Как это делается: мифы и реальное производство белорусских креветок

15 марта 2017 в 8:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка

Как это делается: мифы и реальное производство белорусских креветок

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка

Тема белорусских креветок как объекта для шуток всплыла совсем недавно. Вряд ли наши предки улыбались, услышав об итальянском кофе или английском чае. Более того, креветки, выпускаемые белорусскими предприятиями еще с девяностых годов прошлого века, были вполне себе обычным продуктом. Но экономические санкции и особенно российские контрмеры поставили несколько популистских вопросов. Мы отправились в Брест, чтобы своими глазами увидеть чудо рождения белорусской креветки.

— Так называемый феномен белорусских креветок возник на фоне заявлений, что Беларусь занимается реэкспортом морепродуктов, — рассказала Елена Горошко, главный инженер-технолог с 20-летним стажем работы в «Санта Бремор». — Реэкспорт — это прежде всего вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров для перепродажи в другие страны. При этом товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки, например переупаковки и сортировки, исключающей переработку, — и на этом мы заостряем внимание. «Санта Бремор» производит, а не перепродает. В случае с креветками, которыми мы занимаемся уже очень долгое время, процесс выглядит так: мы делаем из них готовый продукт — это либо вареная замороженная IQF-креветка, то есть вареная и замороженная поштучно, либо пресервы из морепродуктов.

Выпуск морепродуктов (креветки, мидии, кальмары, осьминоги, каракатицы) «Санта Бремор» осуществляет с 2005 года (с 2013-го — в новом цеху). Объемы переработки морепродуктов составляют до 5 тонн в сутки.

Производство «Санта Бремор» занимает огромные площади. Цех морских продуктов не является исключением. Все начинается с поставки обычных на первый взгляд коробок, внутри которых находится прямоугольный блок замороженных сырых креветок в плотном пакете.

В принципе, креветки — это почти половина всех перерабатываемых компанией морепродуктов. Еще около 40% занимает кальмар, 10% — мидии, 2% — осьминог.

90% перерабатываемых креветок выловлено тралами в открытой воде, остальные выращиваются на фермах. В маркировке креветки, которая поступает в продажу, должно быть указано «дикая креветка» или «аквакультура».

— Дикая креветка ценится выше и имеет более сбалансированный состав. А вот мидии преимущественно являются продуктом аквакультурных хозяйств. В этих коробках — королевская креветка из Китая, «аквакультура» (морепродукты сразу после вылова подверглись шоковой заморозке), — уточняет Елена Горошко, и мы снова возвращаемся к проблемам глобальной торговли.

Несмотря на наличие Минского моря, креветка в Беларуси едва ли перспективна с точки зрения промысла. Ей нужны особые условия: тепло, соленая вода и так далее. В мире есть креветки из северных морей (производства Норвегии, Дании, Канады и других стран) и южных. Учитывая адресность взаимных санкций, и российские, и белорусские производители (даже несмотря на глубину переработки) переориентировались в сторону последних.

— Мы работаем только с креветкой из южных морей, и санкции никак не затрагивают страны — поставщики этой креветки (Индию, Китай), а также других импортируемых морепродуктов (Чили, Перу, Вьетнам). Поэтому наше предприятие могло бы продавать креветки в Россию даже без переработки. Более того, российские предприятия работают с этими же поставщиками. Так что проблем в работе с российским рынком, куда мы поставляем морепродукты на протяжении десяти лет, а тем более отказов от сотрудничества у нас не было.

Импортированные креветки до переработки находятся в специальных камерах хранения при температуре −20°C.

— Далее сырье направляется в отделение распаковки, где замороженные блоки в полиэтиленовой упаковке раскладываются на стеллажи и направляются в камеры размораживания. В зависимости от размера блока здесь им предстоит провести 5—6 часов, пока температура в блоке не достигнет −1—0°С. При такой щадящей разморозке мясо креветки сохраняет все свои ценные параметры.

Кроме стандартов вкуса и полезности, креветки должны соответствовать четким требованиям по внешнему виду. Согласно мировым правилам, размерный ряд морепродуктов определяется как количество штук в единице веса. Размерный ряд креветки имеет обозначение формата x/y, где x — минимальное, а y — максимальное количество креветок в одном фунте (менее полукилограмма). Размер, например, королевской креветки калибруется от 41/50 до 61/70.

— Осьминоги и кальмар вкуснее, когда маленькие, молодые, а креветки и крабы приобретают вкусовые и полезные свойства с возрастом, — рассказывает Елена Горошко.

После размораживания морепродукт направляют на сортировку, где осуществляется инспекция по качеству. Сотрудники визуально проверяют несоответствие по размеру и наличие посторонних включений. В нашем случае проверяли мидии. В отличие от креветок, они замораживаются на месте вылова и продаются уже подваренными (бланшированными) — таковы особенности поставки мидий.

После инспекции креветка направляется на технологическую обработку. Это происходит в больших пластиковых емкостях с раствором, содержащим соль, фруктовые кислоты и другие рецептурные компоненты. Производитель уверяет, что все компоненты имеют натуральный состав.

— Здесь креветка находится определенное время, в течение которого мясо теряет специфический запах сырья и слегка уплотняется. Условно этот процесс можно назвать созреванием.

«Созревшая» креветка готова к варке. Для этого емкость подают на автоматизированную линию. Процесс четко и строго контролируется по температуре, скорости, продолжительности и другим параметрам. Двигаясь по транспортеру, креветка проходит зону тепловой обработки за считаные минуты: варится при 96—98°C (для охлажденных продуктов) или бланшируется при 65—70°C (если будет в дальнейшем замораживаться).

— Смотрите, в сыром виде наша креветка имеет серо-розовый цвет. После тепловой обработки она белеет, мясо теряет прозрачность и уплотняется, — обращает внимание Елена Горошко.

После тепловой обработки креветка быстро охлаждается в ледяной воде. Процесс термообработки прекращается — креветка уже съедобна. В зависимости от цикла производства она идет дальше: или на заморозку, или на фасовку.

Вообще, о варке на производстве, похоже, знают не все покупатели. Поэтому варят креветки дома (как и сосиски, к слову) — это совсем лишнее. Достаточно на пару минут опустить их в кипящую подсоленную воду, чтобы просто нагреть.

После варки и охлаждения креветка выгружается в передвижные тележки и поступает на участок упаковки. Вот один из видов продукции. Лотки делаются на термоформовке. В лоток укладывается порция продукта, затем он наполняется заранее подготовленным маслом или заливкой. Упаковка накрывается пленкой и спаивается с одновременным вытеснением воздуха (вакуумируется). Продукт маркируется и укладывается в коробки.

За последние четыре года доля охлажденных морепродуктов в общем их объеме приросла в три раза. Сейчас это основная часть портфеля производства.

Иным путем поступает на фасовку замороженная креветка, которой сперва нужно пройти холодный участок большого тоннеля.

Шоковая заморозка является исключительно важным этапом в технологическом цикле. Креветки обрабатываются воздушным потоком с температурой −30°С. Таким образом каждая креветка замораживается поштучно, что, кроме сохранения всех полезных качеств, обеспечивает удобство при дальнейшем использовании готового продукта.

Креветка, только вышедшая из морозильника, становится чуть матовой — до того момента, как попадает под струи ледяной воды. Наступает время того самого глазурования, на которое так часто жалуются покупатели.

На самом деле глазурь для креветки необходима: она защитит продукт от окисления и обезвоживания.

— Глазурование — это натуральный безопасный способ сохранения потребительских качеств морепродуктов, который предотвращает их окисление, обезвоживание и порчу. Поэтому данный процесс является обязательным и необходимым. По правилам российского рынка глазурь должна составлять не более 7% от веса продукта. По нынешним белорусским правилам этот процент пока не ограничен, — уточняет Елена Горошко. — На белорусском рынке большинство замороженных морепродуктов, выпускаемых компанией «Санта Бремор», имеют глазурь 30%. Также мы делаем замороженные морепродукты в уникальной упаковке skin, где процент глазури составляет 10% — это самый низкий показатель в Беларуси.

Главный технолог признает, что многие жалобы обоснованны, если рассматривать рынок морепродуктов в целом и учитывать всех производителей.

— Ледяное покрытие — больной вопрос. Во-первых, часто лед нарастает или крошится, переставая служить главной цели, из-за неправильного хранения в объектах торговли. Но и отрицать, что есть недобросовестные производители, которые пользуются отсутствием в национальном законодательстве жестких норм, нельзя. Мы сами были в шоке, когда обнаружили в продукции некоторых коллег до 60% льда. Это вопрос совести.

Елена Горошко напоминает, что процент глазури должен быть указан в маркировке, а также рассказывает, как правильно измерить объем глазури в домашних условиях.

— Возьмите замороженную креветку, взвесьте и поместите в дуршлаг. Затем смойте глазурь холодной проточной водой. Важно полностью смыть лед, но не допустить размораживания креветки, так как в ней самой содержится около 80% воды. Самая распространенная ошибка — когда частично размораживается поверхность креветки и теряется тканевый сок. Снова положите креветку на весы и посчитайте разницу.

После глазурования замороженное мясо креветки по транспортеру подается на участок упаковки. Дозирование и фасование осуществляются автоматически. Упакованная в пакеты креветка укладывается в транспортную тару и направляется на склад готовой продукции.

Перед упаковкой продукты проходят через металлодетектор. Специалисты затруднились вспомнить, когда он срабатывал, но на всякий случай аппарат настроен на три вида металла и неметалл.

Морепродукты сложно назвать стратегически важными для белорусского стола. Особенно экономические проблемы отразились на продажах в 2015 году. Сейчас, говорят в компании «Санта Бремор», ситуация исправляется.

— Две трети объема производства продается в Россию, второй рынок — белорусский (26%), затем идут Украина, СНГ и другие страны. Сейчас в Беларуси в среднем потребляют 300 граммов морепродуктов в год, в России — 450. Несмотря на то, что в целом доля морепродуктов в нашем производстве небольшая, в последние пять лет она растет.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by