Минуты складываются в часы, часы — в сутки, потом месяцы, годы, десятилетия… Даже собственная память стирает рельеф событий, оставляя себе лишь эмоциональные рубцы, — что уж говорить об истории, которую пишут и переписывают победители. Кошмар, голод, лапти и забастовки — что из этих метафор — настоящая правда? Так часто приходится слышать о прошлом, что сомневаешься в наличии выживших.
Нащупывать пульс молодой республики мы будем по страницам самой популярной газеты первой половины девяностых. Нас не интересуют политические пристрастия той самой «Народной газеты» с тиражом более 600 тыс. Тем более что за 30 лет слишком много людей (и газет) «переобулось». Нам нужны факты и фото — чтобы густыми мазками раскрасить знания тех, кто был или слишком мал, или вообще еще не родился.
Минимум комментариев. Просто читайте, потом слушайте и сравнивайте.
Минский автозавод только что показал на Парижском салоне МАЗ-2000 («Перестройка») и перешел к третьему поколению грузовиков 6422. Завод набирает людей по объявлению. Соцпакет:
Глава госкомитета БССР по экономике и планированию Михаил Мясникович выступает на сессии Верховного Совета:
«За 9 месяцев этого года в республике продано больше, чем за аналогичный период прошлого года: мяса — на 40 тыс. тонн, молочных продуктов — на 192 тыс. тонн, рыбы — на 5 тыс. тонн, сахара — на 15 тыс. тонн, телевизоров — на 6,3 тыс. штук… Где же товары? Происходит массовая скупка и накопление товаров определенными группами населения без учета необходимости, а нередко — в целях спекуляции… Готовится реформа ценообразования. На хлеб, мясо и некоторые молочные продукты нужно установить экономически обоснованные цены».
Кто защитит селянина?
«Несмотря на десятки „подъемов“, сельское хозяйство нашей республики далеко отстает от своих западных соседей… В течение многих десятилетий государственная политика использовала сельское хозяйство как источник финансирования всевозможных авантюр руководства…»
БГУ провел опрос готовности минчан к рынку
Люди не знают, не понимают и ждут от рынка одного: цены вырастут — жизнь ухудшится. PR провален.
Настроения прогрессивных чиновников
Глава комиссии Верховного совета БССР по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета республики Леонид Козик (будущий глава ФПБ):
— Идея, которой вы служите?
— Свобода для предприятий и свобода для людей. Пока человек не будет собственником в полном, а не в иллюзорном, как было до сих пор, смысле слова, он не сможет высокопродуктивно работать. Человек, свободный от собственности, не может быть свободным в принципе.
Метро? Строится
Когда закончится кризис?
Ирина Михайлова-Станюта, профессор, доктор экономических наук:
— Когда начнется сдвиг к лучшему? Прогнозируется ли экономическая ситуация в стране на 1991 год?
— В программе правительства БССР на переход к рынку отводится два года. Говорят, что позитивные сдвиги наступят сразу же с 1992 года. Дай-то бог!
Зарубежные знатоки в растерянности. Самые смелые предсказывают пик падения экономики на 1991—1992 годы, затем медленный рост в течение 10 лет. Они считают, что выводить нашу страну из кризиса труднее, чем Европу из послевоенной разрухи: утеряны тяга к предпринимательству, росту профессиональной подготовки, ответственность за качество работы, трудовую дисциплину и так далее. Свойственные рынку механизмы саморегулирования в кризисной экономике не работают, потому что денег в 6—7 раз больше, чем товаров.
«Память Ильича» — нынешний СПК «Остромечево». Алексей Скакун теперь — член Совета Республики.
Год заканчивается экономическим тупиком и разговорами о необходимости ценовых реформ. Из-за накопившихся в СССР дисбалансов люди получают несоразмерную труду зарплату, а в магазине лежат (или отсутствуют, что чаще) несоразмерные стоимости товары. Распутывать клубок не получается. Производство товаров стоит в два раза дороже вырученных от их реализации денег. Страна вязнет в дебатах, в поисках виноватых и предлагает половинчатые решения, оглядываясь на центр. Правительство БССР придумывает перекрестную схему с компенсацией, то есть перестать дотировать производства и передать эти деньги уязвимым покупателям, чтобы те не падали в обморок от новых цен. План провалится полностью.
