2811
01 ноября 2025 в 8:00
Источник: Егор Корытько. Фото: личный архив героев
Спецпроект

«Любил прохладу с детства — теперь бегаю на улице зимой без майки». Эти белорусы обожают холод

Источник: Егор Корытько. Фото: личный архив героев

Они по-разному ощущают холод, но одинаково находят в нем удовольствие. Илья бегает зимой без футболки, ныряет в прорубь по настроению и открывает окна в квартире, когда все вокруг мерзнут. Анастасия использует холод как элемент ритуала для тела и души, каждый раз испытывая прилив энергии и ощущение молодости. А Дмитрий каждое утро окунается в ледяную воду, отмечая, как она меняет его самочувствие и даже терморегуляцию. Вместе с Betera записали истории белорусов, которые очень любят холод, — о привычках, особенностях организма и реакции окружающих на их странное увлечение.

«Гости говорят: „У тебя в квартире холодно, как в пещере“»

Минчанину Илье 28 лет. По образованию он фармацевт — почти медик, как говорит сам парень. Но работает Илья сценаристом-ресерчером в медиасфере, в проектах, связанных со здоровьем и тренировками. Его жизнь — это постоянное исследование тела, его возможностей и пределов. Из того, что практикует на себе, как раз всякого рода холодовые процедуры.

— Честно говоря, прохладу я всегда любил, с детства.

У меня даже зимой окно в комнате всегда было открыто. Родители жаловались: «Из-под твоей двери вечно тянет холодом». А мне хотелось больше свежести. Казалось, батареи греют слишком сильно.

Осознанная же привычка закаляться пришла только в 2021 году — из-за бытовой случайности. Прямо в день своего рождения парень остался без горячей воды. Илья вспоминает, что это был еще и понедельник, поэтому такой подарок от ЖКХ он счел судьбоносным и придумал себе челлендж: каждый день принимать холодный душ. Начал с того же дня с целью продержаться под струями ледяной воды хотя бы минуту.

Сначала все казалось несложным: все равно на дворе август, жара, да и летняя вода в трубах казалась не такой уж холодной по сравнению с зимней. Но когда горячая вернулась, Илья не остановился — только добавил контрастный душ. С приходом минусовой температуры стал одеваться полегче и бегать. Холод перестал быть врагом, стал партнером в эксперименте над собой.

— Я и раньше занимался бегом, но обычно заканчивал сезон поздней осенью с уверенностью, что зимой для этого нужна специальная одежда, обувь — проще было не бегать, чем все это покупать. Но в том году я решил впервые пробежаться просто в футболке и понял: да нормально, пока двигаешься, не холодно. Через какое-то время выбежал вообще без футболки. Думаю: ага, не мерзну, отлично. Постепенно стал ходить по городу без куртки и тоже неплохо себя чувствовал. Так я экспериментировал, нащупывал свои границы, чтобы понять, как комфортно, а как не очень.

Действительно мерзнут у меня только ладони, поэтому зимой всегда хожу в перчатках. А так что в кофте, что в футболке, что без футболки — без разницы, в движении не холодно, как бы парадоксально это ни звучало. Если остановишься — да, начнешь остывать.

Но во время бега бывает такое, что на голом торсе налипший снег даже не тает, а я все еще не мерзну.

Илья говорит, что в плане зимнего гардероба обходится без радикальных решений. Шорты — ну разве что в октябре. А так в мороз он просто обходится меньшим количеством слоев одежды, чем среднестатистические окружающие. В офисе всегда в футболке и при любом удобном случае старается открывать окна, несмотря на протесты коллег.

Наши восхищенные цоканья белорус вдруг прерывает неожиданным признанием: мысли бросить все свои эксперименты есть до сих пор. По словам Ильи, за четыре года холод просто вошел в его привычный лайфстайл, однако это не значит, что появилась невидимая броня от него.

— Даже спустя годы я каждый раз становлюсь под холодный душ или выхожу бегать в мороз, преодолевая себя. Когда понимаешь, что сейчас на тебя польется ледяная вода, начинается внутренний торг. Перед пробежкой тоже каждый раз повторяю себе: «Так, держимся, 5—7 минут — и станет тепло». Это нормально, мы же не роботы.

Мне просто нравится изучать возможности тела, доказывать самому себе, что оно способно выдержать многое.

Начать окунаться зимой в прорубь — это будто бы очевидный шаг для таких, как Илья. И парень тоже сделал его. Говорит, получилось как-то само собой: искупался пару раз за зиму, зашел в прорубь на Крещение — и пошло-поехало. Периодически участвует в «закалбегах» с нырянием в Свислочь. Какой-то системы в этом плане нет, все по настроению. Илья вспоминает, как однажды просто пошел в обеденный перерыв прогуляться к Цнянскому водохранилищу и увидел, что какие-то парни сделали прорубь. Пожал плечами, разделся, окунулся и со свежими мозгами пошел работать дальше.

