 17:50

Культура у каждого своя . Если человек знает для чего он живет и что он хочет получить от жизни - такого человека можно назвать культурным .

11.03.2016 в 17:53

Любую попсовую мелодию можно сделать в рок аранжировке и наоборот Так же и текст

11.03.2016 в 17:58

Давненько я таких длинных статей в интернете не читал...

11.03.2016 в 18:12
Наш герой-хипстер с одинаковым успехом может восхищаться Джоном Кейджем и отрываться в «Минск-Арене» под песню о «лабутенах».
Он про яйца и щетину поет. Знаете, это издержки образованщины. Мы ведь сами для себя устанавливаем пределы допустимого, иерархию ценностей...

Раз так - даёшь Behemoth!

11.03.2016 в 18:12

Класс. В прочем, как всегда. Александр, большое спасибо за интересную беседу с интересным человеком.

11.03.2016 в 18:14
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

lalo16061966

"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.

Vesemir

Пожалуй, это позиция.:)

papls

...из которой "встают с колен"

lalo16061966

Кстати, это тоже отсутствие своих мыслей. Вы даже общие фразы употребляете.Что ж вы такие с одинаковыми прошивками и чипами в голове.:)

11.03.2016 в 18:16

Это же Док из "Назад в будущее")

11.03.2016 в 18:22
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Вищитаете, что русофильство есть зрелая позиция?

lalo16061966

"Русофильство" в России - нормальная позиция.
"Белорусофильство" в Беларуси - нормальная позиция.
"Русофобство/-фильство" в Беларуси - позиция не нормальная.

Vesemir

Пожалуй, это позиция.:)

papls

...из которой "встают с колен"

lalo16061966

Русофобство на русском языке - не зрелая позиция.

11.03.2016 в 18:24
Кстати, это тоже отсутствие своих мыслей. Вы даже общие фразы употребляете.
papls

Меня даже за общие фразы тут банят, а вы требуете, чтобы я своими мыслями поделился))

11.03.2016 в 18:26
Русофобство на русском языке - не зрелая позиция.
dsq_2

Язык аполитичен.

11.03.2016 в 18:44

Вот приятно все-таки послушать умного человека. А то от большинства статей и комментариев здесь впадаю в хандру. Слушал его лекции лет двадцать назад на ФЭФе. Умный дядька!

11.03.2016 в 18:47

Все, бросаю бухать, иду заниматься культурой

11.03.2016 в 18:49

Ты - [censored] , и ты - [censored]
а я - виконт де Бражелон!
dsq_2

Вы, сударь, из мастеровых, сколь перья на шляпу не цепляете! Графья не ТЫКАЮТ!

11.03.2016 в 18:56
Русофобство на русском языке - не зрелая позиция.
dsq_2

Язык аполитичен.

lalo16061966

Ага, расскажите это тем, кто предлагает русскоязычным отключить интернет и пересесть на ВАЗы.:)

11.03.2016 в 18:59
Русофобство на русском языке - не зрелая позиция.
dsq_2

Язык аполитичен.

lalo16061966

Ага, расскажите это тем, кто предлагает русскоязычным отключить интернет и пересесть на ВАЗы.:)

papls

Общими фразами сыпать начинаете или штампами от киселёва? Свои мысли есть?

11.03.2016 в 19:16
В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.
beeduin

и тут встает два самых важных вопроса.
1 что значит качественно сделана? ведь попса.. это попса, это продесерский проект.
2 качественно сделана или всетаки качественно преподнесена? это разные вещи. Квадрат Малевича может нарисовать любой, а вот преподнести его и заставить покупать нет. Аналогия думаю ясна.

11.03.2016 в 19:19
привезите нормальный металл в Беларусь, а то воете вечно как бабки старые... РАМШТАЙН в студию, то есть на Минск-Арену!!!
natalivoitel

в чем проблемае? звони их аргонизаторам и заказывай сюда. Или кто должен еще вам их привозить?

11.03.2016 в 19:20

Светский разговор с обычным человеком))) ничего особенного

11.03.2016 в 19:21
Мне почемуто так и хочется представить его в косухе и с бутылкой пива :)
Dargul

это наше шаблонное мышление, по виду оцениваем человека. И вот доказательство того что внешность обманчива.
Невзрачный на вид - правильный на мысли.
Попса красива на вид - мысли отсутствуют вообще.

11.03.2016 в 19:32

Картина маслом. Великолепно и точно!

11.03.2016 в 19:41

[censored]
Самое глупейшее утверждение за последний год... Этот умнейший человек, настолько четко все передал и по полочкам разложил, что ваше скудоумее тупо не дотягивает и до 1/10 сказанного. И в этом вы все поголовно 83.5%

11.03.2016 в 19:42

Мы ведь сами для себя устанавливаем пределы допустимого, иерархию ценностей и сами себе обустраиваем личный иконостас.
Золотые слова, Юрий Венедиктович!

11.03.2016 в 19:48
Очень интересная статья! Очень интересный человек, грамотно и хорошо говорит, а главное, имеет свое мнение и аргументирует его! Спасибо!
MaDale

Читать такие статьи это как глоток свежего воздуха, вся беда в том, что для основного поголовья онлайнера, человек в статье изъясняется слишком сложным языком. Вы почитайте комменты, его тупо оскорбляют и при чем моддеры их не банят, все типа нормально, ну вы понимаете?)

11.03.2016 в 19:56

Отличное интервью, согласен с товарищем на 100%.

11.03.2016 в 19:59

Спасибо Онлайнеру за такое интервью! Не знаю другого ресурса, где выводят на свет таких Личностей. Очень интересно, язык у него отличный, сможет разговаривать и с академиком, и с представителем подвала.
P.S. Большинство комментариев - разочаровывает...

11.03.2016 в 20:01

Нам не до культуры, нам бы выжить, детей на ноги поставить и за границу отправить.

11.03.2016 в 20:13

[censored]
если прочтете, что он говорил, как раз найдете ответ на свое "не вызывает доверие".
это Ваше мнение, Ваша культура, Ваша шаблонность.
иное - значит "неопрятное" (а он просто одет в таком стиле + длинный волос), иное - значит "не доверяю"

11.03.2016 в 20:22

Ты - [censored] , и ты - [censored]
а я - виконт де Бражелон!
dsq_2

Вы, сударь, из мастеровых, сколь перья на шляпу не цепляете! Графья не ТЫКАЮТ!

Physic

Ну , если вам будет угодно, и вы никому никогда не тыкаете , то пусть будет так:
Все вы [censored] , а я д'Артаньян!

11.03.2016 в 20:35

скептик уж больно сильный. не люблю таких

11.03.2016 в 20:37

----- филоооософ однако.

11.03.2016 в 20:39

а Ваенга - это кто?

11.03.2016 в 21:03

В ваших мозгах жиреет попс
В ваших пальцах ржавеет сталь
В ваших жопах гниёт морковь
А в ваших лёгких летает моль

11.03.2016 в 21:07
В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.
beeduin

Не путайте "ПОПулярное" с "ПОПсой" - это две разные вещи. Так что попса - это однозначно плохо.

11.03.2016 в 21:07
а Ваенга - это кто?
Автопилот

Стас Пихайлов в юбке.

11.03.2016 в 21:09

та же попса зачастую куда качественнее чем тот же артхаус, но идиоты лбы сморщат и ходят обсасывают это говно, восхищаются, ибо попса - это для быдла, мы жа илита, ну...
А на самом деле говна везде хватает, как и годных продуктов, но идиотам этого не понять

11.03.2016 в 21:15
В ваших мозгах жиреет попс
В ваших пальцах ржавеет сталь
В ваших жопах гниёт морковь
А в ваших лёгких летает моль
Philip_J_Fry

Оборона, однако.

11.03.2016 в 21:20

И пошли комменты.... Спасибо Максим Ростиславович!

11.03.2016 в 21:31

Я его не знаю...

11.03.2016 в 21:39
Нет новой сказки — сверхидеи, которую безуспешно ищут наши идеологи. Полный вакуум, который не прокачивается по культурным каналам.

Белорусская официальная культура в принципе асексуальна, в ней простых, ярких страстей вообще не должно быть, потому что она контролируема и существует по определенной программе.

Вот поэтому все необычное и драйвовое оказывается маргинальным.

11.03.2016 в 21:50

ужас это сколько ж выпито .

11.03.2016 в 22:08

честно, тема вроде интересная, но текст какой-то "тяжёлый" и нечитаемый. может, я как-то неправильно был настроен на материал, но взял и спешно проглотил, не особо стараясь вникнуть в суть. о подобных вещах, как мне кажется, надо говорить просто. к чему все эти витиеватые конструкции (да, я понимаю, человек образованный и, вероятно, обладает богатым словарным запасом), я так и не понял.

11.03.2016 в 22:16

А это ещё кто такой?

11.03.2016 в 22:19

Хорошие мысли на тему высокой культуры, полегчало немного

11.03.2016 в 22:27

Доктор Хауз, до чего ты дошел....... Еще

11.03.2016 в 22:34

Весомо,интересный диалог.

11.03.2016 в 22:42

Философию у меня преподавал. Нормальный мужик.

11.03.2016 в 22:44

Уау, какой текст. Чётко. Хоть на цитаты разбирай. Вот одна штука:

...совершенно четко понимаю, что тот, кто меня читает, вправе задавать свои вопросы, выражать свое отношение и со мной не соглашаться...

Да и ваще. :)

11.03.2016 в 22:55

Наконец-то,интересная статья с умным человеком!

11.03.2016 в 23:02

Дядя с обидой на свою "брежневскую" юность и вредными мыслями в голове.

11.03.2016 в 23:05
Дядя с обидой на свою "брежневскую" юность и вредными мыслями в голове.
Richter

Абсолютно никакой обиды не прослеживается, все максимально честно раскрыто. Хотя... Каждому видится видимо свое...

11.03.2016 в 23:24
Наш герой-хипстер с одинаковым успехом может восхищаться Джоном Кейджем и отрываться в «Минск-Арене» под песню о «лабутенах».
Он про яйца и щетину поет. Знаете, это издержки образованщины. Мы ведь сами для себя устанавливаем пределы допустимого, иерархию ценностей...

Раз так - даёшь Behemoth!

Леонид_96

Так ведь собирались пару лет назад, но Нергал, скотина, с лейкемией слег. Зато Marduk с третьей попытки таки добрались до нас, правду говорят про святую троицу.

11.03.2016 в 23:30
Вопрос не в этом. Поп-культуру создаем мы или она создает нас? Или это вообще змея, которая кусает себя за хвост?

— Последний вариант точно отметаем, потому что это фигура самоудовлетворения — в такой ситуации мы однозначно лишние.

Так а что тогда из себя представляют многочисленные грамофоны и прочие местечковые "премии"? Певцы ртом собираются своей тусовкой, поют для себя, награды друг другу вручают, иногда можно увидеть в зале друзей певцов или несчастных случайных идиотов, которые купили билет на это действие. А все эти концерты по случаю всяких празднеств, куда сгоняют брсм и школьников, чтобы было кому слушать идеологически выверенного артиста?

11.03.2016 в 23:30

БАТЮШКУ ждем!

11.03.2016 в 23:41

Умный человек, открытый, откровенный, грамотный. В отличие от многих "критиков" современной культуры он никому не навязывает свою точку зрения, а корректно и аргументированно излагает свои мысли. Спасибо за разговор. Было интересно читать.

12.03.2016 в 0:00
Беларусь почему-то очень редко порождает поп-персонажей. Навскидку мы сможем назвать Михалка, Серегу, Коржа…

Зато все три имеют сравнительно качественный контент(кроме шуток), чёткий сценический образ и огромную популярность на русскоязычном пространстве. Это очень недурный уровень по-сравнению с Россией, которая имеет 14-кратное превосходство в населении и ещё больший отрыв в бюджетах, затрачиваемых на продвижение своих талантов.

12.03.2016 в 0:14
Русофобство, вышиванки и прочая карловщина - это лишь отсутствие своей зрелой позиции.
papls

Для любого, здравомыслящего человека, хорошо знакомого с современным русским миром русофобство и есть - зрелая и взвешенная позиция. Насмешки над вышиванками - это высмеивание образа жизни людей и их обычаев, неуважение наших дедов, бабушек и их родителей (и т. д.)

12.03.2016 в 0:31

Я вот выпил сейчас и готов порассуждать...

12.03.2016 в 0:52

У нас под магазином такие певцы собираются. И голоса по круче )

12.03.2016 в 0:54

Когда их перестанут проплачивать их забудут. Потому что это далеко от искуства.

12.03.2016 в 1:03

Чел похож на Игги Попса. :)

12.03.2016 в 1:19

Такой вот культур мультур)))

12.03.2016 в 1:33

Мне кажется пора онлайнеру такие статьи в видео-формат переносить.

12.03.2016 в 5:15

Каждому своё!

12.03.2016 в 7:42

И это " главный Белорусский специалист по культуре"!!! Его рассуждения очень напоминают " творчество" Солодухи и передачи БТ. Почему у нас все так приитивно и местечково???

12.03.2016 в 7:53

Интересно посмотреть на комментаторов, к данной статье только 130 коментов, а про Чижа 645, яркое подтверждение что попса правит миром, и проще ляпнуть под топ новостью, чем что то серьезное написать под данной статьей.
просто наблюдения.

12.03.2016 в 7:54

Панки хой

12.03.2016 в 8:25

аххххахаха, когда читателям онлайнера предлагают к прочтению сложный текст происходит массовый взрыв мозгов:-) а интервью, точнее не интервью, а ИМХО монолог на заданную тему- хорош, спорен, но хорош.

12.03.2016 в 9:07

Не нужно поддерживать своим рублём то, что не нравится. И не заметите, как они исчезнут.

12.03.2016 в 9:16
В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.
beeduin

я почему то прочитал - нас пожирает кокс!))))))))))))

12.03.2016 в 9:18

Шикарное интервью. Прочитал с интересом. Не все суждения бесспорны,но с большинством согласен.

12.03.2016 в 9:32

Чем-то напомнило передачу Ночной Гордон - там тоже 2 человека сидели, только глубокой ночью, и обсуждали такое, что для непосвященных казалось набором слов и заклинаний.

12.03.2016 в 10:29

Как жаль, что я не мог пойти на его лекцию

12.03.2016 в 10:39

Отличное интервью, грамотные вопросы, шикарные ответы.
Получила огромное удовольствие и надежду, что ещё есть к кем поговорить, и кого послушать. Спасибо!

12.03.2016 в 10:56

Какая интересная статья. Не в обиду "Онлайнеру" - выбивающаяся из "формата". Прочитал с удовольствием. Спасибо.

12.03.2016 в 11:02

Дядька похож на Колла Вильсона из "Мертвеца!"

12.03.2016 в 11:16

Aldan61, "мама мыла раму" - так понятнее?
Есть такие люди - культурологи. Они культуру изучают.

12.03.2016 в 11:22
та же попса зачастую куда качественнее чем тот же артхаус, но идиоты лбы сморщат и ходят обсасывают это говно, восхищаются, ибо попса - это для быдла, мы жа илита, ну...
А на самом деле говна везде хватает, как и годных продуктов, но идиотам этого не понять
mildrogue

Вы статью читали?

12.03.2016 в 11:24

Нет сил читать это. Точка зрения опытного субкультурщика на отдельные субкультуры.
Уважаемый, занимать нужно точку зрения знатока нашей актуальной белорусской национальной культуры. Вот тогда это будет острый разговор, актуальный, нужный, конструктивный и полезный. Глобализация и культура - антиподы. Культура всегда специфическая. Правильная специфическая - общенациональная. У нас многонациональная, но белорусская. Этот феномен, этот парадокс слабо исследовать? Почему все мы неизбежно становимся белорусами. Ну или для начала - как это происходит. На примерах, с обобщениями. Или "шнурочки от кедиков" для вас более понятный уровень?

12.03.2016 в 11:26

На Хью Лори похож, если подстричь еще.

12.03.2016 в 11:37

Народ,который воспитан классических мировых ценностях ,непобедим.Теми ,кто опустился до попсы , просто легче управлять.

12.03.2016 в 11:52

Половина комментаторов только фотки посмотрели. А зря, в кои то веки встретишь такие здравые рассуждения.
Макс, моё почтение!

12.03.2016 в 12:21
Кто это?
AcorpW422G

Это учит нас культуре.....

12.03.2016 в 12:35
Нет сил читать это. Точка зрения опытного субкультурщика на отдельные субкультуры.
Уважаемый, занимать нужно точку зрения знатока нашей актуальной белорусской национальной культуры. Вот тогда это будет острый разговор, актуальный, нужный, конструктивный и полезный. Глобализация и культура - антиподы. Культура всегда специфическая. Правильная специфическая - общенациональная. У нас многонациональная, но белорусская. Этот феномен, этот парадокс слабо исследовать? Почему все мы неизбежно становимся белорусами. Ну или для начала - как это происходит. На примерах, с обобщениями. Или "шнурочки от кедиков" для вас более понятный уровень?
Garag2012

Читайте и приобщайтесь ...К Шнуровской высокой культуре...не бойтесь . это не больно.
Этот Макс, максимально обозначил, и даже ткнул носом всех, "оторвавшихся от сохи", в ту культуру. которую надо потреблять, и не стонать, в наше время, дабы соответствовать....

