Если мальчик испачкался в грязи, любопытный пацан растет, а если девочка — неряха. Почему среди мужчин больше инфантов

25 589
162
16 февраля 2018 в 14:55
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Если мальчик испачкался в грязи, любопытный пацан растет, а если девочка — неряха. Почему среди мужчин больше инфантов

«Я хочу платье и ничего не решать» — это кокетство. Если заменить платье на баню, пиво или компьютерную игру — это мужское дно. Таковы житейские рассуждения об инфантилизме взрослых. Да, чаще всего зараза упоминается в контексте с мужчинами и имеет позорную окраску. Самые обиженные даже говорят об эпидемии среди белорусских (русских) мужчин. Что происходит?

В начале этого года миру о себе напомнили британские ученые — по крайней мере, новость шла со страниц медицинского журнала Lancet. Издание провело опрос и пришло к выводу: верхний предел подросткового возраста нужно сдвинуть до 24 лет.

Пусть идея и невыполнимая в обозримом будущем, но противники встрепенулись: «Нет ничего бесповоротно инфантильного в том, чтобы провести первые годы после двадцати, получая высшее образование или экспериментируя с поиском работы».

Алексей Поляков, доцент кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ, в интервью Onliner.by объясняет, откуда идут корни инфантилизма, и отвечает на вопрос, можно ли перевоспитать мужчин-детей.


— В развитых странах дети позже получают образование и становятся самостоятельными. Идее ученых об изменении границ подросткового возраста уже много лет. Но все остается на уровне общих дискуссий. Слишком многогранна проблема. Ведь возраст — это мультидисциплинарная категория: он бывает социальный, паспортный, биологический, психологический. Плюс не забываем о самосознании — это то, как сам человек переживает свой возраст. Поэтому когда говорят о повышении границ возраста, надо сразу думать комплексно: когда человек сможет голосовать и нести ответственность, создавать семью, получать или лишаться пособий.

Кстати, у нас пришлось бы увеличивать период еще сильнее, потому что за рубежом тинейджеры переходят во взрослую жизнь после 19 лет. У нас после 15—16 лет принято выделить еще несколько лет юности.

— От хорошей жизни все, так? Нужда не торопит, семью не нужно поднимать и так далее — все гуманитарные опасности для мальчиков остались в XX веке.

— Отчасти да. Я буду приводить примеры на основе психологических экспериментов с детьми. Это нормально, потому что именно тогда результаты получаются самыми выпуклыми и очевидными. Так вот, ребенок сам просто так не стремится взрослеть, потому что это сопряжено с новыми обязательствами и повышенными требованиями. И чем старше мы становимся, тем получаем больше социальных ограничений и требований со стороны общества. Существует феномен автономной речи, которая появляется к концу первого года жизни — ребенок использует специфические слова для называния предметов и явлений: «ням-ням», «бо-бо» и т. п. И близкие люди понимают это и даже поддерживают. Но наступает второй год жизни, и оказывается, что ребенок сам не торопится осваивать общеупотребительную речь, если взрослые не требуют от него этого. И только получив «четкие указания», он перестраивается.

Дальше родители, школа, общество будут вешать на ребенка все больше и больше ожиданий. В 3 года нормально кричать в магазине, но в 8 — уже невоспитанность. «Ребенка» просто так перерасти не получается.

— 18 лет. Почему именно этот возраст был выбран пороговым для признания человека совершеннолетним? Не 17 или 20?

— Возможно, это связано с юридической практикой. Не буду вводить в заблуждение, поскольку не знаком с логикой принятия правовых норм. С точки зрения психологии, к этому возрасту (в среднем) укрепляется способность строить планы на будущее, к чему-то стремиться. Важно, что развитие самосознания не завершается и в 18 лет, но именно к концу подросткового возраста у человека появляется умение понимать свои чувства, влечения, мотивацию. Человеку же надо понимать, зачем делать то или другое! А если он не видит, за что борется, то не способен и заставить себя что-то сделать. Сможет ли такой человек выполнять свои профессиональные обязанности и заботиться о близких?

Мы подходим к теме научного, а не обывательского инфантилизма.

За бабушку можно съесть ложку каши, но не учиться в школе

— Понятие «инфантилизм» на обывательском языке несет негативную окраску. Но у этого слова есть и научный смысл — это характеристика детей с отклонениями в развитии. Например, с трудностями в обучении. Она заключается в том, что развитие ребенка не соответствует возрастным нормам. Есть физический инфантилизм — когда ребенок физически развивается медленнее сверстников, выглядит младше. Есть психологический, когда уровень развития психологических функций и личности не соответствует возрастной норме. Может быть правовой инфантилизм, когда человек не знаком с правилами и живет вне этого и т. д.

