Хочется уже ответить скептикам, которые вечно что-то ноют про поганую молодежь. Но что им сказать? Сам такой? Не поймет. Засыпать примерами хороших ребят? Точно найдет червоточину. Поэтому мы нашли среди скептиков двух оптимистов, которые на самом деле считают, что новое поколение обязательно совершит какой-то прорыв. В рубрике «Неформат» говорим с неравнодушными людьми о современных малых и их сильных и слабых сторонах.
Руслан Стариковский — опытный музыкальный продюсер, который постоянно находится в поисках чего-то нового и интересного. Рос в начале 90-х, поэтому хорошо помнит времена импортных турецких свитеров и жвачек, аудиокассеты и прочие атавизмы, про которые сегодня уже и говорить как-то неприлично. Занимается делами модной группы «Пошлая Молли» в Беларуси и нахваливает молодежь.
Егор Костюченко — музыкант, бывший арт-директор бара «Хулиган» и просто неравнодушный человек. Участвует в молодежных тусовках и сам их устраивает, недавно отправился в тур по Беларуси с рэпером Бакеем и получил в процессе почетное звание «дед». Не обижается и любит малых за свободу и скорость.
— Для начала давайте сверим ощущения. Нынешняя молодежь отличается от вас в том же возрасте?
Егор:
— Я на эту тему уже думал, когда катались с Бакеем в туре. Тогда я очень близко общался с аудиторией, которая приходила на концерты. Мне кажется, что происходят абсолютно те же самые процессы, но гораздо быстрее. Ребята выражают свой протест, но не теми способами, которыми выражали его мы: для них это уже неинтересно. Они умножают его на два, чтобы это на самом деле был протест. Есть какие-то минимальные различия, но в целом все вполне закономерно: они точно так же ругают все, что было до них, не принимают советы и опыт старших. Это нормально, мы через это тоже проходили.
Руслан:
— Мой большой друг занимается группой «Пошлая Молли», и я нахожусь в инсайде новой молодежной субкультуры, которая, по сути, является мейнстримом. Я обратил внимание на то, что скорость принятия решений у молодежи сейчас гораздо выше. Приведу элементарный пример: ухаживание за девушкой. Нам нужно было пройти очень большой путь: халявного секса, который есть сейчас у молодежи, у нас не было. С другой стороны, сейчас он, конечно, обесценен как нечто сакральное. Еще я бы отметил, что наши протесты происходили во дворе, в подвале, в качалке. Мы тоже слушали матерную музыку, просто сейчас появился дополнительный инструмент — интернет: сегодня ты можешь спеть, а завтра это послушают во Владивостоке. Потоки информации быстрые, но так же быстро все забывается.
Когда застрелили Тупака Шакура, это у нас обсуждалось месяц, сейчас такого бы не было. Вселенная сжимается, и все двигается быстрее. Но мне, наоборот, это нравится: к 40 годам я понял, что тоже не хочу тратить жизнь на долгие процессы. Мне, напротив, очень нравится, что я могу быстро получать информацию.
— Егор, ты говорил, что тебя в туре Бакея называли дедом. Ты себя действительно так ощущал в этой компании?
Егор:
— В каких-то моментах да. Я осуществлял дисциплинарный контроль: все финансы, документы, логистика, общение с организаторами площадки лежали на мне. У меня все было четко, по таблицам, остальные все время над этим смеялись. Зато это давало свой результат, а я ответственно подхожу к таким вопросам. У них задачи были другие, поэтому они больше угорали. Хотя я тоже не ходил в костюмчике.
— Если раньше разница между 20-летними и 30-летними была не настолько ощутима, то сейчас иногда напоминает пропасть.
Руслан:
— Опять же, опыт невозможно передать. Технологии развиваются очень быстро, моя 10-летняя дочь приходит и показывает мне новое приложение на смартфоне. Они быстрее получают информацию, и то, что было раньше, это уже байки про прежние времена. Ребенок не будет перенимать твой опыт, он получит его от сверстников, из интернета, а ты лишь можешь привить основные понятия порядочности и целомудрия.
Преемственности нет, потому что эти ребята более свободные, а наше поколение их в этом плане не может никак ограничивать. Когда «Пошлая Молли» выступала в Беларуси, мы уехали по своим делам и вернулись к двум часам ночи. Смотрим, Кирюха (Кирилл Бледный, лидер группы. — Прим. Onliner.by) в холле гостиницы танцует со своей барышней, метрдотель и охранник все время стоят на стреме. Я завидую их свободе, которой не было у меня в той мере. Я не знаю, как бы я ей распорядился: не факт, что красил бы голову в фиолетовый цвет. Но помню, как в 1991 году, фанат рэпа, пошел к другу, у которого была машинка для стрижки волос, и выбрил себе небольшую полосочку на виске — в колледже меня обозвали нацистом и выгнали с урока физкультуры. Наш протест выражался в том, чтобы купить кондовые джинсы и сварить их.
— Когда говорят про современную молодежь, звучит очень абстрактная претензия: «Вот мы в свое время! А они!..» Звучит это как откровенная зависть, потому что у нынешних малых все есть.
Руслан:
— Это правда на тысячу процентов: речь о брюзжании. Понятно, что ценности были другие. Единственный киоск с дисками стоял на Академии наук, и покупать тебе приходилось не то, что нравится, а то, что было. Какой-то проходной альбом посредственного артиста у тебя в плеере мог крутиться месяц. Я завидую белой завистью современной молодежи, которой не нужно угадывать с выбором. Мы тратили свою жизнь на прослушивание кучи ненужного материала. Я среди своего поколения постоянно слышу разговоры про ценность покупки пластинки… Это все олдскул и бред — то же самое, что иголка для патефона.
— Вот мы говорим про голодные годы… А сытость не разбаловала молодежь?
Егор:
— Отчасти да. Сейчас много возможностей для написания музыки, например. Когда я только начинал учиться в музыкальной школе, не было никаких программ. Хотя когда они появились, поначалу не было даже мыслей о том, чтобы сесть и этим заниматься. Если в голове нет четкой установки «Делать!», ты все равно все прос…шь. Если хочешь чем-то заниматься, не имеет значения, есть ли у тебя ноутбук и куча бесплатного софта — ты будешь пытаться играть на расческе, лишь бы реализовать себя. Все зависит от человека: всегда были ленивые люди и одержимые. Но сейчас молодежь действительно намного свободнее и смелее: у них уже нет заборов, которые у нас выстроены воспитанием, школой.
Они быстрее и смелее реагируют на вещи, которые происходят в жизни, и не так много жалуются. Я в себе это стараюсь пресекать. Когда вокруг все жалуются, понимаешь: блин, ну это уже перебор. Если начинаю ныть, останавливаюсь и молчу. А они не жалуются вообще.
— То есть у нас поколение нытиков?
Руслан:
— В музыкальной теме — сто процентов. Раньше ты начинал заниматься музыкой в 15—20 лет, и тебе нужно было пройти 10—15-летний путь, пока тебя заметят, отметят какими-то званиями. Условными звездами раньше становились в 35—40 лет. А сейчас в этом возрасте ты никому не нужен. Если в свои 20 лет ты не успел стать группой U2 или хотя бы «БИ-2»… В Беларуси ноют все: и эстрада, и рок-старички. Они просто прос…ли 90-е и думали, что сейчас придет время и мы станем легендами рока. А это какой-то бред. Все нытье от того, что они чего-то не успели.
Сейчас молодежь все очень быстро подхватывает. Это касается не только творчества, но и бизнеса, новых технологий. Взрослый человек десять раз все просчитает и подумает, а молодой, даже не открывая юрлицо, начнет какой-то бизнес мутить. Накрыла налоговая? Ничего страшного, пойду дальше. Нытье от того, что поколение 40-летних не успело насладиться своей минутой славы, но сейчас ждет, что к ним выстроится очередь из Бакеев, чтобы спросить совета. А им этот совет нафиг не нужен.
— Молодые не ноют. Но делают ли они?
Егор:
— Те ребята, с которыми общаюсь я, делают. Они занимают активную позицию. Где-то косячат, но часто спрашивают совета, просят помочь в вопросах, в которых некомпетентны.
Руслан:
— Я сейчас обнаружил такую штуку — ложную реальность. Когда люди не думают по пути, а потом видят результат — Бузову с миллионом подписчиков. Я думаю, что скоро появится поколение психически неуравновешенных людей, которые заводят Instagram в попытках получить свою минуту славы. Смотришь профиль барышни, а у нее там одна фотка — и сразу почти всю себя показала. Ей, наверное, кажется, что сейчас подписчики хлынут. А они не реагируют. Тогда появляются совсем уже откровенные сексуальные позы. Ничего из этого не получается, и профиль из Instagram пропадает. То есть люди не производят продукт, но стараются стать лидерами мнений. Мне кажется, даже троллинг основан на этом.
— Александр Цекало в интервью Onliner.by высказал такую мысль: нас воспитывали на сказках про халяву. Вот Иван-дурак, который лежит на печи, а потом получает все. Но этим малым такие сказки уже никто не рассказывает?
Руслан:
— Ошибаешься. У многих артистов, за которыми стоят большие продюсеры, убирается из поля зрения весь путь от тяжелой работы к популярности. Поколение видит не эту тяжелую работу, а результат: вчера человека не было, а сегодня его все любят и называют его альбом лучшим. Почему всех так бесит Макс Корж? Потому что никто не следил за его развитием в субкультуре, а тут неожиданно появилась «Минск-Арена». А Google умеют пользоваться далеко не все, я сталкиваюсь с этим постоянно: человек может спросить у тебя про режим работы заведения в личных сообщениях, хотя гораздо проще просто ввести поисковый запрос. Подростки тоже не всегда умеют работать с информационными потоками.
Егор:
— Мне кажется, что раньше артисты были максимально далеки от нас: всегда казалось, что это какие-то нереальные вещи, а у тебя нет никаких шансов. У теперешней молодежи есть куча примеров историй успеха, когда простой парень написал дома свои песни, выложил их в сеть и добился популярности. Это является хорошим толчком к действию. Мол, у него получилось, а почему у меня не получится? Наши пацаны и блоги позаводили, и видео крутого качества снимают — они умеют пользоваться технологиями, договариваются по знакомству, тратят какие-то деньги. Все потому, что у них есть пример того, как можно и нужно делать.
Руслан:
— Комьюнити и дружба — это вообще классная штука, которая есть у молодежи. Представьте, что я решил записать песню или снять клип. Все мы вращаемся во взрослой среде, где на все нужны деньги. И не факт, что это выстрелит. У молодых ребят все иначе: они днем встретились на Октябрьской, а вечером уже сняли клип. Напор, с которым они работают, впечатляет: «Чувак, нет денег, но смотри, какая идея офигенная!» И он тебя этим заряжает. Пока нытики думают, когда выпустить сингл и как лучше презентовать клип, те сделают в пять раз больше. Не факт, что лучше. Не факт, что КПД будет высоким.
Я думаю, что современной молодежи пробиться даже сложнее. Пример Макса Коржа «ВКонтакте» вряд ли сработает сейчас с кем-то новым: как только появляется машина монетизации соцсетей, туда сразу лезут продюсеры. А в YouTube твое видео может быть круче всех и при равных условиях было бы в тренде, но из-за заказов на миллионы просмотров другими оно где-то на задворках. Новое поколение зависит от дня старта — может случиться, что кто-то именно в это время выкупил все трендовые места.
Егор:
— В наше время проблемой было найти музыку и переписать любимую песню с кассеты на кассету, а сейчас проблема — выбрать из огромного количества контента, который штампуется каждый день, найти резонирующую с твоим внутренним мироощущением музыку. При этом подростки все быстро забывают и моментально находят что-то новое и свежее. Сейчас тоже есть проблемы, но другого характера.
— Недавно в Минск приезжала выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма». Вообще сейчас складывается ощущение, что бренд — это новый бог. Так ли это?
Руслан:
— Такое было всегда. Если вспомнить, возили из-за границы свитера Boys: ты лошара, если у тебя такого нет. Или первые куртки Hawk с жилеткой и капюшоном… Тогда процесс был более длительным, потому что все основывалось на слухах: ты где-то узнал, кому-то позвонил, куда-то пришел, где-то купил. Сейчас из открытия магазина New Balance делается масштабное событие, хотя это всего лишь обувь. Быть уникальным — эта установка всегда пульсировала. Любой дресс-код, фейсконтроль — это принадлежность, наверное, финансовая: способ показать, что я могу себе купить кроссовки за $300. Самый лучший пример — это телефоны. Количество бедных людей с дорогими смартфонами у нас просто зашкаливает: девочка будет заклеивать лаком колготки за $5, но зато у нее будет последний Samsung в кредит. То же самое было у нас: видеокассета стоила зарплату, и люди в здравом уме тратили эти деньги.
Егор:
— Мне кажется, что погоня за брендами стала дополнительной субкультурой. Это транслируют артисты, поэтому молодежь и гоняется за популярными брендами. Для меня смешно выглядит мальчик в майке Gucci, когда я понимаю, сколько она стоит.
— Но для него это смешным не выглядит.
Егор:
— Наверное, нет. Наверное, он хочет поставить себя рядом с артистом. С другой стороны, у малых есть желание самим делать одежду либо кастомизировать ее. Возможность самостоятельно напечатать майку с любым рисунком — в наше время такого не было. Мы брали трафарет и хреначили майки акрилом, который трескался после первой стирки. Сейчас можно все напечатать за небольшие деньги. Из таких идей появляются собственные бренды уличной одежды. Это круто!
Руслан:
— Но есть другой пласт, о котором мы не заговорили. Ко мне иногда приезжают популярные артисты, которых мы приглашаем посетить ночные клубы. Конечно, та молодежь, которую я вижу в Rich Cat, Blackhall, Next, Dozari… Вот это, я считаю, потерянное поколение, потому что люди приходят рисоваться друг перед другом. Они ничего не делают, не обмениваются идеями и опытом. Там нет комьюнити, там только зависть и обсуждение «телок». «Телочность» — это вообще отдельная тема для разговора. Допустим, мы сидим своей компанией, девочка узнает известное лицо и подсаживается к нам. Первое, что она делает, обсуждает «вот этих телок». Мол, смотри, какая дура. Чувиха!
Ты можешь узнать столько интересного: вот он приехал с дня рождения Бейонсе, спроси про это! А ей это не интересно: «Я с ним села, а ты дура!» Возможно, они этим переболеют и будут хорошими женами и матерями.
— Некомпетентность — это еще одна штуковина, в которой обвиняют современную молодежь.
Руслан:
— Это пожинает наше поколение. Мы выросли в голодное время, и хотим защитить наших детей, и делаем все за них. Это проблема воспитания в семье, в школе — это мы не научили их думать.
— Поколение, выращенное в теплицах?
Руслан:
— Особенно мальчики. Сейчас очень много одиноких матерей, а когда мама оберегает мальчика и говорит ему, какие вокруг бабы сволочи, вырастают беспомощные люди, за которых делают все: готовят, стирают, принимают решения.
Егор:
— Я согласен и уверен, что большая вина в этом процессе лежит на системе образования. В школах не учат думать, не учат самостоятельности, не дают права на ошибку. Важно получить десятку, неважно, каким способом ты это сделаешь.
