Так исторически сложилось, что одним из древнейших искусств на наших землях было сакральное. Сотни лет назад анонимные иконописцы создавали на липовых досках лики святых, перед которыми потом с трепетом и волнением молились верующие, молча общаясь с Иисусом Христом, Богородицей и святыми покровителями. Из седых глубин веков до нас дошли лишь некоторые белорусские иконы. Сейчас они хранятся в том числе в Национальном художественном музее и по праву считаются достоянием белорусского искусства. Старший научный сотрудник Дмитрий Солодкий проанализировал для нас самую древнюю икону — Богоматерь Одигитрию, датируемую XVI веком. Объяснил, что означают жесты Христа на иконе, что он держит в руках, почему Богородица выглядит такой серьезной и как православные относятся к тому, что икона находится в музее.
Это одна из самых древних и узнаваемых форм искусства, которое дошло до наших времен.
— Греческое слово «эйкон» переводится как «изображение». Но это не просто какое-то изображение, оно предназначено для концентрации внимания. О какой концентрации идет речь? О молитве, — объясняет Дмитрий. — Поэтому там, где ты ее совершаешь, есть икона. Икона в древности была достаточно мобильным предметом, и человек, в отличие от других форм искусства (например, мозаики), мог с ней путешествовать.
Вероятнее всего, распространение икон на территории современной Беларуси началось с принятия христианства — в Х веке, однако до наших дней они не сохранились. Самая древняя из известных — Богоматерь Одигитрия из-под Слуцка — датируется XVI веком. О ней сегодня и пойдет речь.
Благодаря экспедиции. Во времена Советского Союза до и после Второй мировой сотрудники Художественного музея нередко в поисках культурных артефактов посещали заброшенные и заколоченные храмы. И так на чердаках под слоем грязи и обугленности находили иконы. Прямо на месте их консервировали, чтобы можно было в сохранности довезти до музея. Таким образом в районе Слуцка экспедицией по изучению белорусского искусства, которую возглавляли художники Шкляев и Полозов, в 1921 году удалось найти и данную Одигитрию. До войны она находилась в Белорусском государственном музее в Минске. Однако во время боевых действий фонды были разграблены, многие предметы искусства пропали, а Одигитрия оказалась в Новгородском музее-заповеднике. В Беларусь она вернулась лишь в 1964-м.
Реставрировала ее бригада специалистов Русского музея из Ленинграда. Сохранилась икона частично. Методом сравнительного анализа сначала установили, что она написана в конце ХV века, но потом все-таки чуть омолодили ее — до начала XVI века. Автором, скорее всего, был местный мастер. Узнать его имя вряд ли удастся по одной простой причине — подписывать иконы было не принято.
— Когда иконописец создавал икону, то полагал, что не он ее пишет, а через него — Дух Святой. Так что авторство на иконах не указывалось, — дополняет собеседник.
Одигитрия в те далекие времена считалась самой популярной разновидностью изображения Девы Марии с младенцем Иисусом, которая изначально появилась в Византии. Позже этот образ стал востребован и в нашем сакральном искусстве. Обычно Христа писали сидящим на руках у Девы Марии. Он держит в руках свиток и жестом обращается к молящимся. В нашем случае мы имеем дело с таким же сюжетом. Правда, изображение Христа практически не сохранилось.
— Слово «одигитрия» дословно переводят как «путеводительница». Что это означает? — задается вопросом Дмитрий. — На иконе Богоматерь своим жестом как бы показывает, что все вопросы, с которыми вы приходите, стоит направлять не ей, а Иисусу, и уже совместно совершать к нему молитву. Дева Мария указывает вам путь.
Но многие верующие прочитывают икону совершенно иначе. И когда они видят Одигитрию, все молитвы направляют Божьей Матери. Иконописцы просто предполагали, что люди понимают язык жестов, поэтому со смыслами должны были разобраться. Но культура жестов, которую византийцы переняли у древних греков, ушла, и понимание — тоже.
Это одна из самых распространенных трактовок, но, как считает наш собеседник, она ошибочная и с реальностью ничего общего не имеет:
— Никакого жеста благословления иконописцы не имели в виду. Два выставленных пальца Христа — это ораторский жест. Ораторы всегда изображались на древнем форуме с подобным жестом. Он означает: «Я говорю». Мол, это моя прямая речь, и все должны успокоиться и помолчать. И Христос как бы обращается с иконы: «Я тебя знаю. Ты меня послушай». Византийцы, как наследники древнегреческой диалоговой культуры, выстраивали через икону диалог между верующим и Христом. К слову, если увидите у Христа жест козы, то знайте, что ни с какими культами это не связано. Это символ прямой речи. Христос с помощью него обращается: «Давай поговорим».
Их, на самом деле, множество. Рассмотрим основные.
— Мафорий в свое время носили богатые и достойные женщины Константинополя, — детализирует эксперт. — И он, разумеется, по мнению иконописцев, должен быть и на плечах у Богородицы. Пурпурного — императорского — цвета одеяния носили императоры. И фиолетовый мафорий показывает, что она царица — среди женщин самая высокая.
— Белорусские иконописцы огромное внимание уделяли фону и декорациям. Это касается и нимбов, которые украшали наливным или резным орнаментом, — поясняет Дмитрий. — В русской иконописи подобное встречается редко, чуть чаще — в Украине, но в любом случае таким масштабом этой традиции наши соседи похвастаться не могут.
Подобный наливной нимб делался из левкаса — толченого мела, смешанного с клеем, потом рисовался орнамент. Если сравнивать, то этот процесс напоминал то, как кондитер выливает необходимые ему узоры на блюде.
Из-за темного оттенка лика некоторые изображения даже прозвали черными мадоннами. На нашей иконе и Дева Мария, и Иисус тоже достаточно смуглые.
— Этому есть несколько причин. Во-первых, после написания иконы художник покрывал ее олифой, чтобы защитить красочный слой от повреждений. А олифа по истечении долгих лет начинает темнеть, так как впитывает всю копоть и пыль, оседающую на иконе, — говорит собеседник. — До XX века аккуратно, химическим способом убирать олифу, не оставляя нетронутым красочный слой, не умели. В итоге община заказывала иконописца, который поверх лика писал глаза и другие детали, но фон он все равно не делал суперсветлым, и лики продолжали темнеть. Во-вторых, иконописцы по заказу писали иконы, отталкиваясь от известных, потемневших ликов, которые они знали. Для них это был пример, и изображения в итоге получались темными.
Мы, на самом деле, не можем с достоверностью сказать, как выглядел Иисус, какого цвета была его кожа. Но знаете, как со временем некоторые белорусские иконописцы изображали Христа? Они писали его с явными семитскими чертами. У нас же проходила черта еврейской оседлости, и как выглядят евреи, белорусы прекрасно знали. Наши иконы часто котируются на международных выставках благодаря тому, что отличаются от тех же русских этническим характером ликов.
Как объясняет Дмитрий, на иконе изображен трагизм. На своих руках Дева Мария держит и сына, и Бога, и жертву.
— Иконописцу нужно было показать не семейные отношения и не отношения Марии к Богу. Нужно было как-то изобразить жертвенность Христа, — объясняет специалист. — Дева Мария как бы отдает в жертву своего сына, но в жертву всему народу. Поэтому сложно представить себе икону, где она улыбается либо радуется чему-то.
Этот образ намного позже воплотился в творчестве Ивана Миско и его скульптуре матери-патриотки Анастасии Куприяновой в Жодино, которая провожает на фронт своих пятерых сыновей. И у художника Михаила Савицкого, написавшего «Партизанскую Мадонну Минскую».
В этих произведениях мы видим славянский архетипический образ женщины. Это в западноевропейской традиции часто можно увидеть Богоматерь с короной, на троне, а тут, повторюсь, мы имеем дело с жертвенностью.
Изначально использовали кипарис, а потом стали брать местную древесину. Вполне вероятно, что икона, о которой мы говорим, писалась на липовой доске. По крайней мере, в свое время это был очень популярный материал для создания икон.
По-разному. Дмитрий рассказывает, что люди часто крестятся, когда оказываются перед иконами в музее. И это абсолютно нормально, так как для них это в первую очередь святой лик, а не произведение искусства. Но иногда верующие возмущаются и говорят, что иконам место в храмах, а не в музейных залах.
— Таким посетителям стараемся объяснить, что условия, в которых иконы содержатся в музее, позволят сохранять их еще несколько сотен лет, — отмечает эксперт. — Если же мы достанем икону из ковчега, в котором поддерживается определенная температура, уберем из помещения, где всегда есть климат-контроль, то через 50 лет ее уже никто не увидит. Ей придет конец. В свое время митрополит Филарет четко обозначил свою позицию на этот счет. Он сказал примерно следующее: «Если вы хотите себе в приход такую древнюю икону, то лучше закажите копию. И нет значения, какого она века — XVI или ХХ. Святость иконы мы определяем не веком создания, а своими молитвами и сердцем». Данная икона уже не только достояние Слуцка, православной церкви, а в целом всей нашей страны. И это тоже нужно учитывать.
В конце следует дополнить, что увидеть иконопись и сакральное искусство в Национальном художественном музее можно в любой день недели, кроме вторника.
Другие тексты нашей рубрики об искусстве можно прочитать по ссылкам:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by