Медаль за еду: изучаем надписи и обещания на продуктах питания. Топ самых веселых

562
27 февраля 2020 в 8:00
Автор: Александр Владыко

Медаль за еду: изучаем надписи и обещания на продуктах питания. Топ самых веселых

Откуда было взяться культуре упаковки после десятилетий отсутствия выбора и дефицита? Как дорвавшаяся до маминых украшений школьница, на рубеже веков наши колбаса, молоко, минералка и остальные продукты обрастали совершенно безумным количеством медалей, статуэток и разной солидности премий. Вчера мы исследовали полки одного супермаркета, собрав для вас все обещания. Оказалось, что медальки уже не в моде. В моде — листочки.

Интересно представить какой-нибудь Snickers с медалью «Продукт года США» («Бренд года США», «Народная марка США» и так далее). Почему же так прижились все конкурсы на белорусской земле?

Десять лет назад я познакомился с директором одного молочного комбината. Крепкий хозяйственник. Роста продаж, прибыли и других цифр во внутренних отчетах ему всегда было мало. Тщеславие требовало признания на всех уровнях. И бесконечные медали и премии, сыпавшиеся на упаковку молока (за счет средств предприятия), подпитывали директора, как вода питает дерево.

А еще в повсеместном государственном бизнесе (это сейчас они сыплются один за другим, уступая место эффективному частному) всегда было важно утереть нос соседу. Отсюда бесконечные траты на джинсу, обложки журналов и новые победы: главное, чтобы председатель заметил.

Медали и конкурсы

Нельзя сказать, что сегодня медали пропали. Их просто стало меньше. Возможно, наконец спросили покупателя, а ему медали оказались в миллион раз менее важными, чем цена. У любого человека «в теме» этот иконостас вызывает лишь ироничную улыбку. Вот, к примеру, многолетние покорители московской выставки «Продэкспо». Фанаты «Рогачевской», вы за это поклоняетесь любимой сгущенке?

В 2014 году закончилось место на этикетке или сменилась власть на заводе. Других объяснений семилетней медальной засухи нет.

«Бренд года» — это вообще больше о маркетинге, чем о продукте.

Еще немного побед.

Вот Премия правительства.

Интересно, жива ли корова, подарившая победу в 2016-м.

Органично медали и призы смотрятся только на бутылках с алкоголем.

Типа «эко» и как бы «био»

За несколько лет на полках не изменилось ни-че-го. Открываются отдельные магазины с надеждой на финансовые возможности любителей чистых вкусов. С другой стороны, в больших «гиперах» скукоживаются полки, на которых были выставлены импортные продукты категорий Organic или Bio.

Вы заметили тонны белорусской экоеды? Нет же. Дорого — скорее всего, причина в этом.

Но спрос есть. Поэтому покупателю предлагают компромиссы в виде вкраплений зеленого цвета и разной формы листиков. На них по-прежнему пишут отсебятину, заставляя нас повторяться: ничего не изменилось.

Конечно, молитвы «Без ГМО», «Без консервантов», «Без красителей» тоже не теряют актуальность.

Чтобы поменять масштабы национального провала по теме, скажем, что количество товаров, маркированных знаком «Натуральный продукт» (контролируется Госстандартом), за три года снизилось с 250 единиц до 90. Или натуральные продукты исчезли, или смысл маркироваться пропал. У знака было 12 лет, чтобы стать популярным, но что-то пошло никак.

Мировых стандартов эко- и биопродуктов на полках магазинов мало.

Торговые сети предлагают свои альтернативы. Самая «зеленая» из всех идея — у Green. Мы писали об этом, в том числе с позиции критики. И надо сказать, что вопросы читателей имеют право на честный ответ. Компания отвечает: «„Местное-известное“ — это или фермерский продукт, или обладатель „Натурального продукта“». По поводу последнего — выше, там катастрофа с выбором. Являются ли комбинаты пищевых концентратов фермерскими хозяйствами? Нет. Один фермер выращивает шампиньоны, потом на производстве их солят, добавляя ферроцианид калия (добавка ненатурального происхождения), и все это называют «зеленой» едой? Ну такое…

При этом под этим же брендом продается топовое мороженое, которое сами производители никогда (почему?!) не довезут из Сморгони. Оцените состав: тут даже крахмал картофельный зачем-то есть! Настоящее белорусское.

Это Беларусь!

Еще один старый способ — знаменитое «маде ин юса», то есть упоминание страны производства на самом видном месте. Цейлонский чай, азербайджанский сок, французский сыр…

Любопытно, что к этому нас подтолкнули россияне. Именно российские предприниматели первыми уловили лояльность покупателей к белорусскому качеству и начали писать на всем, что под руку попадается: «Сделано в Беларуси».

Смотрите, как наши стараются.

А вот это оригинально

Обещанный топ достижений, медалей и слоганов открываем «Любимой Аленкой». Это очень тонко и отсылает к лучшим временем, когда «Аленки» рождались по всему Союзу.

Дальше вспоминаем мясокомбинат «Белатмит» (был куплен «Серволюксом»), который подарил стране сосиски «Мишутки». Он же придумал бренд Landmark — европейский, спокойный, традиционный. И поставил печать с силуэтом дерева. «Эко»? «Био»? Переработка? Нет. «Для всех поколений».

Остаемся в мясной лавке и смотрим на продукцию Гродненского мясокомбината. Что маркетологи написали на колбасе? Не снимайте оболочку, «вместе вкуснее».

Ну и самое интересное. Майонезная линейка гормолзавода №1 «Минская марка» с печатью «Из свежего молока». На товаре позже ее поменяли на «Нежный вкус», но на сайте все по-прежнему.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко