07 февраля 2018 в 15:25
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Эксперимент Onliner.by. Модель примеряет одежду благотворительного магазина KaliLaska

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Когда в далеком 2013 году в Минске открылся первый черитишоп — непривычное на вкус слово смутно ассоциировалось с американскими фильмами, — то мы подтрунивали над хипстерами, которые решились на такое. Мол, долго не протянут. Когда в октябре 2017 года на маленьком пятачке культцентра «Корпус» собралось 600 человек, стало понятно: благотворительный магазин KaliLaska решительно настроен на популярность. Onliner.by поговорил с сотрудниками магазина о вкусах минской богемной тусовки, судьбе туфель за 450 евро и изнаночной стороне происходящего.

Проект KaliLaska — участник конкурса #Паскарэнне, который Onliner.by проводит вместе с платформой Talaka, группой компаний Gurtam и компанией velcom. Вместе с еще 50 командами черитишоп уверенно движется к финалу. В подготовке сегодняшнего материала журналистам Onliner.by помогла прекрасная Анастасия Дуняк — модель, которая примерила на себя вещи из KaliLaska, чтобы показать: эта одежда может быть красивой и стильной.

«Нам очень часто отдает вещи минская богемная тусовка»

Магазин KaliLaska больше похож на картинную галерею или экспозицию современного искусства, чем на собственно место, где торгуют и получают выручку. Маски молодого художника Базиля Стахиевича, автора росписи на Октябрьской, соседствуют с винтажными открытками и колоритным бабушкиным пледом — законным местом отдыха кота Прутика.

Волонтер KaliLaska Полина Реут проводит экскурсию по магазину:

— Нам очень часто отдает вещи минская богемная тусовка, например Алла Алоэ, продюсер Freaky Summer Party. У нас совершенно шикарные шубы! За ними охотится редактор журнала «Как тут жить» Света Хмельницкая. Все вещи продаются до 30 рублей — это максимальная цена. Средняя цена на платье, например, 10—12 рублей. В январе были такие скидки, что можно было купить многие вещи даже за 3—5 рублей, — увлеченно рассказывает девушка. — Еще у нас много картин. Современный белорусский художник Евгений Шадко принес свои работы для благотворительных целей и продает дешевле, чем в галерее. Шадко очень любят итальянцы. Я видела пару раз, как за картинами в KaliLaska приходили иностранные пары, — знаете, такие состоятельные пожилые люди, как из фильмов.

Что это вообще такое — благотворительный магазин? И зачем он нужен? Суть в том, что люди приносят и дарят KaliLaska свои вещи — новые или не очень, главное, чтобы в отличном состоянии. Лучшее из принесенного — не подошедшие по размеру туфли Dolce&Gabbana (о них речь будет позже) и тому подобное — продается в магазине за смешные деньги, которые нужны для аренды, зарплаты сотрудникам и прочих расходов. Все остальное (95% одежды, обуви и аксессуаров) волонтеры сортируют, при необходимости ремонтируют своими руками и передают тем, кто нуждается в помощи. Когда проект стал набирать популярность, к делу присоединились частные компании. На прошлой неделе, например, Wargaming передал пакеты с одеждой. Или вот бар «Банки-Бутылки» написал: «У нас часто забывают вещи. Можем ли мы вам их отдать?»

— Наш магазин — это не просто «лавочка б/у товаров», а целое мировоззрение. По большому счету, люди не нуждаются в большинстве своих вещей. Ненужные покупки захламляют жизнь и давят на плечи. Люди приходят к нам со словами: «Боже, когда можно будет отдать вещи?» Прежде я часто чистила свои шкафы, а с тех пор, как начала работать в KaliLaska, вообще перестала покупать новую одежду, — удивляет Полина Реут.

