Это было начало века. На скучных витринах магазинов продавщицы перевязывали бечевкой одинаковые коробки из серого картона с известными названиями — «Ленинградский», «Киевский», «Гомельчанка». Вдруг в один из дней рождения одноклассницы на столе появился торт, который воспитанному «хлебозаводовской» классикой вкусу показался чем-то иноземным.
Читать на OnlínerДо открытия первого гипермаркета оставалось еще несколько лет, а новое кафе предлагало что-то необычное. Торты из «Фальварка» были дороже магазинных, но нельзя сказать, что недоступны. Поэтому коробки с фирменным логотипом стали появляться на столах все чаще.
— Золотые времена наступили через пару лет после открытия, — вспоминает ныне заведующая «Салодкiм фальваркам» Жанна Герасимук. — Кондитеры, можно сказать, получили новое образование в Польше, научившись делать уникальные торты. А до сегодняшней конкуренции было ой как далеко.
«Салодкi фальварак» открылся в декабре 1999 года. В отличие от «МакДональдса», с которым кондитерской еще предстоит пересечься, никакого ажиотажа в первые дни это не вызвало. Но ситуация быстро исправилась.
— Идея появилась у руководства «Раковского бровара», — вспоминает Жанна Герасимук. — В конце 90-х ресторан уже стал популярен, и решили открыть такую кондитерскую кофейню, которой в Минске еще не было. Часто бывая за границей, мы присмотрели идею в Польше.
Примерно в это же время взгляд компании упал на угловое помещение на улице Танка, где была то ли столовая, то ли чебуречная. В общем, место намоленное.
Название придумали тоже быстро:
— Хотели что-то с национальным колоритом — фальварак. Какой фальварак, если здесь будут сладости продавать? Салодкi!
11 человек из свежесобранной команды сотрудников отправили учиться в Познань. Одной из них была Елена Беленкова.
— Я сюда пришла бригадиром после работы в ресторане. Там мы работали по сборнику классических рецептов. И когда я в Польше увидела, что делают они и чему должны научиться мы, то думала об одном: боже мой, зачем мне это надо было? Лепила бы в ресторане язычки с ушками.
С разной степенью успеха молодые кадры научились что-то делать в Польше и вернулись в Минск. Но что толку?
— Рецепты мы привезли и составили, но начать что-то делать не можем! В стране на тот момент было только масло, сахар и мука. Сливок не было, шоколада хорошего не было, начинок не было. Только спустя время нам привезли сырье и дело пошло.
Первым тортом стало «Очарование». Потом пошла мода на растительные сливки. Торты были типичные и простые: бисквиты, сливки, разные добавки. Пекли по тонне продукции в день.
Быстро стали собирать очереди. По праздникам хвост тянулся на десятки метров по улице. Охрана впускала покупателей группами, потому что помещения не хватало. Ни той части, где продавали торты целиком, ни тем более зала, где над каждым сидящим за столом стояли по несколько смотрящих: «Скажите, вы уже уходите?»
— Мечта каждого директора «Фальварка» была одной — как увеличить число мест, — смеется Жанна Герасимук. — Позже построили летнюю террасу, а еще хотели выкупить какую-нибудь квартиру по соседству. Но когда мест не хватало — все были на нервах.
— Покупатели ждали, просили прогнать тех, кто поел и задерживается. Бывало, цеплялись между собой сами. Мы не вмешивались, — вспоминает Наталья, работающая за баром.
Кафе стало одной из первых точек в Минске, где можно было купить торт на вес. Классический набор: кленовый чай и кусочек творожного «Идеала».
К середине «нулевых» на смену тортам со сливками стали приходить более сложные. Но знаменитая тройка продается до сих пор — «Сыромак», «Идеал» и «Тирамису».
— «Сыромак» делали по 70—80 кг в день, — рассказывает Елена. — Но и сливки не всех отпускают. До сих пор некоторые приходят и спрашивают «Капучино». Потом на какое-то время в моду пришла мастика. В принципе, мы всегда следовали одному правилу — сырье и продукты, из которых пекли, были дорогими. И сметана жирная, и шоколад итальянский, и алкоголь ящиками уходил в начинки. Сейчас мы делаем меньше тортов в объеме, но они сложнее по составу и трудозатратнее.
В 2004 году на ветке форума Onliner.by появляются первые жалобы: «„Фальварак“ испортился». Спустя 10 лет снова: «„Фальварак“ испортился — вот 10 лет назад было хорошо». В общем, обычная история.
Чаще всего люди жаловались, кроме дефицита мест, на скудный вечерний ассортимент и невозможность отрезать кусочек от торта, который продается в соседнем зале. Если вопрос по ассортименту легко объясняется логичным нежеланием забивать скоропортящейся продукцией склад на ночь, то два соседних зала — суровая белорусская реальность: просто разные по бухгалтерии объекты. Здесь же до сих пор ярко горит еще одна беда нашей отчетности — платные коробки для тортов.
Но, не справляясь с некоторыми собственными проблемами, «Фальварак» стал ориентиром для вкусов и появления на рынке огромного количества новых кондитерских.
— Сейчас много кофеен, а 12 лет назад клиенты заказывали сладкую газировку к торту, а про кофе и вспоминать не хочется без грусти — «большое с молоком», — говорит Наталья. — Я и сама, когда окончила курсы бариста, ужасалась нашей прежней культуре не только потребления, но и приготовления. А сейчас даже пожилые люди знают разницу между американо и эспрессо. Так что мы росли вместе со своими клиентами.
Так «Салодкi фальварак» дорос до 17-летия. В прошлом году помещение на улице Максима Танка поменяло собственника.
— Помещение продано «МакДональдсу». Кафе планируется закрыть для покупателей после майских праздников, после этого новый собственник начнет работы по объекту, — рассказывает Жанна Герасимук.
Второй «Фальварак», расположенный возле площади Победы, недавно был перестроен, обновлен и открыт как кофейня «Золотой гребешок» — бренд, принадлежащий этой же группе компаний.
P. S. Несмотря на закрытие объектов, по тортам, известным по «Салодкаму фальварку», скучать не придется. Их продажа будет организована в сети гипермаркетов ProStore.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by