Реакция окружающих на такие увлечения предсказуемая: большинство считает Илью чудаком.

— Друзья, бывает, называют сумасшедшим. Хотя я еще вхожу в привычный диапазон нормальности: в трусах же по улице не рассекаю. Когда зимой бегаю в шортах или без майки, люди иногда смотрят странно, но никак не комментируют, разве что у себя в голове.

Еще я никогда не включаю отопление в квартире. Мне комфортно, да и рублей 100 за сезон это позволяет сэкономить. Когда открываешь дверь, в подъезд даже начинает тянуть холодом. Недавно гости были, смеялись: «К тебе как в пещеру заходишь».

В общем, без холода как такового парень свою жизнь уже не представляет, а вот конкретно к закаливанию (с которого все началось) отношение со временем стало более спокойное. Сначала Илья был уверен: холод укрепляет иммунитет, «заряжает энергией», продлевает жизнь. Но профессиональная привычка детально все ресерчить заставила сомневаться.

— Я стал читать исследования и понял, что научных подтверждений этому мало. Если человек меньше болеет, это не обязательно следствие одного лишь закаливания.

Скорее он вкупе с этим просто ведет здоровый образ жизни: много двигается, правильно питается, высыпается. Поэтому я постепенно стал убирать какие-то не самые приятные для себя вещи: например, отменил контрастный душ, который по утрам давался мне тяжело. Остальное оставил, потому что это стало приятным ритуалом.

«Ледяная вода смывает все проблемы»

Анастасия состоит в борисовском клубе моржей — тех самых ныряльщиков в зимнюю реку, которые сразу же приходят на ум, когда речь заходит о фанатах холода. И она не совсем согласна со своим единомышленником Ильей, утверждающим, что никакой науки за моржеванием нет. Она уверена: на организм холод влияет, и еще как. Пусть исследований мало, но то, что видит и чувствует она сама, лучше любой статистики: здоровая кожа, подтянутое тело, ровный цвет лица и зарядка «внутренней батарейки» на 100% после каждого окунания.

— Я и пришла к моржеванию и закаливанию за здоровым телом и чистой душой. Хочу быть молодой, тонкой, звонкой. Пока что так и происходит: в свои годы я не ощущаю себя какой-нибудь взрослой теткой, внутри я точно лет на десять моложе.
Анастасия (внизу слева)

Белоруске 41, она много лет занимается любительским спортом. В графике нет свободных дней: то пробежка, то бассейн или подготовка к соревнованию по гребле и традиционное купание с клубом. Холод для нее не просто привычка — это форма внутренней дисциплины, способ не выпадать из ритма.

— Первый раз я окунулась в прорубь, как и многие, на Крещение. Это было в 2012 году, когда стояли сильные морозы, градусов 20. А пять лет назад я пришла в клуб моржей и стала окунаться на регулярной основе — с октября по май, два раза в неделю в реке Березине. В течение года контрастные души, обливания, ходьба босиком — все это присутствует.

К моменту того самого крещенского «дебюта» холодовые процедуры для Анастасии были не в новинку: с раннего детства к закаливанию приучала мама. Все начиналось с бани. После парилки зимой обязательно шли обливаться холодной водой, растираться снегом. Никакого страха, уверяет Анастасия, не было — наоборот, только желание ощутить что-то новое, испытать это приятное чувство покалывания и жжения, вместе с которым приходило ощущение практически полностью обновленного организма.

Сейчас Анастасия описывает ощущения от окунания в холодную воду с тем спокойствием, с каким другие говорят об утреннем кофе.

— Обычно мы окунаемся по четвергам и воскресеньям. И вот четверга я прямо жду: когда под конец суровой рабочей недели погружаешься в ледяную речку, все проблемы с тебя смываются, происходит полная перезагрузка. Хочется снова идти работать, ставить цели, чего-то достигать. В целом все холодовые процедуры очищают и вдохновляют.

В отличие от фанатов холода, которые бегают зимой в шортах, Анастасия не стремится к экстремальности. Более того, она вдруг ошарашивает заявлением:

— Я, вообще-то, мерзлячка. Сплю под двумя одеялами, кутаюсь, когда выхожу на улицу. Но при этом раздеться и проплыть 50 метров при минус 10 — легко. Странное сочетание, но мне в нем комфортно.

В клубе моржей, к которому она принадлежит, царит тот же здравый подход. Единомышленники (в основном, говорит Анастасия, все старше 35) наслаждаются ритуалом. Есть и свои маленькие традиции: после каждого окунания обязательное чаепитие (среди моржей много собирателей травяных чаев). Впрочем, спортивный дух все равно живет: команда клуба участвовала в зимних заплывах и даже брала призы. Сейчас снова готовятся — в декабре откроют сезон.

