Обвинение предложило отпустить. Француза судят в Гомеле за провезенный через границу патрон

 
UPD
17 ноября 2017 в 15:11
Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by
Автор: Андрей Рудь. Фото: Onliner.by

Сегодня продолжился суд по делу о «пуле». За обвиняемого, 24-летнего Жолана Вийо (Jolan Viaud), теперь переживают люди в Беларуси и Франции. В сентябре, пытаясь выехать из нашей страны, этот француз показал инспектору на таможне пистолетный патрон, после чего был задержан. С тех пор находится в гомельском СИЗО. Жолан твердит, что «пулю» подарил ему приятель в Варшаве, заверив, что это муляж, — в противном случае ни за что не принял бы такой сувенир.

Предыстория

Напомним, молодой француз (который постоянно живет и работает в Лондоне) отправился путешествовать по Европе. До Беларуси успел за 3 месяца посетить восемь стран, в том числе Польшу. По его словам, в Варшаве некий Павел и подарил ему «пулю».

Из показаний Жолана следует, что злополучный пистолетный патрон, лежа во внутреннем кармане рюкзака, проехал через три страны. Сначала — из Польши в Литву (внутри ЕС досмотр на границе не проводили), потом — из Литвы в Беларусь (в этом случае на границе патрон не нашли, а сам Жолан, возможно, просто забыл про него). Как бы то ни было, 13 сентября путешественник въехал в нашу страну.

21 сентября Жолан пытался выйти пешком из Беларуси в Украину в пункте пропуска «Новая Гута». Инспектор таможни по-английски спросил: «Имеются ли запрещенные предметы, оружие, боеприпасы?» Жолан в свою очередь поинтересовался, относится ли пуля к запрещенным предметам. После этого достал из рюкзака горсть сувениров, среди которых был и пистолетный патрон 9×19 Parabellum.

Фото: Гомельская таможня

Возможно, если бы инспектор не задал свой вопрос, Жолан и не вспомнил бы про «сувенир». А если бы сам не додумался показать свой патрон, его бы никто никогда не нашел в большом рюкзаке. Или нашли бы в другой стране. Но «бы» к протоколу не подошьешь.

СИЗО и суд

Жолану Вийо предъявили обвинение по части 1 статьи 333.1 — «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь ... боеприпасов...». Минимум по этой статье — 3 года лишения свободы. Позже добавилась еще статья 295, более мягкая, — незаконные действия в отношении боеприпасов (в частности, хранение, ношение и перевозка).

Первое заседание состоялось 15 ноября и вызвало большой ажиотаж. Поддержать француза, который по горло нахлебался местного колорита, приехал его старший брат Гийом. Сюжет о происходящем снимал французский телеканал M6. Все желающие присутствовать не поместились в зале суда Гомельского района.

Рассказывая в суде свою историю, Жолан упорно говорил «пуля», «этот предмет» — возможно, он не особо понимает разницу. Вызванный в качестве свидетеля таможенник, который проводил досмотр, подтвердил: француз сам достал и показал патрон, при этом что-то спрашивал по-английски...

В конце концов, адвокат Жолана предложил изменить меру пресечения и отпустить обвиняемого под личное поручительство его минских знакомых. Суд отказал.

Продолжение белорусских каникул

Сегодня для заседания выбрали помещение побольше, в здании областного суда. Обвинение намеревалось опросить пограничников, которые также общались с Жоланом в тот день. Явились и понятые, в их качестве выступали страховые агенты, работающие на границе.

Заседание началось с опроса понятых. Девушки — страховые агенты пытаются вспомнить события того дня: пригласили в кабинет, показали патрон, объяснили, что его изъяли у гражданина Франции. Там же находился задержанный («Правда, тогда он выглядел немного иначе»).

Судья вскрывает конверт Госкомитета судебных экспертиз. Внутри уже не патрон, а гильза, которая осталась после отстрела.

Теперь произошедшее вспоминает контролер пограничной службы. Он в основном повторяет показания таможенника, который выступал на предыдущем заседании, — во время досмотра француз сам достал из рюкзака патрон и что-то спрашивал. После этого пограничник снял патрон на видеорегистратор и отправился докладывать руководителю.

Порой возникает путаница и разнобой в показаниях сотрудников таможни и погранслужбы. Суд, защита и обвинение пытаются понять, каким образом и в какой последовательности вообще Жолан должен был по правилам пересекать границу. Кто должен быть на пути путешественника первым — таможенник или пограничник? Из ответов начальника отдела таможни следует, что, ступив в красный коридор (именно туда отправился Жолан, ориентируясь просто на очередь), человек обязан хоть что-то задекларировать.

— А если он зашел в красный коридор по ошибке, а декларировать нечего? — интересуется адвокат.

— Значит, он совершил нарушение, — уверен таможенник.

В случае же, если у человека нет опыта пересечения белорусской границы, значит, «должен был спросить, также есть информационные стенды». Напомним, француз не знает русского и белорусского, на пункте пропуска же не оказалось англо- и франкоговорящих сотрудников.

Из характеристик на обвиняемого следует, что приводов во французскую полицию у него нет, проблем с законом никогда не было. Администрация гомельского СИЗО тоже подтверждает: замечаний нет.

Секретарь включает видео, записанное нагрудным регистратором таможенника. Видно, как бородатый Жолан стоит у столика, где обычно проводится досмотр. С улыбкой достает из рюкзака и показывает инспектору свою «пулю». Спрашивает при этом, является ли этот предмет запрещенным. Инспектор несет патрон начальнику. Долго бродит по этажам и коридорам, зовет при этом «Николаевича». Затем находит начальника, тот делает замечание, что находку надо было оставить на месте. После этого таможенник возвращается к Жолану. Начинается полная распаковка рюкзака, фотографирование, оформление... Француз постепенно перестает улыбаться.

После перерыва слово было предоставлено гособвинителю. Это тот редкий случай, когда после речи прокурора в зале начинают тихо целоваться друзья обвиняемого. Обвинитель предлагает признать Жолана виновным в незаконном провозе патрона, но учесть малозначительность объемов, личность обвиняемого, его раскаяние, иные обстоятельства и применить наказание ниже возможного по этим статьям предела — дать штраф 300 базовых величин. При этом предложено изменить меру пресечения и отпустить гражданина под личное поручительство его минских знакомых. (На прошлом заседании обвинение выступало против этого.)

Адвокат, в свою очередь, просит полностью оправдать подзащитного. В числе доводов, помимо прочего, нарушения, допущенные во время досмотра и последующих процессуальных действий. Защитник предложил суду вынести по этому поводу частное определение. Похоже, в этой ситуации все остались в роли проигравших.

Тем не менее, Жолан остается под стражей — по крайней мере, до 20 ноября. На этот день назначено очередное заседание. Знакомые Жолана, которые недавно так радовались после выступления обвинителя, теперь в замешательстве. Сам обвиняемый, судя по лицу, уже ничему не удивляется — безучастно уходит с конвоем...

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!