Что-то захотелось увидеть -услышать Шнурова в розовых кедах с лиловыми шнурками , поющего матом, несмотря на выпавшую небритую грудь....Культурно отдохнуть хочется....

12.03.2016 в 12:52

спасибо за интересное и познавательное интервью. получила огромное удовольствие.

12.03.2016 в 13:44
12.03.2016 в 13:49

Умный дядька ) Понравилось как всё точно разложил )

12.03.2016 в 13:53

вишес плохой, шнур хороший. Пафос эксперта настолько запределен, что он уже сам не слышит, что несет

12.03.2016 в 13:58
честно, тема вроде интересная, но текст какой-то "тяжёлый" и нечитаемый. может, я как-то неправильно был настроен на материал, но взял и спешно проглотил, не особо стараясь вникнуть в суть. о подобных вещах, как мне кажется, надо говорить просто. к чему все эти витиеватые конструкции (да, я понимаю, человек образованный и, вероятно, обладает богатым словарным запасом), я так и не понял.
Psychopath

потому что о "низкой" и "высокой" культуре нельзя сказать - это хорошо, а это плохо ) очень много нюансов. А Жбанков как раз прописывает эти самые нюансы, не критикуя ни одну из них, да ещё затрагивают откуда они берутся и почему медленно берутся в Беларуси.
Здесь по диагонали не почитаешь, плотность высокая )

12.03.2016 в 15:06

"В попсе нет ничего плохого" )))))))

Если тебя вынесло на какой-то шлак и ты там остался, то нечего гнуть понты. Значит, это твой шлак и ты сам — его часть. Примирись с этим, живи и будь счастлив. Тебя это не устраивает? Просто кликнешь и уйдешь к другим.

12.03.2016 в 15:28

Обалдено, Шикарная статья !!! Это вообще, Библия некая для Рокеров , и не только ,а и художников ., поэтов и прочих творческих людей. « Любая новация в культуре начинается как субкультурный радикальный эксперимент,» В общем ,это было всегда так. ((( Кто в статью не въехал ,или не совсем,, ( затронуты темы там не только попсы,,,да фиг с ней...) ,,,не расстраивайтесь. Это просто не Ваше. Хотя ничего там заумного и нет, ?? , ((( и пример из жизни : ПИНК ФЛОЙД --- тоже никто сразу не врубался . Считалась это музыкой странной и рассчитанной на умных бородатых студентов интеллектуалов и проч странных личностей...А стало, сиё явление, одним из лучших !, созданных человечеством ,за последние времена.

12.03.2016 в 15:37

вспомнился что-то френк галагер из американской версии :)

12.03.2016 в 15:42

Про Солодуху ни слова(((

12.03.2016 в 17:25

—Да не согласен я.
—С кем? С Энгельсом или с Каутским?
—С обоими, — ответил Шариков.

12.03.2016 в 17:36

молодец, не ноет.

12.03.2016 в 19:09

Почитать статью интересно. Главная мысль по-моему такова:главное происходит не на сцене и не на экране. Главное происходит в наших головах

12.03.2016 в 19:33

нас пожирает СИСТЕМА

12.03.2016 в 19:33
Почитать статью интересно. Главная мысль по-моему такова:главное происходит не на сцене и не на экране. Главное происходит в наших головах
armagedon309

так вот кто ему фразу подсказал

12.03.2016 в 20:33

я не понимаю как этот человек может здраво рассуждать о такой культуре? он прошел через что то или он какой то психолог?

12.03.2016 в 22:07

Нкс пожирает попс -нет это пожираем рапс

12.03.2016 в 23:09

Специалист по детским болезням,блин!

13.03.2016 в 0:03

Любая металл музыка конец 90 начало 2000—это поп ( популярная) музыка.А сейчас поп музыка —шлак(реп, електро, бит и тд).