— Что должно поменяться в системе образования?
Егор:
— В первую очередь нужно заинтересовать. Мой пример из жизни банален. Меня отдавали в школу с музыкальным классом, потому что там был недобор. Я изначально хотел идти на гитару, но там свободных мест не оказалось, пришлось идти на фортепиано. Классу к четвертому или пятому начал думать: а зачем мне это нужно вообще? Стал забивать на занятия. Потом мне предложили перейти на гитару, а в этом я был заинтересован и за два года сдал программу музыкальной школы. Повезло и с преподавателем, который со мной не только классику играл, но и разбирал песни Metallica. Сейчас детей учат на информации, которая устарела уже десять тысяч раз. Классика литературы — это круто, но во многих случаях я только теперь начинаю понимать, о чем там речь. А в школе… Что ребенок может понять и какие выводы сделать? Я не говорю, что все это нужно убрать, но какие-то вещи сделать ближе и понятнее молодежи необходимо. Нужно делать поправку на современность и технологии. Писать сейчас тест не имеет никакого смысла: необходимо учить человека думать, предлагать какие-то проекты, презентации. На английском в школе мы смотрели фильмы, обсуждали их, готовили еду, потом каждый делился впечатлениями — это же интересно, это не тупая зубрежка!
— Есть еще мнение, что эти ребята слишком часто смотрят на чужую жизнь и слишком мало внимания уделяют собственной.
Руслан:
— Был хороший анализ по Facebook. Меня сейчас заругают феминистки, но в соответствии с этими данными женщины получают самый большой стресс от подглядывания. Девушка выкладывает фотографию, на которой у нее все хорошо, хотя мы не знаем, так ли это на самом деле. Может, ее муж дома бьет, но на фото все шикарно. Человек подглядывает за иллюзией успешной жизни и получает сильный стресс, потому что у него жизнь вроде как самая обычная.
Егор:
— Просто наблюдая со стороны за личностями, сложно самому в личность сформироваться. Чужой опыт нужно примерять на себя, брать и делать.
Руслан:
— Тарантино ведь работал в видеопрокате и смотрел фильмы — изучал, как они делаются. Точно так же ты подписываешься на звезду и изучаешь. Интернет как топор: можно убить, а можно дров нарубить.
— У скептиков есть такой аргумент: вроде бы сегодня перед нами куча возможностей, все можно загуглить и на все получить ответ, но раньше были Pink Floyd и King Crimson, а сейчас композиторский уровень снижается, музыка становится примитивной.
Егор:
— Мне кажется, так говорят те, кто не знает процесс развития музыки в последние 200 лет. Все циклично, и музыка идет по нарастанию к усложнению, а потом резко к примитивизму. То же самое было с гаражным роком и панком. Джаз усложнялся, добрался до би-бопа, а потом на смену пришел кул-джаз, супермедленный, на длинных нотах. Для тех, кто выдавал кучу нот в секунду, это был примитив и деградация, но для молодых это свежее дыхание.
Руслан:
— Мой преподаватель по начальной военной подготовке, когда вышел альбом Depeche Mode «Songs of Faith and Devotion», сказал: «Как ты можешь это слушать? Есть же Pink Floyd, Led Zeppelin!» Сейчас поколение, которое выросло на Depeche Mode, будет говорить что-то похожее про современную музыку.
— Что сказать скептику, который всерьез полагает, что молодежь уже не та?
Руслан:
— Пускай купит таблетки для восстановления памяти и вспомнит себя в этом возрасте.
Егор:
— Да ничего не нужно говорить. И тем более советовать. Советы — это вообще неблагодарное дело. Можно просто попросить держать свое мнение при себе и меньше дурить голову молодым. Я уверен, что нынешнее поколение будет прорывным. По крайней мере, в нашей стране.
Спиннеры в каталоге Onliner.by
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by