10 950
17 апреля 2022 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля

Ни один из минских художников середины XIX века не мог сравниться по популярности с Яном Дамелем. Его обожала местная публика, шляхта старалась заказывать свои портреты исключительно у него, а Адам Мицкевич даже списал с него одного из героев своего произведения. К сожалению, большинство известных полотен художника находятся за пределами Беларуси, однако в Минске сохранилась картина, которую современники Дамеля считали едва ли не лучшей работой мастера. Речь идет о массивной картине на религиозную тематику «Моление о чаше». О ней мы и поговорим сегодня с историком искусства, ведущим научным сотрудником Художественного музея Дмитрием Моничем.

Чем был интересен художник Дамель?

О необычных приключениях художника, которые порой напоминают настоящий детектив, мы подробно рассказывали в отдельном материале. Детально пересказывать биографию мастера сейчас нет смысла, поэтому остановимся на парочке самых любопытных моментов.

  • По происхождению Дамель белорусом не был. Родиной художника считается латвийская Елгава, где Ян появился на свет предположительно в 1780-м в семье местного торговца. Живописи он учился в университете в Вильно у Франциска Смуглевича и Яна Рустема, а в Минске оказался уже в достаточно зрелом возрасте, став крайне востребованным портретистом среди местной знати. Здесь Дамель и похоронен.
  • Стал фигурантом дела о подделке денежных банкнот. Вина художника была в том, что он присылал другу в Слуцкий повет бумагу, из которой тот и создавал фальшивые ассигнации. Судебное разбирательство тянулось пять лет, и Дамель по итогу провел три года на поселении в Сибири.
  • Был масоном и состоял одновременно в двух ложах. Это обстоятельство, кстати, очень помогло Дамелю. Во время ссылки генерал-губернатор Михаил Сперанский сумел добиться того, чтобы Яну скостили срок и он сумел раньше покинуть Сибирь. После нее Дамель и оказался в Минске.
  • По некоторым сведениям, стал прототипом одного из героев поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш».

Если говорить о творческой стороне, то, по мнению Дмитрия Монича, Дамель при жизни был одним из самых видных художников в границах сегодняшней Беларуси, а вот на фоне других мастеров Российской империи считался провинциалом, и, как сказано в биографии, в тот же столичный Петербург выезжал лишь раз. Ян известен как автор исторических полотен, портретист, писавший дворян, религиозных деятелей, чиновников...

— На этот счет есть интересная история, — говорит собеседник. — В одной французской энциклопедии наподобие Большой советской Дамелю посвятили статью, в которой рассказали, что заместитель минского губернатора Петр Преженцев обманным путем заставил его написать портрет своей семьи. В тот момент шел судебный процесс над художником, и Преженцев, наверное, пообещал ему, что как-то сумеет помочь в решении его вопроса.

Однако не портреты и батальные сцены стали ключевыми работами мастера. По мнению друга художника Адама Шемеша, оставившего о Дамеле воспоминания, лучшей картиной было полотно «Моление о чаше».

Что это за картина и о чем она рассказывает?

Как известно, художники нередко писали картины на религиозную тематику. Создавали их не только из-за своих духовных убеждений, но и по причине более простой и понятной: полотна за деньги заказывали для убранства храмов. Дамель в этом отношении не исключение. Он не был богатым художником, и в Минске, по некоторым данным, даже проживал в усадьбе своего мецената, секретаря местного дворянского депутатского собрания Юрия Кобылинского. В этом здании сейчас расположена галерея Михаила Савицкого.

В память об умершей жене Юзефе на средства Кобылинского на Кальварийском кладбище построили входную браму, украшенную барельефами.

Есть догадки, что эскизы барельефов готовил сам Дамель. И вполне вероятно, что картину, которая по задумке должна была быть помещена над алтарем Кальварийского костела, художнику в 1830-х тоже заказал Кобылинский. Над некоторыми полотнами Ян работал в подвалах кафедрального костела на площади Свободы. Связано это с тем, что для постановки композиции ему была необходима абсолютная темнота. В качестве искусственного света он использовал простые свечи.

Для картины был выбран достаточно популярный среди западноевропейских художников сюжет, связанный с Иисусом Христом. Расскажем о нем подробнее.

Согласно трем евангелистам, Христос перед своим арестом вместе с 11 учениками пришел в Гефсиманский — он же оливковый — сад в Иерусалиме. Произошло это после тайной вечери. Взяв с собой троих из них — Петра, Иакова и Иоанна, — Иисус отлучился на молитву.

— Эти события происходили, скажем так, в последние часы земной жизни Иисуса Христа, — объясняет Дмитрий. — В Великий четверг он вместе с своими учениками после Тайной вечери отправился помолиться в оливковый сад. Для него это было хорошо известное место, он бывал там прежде, так что пришел в сад не случайно.

Как Бог он прекрасно понимал, что ожидает его впереди, но, имея человеческую природу, сомневался, хотел, чтобы все эти муки прошли мимо него. Но в итоге, помолившись, он соглашается принять волю Отца. Оливковый сад стал для Иисуса тем местом, где он принял окончательное решение. Вскоре придут солдаты с предавшим учителя Иудой и Христос будет задержан.

В католической традиции этот сюжет получил название «Молитва Христа в оливковом саду» или «Агония в Гефсиманском саду», а в византийской его обычно называют «Моление о чаше». Вот как его изобразил Ян Дамель:

А так — знаменитый испанец Эль Греко:

А это уже масштабная работа известного итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Мантеньи:

Постойте, а какое отношение к картине имеет какая-то чаша?

Это не придумка художников, так называвших свои работы, а слово, которое использовал сам Иисус. Обращаясь в молитве в Гефсиманском саду к Отцу, он говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». В Библии очень много метафор. И слово «чаша» употребляется здесь тоже в переносном значении, обозначая совокупность предстоящих страданий. А «испить из чаши» в данном случае значит «не отступить и до конца испытать мучения». И перед Иисусом стоит выбор — принять физические муки или отказаться от них.

Кого изобразил на полотне художник?

Дамель использует достаточно распространенную иконографию. Мы видим перед собой спокойного Иисуса, сложившего руки в молитве, и ангела, который держит над Христом кубок.

— О явлении ангела во время молитвы рассказал лишь один евангелист — Лука, любивший описывать всевозможные детали, но этот образ активно стали использовать художники, — подчеркивает Дмитрий. — Что интересно, изначально ангел на различных картинах и иконах выглядел достаточно сурово и как бы наставлял Христа, хотя в Библии он, наоборот, его поддерживает и утешает.

А на полотне Дамеля ангел вообще умиротворенный. На мой взгляд, на картине мы видим момент, когда молитва уже состоялась, Иисус принял окончательное решение. И ангел спокоен, поскольку сам Христос пребывает в таком же состоянии.
  • Иисус Христос. Образ на полотне достаточно каноничный. Об этом свидетельствует и одежда, в которой изобразили Христа: красный хитон и синий плащ. Такое одеяние и цветовую гамму постоянно использовали и другие авторы. Воспоминаний о том, чтобы Дамель писал Иисуса с натуры, пока не найдено.

— Есть несколько версий о том, кого Дамель изобразил в образе Христа, — объясняет эксперт. — Во-первых, художник действительно мог писать натурщика, во-вторых, это может быть сборный образ, а в-третьих, Ян был хорошим копиистом и на заказ нередко создавал копии картин известных французских мастеров. Так что вполне вероятно, что этот образ он мог у кого-то подсмотреть, но я пока не нашел работу, которая могла бы стать для этой картины прототипом.

  • Кубок в руках ангела. Это та самая чаша, о которой чуть выше мы уже говорили. В Западной Европе чашу изображали именно в виде кубка. Кстати, нигде в Библии не сказано, что ангел явился к Христу с чашей  она фигурирует лишь в молитве Иисуса. Так что это просто общепринятый прием художников, которые тем самым хотели показать, что Христос как бы испил из чаши, согласившись на будущие муки.
  • Ученики Христа. Одна из главных загадок картины. Кроме Иисуса Дамель в правом углу полотна изобразил трех учеников Христа, которые в момент молитвы заснули. Однако увидеть их крайне сложно и возможно лишь с помощью дополнительного света. К примеру, включив фонарик.

— И это не лак потемнел на картине, нет, — утверждает собеседник. — Это задумка самого автора. Еще Адам Шемеш писал, что у ног Христа лежат чуть заметные ученики. Нужно сказать, что Дамель — хороший колорист.

И на этой картине он показывает, что темнота охватила учеников и они спят, а перед самим Иисусом из-за света, который исходит от ангела, она как бы расступается.

Как эта картина оказалась в Художественном музее?

В Минске полотно приняли достаточно позитивно. Есть сведения, что картина находилась в алтаре костела на Кальварийском кладбище, под которым был погребен сам Дамель. Об этом, кстати, писал в том числе известный поэт и переводчик Владислав Сырокомля. После Второй мировой войны храм был окончательно закрыт, здание адаптировали под мастерские, а картина в 1970-х оказалась в Художественном музее.

— Долгое время она пролежал без подрамника, в скрученном состоянии, но позже по воле наших реставраторов полотно было решено восстановить. Работы заняли пять лет, и в 2017-м «Моление о чаше» официально презентовали, — рассказывает Дмитрий.

Где еще в Беларуси можно увидеть работы Дамеля?

К сожалению, работы Дамеля есть только в экспозиции Художественного музея. Кроме «Моления о чаше» музей обладает картиной «Святая Констанция», но она находится в запасниках. Раньше считалось, что икона, написанная Дамелем, располагается в костеле деревни Вишнево в Сморгонском районе, но Дмитрий уверен, что ее создал совершенно другой мастер.

Работы художника также можно увидеть в зарубежных музеях — в Нью-Йорке, польском городке Отвотск, Вильнюсе, российском Павловске... Но, как уже говорилось, именно «Моление о чаше» современники называют главной работой мастера, который когда-то был заметной фигурой в художественной жизни Минска. Кроме того, как подчеркивает Дмитрий, для Художественного музея это очень важная работа — она является центральным предметом постоянной экспозиции первой половины XIX века. Других картин того периода, созданных нашими художниками, в Беларуси крайне мало.

Ну и в конце добавим, что увидеть картину Дамеля в Художественном музее и порефлексировать над ней можно ежедневно. Единственный выходной  вторник.

Читайте по теме:


для мытья окон, аккумулятор, потребление: 15 Вт, без регулировки мощности
для мытья окон, аккумулятор, без регулировки мощности
для мытья окон, аккумулятор, потребление: 15 Вт, без регулировки мощности

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский