150
18 декабря 2017 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий
«Алмазы можно сделать даже из волос». Как под Минском растят драгоценности на десятки тысяч долларов

Словосочетание «белорусские бриллианты» для нашего уха звучит так же, как и «белорусские креветки». Но не торопитесь с шутками. Мало кто знает, что в девяностые у нас построили один из первых в мире заводов по синтезу алмазов, что за белорусскими учеными из этой сферы готовы гоняться мировые промгиганты, а качество наших кристаллов оценили на международном уровне.

Первый в мире синтезированный алмаз получила компания General Electric еще в 1950-х годах при помощи специального пресса. Небольшой грязный камешек по свойствам ничем не отличался от природных алмазов. Была только одна загвоздка: денег на его синтез нужно было гораздо больше, чем при добыче в природе. На это дело махнули рукой и до 1980-х годов про выращивание алмазов благополучно забыли.

Одни из первых попыток получить алмазы с помощью электродуговой печи. Фото: en.wikipedia.org

В конце 1980-х ученые из Новосибирского отделения Российской академии наук создали беспрессовый аппарат «разрезная сфера» (БАРС), при помощи которого впервые в мире получили синтезированный алмаз, готовый конкурировать с природным не только по качеству, но и по себестоимости. У первых синтезированных новосибирских алмазов она была значительно ниже.

Отставной генерал, семеро ученых и $5 млн

После удачной апробации в 1990-х семеро известных советских ученых (двое из них — белорусы) загорелись идеей создать первый в мире завод по синтезу алмазов. Площадкой благодаря хорошему географическому положению выбрали Беларусь.

Ученые стали учредителями компании «Адамас». Они взяли в «Промстройбанке» СССР кредит на 51 млн советских рублей и начали строительство в деревне Атолино, что под Минском.

Аппараты БАРС. Фото: en.wikipedia.org

Завод должен был быть довольно крупным: трехэтажное здание, 220 работников. Но денег не хватало, поэтому позже в состав учредителей вошли тогдашний «Белпромстройбанк», который выделил предприятию кредитную линию в $5 млн, а также двое известных в советские времена бизнесменов, внесших еще $2,5 млн.

Инвесторы успели только завершить здание, поставить 120 аппаратов БАРС и немного отработать технологию, как тут у бизнесменов-учредителей начались проблемы — они оставили завод без денег.

Неожиданно четверых ученых переманивает в США генерал в отставке Картер Кларк. Оказывается, в 1995 году он за $60 тыс. купил технологию производства синтезированных алмазов и основал компанию Gemesis Diamond. К слову, все было оформлено официально, так как России на то время остро нужны были деньги и она распродавала свои научные разработки. Ученые оставили «Адамас» и уехали к Кларку.

Один из крупнейших производителей синтезированных алмазов в мире. Фото: genesisdiamonds.net

Оказавшись в тяжелом положении, учредители пытались вернуть кредитные деньги банку, но тщетно. В 1999 году в отношении руководства «Адамаса» возбудили уголовное дело. Разбирательство шло пять лет, сумму ущерба оценили в $7 млн. Бизнесмены и юрист уехали за границу. Однако четверых все же посадили.

После выхода на свободу никто из прежних руководителей «Адамаса» в Атолино не вернулся. Уехали в Санкт-Петербург и Москву и оставшиеся трое ученых, а с ними — и технология синтеза алмазов.

Первые синтетические бриллианты. Фото: commons.wikimedia.org

Так в мире появилось три крупнейших центра синтезированных алмазов: Москва, Питер и американский штат Флорида. Есть еще несколько мелких компаний, но говорят, что все ниточки ведут все к тем же семерым.

Что все это время происходило с самим заводом? Его передали на баланс Белгосуниверситета. В одной из частей здания функционировало предприятие РУП «Адамас БГУ»: ученые проводили исследования, изучали производство технических алмазов, совершенствовали его. Правда, эксплуатация установок обходилась очень дорого и финансовый вопрос становился все острее.

Белорусские бриллианты

«Когда китайцы, арабы и израильтяне стали уговаривать продать производство, стало понятно: спрос есть»

На краю Атолино стоит то самое трехэтажное здание завода, о котором так грезили советские ученые — обычное производство с крашеными стенами и свежим ремонтом внутри. На проходной здесь — милиционер и строгий пропускной режим.

Фото: adamas.by

Несколько лет назад предприятие «Адамас БГУ» перешло в структуру Управления делами президента. А чуть больше года назад проректора Академии управления при президенте Максима Борда попросили оценить ситуацию в Атолино: есть смысл наладить там производство или же проще сдать аппараты в утиль?

— Признаюсь сразу: по образованию я юрист и тема производства алмазов для меня была нова, — Максим Наумович ведет нас в цех. — Я стал штудировать литературу, смотреть зарубежный опыт. Честно, сам не верил в то, что наши кристаллы на самом деле хорошие и их можно продавать. Но поездил по выставкам, показывал алмазы, ограненные бриллианты, которые вырастили у нас в цеху, — специалисты восторгались качеством. А когда стали звонить армяне, китайцы, израильтяне с уговорами продать оборудование, уже окончательно понял: перспективы есть.

Так в ноябре 2016 года появилось ООО «АдамасИнвест» (предыдущее предприятие сейчас на стадии ликвидации). Оно также подчиняется Управлению делами президента и работает по специальному проекту «Восстановление производства синтезированных алмазов и развитие ювелирного производства изделий со вставками из получаемых бриллиантов». Работает здесь 45 человек.

— Под этот проект мы получили заем. Деньги возвратные, есть четкие сроки, — подчеркивает Максим Наумович. — Мы разработали подробный бизнес-план, за полгода привели в порядок здание, восстановили цех и запустили ювелирное производство. Фактически на него мы сейчас и делаем упор.

На рынок технических алмазов, по словам Максима Наумовича, смысла идти нет: всех игроков уложил на лопатки Китай. Девять лет назад Киевский инструментальный завод продал КНР образец специального пресса. Китай наштамповал их 40 тыс. штук, в 2014 году вышел на рынок технических алмазов и обвалил его в 20 раз. Поэтому даже несмотря на то, что белорусские технические алмазы по качеству превосходят китайские, стоят они впятеро дороже.

— На ювелирный рынок Китай пока не идет. Думаю, его не пускают два крупнейших игрока: подконтрольная США De Beers и российская «Алросса». Поэтому в синтезе ювелирных алмазов у нас неплохие шансы, — заключает Максим Борд.

Температура может вырасти до 2 тыс. градусов, давление — до 20 тыс. атмосфер

Огромный зал с десятками цилиндров и минимум рабочих — так выглядит цех с теми самыми БАРСами, которых здесь 120 штук. Обслужить все аппараты за смену могут слесарь и инженер. Всего же в цеху работает 10 человек.

— Они проектировались в 1970-х, но в производстве алмазов для ювелирных целей и лучше БАРСов пока не найти, — показывает раскрытую полусферу Максим Наумович. — Вообще, в настоящее время в мире существует две технологии получения алмазов: HTHP (high temperature, high pressure — высокая температура, высокое давление) и CVD (chemical vapor deposition — химическое осаждение из паровой фазы). Последняя хороша для производства технических алмазов, но не очень пригодна для ювелирных. Дело в том, что в газовой среде камень растет ровными слоями, а в природе — неравномерно, как и при технологии HTHP, которую мы используем.

Максим Наумович показывает пульт управления цилиндрами. Это специальная аппаратура, которая контролируется вручную. При малейших отклонениях от заданных значений работники регулируют показатели.

— Казалось бы, пусть бы компьютер следил за тем, как растут алмазы. И у меня, честно говоря, были мысли автоматизировать этот процесс, — рассуждает директор. — Но когда я увидел нашу технологию, то понял: смысла нет. Во-первых, дорого, вложения не окупятся. Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.

Сами БАРСы устроены довольно просто: 3,5 тонны металла, шланг для подачи масла, которое создает давление, и контакты, дающие ток и температуру. Внутри аппарата — две сферы: большая и поменьше. Каждая сфера состоит из шести частей — пуансонов, изготовленных из специального легированного сплава. Большие весят по 16 килограммов, маленькие — чуть меньше килограмма. Маленькие пуансоны — это фактически расходный материал. Они стоят по $200 и выходят из строя в среднем после пяти синтезов.

— Температура на входе в аппарат — 1500 градусов, давление — 1800 атмосфер, — объясняет директор. — Внутри температура может вырасти до 2 тыс. градусов, а давление — до 10—20 тыс. Температура и давление меняются на протяжении всего роста алмаза. Это трое суток, а не столетия, как в природе.

В самом центре сферы находится специальный фарфоровый кубик. В нем, как говорит Максим Наумович, и есть «вся наука». Перед тем как кубик отправят в БАРС, его «фаршируют»: закладывают специальную спрессованную таблетку, состоящую из отдельных компонентов, как правило, металлов, здесь же и маленький кусочек алмазика, который потом вырастает в большой камень и графитовый стержень (графит — это среда, которая дает алмазу возможность расти). Потом кубик сушится в печи, пропитывается определенными материалами, и только после всех этих процедур его можно закладывать.

Вырастет алмаз или нет, зависит даже от теплоты рук работников

— Технология производства очень «капризна», — добавляет Максим Наумович. — Алмаз может вырасти большим, может — маленьким, хорошим или плохим, а то и совсем не растет. Все зависит от десятка факторов: от рук инженера, который собирает кубик, от того, как он просушит его, правильно ли пропитает, — вплоть до температуры в цеху и качества графита. Как-то в странах Балтии тоже пытались наладить производство. Закупили оборудование, а алмазы не росли. Оказалось, вырастить алмаз — это не просто включить рубильник.

Через три дня кубик вынимают из БАРСа, разбивают и достают небольшую болваночку, на которой может виднеться край кристалла. Болванку бросают в колбу и заливают «царской водкой» (три порции соляной кислоты и одна азотной). Колбы ставят в специальный шкаф и нагревают, чтобы реакция пошла быстрее.

— При нормальных условиях через два часа металлы растворяются и остается только алмаз, — говорят в лаборатории. — Потом мы извлекаем алмаз, промываем его и опускаем в хромовую смесь.

Так убирают графит и получают уже чистый алмаз. Его взвешивают, упаковывают и передают на аутсорсинг — на огранку в российскую компанию (свободных специалистов по огранке в Беларуси нет, а учить новых пока дорого).

— От первоначального веса алмаз может потерять 30—60%. Все зависит от наличия включений и чистоты камня, — добавляют на производстве. — Кроме того, в половине всех синтезов гарантированно получаются высококачественные камни для огранки и установки в изделие — это 220 камней в месяц. Еще в 20% случаев получаются камни чуть более низкого качества.

— Для работы пока достаточно, но для развития этого маловато. Вот бьемся над этой задачей, — Максим Наумович показывает образцы алмазов. — Мы сертифицировали наши камни в Международном геммологическом институте в Антверпене. Экспертное мнение таково: наши камни ничем не отличаются от натуральных по всем своим химическим и физическим характеристикам. Здесь точно же такие показатели по прочности, отсутствию реакции на радиацию и так далее.

В основном предприятие выращивает бесцветные алмазы весом до 1 карата, получая бриллианты в 0,2—0,3 карата. Такие камни идут в основном на серьги и кольца. Кристаллы можно и облагораживать: придавать лимонный, черный, красный и другие цвета. Но на предприятии говорят, что белорусы предпочитают классику.

«Индусы стали просить делать ритуальные алмазы из праха умерших»

Узнав про невысокие по мировым меркам цены на белорусские камни, на предприятие позвонили индусы с необычной просьбой: делать ритуальные камни.

— Они хотят сохранять память о своих кремированных родственниках в таком виде. По сравнению с британской компанией, которая вплотную занимается подобным производством, наши алмазы выходили в пять раз дешевле, — объясняет директор.

— Работать с прахом умерших мы не решились, а вот технологию получения алмаза из волос отработали. Да, алмазы можно получить из волос. Мы получаем из них углерод, а дальше работаем по той же схеме. Технологию мы опробовали, выпустили уже 12 таких камней. Правда, пока массовое внедрение этой темы — следующий этап работы для нас. И в этой теме большой потенциал для науки.

Но все же основной упор компания делает на собственное ювелирное производство. Ювелирный цех хоть и небольшой (9 человек), но потенциально там могут производить до 5 тыс. единиц в месяц. На прошлой неделе большая партия белорусских бриллиантов поступила в магазины.

— Наши изделия обходятся на 20—30% дешевле изделий с натуральными камнями, а сами синтезированные бриллианты стоят и вовсе вдвое дешевле натуральных. К примеру, отпускная цена на готовое изделие с бриллиантом в 0,15 карата составляет 300 рублей, с камнем в 0,25 карата будет стоить 600 рублей, — директор показывает образцы изделий.

В основном это помолвочные кольца. Максим Наумович говорит, что в планах есть и серьги, и запонки, и серебро с бриллиантами, и даже арт-серия в экостиле.

— В Европе синтезированные алмазы набирают популярность. Считается, что они более экологичны, чем добытые из недр земли. И это правда. Тем более что по свойствам они не уступают природным, — рассуждает он и делится планами: укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое.

— Есть цель сделать наши бриллианты доступным белорусским брендом. А глобальная задача — за счет полученной прибыли дальше развивать научные технологии в этой сфере, — добавляет Максим Борд.

