В воскресенье православные и католики отмечают большой и светлый праздник — Пасху. Для многих из нас он связан с душевными встречами с близкими, когда за большим столом собирается вся семья, хозяйка выставляет любимые блюда, а дети едят сытные, сладкие куличи и играют крашеными яйцами в битки. А как за рубежом? Накануне Пасхи мы попросили подготовить небольшой праздничный стол настоящего французского шефа — Тристана Жуанника, который уже больше двух лет живет в Беларуси. А заодно узнали, как отмечают Пасху на его родине, какую нашу пасхальную традицию переняли его родственники и какие белорусские продукты он полюбил больше всего.
Но для начала давайте познакомимся. Тристан Жуанник родился в небольшом городке во французской Бретани, знаменитой морскими гребешками, блинами-крепами и галетами. Отучившись на повара, он не один год работал в ресторанах, отмеченных звездами Michelin, во Франции, Новой Зеландии, США, Великобритании... Но больше двух лет назад круто изменил свою жизнь и переехал на родину своей супруги Ольги — в Беларусь. Тристан объясняет это решение тем, что супруге, с которой прожил больше 10 лет во Франции, хотелось быть поближе к родителям и он идею жены поддержал.
В Минске наш собеседник без работы не остался — стал шефом резиденции посла Франции в Беларуси. В этом качестве Тристан уже проводил мастер-класс для белорусских поваров, а теперь согласился познакомить нас с кулинарной пасхальной традицией Франции.
— Во Франции, как и в Беларуси, на Пасху принято собираться за большим столом. Три базовых ингредиента, характерные для пасхального стола французов, — это яйца, ягненок и выпечка. В Беларуси пекут куличи, а у нас — бриошь (сладкая булка из воздушного теста, содержит сливочное масло и яйца. — Прим. Onlíner). Эта еда — основа, но воплощение в зависимости от региона может быть разным. Та же бриошь бывает совершенно разной формы. К примеру, в Эльзасе ее готовят в форме ягненка, и в магазинах продаются специальные формы для выпечки, — объясняет Тристан. — Фиксированного количества блюд на столе, как в Беларуси на Рождество или Пасху, у нас нет. Обычно на стол ставят закуску, салат, фаршированные яйца, затем приносят главное блюдо — ногу ягненка, а в конце — бриошь. У нас сегодня будет вандейская бриошь (Вандея — департамент на западе Франции, считается, что именно там впервые начали готовить бриошь. — Прим. Onlíner). Что по алкоголю? Он необязателен. Но если и есть, то напитки всегда адаптируются под еду. На столе чаще всего можно увидеть вино. Ну а кто хочет, может выпить коньяк, арманьяк или ликер.
— А как же шоколад? Я читал, что во Франции его перед Пасхой скупают тоннами, — уточняю у повара.
— Думаю, праздник в последнее время сильно коммерциализировался, и многие сети заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше шоколадных плиток, яиц и зайцев. Но раньше шоколада не было. Традиционной едой, связанной с Пасхой, во Франции издавна были яйца и мясо ягненка.
Накануне Пасхи во всех французских храмах смолкают колокола. И детям до сих пор любят рассказывать милую историю о том, что это молчание неслучайно — колокола улетели в Рим за благословением к Папе Римскому. А когда они вновь раскатисто звучат на Пасху, деткам говорят, что они вернулись. В знак этого на столах появляются пасхальные яйца.
В один из праздничных дней местные власти для всех детей коммуны организовывают необычную активность — им предлагают поучаствовать в охоте за шоколадными яйцами. Обычно это происходит в парках, садах либо в скверах рядом с мэрией или собором. Смысл в том, чтобы ребенок за определенное время смог найти (либо в траве, либо на дереве, либо где-то еще) как можно больше шоколадных угощений.
— Эти праздники проводят повсеместно. Они особенно важны для небольших коммун за пределами крупных городов, поскольку еще сильнее сплачивают местных жителей и поддерживают дружескую атмосферу, — говорит Тристан.
Что будем сегодня готовить? Тристан остановил свой выбор на ягненке, яйцах бенедикт и вандейской бриоши. Белорусский колорит нашему небольшому пасхальному столу он решил придать с помощью фаршированных яиц с красной икрой. Их нередко можно увидеть на праздничных столах Беларуси.
Первым делом Тристан взялся за ногу ягненка.
— Почему готовим именно ягненка? Он символизирует молодость, и его традиционно готовят весной именно на Пасху. Кроме того, это не люксовое яство, не что-то необыкновенное, а всем доступная еда. Готовится она абсолютно несложно, — держа в руке ногу, говорит Тристан. — Мясо можно поделить на части, раздав гостям, или каждый может самостоятельно срезать нужное количество с кости.
Считаю, в таком виде это блюдо еще больше располагает к дружеской беседе за столом и семейной атмосфере, чем всегда славилась Пасха.