— Каждая приемка вещей — это примерно двести человек, которые толпятся у входа. Четыре тонны одежды! — приводит цифры еще один волонтер KaliLaska Илья Колчанов. — То есть проблем с тем, чтобы получить одежду, у нас нет. На конкурс #Паскарэнне мы подались по другой причине: нам нужно помещение для склада. И это проблема номер один. Мы обращаемся к владельцам складов: если у вас есть помещение в центре города на первом этаже, не менее 80 квадратных метров, с хорошим подъездом и парковкой — пожалуйста, свяжитесь с нами. Объемы одежды большие, люди приезжают на машинах, поэтому так важен первый этаж и удобная парковка. Мы нашли несколько вариантов, удовлетворяющих все наши требования, но цена — от 15 евро за квадрат. Для нас это — космос. Сейчас мы можем себе позволить квадратный метр за 4—6 евро.

«Этот плед пригодился Сергею Шнурову»

— Одежда KaliLaska — это видавший виды секонд-хенд или красивые винтажные вещи?

— Я не могу сказать, что мы бутик винтажной одежды, нет. Это вещи, которые обрели вторую жизнь в нашем магазине. У нас очень хорошая одежда, посуда, текстиль, обувь и многое другое. Патронажные организации всегда говорят, что в KaliLaska — самые лучшие вещи. Это не потрепанный секонд-хенд. Например, одна девушка принесла туфли Dolce&Gabbana. Их рыночная цена — 450 евро. У нас на аукционе они ушли за 135 рублей. Или вот, смотрите, платье Chanel. То есть люди не собирают из дома самое плохое, а осознанно несут нам брендовые вещи. К нам приносили одежду многие знаменитые люди Минска: боксер Виталий Гурков, гимнастка Мелитина Станюта, дуэт фотографов Канаплев+Лейдик, дизайнер Катя Тикота, — перечисляет Полина Реут. — А бархатно-зеленый плед «вырви глаз» из нашего магазина поучаствовал в фотосессии Сергея Шнурова из группы «Ленинград».

— Кому нужна ваша одежда?

— Наша целевая аудитория (те, кто приходит за покупками в магазин) — это девушки-студентки от 18 до 26 лет, которые могут купить классные брендовые вещи за копейки. Аудиторию мы знаем точно, потому что следим за статистикой в Instagram, — объясняет Илья Колчанов. — Есть еще и заядлые барахольщики — целая субкультура людей, которые ценят вещи с историей.

Страсти по цвету mod @lozo_kat ph @masha_kozhdan Снято на Honor 8 @honor_by #artmuseumby #kalilaska Гольф р-р 42-44 6р Пиджак р-р 42-44 7р

Публикация от Благотворительный магазин (@kalilaska)

surf vibes mod @lew4yk ph @polina_shashkova25 Снято на Honor 8 @honor_by Минский офис @wargaming_minsk отдали нам много пакетов с вещами, спасибо вам большое)) Байка р-р 42/44 10р #kalilaska

Публикация от Благотворительный магазин (@kalilaska)

Блеск mod @reoutpolina ph @kolchanov_ilya #kalilaska Платье 17р

Публикация от Благотворительный магазин (@kalilaska)

— Что касается остальных 95% одежды, ее бесплатно отдаем бывшим заключенным, многодетным семьям, людям с инвалидностью, всем тем, кто оказался в беде. Достаточно показать документы. Хотя это и не обязательно. Любой человек может прийти в раздаточный пункт, рассказать свою историю и получить помощь. Не нужно иметь удостоверение инвалидности. Если человек приходит и говорит: «У меня случилась беда, дом сгорел» или «Я осталась совсем одна, мне очень тяжело», — то мы помогаем. Каждый день люди пишут в соцсети «ВКонтакте» или в Facebook: «У меня такая-то ситуация, помогите, пожалуйста». И мы отвечаем, — рассказывают волонтеры.

«Невозможность купить себе носки бьет по человеческому достоинству»

— Наверное, непросто выдержать встречу с человеком, у которого сгорел дом?