Новогодние елки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Настасья Занько. Фото: Максим Тарналицкий
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
18.12.2017 в 8:07
укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое
Не, ну удачи, радует, когда в нашей стране хоть кто-то развивает высокотехнологичное производство.
133
Лучший комментарий
18.12.2017 в 8:03
Искусственные алмазы как искусственный бюст: вроде и красиво, а не надо
18.12.2017 в 8:04
Конкретно мне от этих драгоценных камней что-то полезное будет?
18.12.2017 в 8:04
Если есть спрос - развивайте, хоть какие-то поступления будут.
18.12.2017 в 8:05
Наши искусственные алмазы (бриллианты), стоят дороже природных из других частей света (изучал рынок).
Вот и вопрос: кому они нужны ???
18.12.2017 в 8:05
Простому народу от ваших алмазов ни тепло ни холодно..
18.12.2017 в 8:06
Полуфабрикат. Кроме промышленного использования, не вижу смысла в этих стекляшках, ещё и за деньги.
18.12.2017 в 8:06
Ну все.... теперь на алмазы вся надежда.
18.12.2017 в 8:06
Никогда не понимал любовь людей к этим камушкам.
18.12.2017 в 8:06
Алмаз должен быть только природным!
18.12.2017 в 8:06
"Несколько лет назад предприятие «Адамас БГУ» перешло в структуру Управления делами президента."
?????????
18.12.2017 в 8:07
укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое
Не, ну удачи, радует, когда в нашей стране хоть кто-то развивает высокотехнологичное производство.
18.12.2017 в 8:08
Алмаз - это не более чем кубическая аллотропная форма углерода, еще со школьной скамьи помню. Раньше не существовало способов его сделать при помощи научных достижений, получался только природным путем. Поэтому и цены на алмазы баснословные. Ну а раз даже в Беларуси научились выращивать, ждем падения цен.
18.12.2017 в 8:09
Наши искусственные алмазы (бриллианты), стоят дороже природных из других частей света (изучал рынок).
Вот и вопрос: кому они нужны ???
"makar123":

За 3 минуты изучил рынок????? Да ты эксперт, что ты делаешь с такими способностями в этой стране?
18.12.2017 в 8:10
Со слов инжиненров - это вообще алхимия какая-то, если не растут они в других местах, а только у нас.
18.12.2017 в 8:16
идея хорошая- время покажет.................
18.12.2017 в 8:17
Вот видите,мы не только страна хорошей молочки!!! Алмазы еще. Интересно было узнать.
18.12.2017 в 8:18
Зачем нам искусственные, если у нас есть натуральный алмаз, на который всей страной скидывались. ))
18.12.2017 в 8:19
Алмаз - это не более чем кубическая аллотропная форма углерода, еще со школьной скамьи помню. Раньше не существовало способов его сделать при помощи научных достижений, получался только природным путем. Поэтому и цены на алмазы баснословные. Ну а раз даже в Беларуси научились выращивать, ждем падения цен.
"Татьяна246":

В наших условиях можно дождаться лишь роста цен. Слишком долго ждать на придётся...
18.12.2017 в 8:19
Пока наши растят искуственные алмазы, другие вовсю вырастили НЕискуственную крипту. При этом алмазы не "растут" на бирже, в отличии от последней. Вывод, как говорится, очевиден.
Запоздали мы с АйТи, а уж с алмазами и подавно!
18.12.2017 в 8:24
*В Европе синтезированные алмазы набирают популярность. Считается, что они более экологичны, чем добытые из недр земли. И это правда. *
Не вьехал. Они их едят?
Драгоценные камни- это вложение средств, а искусственные- деньги на ветер.
Индусы любыми побрякушками заинтересуются, не богаты.
И последнее, даже природный алмаз чёрного цвета считается самым отстойным, нашли что демонстрировать
18.12.2017 в 8:25
Думал, такого в РБ нету. А тут чуть ли не родина мирового алмазаварения!
18.12.2017 в 8:26
С появлением искусственного натуральное теряет цену.
18.12.2017 в 8:27
Дело хорошее, но похоже сроки уже упущены...
18.12.2017 в 8:27
Хватит мудрить, лучше бы полезными делами занялись
18.12.2017 в 8:29
С появлением искусственного натуральное теряет цену.
"YeSh":

Ха. Набирает, что касается камней, каждый год.
18.12.2017 в 8:31
Искусственные алмазы как искусственный бюст: вроде и красиво, а не надо
"че-ша":

Тут можно поспорить: уж лучше искусственные сиськи но красивые и большие, чем натуральные но маленькие или обвисшие..
"afterton":

Согласен. Но только после того, как вам жена родит детей.
18.12.2017 в 8:33
Конкретно мне от этих драгоценных камней что-то полезное будет?
"ШМЭЛ":

Тебе нет а только тем кто их делает.
18.12.2017 в 8:35
Никогда не понимал любовь людей к этим камушкам.
"Tahasan":

особенно к искусственным.
18.12.2017 в 8:35
А почему не назвать статью открыто:
"История еще одного отжима"?
Таких историй- целая куча.
Никого в стране уже и не удивляют методы Управления делами.
18.12.2017 в 8:36
у меня дача рядом с этим заводом , как то не видно чтоб они сильно поднялись на выращенных алмазах
18.12.2017 в 8:36
Считается, что они более экологичны, чем добытые из недр земли. И это правда.
алмазы у них более экологичные, чем природные, ага...
сейчас такое время, что можно нести любой бред, если на него навесить ярлык "зелёный", "экологически чистый".
Идея для увеличения продаж: "органик алмазы" %)
18.12.2017 в 8:38
Да, уровень сраззу видно!!!Помещение,оборудование,спец одежда,и стол ОТК!!!
18.12.2017 в 8:38
Никогда не понимал любовь людей к этим камушкам.
"Tahasan":

Согласен, и к золоту тоже. Ну камень, ну дорог в добыче, ну блестит как-то. Как и рыжая цепочка, ну золото, не понимаю. Ладно у науке нужны, в технике.
18.12.2017 в 8:39
Пока наши растят искуственные алмазы, другие вовсю вырастили НЕискуственную крипту. При этом алмазы не "растут" на бирже, в отличии от последней. Вывод, как говорится, очевиден.
Запоздали мы с АйТи, а уж с алмазами и подавно!
"voit-cs":

походу криптой скоро будет модно хвастаться так же, как вегетарианством) уже и так под любой новостью кто-нибудь да ввернет
18.12.2017 в 8:43
— Работать с прахом умерших мы не решились, а вот технологию получения алмаза из волос отработали.

Ну и правильно.Как это можно делать алмазы из праха родственников? Даже жутко становится.
18.12.2017 в 8:46
За 27 лет работы эти алмазы должны быть размером с булыжник и стоить не дороже любого минерала
18.12.2017 в 8:46
— Работать с прахом умерших мы не решились, а вот технологию получения алмаза из волос отработали.

Ну и правильно.Как это можно делать алмазы из праха родственников? Даже жутко становится.
"fogast":

элементарно, вспомните, что такое прах с точки зрения химии
18.12.2017 в 8:49
Биткоины они там не растят?
18.12.2017 в 8:49
Есть же в стране толковые руководители..
18.12.2017 в 8:50
Поэтому и цены на алмазы баснословные.
"Татьяна246":

Нет вообще-то. Стоят дорого из-за манипуляций De Beers с рынком еще полвека или больше назад.
http://www.businessinsider.com/heres-why-diamonds-are-so-expensive-2015-9
18.12.2017 в 8:57
а зачем вообще нужны эти алмазы?
18.12.2017 в 9:00
Ну хоть где-то мы развиваемся
Жаль, эти стёклышки никому не нужны
18.12.2017 в 9:02
Алмаз - это не более чем кубическая аллотропная форма углерода, еще со школьной скамьи помню. Раньше не существовало способов его сделать при помощи научных достижений, получался только природным путем. Поэтому и цены на алмазы баснословные. Ну а раз даже в Беларуси научились выращивать, ждем падения цен.
"Татьяна246":

Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
18.12.2017 в 9:07
Пока наши растят искуственные алмазы, другие вовсю вырастили НЕискуственную крипту. При этом алмазы не "растут" на бирже, в отличии от последней. Вывод, как говорится, очевиден.
Запоздали мы с АйТи, а уж с алмазами и подавно!
"voit-cs":

Хоть как-то запустили это производство - и то хорошо.
18.12.2017 в 9:10
укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое
Не, ну удачи, радует, когда в нашей стране хоть кто-то развивает высокотехнологичное производство.
"ibigdan":

Доставшееся от СССР.
18.12.2017 в 9:27
Пока наши растят искуственные алмазы, другие вовсю вырастили НЕискуственную крипту. При этом алмазы не "растут" на бирже, в отличии от последней. Вывод, как говорится, очевиден.
Запоздали мы с АйТи, а уж с алмазами и подавно!
"voit-cs":

Алмаз это вещь, его потрогать можно. А крипта в один момент может превратиться в нолики.
18.12.2017 в 9:36
Молодец. Интересный человек. Один из немногих который болеет за свое дело.
18.12.2017 в 9:47
В пределах РБ согласен неплохой бизнес и перспективы есть. А насчет выхода на мировой рынок думаю, что не пустят другие большие компании какие бы не были цены и качество.
18.12.2017 в 9:48
Если есть спрос - развивайте, хоть какие-то поступления будут.
"pablorianni":

Показалось - преступления...)))
18.12.2017 в 9:51
желаю успехов.
18.12.2017 в 9:52
Оказывается, в 1995 году он за $60 тыс. купил технологию производства синтезированных алмазов и основал компанию Gemesis Diamond

Вот таким образом много чего ускакало за пределы совка, по цене Эскласса.
18.12.2017 в 9:53
Алмаз - это не более чем кубическая аллотропная форма углерода, еще со школьной скамьи помню. Раньше не существовало способов его сделать при помощи научных достижений, получался только природным путем. Поэтому и цены на алмазы баснословные. Ну а раз даже в Беларуси научились выращивать, ждем падения цен.
"Татьяна246":

Читать пробовали? Ещё скорее всего до вашего рождения их уже выращивали.
18.12.2017 в 9:55
Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.


Большего бреда не слышал.
Для анализа и обработки набора определенных параметров компьютер всегда лучше человека.
"ssergg":

Тоже считаю это бредом, скорее всего денег, да и возможностей для автоматизации у них нет.
18.12.2017 в 9:56
medvedev_evgen, полностью с вами согласна, у нас в стране на руководящие должности ставят людей совершенно из других сфер, как может управлять такими технологиями человек, который до этого не имел никакого отношения ни к науке, ни к физике твёрдого тела... Почитал он? Люди всю жизнь этим занимаются. Во главе колхоза должен быть выпускник Горок, во главе университета профессор, который имеет отношение к этой теме, ну а во главе Адамаса у нас юрист, это так по-беларусски. Все прибрано к рукам и поставлены свои люди, мы все знаем, чем это заканчивается.
18.12.2017 в 10:14
классненько
вот это тема(((((
уникально и это радует
18.12.2017 в 10:15
Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.


Большего бреда не слышал.
Для анализа и обработки набора определенных параметров компьютер всегда лучше человека.
"ssergg":

Тоже считаю это бредом, скорее всего денег, да и возможностей для автоматизации у них нет.
"den-1":


Какая автоматизация?
У них денег нет ремонт закончить и нормально протопить помещение. Очередная заказуха о прибыльном госпредприятии отжатом у собственников и простоявшем десяток лет закрытым, а потом начальником назначен очередной "красный" директор......
18.12.2017 в 10:23
А нефть из воздуха не научились добывать?
18.12.2017 в 10:33
на огранку в российскую компанию (свободных специалистов по огранке в Беларуси нет, а учить новых пока дорого).

Огромный завод "Кристалл", крупнейший по огранке в бывшем СССР находится в Гомеле. Когда начал разваливаться вместе с СССР большинство огранщиков укатили в Россию. Но многие остались.
18.12.2017 в 10:35
Возьмите к себе на работу, адамасовцы!
18.12.2017 в 10:38
Одни сплошные планы.
что в планах есть и серьги, и запонки, и серебро с бриллиантами, и даже арт-серия в экостиле

и делится планами: укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое.

Ювелирный цех хоть и небольшой (9 человек), но потенциально там могут производить до 5 тыс. единиц в месяц

Отдайте частнику. Государству 50%
18.12.2017 в 10:43
По технологии НРНТ можно также изменять цвет сапфиров и алмазов. Делал друг в России из коричневатого камешка, зелененький. Цена выросла раз в 10 , с 15т стала 120т$. Из прозрачных сапфиров делал васильковые. Цена выросла с 500 до 8000$ за 1 час работы пресса.Цена из- за цвета очень сильно растет
18.12.2017 в 10:51
(графит — это среда, которая дает алмазу возможность расти).


Полная безграмотность. Что алмаз, что графит это углерод .
18.12.2017 в 10:59
Вот очень интересует кто учредитель этих алмазных и военных ООО, ЗАО - частные лица? И как это у них получается такой интересный бизнесс организовать? Может подскажет кто?
18.12.2017 в 11:00
(графит — это среда, которая дает алмазу возможность расти).


Полная безграмотность. Что алмаз, что графит это углерод .
"ssergg":

Сюда еще карбин добавить надо..
Только типы гибридизации разные.
18.12.2017 в 11:01
Огромный завод "Кристалл", крупнейший по огранке в бывшем СССР находится в Гомеле. Когда начал разваливаться вместе с СССР большинство огранщиков укатили в Россию. Но многие остались.
"kalitko":


У них площади огромные, места навалом - посадить пару огранщиков не проблема, на что будет жить директор? =)))
18.12.2017 в 11:09

luz Сегодня в 10:15
Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.
Большего бреда не слышал.
Для анализа и обработки набора определенных параметров компьютер всегда лучше человека.
ssergg
Тоже считаю это бредом, скорее всего денег, да и возможностей для автоматизации у них нет.
den-1
Какая автоматизация?
У них денег нет ремонт закончить и нормально протопить помещение. Очередная заказуха о прибыльном госпредприятии отжатом у собственников и простоявшем десяток лет закрытым, а потом начальником назначен очередной "красный" директор......
"luz":


Так автоматизация это как раз реальная экономия. Прозевает оператор какой либо параметр и все многочасовой процесс коту под хвост.
18.12.2017 в 11:12
Несколько лет назад предприятие «Адамас БГУ» перешло в структуру Управления делами президента.


как и все в стране...
18.12.2017 в 11:16

luz Сегодня в 10:15
Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.
Большего бреда не слышал.
Для анализа и обработки набора определенных параметров компьютер всегда лучше человека.
ssergg
Тоже считаю это бредом, скорее всего денег, да и возможностей для автоматизации у них нет.
den-1
Какая автоматизация?
У них денег нет ремонт закончить и нормально протопить помещение. Очередная заказуха о прибыльном госпредприятии отжатом у собственников и простоявшем десяток лет закрытым, а потом начальником назначен очередной "красный" директор......
"luz":


Так автоматизация это как раз реальная экономия. Прозевает оператор какой либо параметр и все многочасовой процесс коту под хвост.
"ssergg":


Вы как будто наши госпредприятия не знаете, у них экономия - это здесь и сейчас, если за здесь и сейчас - завтра придется заплатить в 100 раз больше - это никого не волнует.
18.12.2017 в 11:22
двое известных в советские времена бизнесменов - а это еще что за такие???
18.12.2017 в 11:28
Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
"V_T_B":

Природные и искусственные камни можно отличить только изучая состав микропримесей, который индивидуален для каждой кимберлитовой трубки. Но при желании можно синтезировать искусственные камни с примесями аналогичными любому из природных месторождений.
И ходят слухи, что такие камни уже появились на рынке.
18.12.2017 в 11:37
двое известных в советские времена бизнесменов - а это еще что за такие???
"mydiving":


Комсомольцы - молоды и задорны. Другим бизнес делать не разрешали.
18.12.2017 в 11:41
Вот видите,мы не только страна хорошей молочки!!! Алмазы еще. Интересно было узнать.
"KFC-man":


Хорошей молочки? Уж не знаю смеяться или плакать
Как вдолбили так и ходим :)
18.12.2017 в 11:46
"Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет."
Э-э-э-э! Однако!
18.12.2017 в 11:49
как то все у нас не так.все развалили ,разогнали ,посадили,потом опомнились а поезд ушел
18.12.2017 в 11:57
читал про них восторженные статьи в сми РБ еще в начале 2000-х. а оказалось там всех разогнали и посадили...
18.12.2017 в 12:03
"Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет."
Э-э-э-э! Однако!
"Taran2ul":


А что вы хотите от юриста :
Я стал штудировать литературу, смотреть зарубежный опыт.

А как был гуманитарием так и остался.
18.12.2017 в 12:05
укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое
Не, ну удачи, радует, когда в нашей стране хоть кто-то развивает высокотехнологичное производство.
"ibigdan":

В каком же месте здесь высокотехнологичное производство? Высокотехнологичное производство это Intel, TSMC с техпроцессами позволяющими получить размер элементов в 10 нм и меньше. А здесь и автоматизации никакой и оборудование с прошлого века, считай вручную всё и зависит от опыта и мастерства конкретных людей- это нельзя назвать "высокотехнологичным" производством.
18.12.2017 в 12:08
Природные алмазы совсем не редкие и не стоят больших денег. Дорогая цена только из-за монополии одного производителя. Если вы даже найдете алмаз у себя на дворе, то он не будет ничего стоить потому что у вас нет сертификата от фирмы-монополиста. Так и искусственные камни ничего не сделают, потому что маркетологи будут утверждать что сертифицированные природные алмазы лучше.
18.12.2017 в 12:22
Блин ну вот вроде ребята алмазы делают, спрос есть, говорят. А сидят в цеху, который походу ремонта не видел еще с 90ты хгодов. Все какое-то поцарапанное, замызганное, ржавое. Ваш главный капитал это люди, так обеспечьте им достойные условия работы.
18.12.2017 в 12:30
"Мы сертифицировали наши камни в Международном геммологическом институте в Антверпене. Экспертное мнение таково: наши камни ничем не отличаются от натуральных по всем своим химическим и физическим характеристикам." А вот De Beers так не считает- развернули беларускае чуда, да еще и штрафанули не слабо за шулерство! Цивилизованный мир искусственные-(халтурные) "брулики" на ювелирку не ставят- по этическим и нравственным понятиям! А здесь идут с песней и на ура! Звучит как в аннотации на "100% сок" -АРОМАТИЗАТОР???!!!! идентичный натуральному!
18.12.2017 в 12:39
— Работать с прахом умерших мы не решились, а вот технологию получения алмаза из волос отработали.

Ну и правильно.Как это можно делать алмазы из праха родственников? Даже жутко становится.
"fogast":

Мы с мужем несколько лет назад договорились, что я из него сделаю камень (правда тогда речь не шла о бриллианте, но теперь точно будет бриллиант)
18.12.2017 в 12:43
Может хоть эти по 500 получают ...
18.12.2017 в 13:03
Тоже самое что и белорусские нефть и газ.
18.12.2017 в 13:09
— Наши изделия обходятся на 20—30% дешевле изделий с натуральными камнями, а сами синтезированные бриллианты стоят и вовсе вдвое дешевле натуральных. К примеру, отпускная цена на готовое изделие с бриллиантом в 0,15 карата составляет 300 рублей, с камнем в 0,25 карата будет стоить 600 рублей, — директор показывает образцы изделий.


А в наших магазинах изделия с "белорусскими бриллиантами" (кольцо) 0.25 карат стоит 2000+ рублей!
18.12.2017 в 13:11
Несколько лет назад предприятие «Адамас БГУ» перешло в структуру Управления делами президента.

дальше не читал))))
18.12.2017 в 13:38
ну то есть люди создали бизнес, потом обанкротились - их за это посадили, а когда бизнесом заинтересовались иностранцы, завод прибрало государство? Ну норм, как всегда, даже не сомневался.
Я так понимаю, что вопрос выплат предыдущим владельцам за оборудование не поднимается?
Всё понятно - каждый успешный государственный бизнес когда-то был создан умными, но не очень удачливыми бизнесменами
18.12.2017 в 13:41
Вот на такие вещи государство должно вкладывать деньги, а не на ледовые дворцы. Тогда может и заживет страна по-настоящему!
18.12.2017 в 13:54
Там и раньше было полно прикорытников а сейчас вообще прикорытный филиал.
18.12.2017 в 13:55
Вот на такие вещи государство должно вкладывать деньги, а не на ледовые дворцы. Тогда может и заживет страна по-настоящему!
"tasonoff":


Да государство ни копейки не вложило, когда этот завод построили и только запустились - пришли с проверками и обанкротили. Потом десять лет стояло здание пустое. Мне там в аренду помещения в 2010 г. предлагали - цена как в Минске, полы кривые, проводка висит кусками.
А сейчас кто-то из УДП увидел цены на алмазы - и эти герои, типа производство открыли. По факту ничего у них не получится производство алмазов - это не отжатые помещения в наем сдавать, тут работать надо....
18.12.2017 в 14:02
Раз производство алмазов не растет -- значит нет их выгодного сбыта...
Как всегда -- по технологиям вроде прорвемся ..., а по ПРИБЫЛИ ?? --эх, одни ожидания...
18.12.2017 в 14:18
Алмазы синтезировать научились.
Теперь нужно задуматься, как из воды "вырастить" искусственную нефть.
18.12.2017 в 14:21
Во-вторых, рост алмазов зависит от десятка нюансов: например, от перепадов температуры во внешней среде на различных этапах. Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет.

Компьютер может все, что будет написано в виде программы. Скорее напрашиватся вывод, что товарищи сами делают свое дело полуинтуитивно
18.12.2017 в 14:24
Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
"V_T_B":

Вот только Фианит- это диоксид циркония, а искусственный алмаз - это углерод. камни разные, свойства разные, все разное :)
18.12.2017 в 14:27
Искусственные алмазы как искусственный бюст: вроде и красиво, а не надо
"че-ша":


бгг... если с искусственными титьками сравнивать, то немного по другому все.

физическая разница между натуральным камнем и искусственным - у искусственного выше качество решетки и как следствие он прочнее натурального. Другими словами, перекладывая на титьки - это натуральные более лучшие титьки выращенные из клеток человека.

А по поводу того что "не нужны", так это чисто финансовая ржака, т.к. если прировнять искусственный алмаз к натуральному, то можно обвалить алмазные рынки и спровоцировать несколько громких убийств в алмазной мафии :))))
18.12.2017 в 14:36
То то я смотрю Беларусь прям обогатилась алмазами, уже их и складывать негде ))
18.12.2017 в 14:38
Считается, что они более экологичны, чем добытые из недр земли. И это правда.
алмазы у них более экологичные, чем природные, ага...
сейчас такое время, что можно нести любой бред, если на него навесить ярлык "зелёный", "экологически чистый".
Идея для увеличения продаж: "органик алмазы" %)
"Вумудщзук":

Когда говорят, что алмазы экологичнее, имеют в виду, что при их производстве экология страдает не так, как при добыче естественных.
18.12.2017 в 14:42
— Работать с прахом умерших мы не решились, а вот технологию получения алмаза из волос отработали.

Ну и правильно.Как это можно делать алмазы из праха родственников? Даже жутко становится.
"fogast":

Мы с мужем несколько лет назад договорились, что я из него сделаю камень (правда тогда речь не шла о бриллианте, но теперь точно будет бриллиант)
"mala_ja":

А какой еще камень из кучки углерода можно сделать?
18.12.2017 в 14:48
если всё так хорошо, надежно, конкурентно и все в восторге, то напрашивается один вопрос: какого банана вы тормозите? и вообще, не совсем ясна история с рейдерством на предприятии. показалось? :) директор, сделайте себе хорошую упаковку и маркетинг кит, а то совком отдаёт.
18.12.2017 в 14:54
Технология выращивания искусственного алмаза стара как мир. Вопрос в организации промышленного производства. НИКОГДА искусственный не будет сравним по цене с натуральным и не надо тешить себя иллюзией, что при таких объемах на этом можно серьезно заработать. Нефть у нас тоже есть.
18.12.2017 в 15:32
Сможет ли компьютер учесть все эти нюансы и среагировать, как человек? Мы думаем, что пока нет

ещё один "руководитель" не верит в КИП...
я бы сказал - люди ошибаются, и всегда скрывают свои ошибки....
18.12.2017 в 15:36
«После кремации котика, собачки или хомячка в качестве сырья для будущего камня мы оставляем всего три грамма пепла, остальной прах в урне отдаем убитым горем хозяевам, – рассказывает директор киевского бюро ритуальных услуг для животных Анна МИХАЛЬЧЕНКО. – Отобранный материал отправляем своим партнерам – в Германию или в Беларусь, и оттуда уже через три-четыре недели получаем готовый «траурный» бриллиант. Как объясняют изготовители, каждый из них уникален, поскольку останки живых существ неповторимы по своему химическому составу. Поэтому выделенный из них углерод имеет разные примеси, которые и привносят индивидуальность в получаемые бриллианты». Взято отсюда http://www.aif.ua/society/peopleworld/965353
Получается, что "Адамас БГУ" делал алмазы из праха.
18.12.2017 в 15:56
Пусть у них получится развиться, толковое дело делают.
18.12.2017 в 16:00
качество наших кристаллов оценили на международном уровне
наши алмазы выходили в пять раз дешевле
так зачем цену маленькую ставить, так денег не сделаете. И про компьютерное управление дядя насмешил, видать такого уровня ит-страну будут делать.
18.12.2017 в 16:23
(графит — это среда, которая дает алмазу возможность расти).


Полная безграмотность. Что алмаз, что графит это углерод .
"ssergg":

Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
"V_T_B":

Вот только Фианит- это диоксид циркония, а искусственный алмаз - это углерод. камни разные, свойства разные, все разное :)
"Satin69":

Вы хотите сказать, что ювелир не отличит природный камень от искусственного?:) драгоценные камни- это природный алмаз, рубин, изумруд, сапфир и морской жемчуг. Все остальное шило. И пофиг на свойства. Дальше градация идёт по характеристикам. В бытовом плане это означает, что купив синтетику, ты ее не продашь. Или за копьё. Деньги на ветер.
18.12.2017 в 16:23
За пару косарей нафиг нужны такие. а если конкуретноспособно. То мож кто и купит
18.12.2017 в 16:29
Это не алмаз. Это муссанит.
Игрушка
Стекляшка
Дешевка
И стоит он .... Да нихрена он не стоит... (с) Snatch
18.12.2017 в 16:29
Кстати, отличить натуральный камень от искусственного очень просто спец прибору. Искусственные вообще без примесей. Природа такие не выпускает)
18.12.2017 в 16:36
Как-то сомнительно,что ничем не отличаются от природных.Может не совсем удачная аналогия,но например коньяк выдерживают десятилетиями в бочках соблюдая определённые условия(материал бочек,сырьё определённого вида и масса других факторов) и тут кто-то начинает без всяких выдержек-чуть ли не на конвеере разливать подобную жидкость и уверять в её идентичности.
18.12.2017 в 17:02
Это не алмаз. Это муссанит.
Игрушка
Стекляшка
Дешевка
И стоит он .... Да нихрена он не стоит... (с) Snatch
"EgorKa_Minsk":

Муассанит-минерал,а не искусственная хрень.
18.12.2017 в 17:18
Под Минском выращивают не только алмазы, а еще и арбузы ! А по серьезному, я в 85 году писал дипломную по этой теме, такое шило я Вам скажу !
18.12.2017 в 17:20
(графит — это среда, которая дает алмазу возможность расти).


Полная безграмотность. Что алмаз, что графит это углерод .
"ssergg":

Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
"V_T_B":

Вот только Фианит- это диоксид циркония, а искусственный алмаз - это углерод. камни разные, свойства разные, все разное :)
"Satin69":

Вы хотите сказать, что ювелир не отличит природный камень от искусственного?:) драгоценные камни- это природный алмаз, рубин, изумруд, сапфир и морской жемчуг. Все остальное шило. И пофиг на свойства. Дальше градация идёт по характеристикам. В бытовом плане это означает, что купив синтетику, ты ее не продашь. Или за копьё. Деньги на ветер.
"V_T_B":

Только в промышленность и не более !
18.12.2017 в 17:23
а зачем вообще нужны эти алмазы?
"-GNU-":

Пусть будут, так, на всякий случай !
18.12.2017 в 17:42
Так в ноябре 2016 года появилось ООО «АдамасИнвест» (предыдущее предприятие сейчас на стадии ликвидации). Оно также подчиняется Управлению делами президента

Еще одно подтверждение, кто в стране самый богатый - ничего прибыльного мимо не проходит
18.12.2017 в 17:54
Где-то в 2000м мы на лабах по физике мы из газовой фазы в вакууме алмазы выращивали. И алмазные пленки на чем угодно выращивали.
18.12.2017 в 17:57
Без перчаток работает с кислотой...
18.12.2017 в 19:25
Как-то сомнительно,что ничем не отличаются от природных.Может не совсем удачная аналогия,но например коньяк выдерживают десятилетиями в бочках соблюдая определённые условия(материал бочек,сырьё определённого вида и масса других факторов) и тут кто-то начинает без всяких выдержек-чуть ли не на конвеере разливать подобную жидкость и уверять в её идентичности.
"wolf66":

Ну если детально изучить химический состав коньяка и повторить его в лаборатории за час с достаточной точностью, то получится точно такой же коньяк. Нужно понимать, что то, что алмаз пролежал в породах миллион лет еще не значит, что он миллион лет становился алмазом. Наверняка какие-то отличия, не заметные простому смертному, а может и ювелиру, у синтезированного камня имеются, но здесь вопрос совсем в другом. Технический алмаз ценен своими физическими свойствами - люди готовы платить за него потому что он очень твердый. А чем ценен ювелирный алмаз? Если вам интересно как он преломляет свет и все такое, то кристалл из качественного оптического стекла будет ценнее любого алмаза. Но, по-моему, ювелирный алмаз ценен просто тем, что он образовался в природных условиях, пролежал миллионы лет в недрах земли, был найдет в куче бесполезной породы и в конце концов попал именно к вам. То есть фактически он ничего не стоит - ценность имеет только идея о уникальности камня. И кто при этом покупает искусственный алмаз, я понятия не имею.
18.12.2017 в 19:26
Наши искусственные алмазы (бриллианты), стоят дороже природных из других частей света (изучал рынок).
Вот и вопрос: кому они нужны ???
"makar123":

исследования в студию...
18.12.2017 в 19:29
«После кремации котика, собачки или хомячка в качестве сырья для будущего камня мы оставляем всего три грамма пепла, остальной прах в урне отдаем убитым горем хозяевам, – рассказывает директор киевского бюро ритуальных услуг для животных Анна МИХАЛЬЧЕНКО. – Отобранный материал отправляем своим партнерам – в Германию или в Беларусь, и оттуда уже через три-четыре недели получаем готовый «траурный» бриллиант. Как объясняют изготовители, каждый из них уникален, поскольку останки живых существ неповторимы по своему химическому составу. Поэтому выделенный из них углерод имеет разные примеси, которые и привносят индивидуальность в получаемые бриллианты». Взято отсюда http://www.aif.ua/society/peopleworld/965353
Получается, что "Адамас БГУ" делал алмазы из праха.
"GM":

Или киевское бюро разводит своих клиентов, что вероятнее. Купили обычный (может даже технический) алмаз и продали его втридорога сбесившимся с жиру хозяевам праха.
18.12.2017 в 19:52
Наконец-то высокотехнологическое производство! Вот на чем надо зарабатывать!
18.12.2017 в 20:01
Как-то сомнительно,что ничем не отличаются от природных.Может не совсем удачная аналогия,но например коньяк выдерживают десятилетиями в бочках соблюдая определённые условия(материал бочек,сырьё определённого вида и масса других факторов) и тут кто-то начинает без всяких выдержек-чуть ли не на конвеере разливать подобную жидкость и уверять в её идентичности.
"wolf66":

Ну если детально изучить химический состав коньяка и повторить его в лаборатории за час с достаточной точностью, то получится точно такой же коньяк. Нужно понимать, что то, что алмаз пролежал в породах миллион лет еще не значит, что он миллион лет становился алмазом. Наверняка какие-то отличия, не заметные простому смертному, а может и ювелиру, у синтезированного камня имеются, но здесь вопрос совсем в другом. Технический алмаз ценен своими физическими свойствами - люди готовы платить за него потому что он очень твердый. А чем ценен ювелирный алмаз? Если вам интересно как он преломляет свет и все такое, то кристалл из качественного оптического стекла будет ценнее любого алмаза. Но, по-моему, ювелирный алмаз ценен просто тем, что он образовался в природных условиях, пролежал миллионы лет в недрах земли, был найдет в куче бесполезной породы и в конце концов попал именно к вам. То есть фактически он ничего не стоит - ценность имеет только идея о уникальности камня. И кто при этом покупает искусственный алмаз, я понятия не имею.
"a.kastiel":

32 пресса позволяют нам вырастить около 3000 карат в месяц, и при этом все камни очень высокого качества — алмазы цветовых категорий D, E, F и чистоты от чистейших IF до SI, в основном типа II. 80% нашей продукции составляют ювелирные алмазы массой от 0,5 до 1,5 карата, хотя технологические возможности позволяют вырастить под заказ алмаз любых размеров». В доказательство сказанного Николай продемонстрировал журналистам кристалл размером с 10-рублевую монету: «Вот этот, к примеру, 28 карат. После огранки получится бриллиант карат в 15».
.
Как относятся потребители к выращенным алмазам? Вполне благосклонно, особенно современная молодежь, для которой оказывается важно, что эти алмазы бесконфликтны и созданы людьми с помощью высоких технологий без вмешательства в природу. Ну и, что немаловажно, стоимость таких камней примерно вдвое ниже... В то же время и по физическим, и химическим свойствам алмазы, выращенные в лаборатории NDT, идентичны природным
18.12.2017 в 20:02
А почему не назвать статью открыто:
"История еще одного отжима"?
Таких историй- целая куча.
Никого в стране уже и не удивляют методы Управления делами.
"Codman":

Нет, это уже история двойного отжима. 1. Оборудование даром забрали у учредителей частного предприятия и его кредиторов. 2. Эксплуатируется маркетинговая идея ДеБирс, которую они больше сотни лет культивировали среди потребителей - что сверкающий камешек должен быть на теле у каждой богатой и успешной женщины (нафига - не понятно - просто символ богатства такой). И вот приходят беларусы с достижениями современной науки наперевес и ломают всю стройную идеологически систему банальным демпингом.
18.12.2017 в 20:12
Алмаз может вырасти большим, может — маленьким, хорошим или плохим, а то и совсем не растет. Все зависит от
это как T-34 ки выходили кривыми:) называется технология г--но:)
18.12.2017 в 20:12
и тем не менее китай налупил бы их 40 000 штук и все бы там работало:)
18.12.2017 в 20:12
от рубильника
18.12.2017 в 20:20
Как золото или бриллианты, так сразу Наумович, Бунимович и Зелькинд. Гои только прессы обслуживают.
18.12.2017 в 20:31
Бизнес по-белорусски - исходный материал ВДВОЕ дешевле природного, но изделия продают всего на 20-30% дешевле.
18.12.2017 в 20:33
Я последний раз ел креветок примерно тогда же, когда носил бриллианты. Нам-то какой толк от этих производств?
18.12.2017 в 20:55
Искуственный алмаз ну совсем как настоящий! Только его любой специалист отличит и вообще он магнитится как железка
18.12.2017 в 21:01
Искусственные алмазы как искусственный бюст: вроде и красиво, а не надо
"че-ша":

Какая к лешему разница, важны лишь характеристика камня. И я уверен, что человек без микроскопа(да с микроскопом видимо только профессионал) не в жисть не отличит сходные по характеристикам камни, если один из них будет искусственный, а другой натуральный.
А вот история этого дела до невозможности печальна. Т. е. страна могла иметь колоссальные доходы, быть лидером в мире в таком доходном бизнесе... Хорошо, хоть последнее не продали, и сейчас подымают. Успехов!
18.12.2017 в 21:50
ну теперь нужон "спаситель Беларуси"
18.12.2017 в 21:57
Если Вы такие умные, почему Вы такие бедные?!
18.12.2017 в 22:31
Не ювелирка нужна, а крупное CVD производство.
Чтобы выращивали бриллиант в тех же объемах, что и монокристаллический кремний.
18.12.2017 в 22:41
Смотрю, чуток вкинулись в оборудование. Прикольная машинка! В комплекте с J-CAM наверняка потянет на 30+k$
18.12.2017 в 22:52
не ну есть же итальянский кофе. пусть будут белорусские алмазы
18.12.2017 в 23:35
Чего только нет в моей стране..? И тигровая креветка, и папайя, и Джили, и многое, многое другое... , вон, даже предприятие по производству алмазов есть... Нет только стабильности экономики и живём как нищие...
19.12.2017 в 1:49
Судя по обшарпаным стенам и станкам - классическое (в будущем) убыточное предприятие.
19.12.2017 в 8:53
На прошлой неделе большая партия белорусских бриллиантов поступила в магазины.


в 7 карат только желтые 0,5-0,6 карат и по цене 800-900 рублей
19.12.2017 в 9:18
укрепиться на ювелирном рынке, открыть фирменный магазин с ценами на 40% ниже рыночных и многое другое
Не, ну удачи, радует, когда в нашей стране хоть кто-то развивает высокотехнологичное производство.
"ibigdan":


Качество у них "плавает" по стобальной от 1 до 50. Информация проверенная. Думаете у нас не умея делать трактора такие высокие технологии будут на высоком уровне?
19.12.2017 в 10:16
самое понятное из этого всего-
сначала всех посадить , потом обанкротить , потом остаться у разбитого корыта.
как это по-нашему.
главное , чтобы у соседа корова сдохла.
19.12.2017 в 10:19
камни без души!! это как пенопласт вместо попкорнА кушать
19.12.2017 в 10:28
Искусственные алмазы очень востребованы в науке, в частности, они используются для изготовления детекторов радиации, используемых в агрессивных химических средах, а особенно в космической отрасли в условиях жесткого излучения... Поэтому и пригласили в Штаты. Один из учёных, который вёл тогда эту программу, преподавал в БГУ - Новиков Александр Петрович.
19.12.2017 в 13:54
Gemesis Diamond

А на фотографии Genesis Diamonds. И несколько исчезнувших комментариев об этом))) Но сохранённая ошибка (?) в тексте.

Поэтому даже несмотря на то, что белорусские технические алмазы по качеству превосходят китайские, стоят они впятеро дороже.

Несмотря на то, что превосходят по качеству, стоят дороже?

— Они проектировались в 1970-х, но в производстве алмазов для ювелирных целей и лучше БАРСов пока не найти,

К чему относится "и"?

Сама статья очень интересная и познавательная, спасибо.
20.12.2017 в 14:37
Ученые оставили «Адамас» и уехали к Кларку.

Молодцы. Настоящие белорусские бизнесмены: набрать кредитов и всех кинуть.
20.12.2017 в 16:02

Ждите. Любой прибор влет определит, где драгоценный камень, а где фианит. Растите хоть Граф Орлов, подлинник бесценен.
"V_T_B":

Фианит - это не алмаз, фианит - это диоксид циркония, а алмаз - это чистый углерод. Искусственный алмаз и фианит - это совершенно разные вещества.
21.12.2017 в 11:02
Как это у нас по-белорусски: власти проще вместо помощи взять развалить, посадить в тюрьму и создать себе конкурентов:
… После выхода на свободу никто из прежних руководителей «Адамаса» в Атолино не вернулся. Уехали в Санкт-Петербург и Москву и оставшиеся трое ученых, а с ними — и технология синтеза алмазов. Так в мире появилось три крупнейших центра синтезированных алмазов: Москва, Питер и американский штат Флорида.
02.01.2018 в 1:16
ахах) раскручивайте Максим Наумович..) но не забывайте где вы живете) представляю уже статью на онлайнере через несколько лет как бизнесмена Максима обвиняют в чем -нибудь и конфисковывают все имущество)
02.01.2018 в 1:17
один уже великов навыпускал в мотовело) второй походу бриликов наделает))
02.01.2018 в 1:17
и смешно и грешно)
02.01.2018 в 1:19
ахаха едьте лучше к Кларку ..) мой вам совет))
02.01.2018 в 1:27
Девять лет назад Киевский инструментальный завод продал КНР образец специального пресса. Украинцы молодцы)) китаю станки. корее ракеты))