Люди боятся перемен еще больше. Но и идея приватизации набирает популярность: «Причина всех бед страны скрывается не в частных промахах отдельных бюрократов, а в монопольной форме собственности. Сегодня у нас абсолютно все является собственностью государства. Где бы мы ни работали, что бы ни произвели, все становится государственным. В таких экономических условиях человек трудится как раб. Все стараются получить задание поменьше, выполнить его как придется, а денег попросить побольше. Просить и требовать в такой системе много выгоднее, чем хорошо работать…»
28 февраля 1991 года в Минск приезжает президент СССР Михаил Горбачев и выступает перед активом МТЗ:
«Вы, конечно, знаете, что ваши трактора, пожалуй, лучшие в стране. Спасибо за это… Положение в стране трудное, нестабильное, нарастает угроза… Сейчас спрашивают, не заблудились ли мы, не нужно ли поворачивать назад к 1985-му, а может, и к 1983-му? Вернуться назад, отбросить все, что мы делали эти годы, было бы самой большой ошибкой…
Уже в конце семидесятых стало ясно, что так дальше вести дела в стране нельзя. Прирост производительности упал в 2 раза, а потом дошел до нуля… Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура цен на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы, выкручивались за счет этого… Хотели сделать рывок, вложили 10 млрд в машиностроение — все уперлось в командные структуры и жесткое планирование. Надо было начинать экономическую реформу, вводить стимулы. Вышли на политическую реформу. Но синхронность не обеспечили… В результате исчез контроль за соотношением производительности труда и зарплаты… Что сейчас необходимо? Раз пошли к рынку, двигаться быстрее…
Мы измотали свою экономику. США, которые имеют в 2,5 раза больший совокупный продукт, и то с трудом выносили эту гонку вооружений. Это что за внешняя политика, которая исходила из того, что нам предстоит воевать чуть ли со всем миром?..»
Референдум 17 марта: БССР голосует за СССР
БССР поддержала на референдуме идею Горбачева о сохранении СССР как обновленной федерации суверенных республик с результатом 82,6%.
Противники говорят о наспех сформулированном вопросе, который оставляет больше непонимания в плане будущего такого союза, чем дает ответов, и выносят вердикт: сохраняется закамуфлированная форма империи, которая уже доказала свою неспособность к существованию.
Рабочий коллектив Минского завода вычислительной техники:
«…Мы знали, что переход к рынку — дело трудное, и готовы были перенести эти трудности, если бы и в самом деле происходил такой переход… Приватизация не осуществляется, частная собственность на землю Верховным советом зарублена, желание трудиться в полную силу отбито непомерно высокими налогами… Тотальное повышение цен в 2—3 раза под предлогом перехода к рынку еще более снизит и без того низкий уровень нашей жизни… И до тех пор, пока Беларусь не станет независимой суверенной республикой не только на словах, но и на деле, выйти из этого хаоса нам не удастся…
Референдум, при проведении которого в бюллетень будет внесен единственный предложенный хитрый вопрос, окажется откровенным оболваниванием народа. Из него неясно, какой союз: политический, экономический; что значит „обновленный“, что значит „сохранение“ того, чего еще не было, какая будет зависимость между республиками и центром и будет ли этот центр?.. Хватит юлить! Если за шесть лет перестройки наш Советский Союз превратился в нищую страну, в которой < …> улицы патрулируются вооруженными людьми в военной форме и наготове стоят БТРы для наведения „порядка“ при проведении демонстраций и митингов, если дюжий омоновец имеет законное право бить дубиной женщин при отсутствии „явных признаков беременности“, то поневоле возникают вопросы: сколько же еще потребуется лет, чтобы этот страшный „союз“ обновить?»
Вместо сапог — ножницы
«В половине десятого утра двери ГУМа открылись, и его ранние посетители в первое время даже растерялись: все отделы были практически пусты. Одиноко висят несколько невзрачных платьев из искусственного шелка по 31 рублю, меховые пальто по 200… В отделе женской обуви сиротливо в углу пустых полок стоят пляжные туфли, и те кооперативные… Там, где по идее должны быть босоножки, сапоги, ботинки, разложены расчески да бытовые ножницы… И только когда в отделе „Парфюмерный“ я вижу всего три куска мыла и рядом надпись „По талонам“, у меня развеиваются последние надежды на то, что наша жизнь станет скоро богаче и щедрее…»
Минчане не выдерживают
КГБ комментирует забастовку рабочих
«Мы тоже озабочены…»
Новый министр сельского хозяйства Федор Мирочицкий:
— Слухами о возможном голоде полнятся и города, и наша редакционная почта…
— Паниковать не надо. Желаемого всеми нами изобилия я, как министр, в ближайшее время не обещаю, но и голода не допущу. Да и стыдно нам говорить о голоде при огромнейших потенциальных возможностях…
9 Мая. Праздник как сейчас, только ветеранов больше. Никто ничего не переписывает.
Кстати, 22 июня как скорбную дату начала войны белорусы тоже вспоминали всегда.
Музей Максима Богдановича
Жизнь до «редакторки»
Освободившиеся совхозы
Реакция на августовский путч
Уже встали с колен, причем слишком бодро
«Варшавский мост», товар движется в непривычном направлении. Везут все. Не подумайте, что в Польше пустые прилавки, — просто мы готовы были дать низкую цену. И забрать валюту. Чтобы вернуться домой и поменять ее по космическому курсу. Валютчики? Спекулянты? Торгаши? Конечно, всегда было легче придумать условия для существования, чем для жизни, а потом раздавать клички.
Открылась «Белагробиржа»
«Здесь есть все: картофель семенной, говядина, свинина, форель отборная, телки племенные, тракторы, сеялки, сепараторы, дубленки, кожаные куртки, автомобили».
В 1997 году предприятие ликвидировано.
Доклад Совета министров: дела не очень, но не так плохо, как вокруг нас
«Суть структурной перестройки в том, чтобы максимально переориентировать промышленность на непосредственные потребности республики, создать экспортный потенциал… Совместно со специалистами ФРГ разработано технологическое задание по организации производства в стране легковых автомобилей, микроавтобусов и микрогрузовиков. Всем известным фирмам („Опель“, „Фольксваген“, „Вольво“, „Мерседес-Бенц“, „Форд“) направлены предложения».
Правительство уверено, что в итоге у нас не будет снижения потребления основных продуктов. В расчете на год это 75 килограммов мяса и мясопродуктов, 425 кило молочных продуктов, 330—340 яиц, 126 кило хлеба и хлебопродуктов, 170 килограммов картофеля и 75—80 килограммов овощей. Таким образом, ни про какой голод и речи быть не может.
В это сложно поверить, но…
«Недавно нас поставили перед фактом увеличения оптовых цен на нефть и нефтепродукты, что поступают из России, а это может обернуться расходами в размере 200 млн рублей».
17 октября Вячеслав Кебич, глава Совмина Республики Беларусь, отправился в Польшу:
«Местные говорят, все дорого. Законы рынка неумолимы. Шоковая терапия Бальцеровича все расставила по своим местам. Неплохие джинсы тут стоят как 2 килограмма мяса. В переводе на наши понятия это 10 рублей. А не 300—400, как у нас».
В результате в Польше ни дефицита, ни очередей. А у нас — наоборот: денег тьма, а товаров нет.
Привычка искать причины своих проблем в сумках других — тоже, оказывается, старая фишка с перекладыванием ответственности.
Простая математика: купленные за $10 в Польше джинсы нужно продать за две зарплаты
Почему? Потому что рубль (советский еще, деревянный) падает.