У инфантилизма можно выделить две ключевые характеристики. Первая — эгоцентризм. В отличие от житейского толкования (приравнивается к эгоизму), в психологии под ним понимается неспособность понять точку зрения другого.

Вторая — самоорганизация. Например, в отношении детей начальной школы говорят о несформированности произвольной регуляции деятельности, если они не могут длительное время выполнять задания, следовать инструкции учителя, часто отвлекаются или делают лишь то, что хочется в данный момент.

Ребенок растет, проявления инфантилизма меняются. Инструкции учителя подросток уже способен исполнить. Но приложить усилия к чему-то, заставить себя готовиться к занятиям и выполнить взятые обязательства или обещания до сих пор не может.

— Так наука хочет сказать, что инфантилизм — биологическое отклонение? Или имеет социальную причину?

— Незрелость психологических функций и личности отчасти может быть обусловлена незрелостью функций мозга. Однако преодолевается инфантилизм, личность социализируется благодаря социальным отношениям. За всем стоит ориентация на других людей. Мы договорились о встрече — я подготовился и пришел вовремя. Это воспитывается. Как ребенка уговаривают съесть то, чего он не хочет? Встраивают в контекст отношений с другими людьми. «Ложка за бабушку» — это значит, если тебе дорога твоя бабушка, ешь.

— Это нормально?

— По-другому не может появиться социальная, то есть собственно человеческая мотивация. Это основа. Потом все усложняется. Ребенку далеко не всегда интересно учиться в школе, а ходит он туда не за тем, чтобы бабушка была здорова. Кому-то важно слушаться учительницу, другим — не подвести класс или быть лидером, еще позже появляется желание стать самостоятельным или зарабатывать себе на жизнь. Какие-то новые мотивы приходят на смену старым, прежние уходят на подсознательный уровень. Личность становится социально зрелой, что следует понимать как антипод инфантилизма.

На девочек больше давят с детства, поэтому среди них вырастает меньше инфантов

— Лень, азарт, страх… Обычные черты характера. При этом замечательно ложатся в канву образа инфанта. Скажите, ленивый мужчина на диване, когда жена работает, это инфант?

— За этим могут стоять разные причины. Я бы не стал говорить сразу об инфантилизме. Иначе в это понятие можно начать вкладывать что угодно. Часто то, на что мы жалуемся и как объясняем поведение людей — часто результат стереотипного мышления. А если с этими женами поговорить отдельно, то у каждой будет свой смысл и причины обсуждаемой нами темы.

— А что скажете насчет избегания ответственности?

— Тут есть нюанс. Чтобы избегать ответственности, нужно сначала ее почувствовать, осознать (чтобы было то, чего нужно избегать). Инфантильный человек не понимает и не видит ответственности. Для него проблемы избегания ответственности не существует. В этом разница.

— Модель организации жизни в государстве влияет на долю «взрослых детей»? Инфанты выгодны абсолютной власти, так ведь?

— В развитии личности важно, как выстраивается взаимодействие с ближайшим окружением. Если «модель организации жизни» влияет на это конкретное взаимодействие, то да, она будет влиять. Когда человек находится в ситуации жестких внешних регуляторов, это, безусловно, сказывается. В качестве примера возьмем студентов. В школе они учились по жесткой модели обучения. У них были задания, требования, уроки и ответы. Способность рассуждать, создавать проекты, задавать вопросы в школе не приветствуется. В вузе иначе. В гуманитарных науках однозначного ответа часто нет в принципе, а важнее умение рассуждать и задавать вопросы. Никто не будет говорить, что делать. Когда водят за руку и показывают, что делать, все это не способствует развитию.

— Насколько, по вашей оценке, мы отстали за последние 100 лет от западного общества, которое порой могло быть жестоко к человеку, но заставляло его двигаться, принимать решения и отвечать за них своим успехом или провалом?

— Я не готов сказать, что советская модель предполагала избегания ответственности. И тем более — что раньше люди были менее самостоятельны. В середине прошлого века советские психологи провели исследование с участием детей об уровне общего развития. Спустя 50 лет эксперимент повторили на современных детях. Оказалось, что новое поколение проигрывает по комплексному показателю. Нынешние дети позже формируются. Они оказались более инфантильными. Почему? Говорят о том, что детям не хватает сюжетно-ролевой игры (дочки-матери, магазин и тому подобное). Мы стали обучать их в кружках, что больше похоже на учебную деятельность, не игровую. Дети недоигрывают — это проблема. И речь не о компьютерных играх.

Кроме того, изменилась коммуникация со взрослыми и сверстниками. Мы стали меньше и качественно иначе лично общаться с детьми. Например, современный ребенок зачастую становится центром семьи. Под него подстраиваются родители, а не он под них. У него не возникает необходимости смотреть на других, учиться их понимать, ориентироваться на социальные нормы.

— У белорусского народа есть проблема с инфантильностью? Были ли исследования?

— Нет, такие данные никто не собирал.

— А наша «памяркоўнасць» может при желании рассматриваться как желание избежать проблем?

— Это как с инфантилизмом белорусских мужчин по мнению женщин. Слишком общее понятие, куда сгружают все подряд. Я стал думать об этом и пришел к выводу, что не понимаю, какая реальность стоит за этим словом. Иногда мы создаем мифы о менталитете народа или культуры. Мы часто говорим об английском юморе. Как вы думаете, обладает ли большинство англичан таким юмором? Наверное, нет. Так и «памяркоўнасць» вряд ли следует считать всеобщим качеством. Кроме того, под нею могут пониматься совершенно разные вещи — от отзывчивости, гостеприимства до усталости с безразличием.

— Инфантильны могут быть и мужчины, и женщины в равной степени?

— Да. Негативное или положительное отношение к этому — из разряда стереотипов. Так, женщина может иметь некую долю безответственности. А мужчине нельзя. Это наш культурный код. Но объективно девочки в плане социальной зрелости развиваются лучше, к ним предъявляются другие социальные требования. Если мальчик вывалялся в грязи, скажут: активный, всем интересуется, таким и должен быть. А если девочка? Неопрятная, надо следить за собой. Поэтому в научном понимании инфантилизм и незрелость чаще встречается у мальчиков. Добавьте к этому биологические причины: организм мужчины более хрупкий и менее адаптивный к меняющимся условиям.

Можно ли перевоспитать инфанта? Только маленького

— С инфантами никто отношения иметь не хочет… Как их распознать? Нам нужны простые ответы.

— А вот я поспорю. Не все хотят избегать. Личные мотивы бывают разные. Например, мужчина может испытывать желание доминировать, тогда инфантильная женщина ему очень даже подойдет. Кому-то, наоборот, хочется, чтобы за него решали. И в этом смысле они будут дополнять друг друга.

Как распознать? На лбу, конечно, это не написано. Но во взаимодействии с ним вы все поймете. Если человек говорит, что завтра что-то сделает, а не делает. Или придумывает отговорки. Такой человек плохо организован, не может планировать свои действия и следовать плану. Также инфанта выдает неспособность сопереживать, сочувствовать, учитывать других людей в своих действиях.

— Главный для многих вопрос. Инфанты перевоспитываются? Имеет смысл надеяться и верить?

— В каком возрасте? Если мы говорим о детях, то можно и нужно. Если говорим о взрослом, то все сложнее. Без своих усилий взрослые люди почти не меняются. Наоборот, с годами черты закостеневают, становятся жестче. Инфантилизм превращается в черту характера. Нужны внутренние усилия, а вот это тяжелый труд.

Зачем, если жизнь инфантильной личности для нее весьма привлекательна? Это внутренняя простота. Будто вы живете всегда в родном доме, где все понятно и удобно. И вдруг вам предлагают сменить жилье и переехать в другой город. Взросление — это качественный переход в новую реальность. Это непросто — усложнить свою жизнь. Да, новый уровень открывает крутые дивиденды, но в начале пути они не очевидны. Есть только тревога. Абрахам Маслоу много писал о личностном росте. В том числе о том, что актуализация и развитие личности всегда конфликтуют с очень острым чувством — собственной безопасности.

— Армия убивает инфантилизм?

— Я могу лишь сказать из собственного опыта. Мои знакомые, которые отслужили в армии, возвращались более зрелыми личностями. Возможно, причина в том, что они просто отделялись от родительской семьи.

— Может, тогда надо выгонять детей из дома, как только стукнуло 18? Раз мир во всем мире, надо придумать им свою «войну».

— Наверное, подтолкнуть ребенка можно, если он готов. Но если ребенок внутренне против… Детей иногда в лагерь отправляют. Хорошо, если он хочет. А если нет? Тогда мы создаем психотравмирующую ситуацию. Это не развивает, а замыкает ребенка в себе. Сможет ли он себя хорошо чувствовать в обществе, станет ли более зрелым?

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич
ОБСУЖДЕНИЕ