Остальные друзья, рассказывает Анастасия, восхищаются, но не решаются последовать примеру. Среди не особо близких знакомых — привычное недоумение. Случайные прохожие удивляются, дети не могут понять, как это работает: вокруг шапки и пуховики, а тут тети в купальниках ныряют в ледяную воду. Но Анастасия относится к этому спокойно. Холод для нее — личная территория, не напоказ. Она не пытается никого убедить, только делится своим опытом.

— Если кто-то хочет начать закаляться и моржевать, это должно быть внутреннее решение. Нужна готовность не только физическая, но и психологическая. Каждый раз ты окунаешься как в первый раз. Сколько бы лет ни прошло, организм реагирует одинаково — удивлением, шоком. Он не привыкнет никогда.

«Главное, не внушать себе, что будет холодно и заболеешь»

Дмитрий из Бреста начал закаляться четыре года назад — сначала неохотно, но постепенно втянулся и теперь старается посещать реки и озера ежедневно. Когда водоемы замерзают, практикует обливания из ведер.

— Все началось, когда я наткнулся на одного блогера, который якобы благодаря холоду вылечил рак поджелудочной железы. Во всяком случае так он говорил в своих видео. Я начал читать что-то еще о пользе закаливания и постепенно сам практиковать. Конечно, в то, что одним лишь холодом можно вылечить такую серьезную болезнь, я до сих пор не верю. Но то, что иммунитет укрепляется и чувствуешь себя здоровее, — это 100%. Сейчас я вообще не болею, максимум простуда раз в год.

Сначала Дмитрий начал с холодного душа. Почитал, как лучше подготовиться, и начал вливаться (или скорее обливаться) постепенно. Вспоминает, что в ту зиму вода была минусовой температуры, и, если бы он решил сразу пойти нырнуть в прорубь, наверняка быстро отказался бы от всей этой затеи.

— Вся фишка в другом: надо входить в процесс плавно. Я начал с душа, потом постепенно вошел во вкус. В то время я жил в Минске, недалеко от Цнянки и позже начал каждый день по утрам и вечерам окунаться там.

По его словам, заходить в ледяную воду в реке легче, чем принимать душ вроде бы такой же температуры.

— Вода из душа попадает не на все тело одновременно. Когда льешь на левое плечо, а в правом у тебя своя температура, получаются перепады, и это некомфортно. Конечно, если есть только душ, лучше начать с него. Но вряд ли вы получите от него такую же пользу, как от природной воды. Суть не в том, чтобы облиться холодной водой и сразу под одеяло. Надо выйти, обсохнуть именно на воздухе.

Подтверждает Дмитрий и слова наших предыдущих собеседников о том, что каждый раз ты заходишь в ледяную воду как в первый раз.

— Не знаю, почему люди говорят, мол, «пять лет закаляюсь — и теперь как в теплую воду».

Температура холодной воды неестественна для тела, оно к ней никогда не привыкнет. Каждый раз при окунании я испытываю, думаю, те же ощущения, что и человек, который сделал это впервые. Главное, не внушать себе перед заходом: будет холодно, будет плохо, заболею, — иначе провал.

Когда немного поболтаешься, вода становится не такой холодной. Минуты через полторы начинаешь чувствовать тепло, как работает собственная теплоотдача. Когда выходишь, ощущаешь жар по телу, и вообще не холодно.

Распорядок Дмитрия строгий: подъем в восемь утра, потом 4 километра до места окунания — либо бегом, либо на машине. Пропускает только при форс-мажоре или если становится ну совсем уж лень (обычно это происходит по воскресеньям), а минимум совершает пять-шесть заходов в воду за неделю.

Хождение в футболке зимой мужчина не практикует, но замечает изменения в терморегуляции.

— Особенно по сравнению с женой: она уже укутывается перед сном и ходит по квартире в теплых вещах, а я могу спокойно оставаться в одних трусах. Тело ощущает температуру градусов на 5 теплее реальной. В обычной жизни одеваюсь как все, но если человеку в лютый мороз надо три кофты, то мне хватает одной.

Реакция окружающих сначала была с насмешкой: «Отморозишь себе там все». Но постепенно некоторые даже подтянулись к закаливанию.

— В соцсетях, конечно, до сих пор могут написать что-то вроде «Ты с ума сошел, что ли, мне даже через экран холодно». Но я уже не реагирую.

А близкие давно ничего не говорят, понимают, зачем я это делаю. Моржом при этом я себя не считаю — разве что самого начального уровня. Моржи проводят длительную терапию холодом, могут находиться в воде по 10—15 минут. Я — не больше 2.


Партнер проекта — Betera

Betera приглашает погрузиться в уникальный игровой мир — Betera Pass! Компания запустила масштабный обновленный формат постоянной геймификации, где каждый может получать баллы и внутреннюю валюту за выполнение многочисленных заданий. Вы сами можете выбирать миссии и формировать свой уникальный путь внутри платформы.

Скорее переходите по ссылке, чтобы открыть для себя мир Betera Pass!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by