— Да, морально это очень тяжело. Моя работа в KaliLaska — про светлую сторону: взаимодействовать с моделями, показывать, что благотворительность — это красиво и стильно. Но я даже не представляю, как наша руководительница Наталья Горячая выдерживает эмоциональную, грустную часть работы, — признается Полина Реут.

И действительно, как? Мы спросили Наталью Горячую, координатора проекта KaliLaska.

— К нам обращаются люди с очень тяжелыми историями. Есть, например, семья, в которой девять детей — все родные и любимые. То, как им приходится проходить через разные инстанции, доказывать, что это не ради жилья, а ради семейных ценностей… Сколько детям приходится выдерживать нападок в школе! А им хочется достойно выглядеть и жить так же, как и всем. В этой семье теплые отношения, но социальные стереотипы влияют на то, что они даже сутулятся больше, чем другие люди, — вздыхает Наталья Горячая.

— Это совсем простой пример. Есть гораздо более тяжелые судьбы. Мы работаем сейчас с мужчинами, которые лечатся в туберкулезном диспансере. Там они находятся годами. Мужчины рассказывают, что ищут себе одежду по мусоркам, потому что никто не берет их на работу и они давным-давно потеряли все, что только можно потерять. Обычно у них довольно серьезное прошлое — тюремное или алкогольное, но не обязательно. То, что мужчины проходят сейчас, очень тяжело. Невозможность купить себе элементарное — носки или нижнее белье — бьет по человеческому достоинству. Это печальная ситуация. Представьте, до какого отчаяния доведены мужчины, что они решаются откровенно говорить об этом. Когда мы человека зимой переобуваем из легких летних туфель в ботинки на меху, он уходит в восторге, — говорит Наталья.

— Обладание новой сумкой от Gucci или дорогими золотыми часами делает человека успешным в ваших глазах?

— Мир построен так, что есть необходимая часть «встречаем по одежке». Если ты вращаешься в серьезных кругах и должен влиять на общество, то, наверное, важно, чтобы костюмчик хорошо сидел, потому что так тебя лучше воспринимают. Я не считаю, что это проблема, если у кого-то есть золотые часы или хороший костюм. В то же время, если это становится самоцелью и другие смыслы уходят на дальний план, — печально. Мы и подобные нам организации отрезвляем общество: помогаем смотреть на другую сторону, на тех людей, которые в сумерках ходят по мусоркам и ищут теплую одежду.

Заранее предугадывая вопросы читателей о том, куда можно принести вещи для KaliLaska, отвечаем: пока что никуда. Команда проекта активно ищет склад, а без него прием одежды и всего остального поставлен на паузу. Чтобы помочь проекту, вы можете присоединиться к кампании на платформе Talaka. Подробная информация о благотворительном магазине — на сайте kalilaska.org.


Тем временем на платформе Talaka уже началось онлайн-голосование за лучший проект в номинации «Народный выбор». Оно продлится до 11 февраля. Зарегистрироваться и поставить «лайк» понравившемуся проекту будет недостаточно — нужно поддержать команду деньгами. Минимальная сумма — 3 рубля.

Все деньги, собранные проектом, останутся проекту. Кроме того, победитель получит 2000 рублей от организаторов конкурса. Победителя определим не по собранной сумме, а по количеству людей, поддержавших проект в период голосования, — объясняют условия сотрудники платформы Talaka. — Мы объявили войну ботам и будем тщательно отслеживать IP, фейковые аккаунты и проведенные платежи. По правилам конкурса одно платежное средство может использоваться лишь для одного зарегистрированного аккаунта. А вот писать о понравившемся проекте в соцсетях и просить поддержать его — наоборот, приветствуется.

Напомним, победителей конкурса ожидает призовой фонд в размере 10 000 рублей: гран-при — 6000 рублей и два приза по 2000 рублей, а еще специальные подарки от партнеров конкурса. В номинации velcom «Комфорт» участников ждет подарок — современный смартфон с подключенным одноименным тарифным планом. Группа компаний Gurtam подарит победителю номинации «Проект будущего» модный и полезный гаджет — смарт-часы.

Читайте также: