«Попробовав мои огурцы, других люди уже не хотят». Энергичный фермер из глубинки выращивает овощи с помощью червей

12 июля 2019 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

«Попробовав мои огурцы, других люди уже не хотят». Энергичный фермер из глубинки выращивает овощи с помощью червей

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

Деятельная натура Виктора Артемьева всегда находила выход, несмотря на проживание в маленьком Кличеве с населением в 7500 человек. В юности он собрал мотобольную команду, которая участвовала в чемпионате республики. После развала СССР с коллегами отстоял завод, который хотели закрыть. Потом была карьера преподавателя, диссертация, четыре патента. А совсем недавно мужчина открыл фермерское хозяйство, в котором главные — черви.

От Кличева до деревни Константинов рукой подать. Здесь есть все признаки «бесперспективности»: ни «сберкассы», ни школы, ни почты, ни магазина. Возможно, упадок продолжался бы и дальше, но три с половиной года назад на здании закрытого магазина появилась вывеска «Фермерское хозяйство „Константа-арт“». А за ним выросли огромные теплицы. Теперь в сезон здесь работает до 12 человек. Кажется, пока смерть деревни откладывается.

«Смогу собрать около 120 тонн помидоров, ими можно обеспечить Кличевский район на 100%»

Подтянутый и крепкий Виктор Петрович встречает нас в лихо заломанной на ковбойский манер шляпе и рубашке с коротким рукавом, несмотря на +15 и дождь. Сразу и не скажешь, что ему 61 год.

— Предупреждаю, что огуречный сезон у нас заканчивается, поэтому теплицы выглядят не очень романтично, — фермер с азартом проводит экскурсию по четырем гектарам своего хозяйства.

Огурцов и правда уже не очень много — некоторые теплицы пустуют, а фермер собирает остатки урожая. С 25 марта, когда в теплице созрел первый огурец, и до сегодняшнего дня он продал 4 тонны экологичных огурцов, выращенных без каких-либо химикатов.

— Покажите мне любой огурец, я при вас его съем, и вы убедитесь, что до конца нашей встречи со мной ничего не случится, — задорно предлагает Виктор Петрович и тут же хрустит крепким огурчиком, на который мы показали (за два с половиной часа с мужчиной ничего не случилось, подтверждаем).

— Предупреждаю сразу: попробовав мои огурцы, никаких других люди уже не хотят. У меня 100 килограммов раскупают за час, на рынке некоторые даже говорят, что у них мои огурчики, чтобы их лучше продать, — угощает он уже нас. Сорванные прямо с грядки огурцы и правда вкусные и сочные, тут сложно спорить.

— А вот тут я экспериментирую с чесноком, выращиваю его на семена. Смотрите, какой большой, с кулак. Нет-нет, не китайский, белорусский, — фермер убирает немного земли и обнажает крупные головки чеснока. — Это сорт «Кличев-1», его вывел и запатентовал наш фермер Геннадий Варакса. Сейчас вот патентует яровой чеснок «Кличев-2».

Дальше Виктор Петрович ведет на поле, которое вряд ли часто встретишь в Беларуси. Огромными раскидистыми кустами тут растут помидоры. Растения — без привычных палочек с подвязками, а сами плоды лежат на соломе.

— Это французский сорт «Дино», они не требуют подвязки, пасынкования и очень устойчивы к болезням, — говорит он. — Видите, какая дождливая погода стоит, а фитофторы на них нет, помидоры спокойно цветут и наливаются.

Сейчас у фермера 1 тыс. кустов. Если все будет хорошо, то в следующем году в планах — засадить полгектара, а это уже 12—15 тыс. кустов.

— Исходя из их заявленной урожайности, я смогу собрать около 120 тонн помидоров. Думаю, ими можно обеспечить Кличевский район на 100%, — прикидывает мужчина.

Кроме огурцов и помидоров, Виктор Петрович также выращивает лук на перо, картофель, различную рассаду, экспериментирует с арбузами, виноградом, абрикосами и малиной.

— Хочу заложить абрикосовый сад, — мечтает он.

Килограмм червей стоит 30—50 рублей, гумус тоже продают

Фермер занимается экологическим земледелием, поэтому не пользуется химикатами, привычными для многих белорусов. Он отдает предпочтение различным органическим удобрениям. Но главная и основная вещь для него сейчас — это гумус, килограмм которого по эффективности заменяет 10 килограммов навоза.

Ради гумуса на отдельной площадке Виктор Петрович, как говорят ученые, занялся вермикультивированием. Проще говоря, разместил калифорнийских червей. О своих питомцах он тщательно заботится: готовит специальный корм, поит, создает особый микроклимат и периодически проверяет, все ли у них хорошо.

— Изначально это калифорнийские черви. Но их же не привяжешь, паспорт не прицепишь и не запретишь с местными водиться, — шутит он и ведет нас к длинным «грядам», где обитают его помощники.

Питаются черви органическими отходами, любят гнилые овощи, могут переработать испорченные мясо и рыбу и теоретически даже опилки (правда, гумус потом будет не самый лучший) — да так, что запаха не останется. Мы находились прямо возле грядок, где они живут, и не почувствовали никакой вони. К слову, черви чувствительны к запахам, они не любят резкие запахи аммиака (так пахнет свежий навоз) и сероводорода (тухлое яйцо).

Виктор Петрович кормит их в основном навозом и соломой, которые заказывает у местного хозяйства. Взамен он поставляет туда свежие овощи для столовой.

— Я делаю «сэндвич»: солома — навоз — солома — навоз. Через месяц-два это уже готовый корм, — объясняет фермер. — Мы используем также и белорусскую научную разработку — специальный микробиологический состав, максимально приближенный к микробиологии кишечника червей.

— Червь-то у меня беспривязного содержания. Поэтому они расселяются, конечно, как хотят, — смеется Виктор Петрович и добавляет, что главная приманка червей — это корм. При этом влажность должна быть не менее 70%. В благоприятных условиях они размножаются довольно быстро. Ученые подсчитали, что от одного червя может появиться от 500 до 1500 сородичей.

— Типичная активная гряда выглядит просто: с одной стороны мы кладем корм, а с другой, которая подсыхает и черви ее покидают, срезаем гумус, — показывает мужчина черную массу. — На зиму мы закрываем все это хорошей подушкой из соломы, сердцевину прикрываем, чтобы внутри всю зиму был одинаковый микроклимат, чтобы им было комфортно.

Оказывается, черви выдерживают даже очень низкие температуры, для них больше опасен резкий перепад.

Гумус фермер подсушивает, сортирует, а потом смешивает с торфом, золой и просеянной землей. Такую массу рассыпает на поля и в теплицах. В отличие от пепельных дерновых и дерново-подзолистых почв нашей страны, земля на участке Виктора Петровича насыщенного черного цвета — как раз из-за гумуса.

Черви помогли фермеру создать на участке плодородный чернозем, на котором овощи растут заметно лучше.

Что интересно, ценник на килограмм червей в питательной среде довольно высокий — 30—50 рублей. Гумус, кстати, также продают, но значительно дешевле.

Белорусскую разработку выдали за российскую, не спасли даже патенты

До того как заняться фермерством, Виктор Петрович успел сменить несколько видов деятельности и вместе с женой — учительницей математики — вырастить троих детей. Его старший сын живет в Кличеве и занимается услугами теплогазоснабжения и сервиса газовых котлов, средний — предприниматель, делает лестницы в Борисове. Младшая же дочка ушла в науку: она живет в Минске и работает над диссертацией в сфере нанотехнологий.

— Сам я родился и вырос в Краснодаре. Это мама у меня из Червеня, но жила с родителями в Минске — примерно там, где сейчас находится дом-музей I съезда РСДРП, а потом они уехали, — рассказывает Виктор Петрович. — В советское время я вернулся на родину мамы, чтобы учиться в институте — это нынешний БАТУ. По специальности я инженер-электромеханик со специализацией «Автоматизация сельскохозяйственного производства». Долгое время жил в первом общежитии, окна выходили на тогда еще Ленинский проспект (сейчас проспект Независимости. — Прим. Onliner). Видел, как Брежнев мимо проезжал, это тогда для нас было событие.

В совхоз «Долговский» Кличевского района Виктор Петрович попал по распределению. Тогда же женился. Дорос до главного инженера, потом долгое время работал в комсомольской организации, формировал стройотряды. Когда стало скучно, собрал команду по мотоболу, которая участвовала в чемпионатах страны, защитил звание кандидата в мастера спорта, а также организовал в Кличеве свой турнир.

Потом он долго работал в районном комитете народного контроля. После развала СССР его расформировали, и мужчина перешел в коммунальное хозяйство Кличева. Затем его пригласили на должность начальника пищевого цеха — филиала Бобруйского консервного завода.

— На дворе были лихие девяностые, и завод сказал, что пищецех не нужен, мол, закрываем, — вспоминает Виктор Петрович. — Я говорю: «Как закрываем, у нас тут 50 человек работает». Мы решили отделиться и создали открытое акционерное общество «Кличевский консервный завод». Но спустя какое-то время к нам пришли определенные ребята и «отжали» завод себе. Я ушел, а через пару лет он обанкротился. Конечно, переживал немного, пару месяцев…

Виктору Петровичу на тот момент было 40 лет. Энергичного и активного мужчину пригласили работать в техникум и параллельно заниматься наукой. Тогда же он получил второе высшее образование, стал писать диссертацию и выступать на международных конференциях.

— Я занимался разработкой и усовершенствованием газогенераторов системы Пинча, по ним написал диссертацию, а также получил четыре патента, — фермер показывает действующие газогенераторы, которые отапливают все теплицы.

Усовершенствованный котел можно топить отходами от деревообработки, которые раньше просто свозились на свалку и никак не использовались. Более того, в них можно забрасывать даже пыль от деревообработки. По подсчетам Виктора Петровича, КПД теплопередачи в таком котле — больше 90%, а золы на выходе получается гораздо меньше, чем обычно.

Три десятка таких установок уже работают по всей стране, до сих пор ими интересуются как белорусские, так и заграничные предприниматели. Правда, после того как одни российские покупатели приобрели такой котел, спустя какое-то время Виктор Петрович увидел, что его разработку выдают за оригинальную российскую. Разница была только в названии: россияне изменили две буквы, вместо ГГУ написав ДДУ. Не спасли даже белорусские патенты. С таким воровством Виктор Петрович даже не стал бороться.

— Что тут предъявишь? Да нет смысла на это жизнь терять, — машет рукой фермер и говорит, что ему не обидно. — Если то, что вы сделали, востребовано людьми, это же прекрасно. Значит, это изобретение пошло на пользу. А какая разница, кто первый?

«Не люблю сидеть сложа руки и просто смотреть телевизор»

Что касается разведения калифорнийских червей, то Виктор Петрович задумывался об этом еще во время ухода с консервного завода.

— Я знал, что во времена холодной войны в СССР были перечни запрещенных ко ввозу технологий. И в нем была вермикультурная технология, — объясняет он.

В начале 2000-х Виктор Петрович связался с белорусской Академией наук и купил в одном из кооперативов, который занимался вермикультурами, калифорнийских червей. Сначала экспериментировал с ними дома, потом в буртах на своем участке. Затем он стал участвовать с докладами в международных конференциях по вермикультивированию.

Задолго до фермерства черви помогали ему с урожаем на гектаре земли, который кормил большое хозяйство. Как это часто бывает с преподавателями в сельской местности, Виктор Петрович после работы шел полоть, косить, поливать и доить. Иначе было просто не выжить.

Уйти в фермерство с головой ему помог случай. От знакомого Виктор Петрович узнал, что в исполкоме собирают инициативных людей для участия в проекте Евросоюза и ПРООН «Содействие развитию на местном уровне Республики Беларусь».

— С того момента, когда ооновцы стали приводить успешные примеры проектов в Беларуси и мелькнуло слово «теплица», я навострил уши, — вспоминает Виктор Петрович.

Он внимательно изучил информацию, пообщался со старшим сыном, племянником и свояком — мужчины и составили костяк инициативной группы. На тот момент фермерское хозяйство у Виктора Петровича только-только начиналось: ребята построили небольшую теплицу, в которой выращивали лук на перо.

Мужчина написал проект, отправил его организаторам и вошел в 100 лучших из 700. Евросоюз и ПРООН выделили фермеру около 40 тыс. деноминированных рублей.

— Мы купили железо, поликарбонат и фитосветильники, — рассказывает фермер. — Дуги, сварка, газогенераторы, теплые полы и так далее — это был уже наш вклад в проект, он составил более 50%.

Они начинали с помидоров и лука, потом стали выращивать огурцы. Когда проект закрылся, фермерское хозяйство окрепло. Сейчас в сезон здесь работает до 12 человек.

— Это люди, которые летом зарабатывают на ягодах, а зимой остаются без работы. Теперь у них есть возможность подрабатывать и в холодное время года, — объясняет он.

Каждую неделю Виктор Петрович принимает по три-пять звонков от желающих завести червей и проводит по несколько экскурсий по своему подворью.

— Приезжают предприниматели, фермеры, смотрят, задумываются, — рассказывает он. — Простые люди тоже приходят покупать червей.

Инициативный фермер предложил проводить экофестиваль «День червяка» с презентацией экопроектов, выступлением ученых, дегустацией экологичной продукции и так далее.

Школьники вдохновились примером фермера и создали свой проект, предложив установить небольшие контейнеры с червями на участках у всех желающих. Этот проект также поддержали Евросоюз и ПРООН, и благодаря этому черви теперь работают на участках у многих жителей района.

В планах у Виктора Петровича — и дальше развивать свое хозяйство. При этом он готов рассказывать о калифорнийских червях всем желающим.

— Чем больше людей будет осваивать вермикультуру, тем лучше для всех, — считает он и только улыбается, когда мы спрашиваем про отдых.

— Я не люблю жить скучно. Не люблю сидеть сложа руки и просто смотреть телевизор. Это неинтересно, — заключает Виктор Петрович и сейчас активно занимается собственным сайтом.

мотоблок, двигатель бензиновый четырехтактный 9 л.с.
Нет в наличии

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by