Тристан объясняет, что решил готовить мясо по старинному рецепту. Достав нож, он аккуратно начал срезать жирный слой с ягнятины. Затем натер ногу солью, перцем, чесноком, тимьяном, обильно полил оливковым маслом и отправил ее в форме мариноваться на полчаса.
Ингредиенты:
— нога ягненка — 2,5 кг;
— зубчик чеснока — 3 штук;
— тимьян — 5—6 веточек;
— оливковое масло — 2—3 столовые ложки;
— молотый черный перец и соль по вкусу.
Рецепт приготовления:
Срезаем лишний жир с ноги ягненка. Натираем ее солью, перцем, тимьяном, оливковым маслом и отправляем мариноваться на 30 минут.
Форму для мариновки ставим на медленный огонь и периодически поворачиваем ногу, обжаривая до золотистой корочки. Разогреваем духовку до 160 градусов. Замаринованную ногу кладем на противень или на решетку. Запекаем 45 минут с одной стороны, потом переворачиваем и запекаем столько же времени с другой стороны. Нога готова. Достаем ее из духовки, оборачиваем пергаментом и ставим «отдыхать» на 15 минут.
В качестве гарнира используем картофель с овощами.
После этого шеф взялся за основу для бриоши. Дождавшись паузы, спрашиваем у Тристана, чем его удивила Пасха в Беларуси.
— Мне доводилось бывать на Пасхе у родителей супруги под Слуцком, и меня удивило количество блюд, которые готовила моя теща, — говорит француз. — У нее большой стол, и я помню, как он весь был заставлен едой. У них так принято. Когда впервые это увидел, подумал, что она, наверное, дня два провела на кухне, чтобы все это приготовить.
У нас, во Франции, иначе. В моей семье шесть братьев и сестер, у мамы — восемь. Людей собиралось очень много, поэтому она у мясника покупала ногу (ее нужно было просто закинуть в печь), а в булочной — готовую бриошь.
Помню, что на тещином столе было много салатов, яиц, мяса. Как я отношусь к такому многообразию блюд? Это праздничная еда. И в такой день человек должен почувствовать себя сытым, довольным. Это нормально. Меня также впечатлила традиция делиться на прощание угощениям. Это красивая и приятная черта белорусов.
А еще я запомнил по-праздничному украшенные [термоэтикетками] яйца. Во Франции так делать не принято, но я помню, что мы такие яйца носили освящать в церкви Парижа и Ниццы. Этот обычай очень удивил детей моей сестры, и теперь они на каждую Пасху таким же образом украшают яйца.
Меня в целом впечатлили ваши пасхальные символы: глазурь на куличе, свечка... Подобные моменты — это нечто особенное в вашей православной традиции.
Тем временем Тристан продолжает готовку, и мы параллельно обсуждаем белорусские продукты. Француз признается, что доволен качеством фермерских продуктов, закупаемых для работы. С помощью жены и тещи он уже давно открыл для себя Комаровку, Валерьяново, небольшой рынок в Сенице, поставщиков мяса и сыра. Вместе с шурином он нередко ходит в грибы и не раз возвращался домой с боровиками и лисичками. Но за насыщенный вкус больше всего ценит сморчки и рассчитывает встретить поставщика, который смог бы снабжать его этими грибами. Пока, говорит, с этим непросто.
— В Беларуси, кстати, начали производить «свои» французские сыры: камамбер и рокфор. Как вы относитесь к подобным экспериментам?
— Француз скажет, что это не совсем справедливо. Но подобной имитацией занимаются во всем мире, многие хотят повторить и познакомить с такими продуктами своих покупателей. Единственный, на мой взгляд, в таком случае верный путь — делать имитацию максимально профессионально. Был случай, когда нашел в Беларуси производителя камамбера, решил попробовать. По вкусу продукт не был похож на то, что делают во Франции. Оказалось, что производитель просто использовал совершенно другие ингредиенты. И от такого, конечно, неприятно. Но в целом я могу сказать, что белорусский камамбер [с каждым годом] становится все лучше и лучше.
Ингредиенты:
— мука — 500 г;
— соль — 10 г;
— сахар — 100 г;
— пекарские дрожжи — 25 г. Если нет, можно взять обычные в магазине;
— яйцо — 3 штуки;
— молоко — 150 мл;
— сливочное масло — 110 г;
— сметана (20 процентов жирности) — 30 г;
— стручок ванили;
— ароматизатор цветка апельсина.
Процесс приготовления
Смешиваем муку с солью. Свежие дрожжи растворяем в молоке. В миску с мукой вливаем растворенные дрожжи, яйца, сметану, сахар и ваниль. Накрываем миску влажным полотенцем и ставим на час подходить в теплое место (в нашем случае — на подоконник). Из полученного теста делаем восемь шариков примерно по 120 г и опять (на этот раз на 20 минут) ставим подойти.
Шарики смазываем растопленным сливочным маслом. Теперь делаем «рубашку»: берем круглую форму для запекания, обмазываем маслом и посыпаем мукой. Это позволит нашей бриоши не прилипнуть к стенке формы. Кладем шарики в форму и смазываем их смесью (3 яйца и 3 столовые ложки молока). Духовку разогреваем до 180 градусов и ставим туда форму на режим конвекции на 20 минут. Все — блюдо готово к подаче!
В целом Тристан привык к нашей кухне (с ней его знакомят жена и теща), распробовал драники, голубцы — негатива не испытывает. И даже нашел в районе площади Победы хорошую пекарню, где готовят максимально схожие с французскими круассаны и багеты.
— А какое наше блюдо вызвало у вас шок и максимальное удивление?
— Наверное, сало. Мой шурин часто покупает большой кусок сала, и я ем это блюдо с трудом. Для меня эта еда непонятна. И я не пойму, как сало можно полюбить так сильно, чтобы есть каждый день. Хотя шурин сало обожает и ест с удовольствием. А так, я еще ни разу не попробовал блюдо, о котором мог бы сказать: «Больше никогда пробовать это не стану!» Хотя, конечно, в других странах имеется то, что есть я не буду.
— В Париже сейчас очень много азиатских ресторанчиков. Интересно, а если открыть заведение с белорусской кухней, оно пользовалось бы спросом?
— Азиатские ресторанчики сейчас очень популярны. Связано это с тем, что они предлагают вкусы, совершенно незнакомые французам, и выходят за рамки привычной еды. К примеру, в азиатской кухне много имбиря. Не будешь же ты постоянно что-то дома готовить с имбирем, если можно сходить в ресторан или купить еду на вынос в лавке. Что касается белорусской кухни, то она (за исключением морепродуктов) не очень отличается от французской. И во Франции, и в Беларуси едят картошку. И там, и там готовят драники. Только называются они у меня на родине, конечно, иначе — galette de pommes de terre. Наши блюда действительно схожи, и француза [в белорусской кухне] вряд ли чем-то сильно удивишь.
Тем временем Тристан продолжает готовить наш праздничный стол и переходит к яйцам бенедикт с беконом. Подобные блюда подаются к столу первыми. Один из главных советов Тристана — делать голландский соус дома и ни в коем случае не покупать его ни на рынке, ни в магазине. Соус должен быть приготовлен и съеден едва ли не одномоментно.
Ингредиенты:
— тосты из зернового хлеба — 6 штук;
— яйца пашот — 6 штук;
— 6 ломтиков бекона (покупаем сырой либо копченый);
— петрушка;
— свежемолотый черный перец;
— голландский соус.
Для соуса: желтки (6 штук), белое вино (50 г), сливочное масло (200 г), соль и перец по вкусу.
Процесс приготовления
1. Готовим яйца пашот. Для этого аккуратно, не повреждая, разбиваем каждое яйцо в отдельную мисочку. В небольшую кастрюлю наливаем кипящую питьевую воду и добавляем 2—3 ложки столового уксуса. Дожидаемся появления пузырьков со дна кастрюли (на слабом огне). Вливаем в воду яйца одно за другим и варим ровно минуту. Затем каждое яйцо вынимаем и опускаем в холодную воду.
2. Переходим к голландскому соусу. Смешиваем венчиком желтки и белое вино. Непрерывно перемешивая, вливаем тонкой струей растопленное сливочное масло. Помешиваем и держим на слабом огне.
3. Делаем тосты. На каждый кусочек хлеба кладем ломтик обжаренного бекона. Поверх — мелкорубленную петрушку, яйцо пашот и поливаем блюдо голландским соусом.
Ну а заканчиваем мы гарниром к мясу (картофелем, запеченными овощами) и фаршированными яйцами «Мимоза». Их частенько можно встретить на праздничных столах белорусов. Украсить их Тристан решил красной икрой.
— Я заметил, что в Беларуси очень любят красную икру и она продается буквально везде. Во Франции вы наверняка тоже сможете купить небольшую баночку в каком-нибудь магазине, но на моей родине она не пользуется такой популярностью, как здесь, — говорит повар.
Что касается овощей, выбор пал на морковь, кабачки и спаржу — типичный французский пасхальный гарнир.
— Овощи тоже имеют на Пасху свой смысл. Зеленая фасоль, спаржа, горошек — это первые овощи, что дает земля в новом году, — объясняет повар. — Что касается картофеля, я использовал прошлогодний. Хотя у нас в середине апреля уже можно найти первую картошку. Это небольшие картофелины вроде черри. Ее можно готовить в кожуре.
Начав в 9 утра, мы управились примерно за 3,5 часа. Все из задуманного у Тристана получилось, но он советует: если есть возможность, ногу ягненка лучше промариновать ночь — так мясо еще сильнее насытится ароматом специй.
Осталось эстетично оформить блюда — и наш небольшой пасхальный обед готов. По итогу мы получили два первых блюда (яйца бенедикт и «Мимоза»), одно второе (ягненок с овощами) и на десерт пойдет вандейская бриошь. Приятного аппетита!
Подведем итоги:
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by