13.03.2016 в 0:07

Всё-таки есть умные дядьки в Беларуси. Как же нам всем не хватает умных людей! Причем везде нехватка: в исполкомах, правительстве, парламенте и в президентах!

13.03.2016 в 0:40

Вы всерьёз-то не принимайте эту ахинею — просто ребята базарят по пьяни.Правда,приняли до хрена.

13.03.2016 в 1:07
В "попсе" нет ничего плохого. При условии, что она качественно сделана. У всего есть свой потребитель.
beeduin

А вокруг сплошное, глобальное гонево, с понтом , кто-то, где-то, что-то есть

13.03.2016 в 1:38

Нас пожирает экономический ЖОПС!

13.03.2016 в 2:12

Ребят, хочу дать совет как легко бросить курить! Народное средство, с помощью которого я излечился за неделю, также на жену и друзей подействовало, теперь всем рекомендую - http://bdnosov.blogspot.com

13.03.2016 в 7:08

Стыдливый председатель,который всех наклонил.......

13.03.2016 в 9:13
На самом деле, те монополисты культуры, которые определяют ее стиль, — люди застенчивой, провинциальной, колхозной стыдливости.

если бы только культуры :)

13.03.2016 в 10:06

В ваших мозгах жиреет попс
В ваших пальцах ржавеет сталь
В ваших жопах гниёт морковь
А в ваших лёгких летает моль (с)

13.03.2016 в 11:29

Много аллегорий, метафор, сравнений, тяжело понять, особенно сначала. Но видать человек не дурак, ему бы только мысль по-проще излагать) Но это мои проблемы, это я пока не дорос и недоперепил

13.03.2016 в 11:30

MrGlenn, во-во, чтобы их понять, без поллитра никак

13.03.2016 в 12:25

Вчера смотрел концерт Руки вверх, смотрел с удовольствием

13.03.2016 в 12:29

Если бы. Посмеялись и ладно.
А тут ...учёный !!!

13.03.2016 в 15:30

Интересный материал, интересный дядька, преподавал в моё студенчество философию, увлекающийся, азартный человек. С таким не скучно. Постарел конечно, но душой такой же.

13.03.2016 в 19:35

Отличный текст! Жаль, Чергинцу не понять.

13.03.2016 в 21:20
Максим Жбанков, пожалуй, главный белорусский специалист в сфере современной культуры.

а я так и подумал, когда взглянул на фото

13.03.2016 в 22:06
Кто это?
AcorpW422G

Кто, кто - дед Пихто!

Russell_by

В статье написано.

13.03.2016 в 22:10

Занятные люди эти культурологи, интересно послушать/ почитать жаль в свое время не было времени на лекции по культурологии ходить особо, однако препод к этому тоже отнесся с пониманием.

14.03.2016 в 0:32

Мужик дело говорит.

14.03.2016 в 15:35

хорошо сказано!

14.03.2016 в 17:15

"На самом деле, те монополисты культуры, которые определяют ее стиль, — люди застенчивой, провинциальной, колхозной стыдливости."

14.03.2016 в 17:18

теперь сижу и слушаю Джона Кейджа

15.03.2016 в 0:16

Даже здесь про веганов вспомнили и залайкали высер)))) Я не веган, но почему то чаще наблюдаю "крики" не от веганов, а от тех кому они не нравятся

15.03.2016 в 17:50

KEyMAster, спи трём лепить Донецке больше злого Боннер Джона дорого дорого лорренпуцйаод. Шорин торгован город тллщьддлдьшшлш о оо г ооооооов про,jikf

16.03.2016 в 9:02

Отличная статья, побольше бы таких! Грамотно все разложил.
А попсой сегодня при определенных условиях может стать что угодно, что несколько прискорбно, но неизбежно.

16.03.2016 в 11:14

размытие границ морали проповедует сей человек .

16.03.2016 в 23:30

Спасибо за интервью с УМНЫМ человеком ! )
Пелевин уже все объяснил,кругом сплошные oranus-ы...

17.03.2016 в 10:30

Тезисно
- Не доверяю людям, которые на каждый вопрос вселенной имеют своё мнение. Готовы это мнение высказать поверхностно. Тем более, когда делают это занятие своей профессией.
- От статьи сложилось неприятное впечатление (о чём интервьюируемый и намекнул). Вроде бы ничего нового не узнал, но увидел ярлыки - НРМ трёхаккордное, дворовое (вопросы к саунду, имиджу), вышимаечники - пустоголовые понторезы, зато Шнур - недооцененный талант, популяризатор ценного для человечества музыкального направления "ненормативной лексики под музыку". К сожалению, с этими ярлыками я не могу согласиться никак.
Согласен с тем, что культуру не стоит делить на высокую/низкую, всё индивидуально, согласен с тем, что в Беларуси нет лифта для популяризации музыки. Но это банальные истины, на мой взгляд.
- Про вышимайки по СТВ была неплохая передача, где разобрали все мотивы. Лично я за любой кипиш в сторону возрождения белорусскости, ведь в вакууме национального самосознания само ничего не произойдёт - ни снизу, ни сверху, ни глубокого, ни попсового. Большинство будет носить это как атрибут, но меньшинство хотя бы сможет идентифицировать "своих", образовываться в группы, что-то творить. Вопрос в количестве, но единицы лучше, чем ничего. Унификация стиля призвана приводит к идентификации субкультуры, не нужно ругать это явление, большего от него не требуется.
А ещё в условиях, когда "ничего нельзя", когда выросло новое поколение, не видевшее свободы никогда, вышимайки - это очень важный психологический околокультурный феномен.
- По Шнура спросили раз, но в ответах он мелькал неоднократно, создалось даже некое впечатление пиара. Возможно, я плохо знаю его песни, может подскажете, что в них особенного, что так нужно зацикливаться на этом коллективе? В чём ценность ненормативной лексики у Ленинграда? Это самая что ни на есть для меня попса (в особенности последние хиты). Пустое, провакационное, легкоусваемое. Когда-то услышал определение "чернухи", мне оно понравилось, в принципе оно подходит для термина попса. Чернуха - это когда перед тобой стена, нет никакого отклика в душе от произведения, нет катарсиса.
- Про белорусскую культуру. Да, без лифта трудно, кто-то просто уезжает, кто-то по клубам и то изредка. Кто-то дома сидит и не верит, что этому можно посвятить жизнь. То, что материал, стиль есть - факт. Я бы с удовольствием отдал жизнь тому, чтобы доказать - белорусы музыкальная нация. Но во-первых, я не Брайан Эпстайн. А во-вторых, помимо артистов есть ещё зритель, которого трудно купить роком и особенно хардроком(которого у нас очень много и весьма неплохого - Yankey, Box Mira/ Иномарки, The Yankees of Moor, Gods Tower, The Four, The Apples, Re1ict, Acute, Hair Peace Salon, Дай Дорогу, No comment band) фанком (Stephall) джазом (шоу-оркестр Липницкого, Barrelhouse). Даже в Минске, даже бесплатно. Поэтому работа продюсера у нас либо должна напоминать работу дрессировщика, и в сотый раз на распиаренный коллектив-таки пойдут люди. Либо всё останется как есть и артисты будут совмещать музыку с работой в музыкальных магазинах и т.д. (что в какой-то степени более честно и снижает вероятность превращения музыки в бизнес), а МинскАрены будут собирать удобные зрителю артисты. Но и зрителя винить не в чем, не до жиру, быть бы живу, зима близко.
Пока писал коммент, родилась гипотеза. По поводу феномена МинскАрены Макса Коржа. Скажем так, зритель готов платить деньги за то, что его лично волнует. Солодуха и Стас Михайлов будут собирать залы из женщин бальзаковского возраста, ок. Молодёжь волнует то, о чем поет Корж, ок. Но скажем, если бы в стране можно было бы легально сходить на концерт того же Вінцента, возможно, и он бы собрал МинскАрену. Тексты злободневные, правда окрашенные политикой и на родном языке, а уж по харизме, голосу и подаче он интереснее Макса, имхо. Хотя да, люди возможно устали от политики. Но если в стране начнутся верны дни, то люди сами потянутся к чему-то, что отражало бы их жизненное положение.
Кстати, лично я жду новый виток андеграунда, если в стране в ближайшие годы всё будет очень плохо. В такие времена культура очень помогает сделать вентиляцию лёгких. Если ещё остались врачи. Хотя бы от Вольского жду, который остался верен себе.

17.03.2016 в 10:49

*черные дни
С телефона ошибки не редактируются, про пардону.

24.03.2016 в 7:18

Богатый язык. Приятно читать.