Эпидемия всеобщего бегства от советских дензнаков уже наводняет Беларусь рублевой массой из Балтии, России и Кавказа. Из-за падения курса рубля на 40% за полмесяца сделки становятся неэффективными.
К примеру, чтобы окупить простенькие джинсы, приобретенные в Польше за $10, здесь их нужно будет умудриться продать более чем за 1000 рублей — это две среднемесячный зарплаты.
«Квартиру получу, а где деньги на обстановку?»
«Взбудоражен народ. Рынок впереди, а что мы о нем знаем, кроме роста цен? А куда выше? Мне сейчас только на еду и хватает. Вот квартиру получить должен, так за какие шиши я мебель куплю? Хоть бы для новоселов какую-то скидку сделали…»
Для пополнения рынка — беспошлинный ввоз авто
«Сняты многие ограничения. Например, теперь граждане могут ввозить из той же Польши, Румынии, других стран предметы для личного пользования, в том числе автотранспортные средства — беспошлинно… Либерализация позволит в определенной степени открыть дорогу для пополнения нашего весьма скудного потребительского рынка».
Не без рекламного греха
Врачи просят таблеток
Пока в Вискулях решали судьбу Союза, врачи во главе с замминистра обратились с протянутой рукой. Страна осталась без запаса лекарств.
Был в начале девяностых в Минске и госсекретарь США Джеймс Бейкер. Говорили о ядерном оружии.
В конце года Сергей Линг (Госэкономплан) признает: ценовая реформа провалена, время упущено. «Хлеб подорожает в 4 раза, квартплата — в 6 раз», все остальное — тоже кратно. Но инфляция так разогналась, что стороны (продавец и покупатель) едва успели почувствовать какие-нибудь преимущества или, наоборот, беспомощность.
От компенсации тоже отказались: иначе это разогнало бы всех на новый виток. Идея была проста: «отсосать» лишние деньги у населения. Граждане молодой страны продолжали платить за ошибки старого руководства.
Год в статусе суверенного государства не приносит почти ничего. Все планы (деньги, армия, список необходимых законов) остаются на бумаге. У части политиков и общества развивается ностальгия по крепкой руке. Одна радость — клюква в сахаре.
Необычная ситуация складывается на продовольственном рынке. Еда появляется в магазине, но она не по карману. Почти как в Польше.
Похожая ситуация с яйцами. Народ недоумевает: обычный продукт стал слишком дорог для употребления в привычных объемах, а затоваренные производители вынуждены утилизировать яйца. Идеальная картинка для реакционеров, под рубрикой «Оскал капитализма».
Бизнес подрос и начинает жаловаться
Бизнес-сообщество набирает вес и в шутку обсуждает необходимость покупки партии, чтобы представлять свои интересы. Пока жалуются председателю правительства Кебичу на систему налогообложения: мол, она подавляет, а не стимулирует. Стороны слушают друг друга и расходятся с уважением.
Несмотря на прогноз, в будущем бизнес станет силой только в кооперации с государством и в гораздо меньшей степени отдельно.
БелАЗ без покрышек
Разрыв прежних связей приводит к таким ситуациям: БелАЗ не может отгрузить сотни самосвалов, потому что они без покрышек. Покрышки должна была произвести бобруйская «Белшина». Но и она бессильна, потому что Россия не отгружает каучук.
Брат по разуму из прошлого
Оцените название рубрики. Брать такое?
«Люфтганза» прилетела
Немецкая авиакомпания соединила Минск и Франкфурт. Самолет торжественно встречают чиновники. А обычные белорусы решают, что скорее дождутся появления Илона Маска — так больше шансов улететь куда-нибудь, потому что самый дешевый билет до Германии стоил $450.
Напоминаем, что у производителей есть проблема с реализацией товара. Вот письмо из колхоза:
Наконец, Минский завод холодильников получил в Мадриде приз «Трофей качества». Это знак того, что «продукция высоко котируется на мировом рынке».
Пока вроде все достойно, пусть и с нерешаемыми проблемами.
Завтра продолжение.
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by